Теоретические подходы к экспертизе проектов

 

Организация экспертизы проектов

 

Понятие педагогической экспертизы Критерии экспертизы Последовательность проведения экспертизы

 

Понятие педагогической экспертизы

 

Педагогической экспертизойназывается совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе).

Главной целью экспертизы является формирование открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества.

Экспертиза инновационных разработок в сфере образования имеет три цели:

1. Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям (либо существующим традициям), выраженная в совокупности общих, специальных и частных критериев.

2. Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи: выявление ее мировоззренческого контекста, целевых ориентаций проекта и его ценностно-смысловых оснований.

3. Оценка деятельности проектировщиков по проработке инновационного проекта, приращению их профессионального мастерства (потенциала участников), а также оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта).

Предметом экспертизы инновационной деятельности могут стать такие направления: управление образованием (организационно – управленческая деятельность); материально – техническая база образования; кадры; учебно-методическое обеспечение; образовательные технологии; среда учебного заведения и другие.

Экспертиза – оценка состояния, выявляющая общественную значимость инициативы, ее потенциал реализации, особенность включения данной инициативы в региональную образовательную ситуацию.

Целью экспертизы является также определение возможных направлений движения данной инновации, форм ее существования и воздействия на региональную ситуацию.

Экспертные оценки – количественные и/ или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются они на суждениях специалистов.

 

Критерии экспертизы

 

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Достаточно полной и интересной является следующая классификация критериев экспертизы:

общие критерии, позволяющие оценить значимость предлагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации: новизна или инновационность, масштабность, системность, эффективность, транслируемость;

специальные критерии, позволяющие оценить компетентность автора и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям: полнота структуры, степень проработанности структурных элементов, согласованность структурных частей;

частные критерии, позволяющие оценить степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности: реалистичность, реализуемость, инструментальность.

Выбор оптимальных критериев позволяет осуществить процедуру экспертизы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: