Общая характеристика бюджетной системы Российской Федерации

ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Общая характеристика бюджетной системы Российской Федерации

1.2. Особенности правового положения разных типов государственных (муниципальных) учреждений

1.3. Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет

1.4. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету

1.5. Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета

1.6. Первичные (сводные) документы: требования к составлению и оформлению

1.7. Регистры бухгалтерского учета, их составление и исправление ошибок

1.8. Единый план счетов: принцип построения и порядок применения

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1.Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г. №51-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. №197-ФЗ.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон РФ от 31.07.1997 г. №146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.

7. Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

8. Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

9. Федеральный стандарт №274н от 30.12.2017 «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

10. Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».

11. Приказ Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению»

12. Приказ Минфина России от 24.12.2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

13. Приказ Минфина России от 23.12.2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

14. Приказ Минфина России от 28.12.2010 г. № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

15. Приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения».

16. Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

17. Приказ Минфина России от 13.12.2019 № 231н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»

 

Общая характеристика бюджетной системы Российской Федерации

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы, направляемые в бюджетную систему, обеспечивают органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, городских округов, бюджеты внутри городских муниципальных образований городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет является одним из механизмов, позволяющих проводить государственную экономическую и социальную политику. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов принимаются в форме законов субъектов РФ.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

- сбалансированности бюджета;

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- прозрачности (открытости);

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств;

- подведомственности расходов бюджетов;

- единства кассы.

  Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации;

- Министерство финансов Российской Федерации;

- Федеральное казначейство;

- Центральный банк Российской Федерации;

- Счетная палата Российской Федерации;

- органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

 - главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

-главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

К доходам бюджетов относятся:

1. Налоговые доходы:

- федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами;

- региональные налоги;

- местные налоги;

- пени;

- штрафы.

2. Неналоговые доходы:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений);

- доходы от использования имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений;

- доходы от продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями и приносящей доход деятельности;                                                                         

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации;

- средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

3. Безвозмездные поступления:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Частью расходного обязательства является бюджетное обязательство.

    Расходное обязательство определяет общую обязанность что-либо оплатить из бюджета — не важно, в какие сроки и в каком объеме, бюджетное обязательство определяет только ту часть расходного обязательства, которая утверждена в бюджете на текущий год.

Иными словами, бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

При этом, при составлении бюджета на каждый вид расходов на конкретный год планируются конкретные суммы - бюджетные ассигнования.

Бюджетные ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Пример: Бюджетное учреждение заключило договор на 3 года на обеспечение питанием. Это — расходные обязательства.

При составлении бюджета на эти расходы на конкретный год планируются конкретные суммы Это - бюджетные ассигнования.

Как только бюджет будет принят в соответствии с законодательством, эти планы станут бюджетными обязательствами.

 

Группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является Бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:                            - классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: