Экспертиза инновационной деятельности в образовании – это оценка состояния, выявляющая общественную значимость инновации, ее потенциал, особенность включения данной инновации в реальную образовательную ситуацию. Экспертиза позволяет выявить возможные направления движения инноваций, форм их существования и воздействия на ситуацию в реальной практике.
Специфика экспертизы инновационной деятельности заключается в том, чтобы обнаружить взаимосвязи существенных моментов прежнего и нового. Экспертиза нужна для того, чтобы оценить эффективность вложения возможных инвестиций; получить количественную оценку коллективного суждения о педагогическом объекте; поддержать педагогическую инициативу, проект; выявить подлинность инноваций; управлять развитием образования; развивать способность педагога к рефлексии своего профессионального опыта.
Применение экспертизы в образовании позволяет учителю научить оценить весь свой труд в целом. Обобщение передового педагогического опыта работающих педагогов может осуществляться по следующей схеме:
|
|
- актуальность выбранной темы (выявление противоречия педагогической практики, четкость формулирования проблемы, соответствие современным направлениям совершенствования образования);
- цель и задачи своей поисковой деятельности;
- теоретическое обоснование опыта: принципы педагогической деятельности;
- сущность опыта и его технологии;
- степень новизны педагогического опыта (констатация ситуации, совершенствование имеющегося, преобразование);
- оптимальность педагогических новшеств (затрата сил и средств педагогов и учащихся, воспитанников, достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах);
- результативность педагогической деятельности (определенная устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов, технологичность, наблюдаемость, фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении);
- воспроизводимость (возможность применения опыта в массовой практике, рекомендации по его использованию).
Функции экспертизы
Экспертизу характеризуют несколько функций:
- прогностическая – позволяет осуществить оценку альтернативных решений в ходе разработки и реализации инновации и выделить наиболее предпочтительные варианты, определить возможности интеграции инновации в образовательное пространство школы, города, региона;
- исследовательская – создание достаточного многообразия моделей инновационной образовательной практики для последующего их отбора и совершенствования;
|
|
- оценочная – связана с вынесением оценочных суждений относительно осуществляемых инноваций, их результатов, возможностей развития инноваций в массовой практике;
- социальная – предполагающая выявление социальной значимости инновационного опыта для образовательного сообщества (школы, города, региона);
- нормативная – функция, обеспечивающая содержательно-процессуальную сторону развития инновационной деятельности в образовании посредством документов, регламентирующих инновационную деятельность;
- развивающая – обеспечивающая развитие субъектов образовательного процесса и инновационной практики.
3. Примеры экспертизыинновационной деятельности
Примером экспертизы инновационной деятельности в образовании может быть экспертиза программ развития, осуществляемая органами управления образования. К предмету экспертизы инновационной деятельности относится несколько направлений:
- экспертиза инноваций в средствах обучения – создании и использовании учебной и учебно-методической литературы и учебного оборудования;
- экспертиза инноваций, реализуемых в материально-технической сфере;
- экспертиза инноваций в осуществляемых технологиях, формах и методах обучения;
- экспертиза инноваций, касающихся изменений в образовательной среде.
В процедуре экспертизы инновационного проекта особый акцент делается на новизну, актуальность, теоретическую и практическую значимость.
Итак, экспертиза в образовании – это совокупность процедур, необходимых для исследования и оценки всех составляющих образования с целью получения профессионального заключения о возможности и прогнозе эффективной организации образовательного процесса.
Основные понятия: экспертиза инновационной деятельности, функции экспертизы.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается специфика экспертизы инновационной деятельности?
2. Назовите основные функции экспертизы в образовании?
3. Приведите примеры экспертизы инновационных проектов?
Список литературы:
1. Новикова, Т.Г. Теоретические подходы к экспертизе инновационной деятельности в образовании / Т.Г. Новикова. – М.: АПКиПРО, 2004.
2. Новикова, Т.Г. Теоретические подходы к технологии экспертизы инновационных проектов / Т.Г. Новикова // Школьные технологии. – 2002. – №1. – С. 161-170.
3. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании // Приложение к журналу «Внешкольник». – 2001. – №12.
4. Румянцева, З.П. Экспертиза инновационных проектов / З.П. Румянцева и др. // Менеджмент организации. – М.: ИНФРА, 1996.
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе создания проектов
ИКТ в проектной деятельности студентов
Роль интернет-технологий в образовании ∙ Подготовка электронной презентации проекта ∙ Требования к электронной презентации проекта