Экспертиза – это рефлексия практики, она предполагает участие, как в конструировании происходящего, так и в выявлении существенного в нем.
Экспертиза включает следующие виды работ:
1. Регистрация заявки на экспертную деятельность.
2. Выбор и согласование экспертной группы.
3. Согласование сроков проведения экспертизы.
4. Проведение экспертизы и подготовка экспертного заключения.
5. Определение возможных последствий реализации инновации в практику.
Согласно процедуре экспертизы, по итогам экспертного исследования составляется заключение – письменный документ, в котором фиксируются основания и условия проведения экспертизы, фактические данные, выраженные в баллах.
Для удобства проведения процедуры проведения экспертизы и объективности оценки проектов можно использовать экспертные листы, в которых критерии оценки уже предусмотрены (Таблица 3).
Таблица 3. Экспертный лист оценки проекта.
№ | Критерии | в | в/ср | ср. | н/ср | н. | |
Полнота структуры проекта: - обоснование актуальности темы; - проработанность научного аппарата (наличие объекта, предмета, гипотезы, цели, задач, этапов реализации проекта, способов реализации); - описание методов диагностики и контроля; - описание ожидаемых результатов. | |||||||
Обоснование актуальности темы: - выявление противоречия педагогической практики; - четкость формулирования проблемы; - социальная значимость данной проблемы. | |||||||
Проработанность научного аппарата: - согласованность объекта и предмета проекта; - взаимосвязанность цели, задач, гипотезы проекта; - конкретность описания этапов реализации проекта; - практичность способов реализации проекта. | |||||||
Описание методов диагностики и контроля: - адекватность выбранных методик и форм диагностики заявленной цели, объекту, предмету проекта; - степень объективности диагностики; - степень контролируемости хода реализации проекта. | |||||||
Описание ожидаемых результатов: - соответствие ожидаемых результатов цели, задачам, гипотезе проекта; - технологичность процедуры оценки результатов проекта; - практическая направленность ожидаемых результатов; - выявление возможных рисков и описание способов их компенсации; - конкретность формы представления результатов. | |||||||
Новизна проекта: - степень новизны (констатация ситуации, совершенствование имеющегося, преобразование). | |||||||
Материально-техническая обеспеченность проекта: - описание средств, необходимых для реализации проекта; - соотнесение требуемого с имеющимся в наличии; - возможные способы поиска недостающих средств. | |||||||
Качество защиты проекта: - убедительность представления проекта; - аргументированность ответов на вопросы оппонентов; - лаконичность и ответов докладчика; - культура оформления проекта - эстетика оформления мультимедийной презентации. | |||||||
|
|
|
|
Шкала оценки определена по уровням и выражена в баллах:
высокий уровень – 5 баллов;
выше среднего – 4 балла;
средний уровень – 3 балла;
ниже среднего – 2 балла;
низкий уровень – 1 балл.
Если суммарная оценка в баллах составляет;
40-60 % от максимального количества баллов – оценка 3 «удовлетворительно»;
60-80 % - 4 «хорошо»;
80-100 % - 5 «отлично».
Основные понятия: экспертиза проекта, индикаторы, критерии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте понятие педагогической экспертизы.
2. В чем заключаются цели и задачи экспертизы?
3. Что такое предмет и объект, процедура и продукт экспертизы?
4. По каким критериям проводится экспертиза проектов?
5. Какие требования предъявляются к экспертам?
Список литературы:
1. Новикова, Т.Г. Проектирование инновационной деятельности в образовании: Монография / Т.Г. Новикова. – М.:АПКиПРО, 2006. – 290 с.
2. Новикова, Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании / Т.Г. Новикова. – М.: ЦРСДОД, 2001.
3. Слободчиков, В.И. Об экспертизе педагогических феноменов / В.И. Слободчиков // Экспертиза образовательных проектов: Материалы международной научно-практической конференции. – Минск, 1997.
4. Татарченкова, С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя / С.С. Татарченкова. – СПб., 1997.
Экспертиза инновационной деятельности в образовании
Специфика экспертизы инновационной деятельности ∙ Функции экспертизы ∙ Примеры экспертизы инновационной деятельности