Понятие проектных технологий

 

По мнению В.А. Наумовой проектные технологии (метод проектов) - это взаимодействие в ходе обучения и обучение в системе социального взаимодействия, при котором учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли (организатора, лидера, исполнителя и др.) и приучаются, готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия.

Предлагаемые студентам проекты преследуют различные цели. Когнитивные включают: познание феноменов окружающего мира, изучение способов решения возникающих естественнонаучных проблем, овладение навыками работы с первоисточниками и постановки эксперимента: выдвижение гипотезы, планирование путей реализации ее проверки, опытно-экспериментальное испытание, технику проведения опытов и обеспечения безопасности, анализ и обобщение данных, формулирование выводов. Эти цели реализуется в большинстве проектов. Деятельностные цели предусматривают овладение навыками самоорганизации; умением ставить перед собой реальные цели, планировать деятельность; развитие навыков групповой работы, освоение техники ведения дискуссии. Творческие цели включают создание компьютерной презентации для отчета по разрабатываемому проекту, конструирование (макетов, лабиринтов, приборов и т.п.), моделирование, проектирование, зарисовки и т.д.

Как считает Т.А. Зерщикова, метод проектов позволяет решать многообразные задачи: обеспечение системного мышления, стремления студентов к добыванию знаний, навыков самостоятельного их приобретения и теоретического анализа литературных или опытных данных; обучение применению познаний для решения практических или иных задач, самооценке, развитию коммуникативных и исследовательских умений. Последние предполагают разноплановое и многообразное общение, аналитическую деятельность, выявление проблем, построение гипотез, планирование и проведение эксперимента, наблюдение за результатами и их анализ, обобщение, выводы, доклады на различных конференциях и т.д.

В результате различных видов работ у студентов формируется проектная культура. Формирование проектной культуры является инструментом формирования ключевых компетенций будущих специалистов, что предполагает научить их самостоятельно приобретать знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач, развивать коммуникативные умения и навыки.

Проектирование связано с построением новых моделей (в настоящее время, прежде всего, информационных, знаковых, реализуемых на компьютере) объектов, процессов, деятельности и ориентировано на создание определенного материального продукта или получение нового знания.

Развитие творческих качеств студентов – решающий фактор умелого применения выпускниками приобретенных знаний на практике для решения разнообразных профессиональных проблем, возникающих на жизненном пути. Это требует выработки самостоятельного критического мышления, способности к генерированию новых идей; коммуникабельности, контактности в различных социальных, способности найти выход из конфликтной ситуации; гибкой адаптации в изменяющихся жизненных ситуациях; навыков самостоятельной работы по развитию собственного интеллекта, повышению общекультурного уровня.

Основные направления развития творческой индивидуальности студента в процессе проектного обучения проявляется в способах организации им исследовательской деятельности, в выборе вариантов решения, в рефлексии способов собственной деятельности, приобретающий теперь личностный смысл. Особенностью данного этапа является со – творческая позиция субъектов. Она характеризуется критичностью относительно своего и чужого опыта, восприятием нового не в качестве окончательной истины, а как выход в другое (иное) знание.

Рабочие шаги по реализации проекта систематически документируются и критически оцениваются в ходе регулярных встреч студентов и преподавателей, курирующих проект. При этом развивается навыки групповой работы, креативные способности студентов. Использование в интегративной подготовке технологии проектного обучения способствует решению блока задач, включающего в себя три аспекта: образовательный, воспитательный и развивающий.

Использование проектных технологий в образовательном процессе вуза имеет специфические особенности – оно позволяет решать различные задачи: обеспечение целостного мышления; развитие стремления студентов к добыванию знаний, формирование умений самостоятельно анализировать литературу; повышение самооценки; развитие коммуникативных и исследовательских умений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: