Организация экспертизы проектов
Понятие педагогической экспертизы ∙ Критерии экспертизы ∙ Последовательность проведения экспертизы
Понятие педагогической экспертизы
Педагогической экспертизойназывается совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении, процессе).
Главной целью экспертизы является формирование открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества.
Экспертиза инновационных разработок в сфере образования имеет три цели:
1. Оценка степени соответствия рассматриваемых материалов некоторым нормативным моделям (либо существующим традициям), выраженная в совокупности общих, специальных и частных критериев.
2. Понимание авторского замысла, исходной проектной идеи: выявление ее мировоззренческого контекста, целевых ориентаций проекта и его ценностно-смысловых оснований.
3. Оценка деятельности проектировщиков по проработке инновационного проекта, приращению их профессионального мастерства (потенциала участников), а также оценка деятельности по реализации проекта (степени реализации проекта).
|
|
Предметом экспертизы инновационной деятельности могут стать такие направления: управление образованием (организационно – управленческая деятельность); материально – техническая база образования; кадры; учебно-методическое обеспечение; образовательные технологии; среда учебного заведения и другие.
Экспертиза – оценка состояния, выявляющая общественную значимость инициативы, ее потенциал реализации, особенность включения данной инициативы в региональную образовательную ситуацию.
Целью экспертизы является также определение возможных направлений движения данной инновации, форм ее существования и воздействия на региональную ситуацию.
Экспертные оценки – количественные и/ или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются они на суждениях специалистов.
Критерии экспертизы
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Достаточно полной и интересной является следующая классификация критериев экспертизы:
общие критерии, позволяющие оценить значимость предлагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации: новизна или инновационность, масштабность, системность, эффективность, транслируемость;
|
|
специальные критерии, позволяющие оценить компетентность автора и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям: полнота структуры, степень проработанности структурных элементов, согласованность структурных частей;
частные критерии, позволяющие оценить степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности: реалистичность, реализуемость, инструментальность.
Выбор оптимальных критериев позволяет осуществить процедуру экспертизы.