Знание основных характеристик этапов развития системы позволяет прогнозировать ее саморазвитие.
ПЕРВЫЙ ЭТАП развития воспитательной системы – этап становления. На этом этапе необходимо уделить особое внимание следующему. Во-первых, формированию ее концепции как совокупности основных педагогических идей. Во-вторых, выделение системообразующей деятельности, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых, была бы значима и престижна в их глазах, естественна для данной школы (например, для городских школ достаточно редко труд выступает как системообразующая деятельность), обеспечена материально-технической базой, кадрами, предусматривала бы связи с другими видами деятельности. В-третьих, необходимо создание "опережающих ситуаций", моделирующих будущую систему в наиболее существенных моментах.
Особое значение на этапе становления приобретает введение новаций в школьную жизнь, которые могут быть как стабилизирующим, так и дестабилизирующим фактором для создаваемой системы.
|
|
Управление воспитательной системой на этом этапе в основном осуществляется на организационно-педагогическом уровне, хотя, безусловно, присутствует и психологическая коррекция.
Главное: цели воспитательной системы должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.
ВТОРОЙ ЭТАП связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Интенсивно идут процессы коллективообразования в среде школьников и педагогов. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения. В школе в рамках основного коллектива возникают различные временные коллективы и одновозрастные и межвозрастные объединения, что создает необходимость организации взаимодействия между ними в целях устойчивого, стабильного развития системы.
Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Идет ярко выраженный процесс массового воспитания через коллектив. Рождаются коллективные традиции.
Взаимодействие системы с внешкольной средой в этот период складывается весьма сложно, особенно с молодежным окружением. Резкое возрастание интереса детей к внутришкольным делам приводит к ослаблению, а порой и разрушению уличных, дворовых компаний. Между ними и школой начинается борьба за влияние на личность ученика.
Управление воспитательной системой происходит как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровне. Отсюда потребность в социально-психологической службе.
|
|
ТРЕТИЙ ЭТАП, завершающий. Система окончательно сформирована. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность, органически связывая ее с воспитанием.
Школьный воспитательный коллектив переходит в новое качественное состояние: он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. Заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности. Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений.
У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на реализме, глубоком самоанализе и педагогическом творчестве. Формируется новый тип учителя-исследователя.
Завершающий этап в развитии воспитательной системы вместе с тем не конец процесса системообразования. Всякая воспитательная система имеет свойство старения. Двигателем системы является постоянный рост социальных потребностей коллектива. Значит, возникает необходимость говорить о четвертом этапе - обновления и перестройки системы, который может приобретать характер кризиса.
Обновление системы осуществляется за счет инноваций, ведущих к изменениям системы.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП может закончиться смертью системы, когда после кризиса не следует нового витка развития, а происходит распад системообразующих связей. Смерть системы нередко связана с уходом из школы ее автора.
Развитие воспитательной системы школы представляет собой естественный, закономерный процесс, движимый присущими ему объективными противоречиями. Однако, это не означает, что ее развитие жестко предопределено имеющимися условиями. Развитие системы может иметь много вариантов, но далеко не все они имеют педагогическую ценность, не все благоприятны для личностного развития школьников.
Школьная воспитательная система создается и совершенствуется в процессе реализации разработанной и непрерывно уточняющейся ее модели. Важную роль в управлении этим процессом играет деятельность детей и взрослых по реализации поставленных в рамках системы задач. Чтобы стать гуманистической, эта деятельность должна быть сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованной, творческой и социально значимой.
3. Особенности проектирования воспитательной системы
Проблема педагогического проектирования нашла достаточно широкое отражение в современных научных исследованиях.
Проектирование воспитательной системы в контексте культурно-ценностного подхода к педагогическому проектированию опирается на совокупность следующих представлений:
1. Педагогическое проектирование рассматривается как «мотивированный, целенаправленный способ изменения педагогической действительности, основанием которого является результат самоопределения проектировщика (или проектировщиков).
2. Запуск и реализация процесса проектирования основывается на выявлении и актуализации ценностно-смыслового, ситуационного, культурного, концептуального и организационного самоопределения субъектов проектировочной деятельности.
3. Ключевой задачей в контексте культурно-ценностного подхода к педагогическому проектированию является удержание целостности и стабильной деятельности образовательного учреждения при реализации проектов, основанных на различном самоопределении субъектов проектирования.
4. Решение этой задачи осуществляется путем введения в технологию проектирования особой совокупности работ, связанной с соорганизацией субъектов проектирования и достраиванием недостающих проектных позиций.
|
|
5. Проектирование представляет собой одновременно «идеальную» (мыслительную) деятельность и деятельность, связанную с реализацией замысла. Первая включает в себя проблемно-концептуальный анализ, программирование и планирование, вторая построение «совместности» сознания участников, их самоопределение; организацию деятельностной кооперации; рефлексивное оформление и экспертизу последствий реализации проекта.
6. Переход школы в состояние воспитательной системы и движение воспитательной системы от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит под руководством педагогов весь школьный коллектив.
7. Проектирование отличается от традиционных методов улучшения систем, как используемыми предпосылками, так и применяемыми методами.
При проектировании воспитательной системы необходимо обратить внимание на следующие позиции:
а) Педагогические идеи, лежащие в основе построения воспитательной системы.
б) Цели воспитания; особенности целеполагания в воспитательной системе, участие в этом процессе учителей, учащихся, родителей.
в) Приоритетные и системообразующие виды деятельности, их организация.
г) Традиции, ритуалы.
д) Объединения (постоянные, временные) учащихся, учителей, родителей; формы их взаимодействия.
е) Управление и самоуправление в воспитательной системе школы (органы, формы, функции).
ж) Организация разновозрастных, одновозрастных связей и общения.
з) Характеристики отношений учащихся, педагогов, педагогов - учащихся, педагогов - администрации.
и) Средовой подход в воспитании (использование воспитательных возможностей среды, участие в ее преобразовании, защита от отрицательных воздействий среды).
к) Отношение к школе педагогов, учеников, родителей. В чем оно проявляется?
л) Противоречия в развитии воспитательной системы школы.
м) Перспективы развития воспитательной системы.
|
|
Исходя из указанных выше оснований, проектирование воспитательной системыопределяется как внесение субъектами проектирования качественных изменений в компоненты системы на основе их ценностно-смыслового самоопределения в пространстве современной педагогической действительности, с целью достижении оптимума в развитии проектируемой системы.
Основные понятия: воспитательная система, этапы развития воспитательной системы, проектирование воспитательной системы.
Список литературы:
1. Духновская, Н.Я. Модель воспитательной системы школы №1926 / Н.Я. Духновская, О.А. Казеева // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2008. – №8. – С. 6-40.
2. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. – М., 1991.
3. Нечаев, М.П. Диагностический комплекс для изучения воспитанности учащихся в оценке эффективности воспитательной системы школы / М.П. Нечаев // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2009. – №5. – С. 119-134.
4. Нечаев, М.П. О моделировании воспитательной системы школы будущего / М.П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2009. – №6. – С. 3-7.
5. Степанов, Е. Воспитательная система образовательного учреждения (сущность и основные компоненты) / Е. Степанов // Воспитание школьников. – 2009. – №3. – С. 3-11.
6. Степанов, Е. Диагностические методики, используемые при моделировании воспитательной системы / Е. Степанов // Воспитание школьников. – 2007. – № 2. – С. 33-36.
7. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза: монография / Н.С. Морова, С.О. Грунина; ГОУ ВПО МГПИ им. Н.К. Крупской», кафедра психологии развития и образования. – Йошкар-Ола, 2007. – 103 с.