Урок 16: «Закрытая композиция»

Ассоциативно-эмоциональное восприятие закрытой композиции всегда связано с удерживанием внимания зрителя внутри геометрических границ формы. Все композиционные элементы закрытой композиции тесно связаны между собой: они пластически компактны.

Замкнутая композиция строится таким образом, чтобы она в своём восприятии не стремилась к краям, а как бы замыкалась сама на себя. Взгляд зрителя должен переходить от фокуса композиции к периферийным элементам, и возвращаться через другие периферийные элементы опять к фокусу, то есть стремиться с любой точки восприятия композиции к ее центру.  

Урок 17: «Статика-динамика».

Статика и динамика могут быть выражены в пространственной композиции различными средствами, таким, например, как: характер самой формы, расположение и форма элементов, цвет, пластика и др.

Статика-динамика используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Это впечатление может исходить как из физического состояния формы - стабильного или динамичного, связанного с движением объекта в целом или его частей, так и исключительно композиционного. Некоторые элементы могут зрительно выявлять стремительность формы, другие — наоборот, создавать ощущение покоя, стабильности - «останавливать» форму. Неустойчивые по своему характеру в вертикали могут пересекаться устойчивыми горизонталями, ниспадающие диагонали -могут компенсироваться в своём движении вертикалями или противоположными по направлению диагоналями. Яркий цвет для равновесия может компенсироваться, «успокаиваться» сдержанными тонами и т. д.

По степени зрительной и физической стабильности формы можно разделить на следующие четыре вида:

1. СТАТИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Статика - состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе, в самой геометрической основе. Композиции этого типа спокойны, вызывают впечатление «внутренней достаточности, самоутверждения». По их эмоционально – ассоциативному воздействию на зрителя они оцениваются как предельно стабильные.     Это, как правило, физически статичные формы: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т. п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.

2. ЧАСТИЧНО СТАТИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Частичная статика – такие композиции зрительно статичны, но физически их элементы частично динамичны. Они имеют устойчивую основу, в которой подвижны отдельные элементы. Часто на практике такое движение обусловлено функциональными особенностями объектов, неизбежным реальным движением в них отдельных элементов.

3. ЧАСТИЧНО ДИНАМИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ       

Частичная динамика – такие композиции представляют собой физически статичные, но зрительно динамичные объекты, эмоционально-ассоциативно оцениваемые, как содержащие элементы неуравновешенности. Частично динамичная композиция касается стационарных форм, устремленных, например, в одном направлении, с асимметрией и другими присущими динамичным композициям свойствами. При создании частично динамичных объектов возникают композиционные задачи, требующие использования знаний в области пространственной композиции и опыт практической работы.

4.  ДИНАМИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Динамика - это зрительное восприятие движения, стремительности формы. Композиции этого типа составляют зрительно и физически полностью динамичные формы. Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других: это часто исключает размеренность, основательность, кажущуюся завершенность. Динамичные композиции имеют внешне неустойчивый вид, склонный к движению, асимметрии, открытости.

Урок 18: «Равновесие».

Равновесие - это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой.

Элементы уравновешенной композиции эмоционально – ассоциативно оцениваются, как уравновешенные, что немаловажно при её зрительном и чувственном восприятии. Часто равновесие композиции зависит от распределения масс её элементов относительно центра. Распределение нагрузок и точек опоры относительно центра тяжести должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости композиции.

Равновесие объемов или частей любого объекта зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости. Но композиционное равновесие достигается не только геометрическим соотношением частей композиции, но и, соразмерностью форм, деталей, гармонией цветов, тонов и правильно подобранной фактурой.    

Урок 19: «Гибкость».

Гибкость - в современном видении композиции гибкость трактуется, как художественная система, способная развиваться, сохраняя при этом свою композиционную завершённость. Гибкость как композиционный принцип практически широко используется в различных областях изобразительного искусства, в том числе и в дизайне.

В дизайне гибкость, как правило, обуславливается функцией формы. Как пример можно привести формы, существующие в природе, где изменения являются самой сущностью их существования, которые возникают под действием на форму как внутренних, так и внешних сил. Живые формы изменяясь остаются целостными.

Гибкость часто несёт в себе все признаки динамики, которая обуславливается ассоциативно-эмоциональными особенностями нашего восприятия. Таким образом воспринимаемая динамика достигается различными композиционными приемами (их мы уже рассматривали в разделе, посвященном динамике). Динамику может дополнять физическое изменение формы в пространстве и времени за счет подвижности, перегруппировки элементов, их добавления, убавления, сдвига, или вращения.

1) Простейший вид гибкого формообразования - это изменение формы всей композиции на основе разного сочетания одних и тех же элементов, приспособленных для различной компоновки. Он четко раскрывается, например, в так называемых репортных системах, модульных системах, состоящих из одинаковых повторяющихся элементов. На их основе создаются различные комбинаторные структуры, которые могут свободно развиваться в разных направлениях.

Рассмотрим несколько приёмов разработки комбинаторных структур:

1. Установление «модульного» порядка на основе складывания одинаковых по форме элементов.

2. Сборка разных модульных элементов по единым стыковочным узлам.

3. Изменение положения формы с изменением функций.

Более сложная комбинаторика - это свободное развитие формы в пространстве. Она основывается на совмещении и обобщении двух противоположных, по сути, тенденций: унификации и индивидуализации формы. Такое совмещение заключает в себе целый ряд различных приёмов построения гибких композиций. Все эти приемы допускают применения разных композиционно-динамических средств: цвета, расположения элементов, их фактуры, текстуры, рельефа и т. д.

Виды сложной комбинаторики:

Трансформация - изменение внешнего вида формы в прямой связи с выполнением её функции.

Внешнее различие элементов, составляющих гибкую структуру, при сохранении их функционального и пластического единства.

Композиционная завершенность форм, т. е., несмотря на разнообразие элементов их композиционное единство.

Сохранение внутренней масштабности, отвечающей изменению структуры.

Отсутствие жёсткой зависимости внешней формы от её конструктивной основы.

Отсутствие унифицированных узлов соединений при сохранении их инженерно- функционального назначения.

2) Более сложный вид гибкого формообразования - способность формы к органичной модификации. Такой подход к дизайн решению позволяет осуществлять полную или неполную модификацию в процессе эксплуатации. Первая - характеризуется частичным изменением объекта с сохранением части, ещё не утративших своего значения, его элементов. Вторая - переход старого объекта в совершенно новое состояние.

Модификации могут быть подвергнуты: конструкция, материал, цвет, любые другие композиционно-художественные и функциональные свойства формы. Важно учитывать, что способность к изменениям должна быть предусмотрена ещё в процессе проектирования и стать органичной частью замысла дизайнера. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: