Проектные технологии в профессиональной подготовке специалистов психолого-педагогической направленности

В высшей школе на современном этапе все более широкое признание получает концепция, направленная на такое построение образовательного процесса, при котором обучение решает задачу вовлечения студентов в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, моделирующую процесс их дальнейшего самообразования.

Организованная преподавателем поисковая, исследовательская деятельность студентов предполагает не только достижение результата, оформленного в виде практического выхода, но и организацию достижения этого результата. На этой основе происходит погружение участников в проектно-командную деятельность, которая помогает эффективному усвоению знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. В учебной деятельности студентов – будущих специалистов системы образования большое значение имеет формирование навыков проектной деятельности.

Большинство нововведений в сфере высшего образования посвящено: разработке технологий обучения, управления качеством подготовки специалистов; повышению квалификации преподавателей; введению дистанционному образования; совершенствованию содержания обучения; организации экспериментальной и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов; использованию механизмов социального партнерства; повышению уровня воспитанности гражданских и личностных качеств; организации внеучебной деятельности студенческой молодежи. Эти инновационные идеи могут быть отражены в студенческих проектах, примерная тематика которых предлагается (Приложение 1).

Метод проектов позволяет решать многообразные задачи: обеспечение системного мышления, стремления студентов к добыванию знаний, навыков самостоятельного их приобретения и теоретического анализа литературных или опытных данных; обучение применению познаний для решения практических или иных задач, самооценке, развитию коммуникативных и исследовательских умений. Последние предполагают разноплановое и многообразное общение, аналитическую деятельность, выявление проблем, построение гипотез, планирование и проведение эксперимента, наблюдение за результатами и их анализ, обобщение, выводы, доклады на различных конференциях и т.д.

Проектирование как один из видов человеческой деятельности связано с выполнением заданий на воспроизведение по образцу, включая:

1. поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов;

2. творческие задания, направленные на создание новых объектов.

Не случайно еще на первоначальных этапах проектирования и реализации проектных технологий его энтузиасты (Д. Дьюи, В. Килпатрик, Е. Коллингс, Э. Торндайк) обращали внимание на проблемные методы, считая, что постановка проблемы и поиск путей ее решения и размышлений над полученными результатами являются лучшими способами достижения основной цели – интеллектуального развития личности, формирования умений работать с информацией.

Учитывая исторический опыт 20-х – 30-х гг., дидакты 60 – 80-х гг. корректно относили проект к разряду комплексных методов. Оснований для этого у них было достаточно, поскольку реализация метода проектов предполагает использование целой совокупности других проблемных методов: обучение в малых группах сотрудничества, «мозговой атаки», дискуссий, ролевой игры проблемной направленности, рефлексии и т.д.

Установление взаимосвязи преемственности исторического опыта использования метода проектов в современных образовательных системах определяют ведущие направления его реализации как инновационной технологии в гуманитарной подготовке подготовку студентов учреждений среднего профессионального образования. Они выражаются в том, что проектные технологии в современных условиях гуманитарной подготовки призваны, чтобы научить студентов:

– принимать самостоятельнее, аргументированные решения;

– размышлять, опираясь на знание содержание изучаемого материала, фактов, закономерностей гуманитарной науки, делать обоснованные выводы;

– понимать целостность, всеобщность, многогранность и взаимосвязь мира и человека;

– формировать философскую культуру мышления как духовную потребность личности к постоянному совершенствования и применению знаний в изменяющихся условиях социальной практики;

– развивать критическое, нестандартное мышление;

– осознанию внутренних связей с днем вчерашним, повторяемостью существенных черт и деталей исторического процесса, чередованием реформ и контрреформ, сопоставимостью проблем демократии Запада и проблем демократии России;

– работать в команде, выполняя разные социальные роли.

По Е.С. Полат и П.С. Лернер, основополагающими характеристиками метода проектов выступают:

– концентрация на личностном развитии студента и значимой для него, профессионально ориентированной деятельности;

– индивидуальный темп работы над проектом;

– комплексность, способствующая сбалансированному развитию психических и физиологических функций;

– универсальность применения багажа знаний в различных ситуациях, помогающая глубже и осознанно усвоить базовые познания и расширить их при необходимости;

– наличие некоего конечного продукта в виде презентации, доклада, проекта урока и т.п.

В целом, как подтверждает Е.С. Полат, проектное обучение развивает у студента:

1. исследовательские умения (умения анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять, обобщать, делать выводы);

2. умения работать в команде (происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности);

3. коммуникативные умения (умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую, в случае несогласия уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения).

Проектное обучение является одним из эффективных инструментов личностно-деятельностной и практико-ориентированной подготовки студентов. Оно оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения и позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки, творческого развития и воспитания специалиста.

Организованная преподавателем поисковая, исследовательская деятельность студентов предполагает не только достижение результата, оформленного в виде практического выхода, но и организацию достижения этого результата. На этой основе происходит погружение участников в проектно-командную деятельность, которая помогает эффективному усвоению знаний.

Анализ результатов исследования, проводимого среди студентов третьего курса факультета педагогики и психологии МарГУ в 2011-2012 гг. с использованием теста «Проект как педагогическая технология» (Приложение 2) показал, что в экспериментальных группах уровень освоения проектными технологиями выше, чем в контрольных группах (82% и 68% соответственно).

Будущие специалисты психолого-педагогической направленности отмечают роль проектных технологий в формировании их профессионально значимых качеств. 50% считают, что проектирование позволяет научиться соотносить цель и результаты деятельности, 20% студентов утверждают, что оно расширяет мировоззрение.

Студенты отмечают, что они овладели такими профессиональными компетенциями как социальные компетенции (формирование способности к сотрудничеству, готовности к согласованным действиям); ценностно – смысловые компетенции (адекватное оценивание своих способностей и возможностей); информационные компетенции (при помощи информационных технологий способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию).

Итак, использование проектных технологий в профессиональной подготовке специалистов психолого-педагогической направленностиспособствует овладению навыками самоорганизации; умением ставить перед собой реальные цели, планировать деятельность; развитию навыков групповой работы, освоению техники ведения дискуссии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: