Духовность и её развитие в свете синтеза науки, философии и религии

 

Пробуждение духовности – не новое научное веяние или желание определённо настроенного круга людей, - это космическое условие. Об этом сказано человечеству ещё в первой половине XX века в Учении Агни Йога. Более сурово уже в самом конце XX века нам напоминает об этом Учение Сердца: «Лишь духовностью не напускной, но внутренней, сохраните жизнеспособность свою…». Понимание чрезвычайной важности данного условия выражают и наиболее прогрессивно мыслящие учёные современности. Так, например, акад. РАЕН Акимов А.Е. подчёркивает, что именно Императив Духовности является единственным критерием выживания человека в третьем тысячелетии.

Какой же смысл сокрыт в понятии «духовность»? Поисками ответа на этот вопрос заняты многие умы человеческие. Анализ опубликованных научных материалов по обозначенной выше проблеме в философских и особенно в психолого-педагогических исследованиях позволяет автору констатировать основную (на её взгляд) тенденцию, доминирующую в интерпретации сущности понятий «духовность», «духовное», - выведение сущности данных понятий из категорий «нравственность», «нравственное». Определение духовности как результата нравственности, приобщения к общечеловеческим ценностям. При этом «дух» относится многими исследователями к культурологической, мировоззренческой категории. В большей части работ духовность отождествляется с развитием интеллекта, формированием мировоззрения, убеждений, с принципом саморазвития и самореализации личности. Так, например, проф. МПГУ, д.п.н. Пряникова В.Г. и акад. РАО Равкин З.И. утверждают, что высшим уровнем сформированности духовности личности, её сердцевиной являются мировоззрение и стойкие моральные принципы, идейные убеждения, идеалы, соответствующие общечеловеческим и национальным ценностям, составляющим в целом её ядро (Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике. – М., 2001, с. 6).

 Однако, изучение и анализ многочисленных работ из других областей знаний – религии, философии (особенно христианской, экзистенциальной, интуитивной), мировых духовных Учений и таких научных областей знания, как физика (с новыми её отраслями – биофизика, субъективная физика, психофизика, когнитивная физика), биология, квантовая генетика, биоэнергоинформатика, - показывает явную ошибочность такого понимания.

По убеждению автора, изучение наинасущнейшей на сегодняшний день проблемы не может оставаться в рамках очерченного некогда круга «дозволенных» советской науке источников познания, в рамках одного единственного диалектико-материалистического мировоззрения. Думается, что истина скорее откроется нам не в отрицании (а порой и осмеивании) всего того, что не входило до сих пор в «круг» наших представлений, а в расширении его границ и вмещении в него всего неведомого нам, но ведомого другим. Только на пути синтеза, на пути вмещения и объединения порой абсолютно противоположных точек зрения, мы можем, пусть и не до конца постичь истину, но гораздо ближе приблизиться к ней. О расширении поля познания говорил в своё время в трактате «О достоинстве и приумножении наук» Фрэнсис Бекон: «что же касается мнений древних философов, таких как Пифагор, Анаксагор, Платон, Аристотель и др., к которым обычно относятся пренебрежительно и невнимательно, то было бы весьма полезно проявить немножко больше скромности и повнимательнее изучить их… Будет полезно также познакомиться с разнообразными несогласными друг с другом философскими учениями, с различными толкованиями природы, из которых одно может быть ближе к истине в одном вопросе, другое – в другом» (Кн. 3, гл. 4).

 Именно «разграничение того, что существует тысячелетия, от того, что создалось столетиями» явило те заблуждения, которые так ускорили и усугубили проблемы человечества, сказано в Живой Этике. На необходимость синтеза обращает внимание наш современник, святой Индии, почитаемый миллионами людей разной веры Сатья Саи Баба: «Поиск истины заключается в соединении научных и духовных открытий. Ветви не могут существовать без корней. Но если нет ветвей, корни бесполезны. Те и другие взаимосвязаны. Так каждому нужно осознать неделимую взаимосвязь между внешним и внутренним. Только тогда можно постичь истину во всей её полноте и сделать её основой своей жизни».

 Эту же мысль разделяют многие современные учёные (Акимов А.Е., Волченко В.Н., Владимиров Ю.С., Дмитриев А.Н., Иванов А.В., Московский А.В., Рыбаков Р.Б., Шадриков В.Д. и др.). Необходимо легализовать запрещённый во времена господства диалектического материализма необыкновенно богатый и глубоко содержательный Мир высшей реальности. Его признание, - считает Ю.И.Кулаков, - расчистило бы многовековые завалы на пути истинного объединения науки, философии и религии и явилось бы первым шагом к духовному обновлению науки.

В представленной вниманию читателей статье, автор, на основании изучения, анализа и последующего синтеза знаний по данной проблеме (конечно, далеко ещё не завершённого) предприняла попытку поделиться своими размышлениями (или некоторыми их результатами) о смысловом содержании понятия духовность как базового компонента духовно-нравственного становления человека и путями развития духовности.

В исследовании использовались в основном труды по философии, религии, наследие подвижников и мистиков Востока, духовные Учения и работы представителей современной прогрессивной науки.

Итак, что же есть духовность?

 Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания, обозначенных выше, практически идентичны. Духовность здесь неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке (в Учении Живой Этики она названа психической); с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви. 

Так, Н.Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «я» человека. Именно духовность, идущая из глубины, по его убеждению, и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.

 Человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна, - говорил В.Франкл. В своей работе «Духовность, свобода и ответственность» он пишет: «То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия».

Созвучны этим взглядам и мысли И.А.Ильина. Так, в статье «Инстинкт духовности» философ подчёркивает: «…говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию… Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальность, и притом драгоценная реальность, - самая драгоценная из всех… Дух есть дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; - начало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительное. Он освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным».

По мнению митрополита Сурожского Антония, духовность – не достижение, а путь. Духовность заключается в том, что Святой Дух действует в нас, это проявления его таинственного действия.

Подвижник-аскет Феофан Затворник утверждал, что по своему естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё душевное, а тем паче телесное, а за ними и всё своё внешнее, то есть жизнь семейную и общественную.

Философско-религиозной русской мысли удивительно созвучны мысли мистиков и подвижников Востока. Шри Рамакришна, почитаемый святой подвижник не только в Индии, но и во всём мире, также говорил, что сущность человека – Дух.

Основатель интергальной йоги Шри Ауробиндо настаивал на том, что духовность не есть интеллектуальность, не есть идеализм, не есть поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; что это не религиозность или страстный эмоциональный подъём духа. Духовность, по убеждению Ауродиндо, в своей сущности есть пробуждение внутренней реальности нашего существа.

Откровением божественного света, который сокрыт в каждой душе, открытием духа, - считал духовность философ-мистик, музыкант, поэт Индии Хазрат Инайят Хан.

Духовность означает, прежде всего, разрушение животной природы в человеке и раскрытие в нём его божественного сознания, разъясняет в своих многочисленных беседах Сатья Саи Баба. Духовность требует осознания того, что разнообразные способности человека происходят от Духа, а не от ума; она помогает проявить Божественность в самом себе, поскольку является выражением подсказок Внутреннего Духа.

Нравственность и честность, говорит Саи Баба, - основаны на духовном сознании. Только духовность может поставить человека на священный путь, который приведёт его к цели. Только духовность может возвысить человека и поднять его на более высокий уровень… Забывая о духовности, человек ведёт искусственную жизнь, в основе которой лежат земные удовольствия.

Особо святой обращает внимание на то, что духовность имеет отношение к духу любви; она подразумевает силу, исходящую от любви По его мнению, Эйнштейн интуитивно чувствовал, что та неизменная сила, что кроется за энергией, может быть определена как божественная.

Человечество имеет в настоящее время и ещё один Источник, проливающий свет на суть рассматриваемого вопроса – это данное в первой половине XX века Учение Живой Этики, а в конце века – Учение Сердца. Какова же сущность понятия «духовность» с этих позиций? В первую очередь – это проявление тончайшей, всеначальной, высшей психической энергии в человеке. Отложения психической энергии являются тем веществом, посредством которого проявляется дух. Более того, сам дух есть энергия сознания, или Психическая энергия. Психическая энергия не является собственностью человека в прямом смысле этого слова, поскольку «именно всеначальная энергия не может быть присвоена. Она вибрирует и постоянно космически изменяется. При израсходовании она восполняется не изнутри, но извне.

Зерно духа одето в сияющую психическую энергию. Это одеяние может быть убого или прекрасно, но оно менее всего принадлежит человеку. Он одарён щедро, ибо микрокосм является конденсатором психической энергии» (Надземное, 697). Учение Живой Этики поясняет, что «называя её психической энергией, говорим о той же Софии мира эллинов или Сарасвати индусов. Святой Дух являет признаки психической энергии так же, как созидающий Адонай Израиля и Митра, полный солнечной мощи» (Агни Йога, 416). Оказывается, что и «благодать вполне реальное вещество высшей психической энергии» (Иерархия, 229). Кроме этого, Учение обращает внимание на особое светоносное соединительное вещество, идущее из сердца: «эманации сердца постоянно творят светлое вещество, которое назовём как бы смыслом психической энергии» (Сердце, 374).

Духовность, как тончайшая энергия, является своеобразным «мостом», связующим человека с Высшим Миром: «…только психическая энергия, вступив в общение с Высшим Миром, может направить суждение на путь Истины…. Только мысль о Надземном Мире может помочь отличить частицу Абсолютного, доступного человеку» (Надземное, 755).

Много внимания вопросам духовности и ее развития уделяла в своих многочисленных письмах Е.И.Рерих. «Все аппараты будущего для собирания и конденсации тонких энергий будут нуждаться в наличности психической энергии высшего качества, или духовности в операторе, - отмечала Елена Ивановна. - Многие тончайшие соединения возможны лишь в присутствии ауры определённого напряжения и состава» (25.10.36 г.).

«Духовность есть основа всякого Бытия, вечного или бессмертного… Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, - великая мощь в Космосе. Высокая духовность есть ярая любовь ко всему Прекрасному» (15.10.53 г.).

Грани Агни Йоги, дополняя данное в Учении знание, ещё раз дают нам понять, что «духовность не имеет ничего общего с явлением интеллекта. Духовность и личность можно противопоставить друг другу как высшее и низшее начало в человеке…

Духовность – неотъемлемое достояние человека. Это ценность, превыше которой нет ничего на Земле… Признаки духовности скрыты глубже и остаются с человеком всегда, порою выявленными, порою скрытыми!» (ГАЙ, VI, 516; X, 284).

«Энергия всеначальная слагает все виды существ живых. Так в потенциале каждая тварь Божья имеет некий спектр огней непроявленных, процесс оживления которых зависит только от деяний носителей их», - говорится в Учении Сердца (Молитва Сердца, 250).

О том, что в глубине недр Пламенного сердца человеческого имеется «семя духовности, Рукою Творца Вседержителя брошенное на почвы благодатные», «з ерно свойства Божественного, токами Любви Вселенской пронизанное», «Дух живородящий семени Бессмертия» открывает нам и Огненная Библия (С. 58, 84, 223).

Что же говорят о духовности учёные, идущие по пути синтеза знаний, а потому и нескованные старыми догмами? Приведём несколько разных определений, данных представителями современной науки:

«Дух – неделимая, неизменяемая божественно идеальная тонкоматериальная сущность, которой человек наделяется Богом от зачатия, дающая человеку возможность стать богоподобным и обеспечивающая человеку связь с Небесами. Через Дух Бог следит за нами. Через Дух наши обращения достигают Небес.

Духовность – это оболочка Духа, нарабатываемая человеком по жизни.

В содержательном смысле Духовность – это состояние человека, принявшего в качестве основы своей сущности, - Творца, Иерархию и Любовь, и устремленного к ним, живущего с открытым сердцем, руководствующегося в своих действиях нравственностью и добром, ориентированного на расширение сознания, творческое созидание и самосовершенствование, следующего законам Космоса» (доктор физико-математических наук, академик РАЕН Акимов А.Е.).

«Духовность – реальная феноменологическая величина. Духовность – принцип работы духа с человеком» (доктор медицинских наук Казначеев С.В.)

«Через духовность осуществляется связь энергии Космоса с полем живого вещества человека. Духовность – это способность человека трансформировать энергию Космоса и направлять её на других людей с целью дальнейшего развития вселенской любви, добра и саморазвития. …духовность – изнутри имманентно присущее» (доктор психологических наук, профессор, академик РАО Пономаренко В.А.).

Как путь вертикального самосозидания человека, духовного движения к Богу (или Сверхразуму, Космосу); как оплодотворённость души духом и постоянную тягу к вершинам бытия, - рассматривает духовность В.И.Андреев (автор инновационного курса «Педагогика творческого саморазвития»).

Из анализа других научных взглядов на духовность, когда авторами не даётся точное определение данного понятия, всё же можно достаточно ясно отметить – ведущим (в смысловом аспекте) для большей части авторов в характеристике духовности выступает «дух», сущее в человеке. Характерной особенностью здесь является обозначение исследователями принципиального различия духовности и знаний, как результата овладения культурой. Так, например, В.Д.Шадриков подчёркивает, что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. По его мнению, духовным может быть и человек со средними способностями. 

 Итак, подводя итог, можно заключить, что духовность – это тончайшая духовная энергия, связывающая человека с Высшим Миром. Именно эта энергия (которую можно назвать и психической, и огненной, и энергией сознания, и сердечной энергией) даёт возможность нашему духу проявлять себя в земном мире, одухотворяя («осеняя», «оплодотворяя») всё, что производит человек «своими руками и ногами». Духовность, как божественная по своему происхождению энергия, теснейшим образом связана с Любовью. Я бы даже сказала, что в своём высшем проявлении она, по сути, и есть проявление высочайшей, тончайшей энергии Любви, энергии Огненного сердца,  которое на этом уровне и есть Высшее сознание человека.

Носители высокой духовности – своего рода Светочи мира сего, поскольку своим светом (невидимой глазу смертного Огненной мощью, которая многократно превосходит даже атомную энергию по своей утончённости) они воистину освещают и преображают наш мир, «испивая своими сердцами» чашу яда земного. Именно они своими Огненными сердцами (потоком своей сердечной энергии, наполненной Любовью) способны зажигать и в других сердцах Веру, Надежду и Любовь. Такие люди – вдохновители, целители, духовные Учителя с большой буквы. Это те, которые не стремятся учить сами, а те, к которым идут учиться. Человек, накопивший «кристалл» духовности (называемый в Агни Йоге Рингсэ) и достигший своей самоотверженностью высокого духовного потенциала становится духовным магнитом, проводником, привлекающим и проводящим через себя Высшие энергии на Землю. По сути, такими проводниками на сегодняшний день должны стать все люди. Почему? Потому что в настоящее время Земля выходит в своём эволюционном развитии на новый виток.

 На Землю проливаются огненные космические энергии, которые в Учении Сердца названы токами Любви. Именно о приближении Огня и подготовке к его принятию предупреждало нас Учение Агни Йога. Теперь настало время, когда Огонь – ток наивысочайшей частоты – лавиной идёт на Землю. Проявление этого Огня уже отмечено учёными (так, например, см. Дмитриев А.Н. Огненное пересоздание климата Земли. – Новосибирск – Томск, 2002). Ассимилировать, принять эти токи можно только Огненным сердцем, которое и есть носитель истинной духовности – огненной энергии Любви. Ничто другое не способно принять потоки лучей из сфер Огнедышащих, потому и сказано в Учении Сердца: «Лишь сердце любящее спасёт вас!» (Зов Сердца, 10.12). Да, только сердце, - этот «великий трансмутатор материи и энергий, текущих через оболочки духа» (ГАЙ, IV, 371).

Духовность, как своего рода потенциал, «зерно», - имеется, в принципе, у каждого, но оно может так и остаться в непроявленном, «спящем состоянии», если его не пробудить и не помочь «пойти в рост».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: