Проектирование программы развития образовательного учреждения

 

Структура и содержание программы развития ∙   Особенности проектирования программы развития

 

Структура и содержание программы развития

 

Структура и содержание программы развития образовательного учреждения представлены в научно-методических изданиях В.И. Загвязинского, В.С. Лазарева, М.М. Поташника и других.

Программа развития учреждения – это проект системного преобразования учреждения, при котором инновации затрагивают существенные стороны образовательного процесса.

Б.З. Мильнер определяет программу как вид управленческого документа, в котором намечены векторы развития системы в заданный интервал времени с соответствующим ресурсным сопровождением.

Как считает В.С. Лазарев, программа развития образовательного учреждения – это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.

Любая программа, если исходить из традиционного смысла этого понятия, – это система действий, предписываемая субъектам управления образованием, направленная на достижение его целей. По своему смыслу это нормативная модель совместной деятельности групп людей, определяющая: состояние исходной системы; образ желаемого будущего; состав и структуру действий по переходу от настоящему к будущему.

Наличие модели деятельности по реализации программы развития позволяет иметь четкое представление о том, какой конечный результат и в какой срок должен быть получен, какова роль каждого в этом процессе, в какой последовательности и какие действия должны производиться, к чему может привести невыполнение частных задач.

Исходя из представлений А.М. Новикова и Д.А. Новикова, программа реализации модели педагогической (образовательной) системы на практике – это конкретный план действий по реализации модели в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки.

Благодаря программе, по мнению В.С. Лазарева, не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, чего от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.

М.М. Поташник ставит новые задачи совершенствования подготовки программ развития школ, которые он видит в углублении проектировочной деятельности по многим разделам программы. Автор обращает внимание на то, что ряд школ, получивших миллионные гранты, ничем себя особо не проявили, не стали центрами образовательной культуры в своем городе, районе. Сейчас у этих школ появляется шанс не только «сохранить лицо», но и завоевать авторитет, и путь здесь очевиден: взять любую актуальную тему для развития, разработкой которой никто не занимался, представить прогрессивный опыт по этой теме, стать действительно ресурсным, социокультурным, опорным образовательным учреждением.

Программа развития  - это  инструмент, способствующий гарантированному, результативному, экономичному и своевременному переходу образовательной системы в новое качественное состояние.

Обобщение и анализ накопленного по данному вопросу педагогического опыта В.С. Лазарева, М.М. Поташника,
А.М. Моисеева, показывают, что программа развития должна удовлетворять следующие требования: актуальность, прогностичность, эффективность, реалистичность, полнота и целостность. Не менее важными показателями при экспертной оценке программы являются: проработанность, управляемость, контролируемость, социальная открытость, культура оформления программы как документа.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: