Проектный метод в обучении

 

Метод проектов в современной школе Проектное обучение Понятие учебного проекта и этапы его разработки Роль учителя в организации проектной деятельности учащихся

 

Метод проектов в современной школе

 

Педагогическое проектирование – это использование метода проектов в образовательном процессе. По мнению Г.Д. Бухаровой, суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты.

Проектный метод - это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения практических заданий проблемного характера.

Традиционный учебный процесс в школе ориентирован в большей степени на приобретение знаний, умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени на творческо-исследовательскую работу. Не менее сложным оказывается для старшеклассников и выбор профиля высшего или среднего специального учебного заведения, а также проектирование собственного жизненного пути.

Во многих психолого-педагогических работах доказано, что индикаторами фактора «развитие» является способность человека к творческому поиску, анализу и переработке информации. Большие возможности для обучения старшеклассников приемам исследовательской деятельности предоставляет объединение их в научные общества и участие в проектной деятельности.

Научная работа предполагает исследование проблем, которые еще не решены. При этом особо ценится способность видеть в открытиях не только ответ, но и новые вопросы. Проектирование дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, обеспечивает возможность участия в научных экспериментах и исследованиях.

 

Задачи проектной деятельности:

1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

2. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей. Включение их в процесс самообразования и саморазвития.

3. Развитие у учащихся творческого мышления, научной интуиции и инициативного подхода к усвоению знаний.

4. Формирование исследовательских навыков, умений грамотно доказывать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

В результате объединения старшеклассников для достижения общих задач у них вырабатываются устойчивая готовность к саморазвитию, умение самосовершенствоваться; проявляются определенные интеллектуальные качества, обозначающие готовность к творческой самореализации.

Под готовностью старшеклассников к творческой самореализации понимается интегральное качество личности, которое характеризует степень полноты, целостности и результативности проявления положительной мотивации, самоорганизации, творческих способностей в процессе осуществления учащимися замыслов в решении учебных задач и проблем.

В рамках обучения старшеклассников приёмам научно-исследовательской деятельности выделяются три главных принципа проектирования:

- задача разработки тематики содержания научных работ учащихся;

- проектирование форм и методов работы, в наибольшей степени способствующих развитию общения между участниками образовательного процесса;

- вовлечение в научно-исследовательскую деятельность старшеклассников и стимулирование их активной позиции в профессиональном самоопределении.

Учебный проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, созданного в процессе проектирования, и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Первоочередной задачей учащегося является выбор темы исследования. Эта работа предполагает тесное сотрудничество ученика и педагога, выступающего в роли научного руководителя. Практика создания научно-исследовательских работ со старшеклассниками может рассматриваться как особое направление образовательного процесса. Тема должна быть актуальной, в ней должны отражаться новые перспективные направления науки и техники. Выбор темы зависит от интересов как самих учащихся, так и работающих с ними педагогов.

Включение проектной деятельности учащихся в учебный план школы может осуществляться следующим образом:

- в рамках регионального компонента;

- в рамках школьного компонента;

- за счет часов, выделенных внутри предметных областей и курсов по выбору.

- за счет часов, специально отведенных экспериментальным Базисным учебным планом РФ, вариант 3.

 

Проектное обучение

Проектное обучение – это обучение, в процессе которого используется метод проектов.

Под целями проектного обученияпонимают следующее:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Это становится возможным:

а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока), когда не на словах, а на деле учащийся может почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развивать у учащихся осознание значимостиколлективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместнойдеятельности впроцессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать, понять другую. В случае несогласия уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не просто отвергать его) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, учитывающее позитивные моменты каждого предложения.

3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Указанные выше цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» – «Я хочу» – «Я нравлюсь»), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений).

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения, развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.

Исследователи выделяют основные требования к использованию метода проектов:

а) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного поиска для ее решения;

б) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры);

в) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: