Особенности правового положения разных типов государственных (муниципальных) учреждений

 

     8 мая 2010 года был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, который сформировал основу законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и реструктуризации бюджетной сети.

   Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 года, за исключением отдельных положений Закона, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

    В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение создается в форме бюджетного, автономного или казенного учреждения.

В соответствии с гражданским законодательством учреждение может быть:

- частным (создано гражданским или юридическим лицом);

- государственным или муниципальным (создано соответственно РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием).

    Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением, характеристика которых приведена в табл.1

 В соответствии с БК РФ казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

   Согласно ст. 31 Закона N 83-ФЗ на федеральном уровне в обязательном порядке казенными учреждениями определены учреждения силовых структур (ВС РФ, МВД, ФМС, ФТС, ФСБ и пр., а также отнесены психиатрические больницы и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В соответствии с федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В статусе бюджетных учреждений сохранены учреждения, предоставляющие услуги некоммерческого характера (медицинские, социальные) на основании государственного (муниципального) задания на предоставление государственных или муниципальных услуг и финансируемые за счет бюджетных средств и средств ОМС.

 В соответствии с федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). 

В рамках реформирования бюджетной сферы с 2011 года в отношении всех государственных (муниципальных) учреждений, а также публично-правовых образований и иных участников бюджетного процесса установлены единые правила бухгалтерского (бюджетного) учета.   

Таблица 1. Сравнительная характеристика государственных муниципальных учреждений                                 

Критерии сравнения

Типы учреждений

Казенное

Бюджетное

Автономное

1 2

3

4

1. Цель создания

Обеспечение реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления

2. Учредители

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование

3. Сферы, в которых может быть создано В любых

В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах

(не ограничены сферы деятельности)

В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами

(ограничены сферы деятельности)

4. Основные направления деятельности Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции

Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления

Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления

5.Особенности видов деятельности КУ может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ

БУ вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным учредительным документом, в установленных сферах, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

БУ вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах

Учредитель устанавливает задания для АУ в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. АУ осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.

Кроме заданий учредителя и обязательств АУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

АУ вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе

6. Учредители (собственники имущества)

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование

7. Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ

8. Способ финансового обеспечения За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы Субсидии и бюджетные кредиты КУ не предоставляются.

 

На основе финансирования государственного или муниципального задания

9.Порядок финансового обеспечения деятельности   Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

 

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за БУ учредителем или приобретенных БУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

 

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за БУ учредителем или приобретенного БУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

 

Финансовое обеспечение деятельности БУ, не связанной с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

 

Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.

 

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

 

10.Условия финансового обеспечения Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы КУ, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания БУ или АУ: № 83-ФЗ, статья 13, п. 11) б) (к БК РФ)

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы КУ, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания БУ или АУ: № 83-ФЗ, статья 13, п. 11)б) (к БК РФ)

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы КУ, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания БУ или АУ: № 83-ФЗ, статья 13, п. 11)б) (к

БК РФ)

11.9. Вещное право на имущество

Право оперативного управления имуществом

12.Состав закрепляемого имущества Недвижимое, движимое

Недвижимое, движимое, особо ценное движимое

13. Выделяемые виды имущества Не выделяются

Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств

14. Право распоряжения имуществом Распоряжается с согласия собственника КУ не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги

Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом.

Другим имуществом распоряжается свободно.

БУ не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

БУ вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение БУ

Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно.

Доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон № 174-ФЗ).

Собственник имущества АУ не имеет права на получение доходов от осуществления АУ деятельности и использования закрепленного за АУ имущества

 

15.Порядок использования имущества

КУ не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц

БУ вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить указанное имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника

АУ вправе с согласия своего учредителя вносить имущество (недвижимое имущество, закрепленное за ним или приобретенное АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также особо ценное движимое имущество) в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда)

 

Земельный участок, необходимый для выполнения БУ и АУ своих уставных задач, предоставляется им на праве постоянного (бессрочного) пользования

16. Способ доведения денежных средств По бюджетной смете

Через субсидии ("одна строка")

17.Порядок осуществления операций с денежными средствами КУ осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ)

БУ осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных федеральным законом)

АУ, созданные на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ, в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований
18. Учет иных доходов в процессе финансирования Иные доходы учитываются при определении объема финансирования

 

       Размер субсидии не зависит от иных

                               доходов

19. Право на ведение приносящей доход деятельности

Должно быть предусмотрено учредительными документами

20. Распределение доходов от приносящей доход деятельности Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ

Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

21. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности

Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности

22. Ответственность учреждения перед кредиторами Отвечает денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам КУ несет собственник его имущества

Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств

23. Субсидиарная ответственность учредителя Есть

Нет

24. Органы управления

Не меняются

В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет

25. Порядок заключения крупных сделок, сделок "с заинтересованностью" Обычный порядок

С согласия учредителя

С согласия учредителя либо наблюдательного совета

26. Заключение контрактов От имени учредителя

От своего имени

27. Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

 

Распространяется

 

Не распространяется

28. Возможность получать займы, кредиты Не могут

Могут с учетом установленных законом ограничений

Могут

29. Возможность создания иных юридических лиц Отсутствует

Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

30.Обеспечение публичности и контроля

Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

· учредительных документов, в т. ч. внесенных в них изменений;

· свидетельства о государственной регистрации учреждения;

· решения учредителя о создании учреждения;

· решения учредителя о назначении руководителя учреждения;

· положений о филиалах, представительствах учреждения;

· плана финансово-хозяйственной деятельности, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Минфином России;

· годовой бухгалтерской отчетности учреждения;

· сведений о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

· государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);

· отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности

Примечание. Положения об обеспечении открытости и доступности документов государственных (муниципальных) учреждений всех типов вступают в силу с 1 января 2012 г.

В то же время ч. 13 ст. 2 Закона № 174­ФЗ предусмотрено, что АУ обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

  • устава АУ, в т. ч. внесенных в него изменений;
  • свидетельства о государственной регистрации АУ;
  • решения учредителя о создании АУ;
  • решения учредителя о назначении руководителя АУ;
  • положений о филиалах, представительствах АУ;
  • документов, содержащих сведения о составе наблюдательного совета АУ;
  • плана финансово­-хозяйственной деятельности АУ;
  • годовой бухгалтерской отчетности АУ
31. Порядок создания, изменения типа, реорганизации и ликвидации

В отношении КУ или БУ решение об их создании в результате учреждения принимается, а равно изменение типа БУ в целях создания КУ, а также изменение типа КУ в целях создания БУ осуществляются в порядке, установленном:

  • Правительством РФ – для федеральных КУ или БУ;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – для КУ или БУ субъектов РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – для муниципальных КУ или БУ.

Изменение типа существующего КУ или БУ в целях создания АУ, а также изменение типа существующего АУ в целях создания БУ или КУ осуществляются в порядке, установленном Законом № 174­ФЗ.

Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации КУ и БУ, если иное не установлено Правительством РФ, осуществляются в порядке, установленном:

  • Правительством РФ – в отношении федеральных КУ или БУ;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении КУ или БУ субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных КУ или БУ.

Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации КУ и БУ осуществляются в порядке, установленном:

  • Правительством РФ – в отношении федеральных КУ или БУ;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении КУ или БУ субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных КУ или БУ

АУ может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

АУ может быть реорганизовано в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ), Законом № 174-ФЗ и иными федеральными законами.

АУ может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ.

Требования кредиторов ликвидируемого АУ удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с Законом № 174­ФЗ может быть обращено взыскание.

Имущество АУ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам АУ, передается ликвидационной комиссией учредителю АУ

 

 

33.Документы о планах деятельности

Смета, государственное задание

План финансово-хозяйственной деятельности, государственное задание

33.Проведение независимого аудита

Не проводится

Проводится ежегодно

               

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: