Метод проектов в современной школе ∙ Проектное обучение ∙ Понятие учебного проекта и этапы его разработки ∙ Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся
Метод проектов в современной школе
Педагогическое проектирование – это использование метода проектов в образовательном процессе. По мнению Г.Д. Бухаровой, суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты.
Проектный метод - это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера.
Традиционный учебный процесс в школе ориентирован в большей степени на приобретение знаний, умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени на творческо-исследовательскую работу. Не менее сложным оказывается для старшеклассников и выбор профиля высшего или среднего специального учебного заведения, а также проектирование собственного жизненного пути.
|
|
Во многих психолого-педагогических работах доказано, что индикаторами фактора «развитие» является способность человека к творческому поиску, анализу и переработке информации. Большие возможности для обучения старшеклассников приемам исследовательской деятельности предоставляет объединение их в научные общества и участие в проектной деятельности.
Научная работа предполагает исследование проблем, которые еще не решены. При этом особо ценится способность видеть в открытиях не только ответ, но и новые вопросы. Проектирование дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, обеспечивает возможность участия в научных экспериментах и исследованиях.
Задачи проектной деятельности:
1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей. Включение их в процесс самообразования и саморазвития.
3. Развитие у учащихся творческого мышления, научной интуиции и инициативного подхода к усвоению знаний.
4. Формирование исследовательских навыков, умений грамотно доказывать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
В результате объединения старшеклассников для достижения общих задач у них вырабатываются устойчивая готовность к саморазвитию, умение самосовершенствоваться; проявляются определенные интеллектуальные качества, обозначающие готовность к творческой самореализации.
|
|
Под готовностью старшеклассников к творческой самореализации понимается интегральное качество личности, которое характеризует степень полноты, целостности и результативности проявления положительной мотивации, самоорганизации, творческих способностей в процессе осуществления учащимися замыслов в решении учебных задач и проблем.
В рамках обучения старшеклассников приёмам научно-исследовательской деятельности выделяются три главных принципа проектирования:
- задача разработки тематики содержания научных работ учащихся;
- проектирование форм и методов работы, в наибольшей степени способствующих развитию общения между участниками образовательного процесса;
- вовлечение в научно-исследовательскую деятельность старшеклассников и стимулирование их активной позиции в профессиональном самоопределении.
Учебный проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, созданного в процессе проектирования, и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Первоочередной задачей учащегося является выбор темы исследования. Эта работа предполагает тесное сотрудничество ученика и педагога, выступающего в роли научного руководителя. Практика создания научно-исследовательских работ со старшеклассниками может рассматриваться как особое направление образовательного процесса. Тема должна быть актуальной, в ней должны отражаться новые перспективные направления науки и техники. Выбор темы зависит от интересов как самих учащихся, так и работающих с ними педагогов.
Включение проектной деятельности учащихся в учебный план школы может осуществляться следующим образом:
- в рамках регионального компонента;
- в рамках школьного компонента;
- за счет часов, выделенных внутри предметных областей и курсов по выбору.
- за счет часов, специально отведенных экспериментальным Базисным учебным планом РФ, вариант 3.
Проектное обучение
Проектное обучение – это обучение, в процессе которого используется метод проектов.
Под целями проектного обученияпонимают следующее:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным:
а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока), когда не на словах, а на деле учащийся может почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у учащихся осознание значимостиколлективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместнойдеятельности впроцессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать, понять другую. В случае несогласия уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не просто отвергать его) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, учитывающее позитивные моменты каждого предложения.
3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
|
|
Указанные выше цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» – «Я хочу» – «Я нравлюсь»), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений).
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения, развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.
Исследователи выделяют основные требования к использованию метода проектов:
а) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного поиска для ее решения;
б) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры);
в) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.