Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет

    Основными документами, регламентирующими вопросы бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, являются:

- Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ);

- Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ);

- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ);

- Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ);

- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ);

- Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Единый план счетов и Инструкция N157н соответственно);

- Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция N 174н соответственно);

- Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция N 183н соответственно);

- Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"

- Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации";

- Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

 

     Единые правила и принципы учетного процесса определены приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Данным документом утвержден Единый План счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также Инструкция по его применению.

  Данный документ является базовым для всех без исключения субъектов учета и формирует первый уровень нормативных правовых актов, определяющих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений. К обязательному применению всеми без исключения государственными (муниципальными) учреждениями подлежат документы 1-го уровня.

     Уровни нормативного регулирования:

1-ый уровень: Федеральный – БК РФ, ТК РФ, НК ГФ, ГК РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

2-ой уровень: Отраслевые стандарты.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора (Стандарты) были утверждены приказами Минфина РФ:

1. №257 30.12.2016  -  «Основные средства»

2. №274н от 30.12.2017 – «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

3. №275н от 30.12.2017 – «События после отчетной даты».

4. №278н от 30.12.2017 – «Отчет о движении денежных средств».

5. №32н от 27.02.2018 – «Доходы».

6. №122н от 30.05.2018 – «Влияние изменений курсов иностранных валют»

Добавились новые ФСБУ Стандарты, которые нужно применять в учете с 1 января 2020 года, а в отчетности - начиная с отчетности 2020 года.

7. Приказ Минфина России от 07.12.2018 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы"

8. Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 146н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения"

9. Приказ Минфина России от 29.06.2018 N 145н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры"

10.. Приказ Минфина России от 30.05.2018 N 124н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах"

11. Приказ Минфина России от 28.02.2018 N 37н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности"

12. Приказ Минфина России от 28.02.2018 N 34н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы"

13. Приказ Минфина России от 30.12.2017 N 277н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Информация о связанных сторонах"

3-ий уровень: Рекомендации по порядку ведения бюджетного учета и методические указания уполномоченного органа власти - (методические указания Минфина России) Инструкции. Нормативные правовые акты 3-го уровня подлежат применению соответствующими типами учреждений приведены в табл.2.

4-ий уровень: - Стандарты экономического субъекта – Рабочие документы государственных (муниципальных) учреждений - учетная политика учреждения, график документооборота и иные локальные документы.

В рамках единой системы понятия «бухгалтерский учет» и «бюджетный учет» фактически идентичны. Учитывая нормы БК РФ, принято считать, что казенные учреждения и иные участники бюджетного процесса (в т.ч. финансовые органы, органы казначейства и др.) ведут бюджетный учет в соответствии с приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н. Соответственно, в полной мере в отношении указанных субъектов учета применимо и понятие бюджетной отчетности, формируемой согласно приказу Минфина России от 28.12.2010 № 191н.

Непосредственно бухгалтерский учет организуют и ведут бюджетные и автономные учреждения. Особенности ведения учета данными субъектами определены приказами Минфина России от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 № 183н, а правила формирования бухгалтерской отчетности – приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

        

            Таблица 2. Нормативные правовые акты 3-го уровня

                           Наименование документа           Сфера применения документа
1. Приказ Минфина России от 06.12.2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»

Казенные учреждения

2. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
3. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» Бюджетные учреждения
4. Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» Автономные учреждения
5.Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» Бюджетные учреждения, Автономные учреждения

        

   Инструкция № 174н устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, а также его нормативно-правовое регулирование. Она распространяется:         

- на государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (органами местного самоуправления) принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ;

- государственные академии наук, в отношении которых органами государственной власти принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, и созданные ими учреждения.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета автономными учреждениями и его нормативно-правовое регулирование регламентированы Инструкцией № 183н.

Частные и иные учреждения (общественные, религиозные и др.) организуют и ведут бухгалтерский учет, как и ранее в соответствии с приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». Данных учреждений рассматриваемые нововведения не коснулись.

Все иные документы в сфере регулирования бухгалтерского учета (Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и др.) на государственные (муниципальные) учреждения не распространяются.

     Исключение составляют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Данный документ вправе применять все типы учреждений и участники бюджетного процесса, соответствующие пунктам Инструкции № 157н.

В соответствии с требованиями  Федерального Стандарта «Учетная политика» и Инструкции № 157н учреждения обязаны формировать свою учетную политику. Право учреждения на формирование учетной политики закреплено также в п.3 ст.5 Закона о бухгалтерском учете.

В силу положений налогового законодательства необходимо выделять учетную политику, применяемую для целей бюджетного (бухгалтерского) учета, а также учетную политику для целей налогообложения. Как вариант, допускается определять единую (как один документ) учетную политику с выделением в ней положений, касающихся бюджетного учета и налогообложения.

При формировании положений учетной политики необходимо исходить из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных особенностей деятельности данного субъекта учета и выполняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. В обязательном порядке в составе учетной политики должны найти свое отражение (п. 6 Инструкции № 157н):

- Рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (в данном случае руководствоваться следует документами 3-го уровня);

- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств (рекомендуется руководствоваться нормами Закона о бухгалтерском учете и приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49);

- правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете (рекомендуется учитывать нормы Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105);

- формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией № 157н;

- порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

- иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета

- требования, установленные Федеральным Стандартом (Доклад).

Требования, установленные учетной политикой учреждения, обязательны для всех его структурных подразделений (в том числе выделенных на отдельный баланс) и сотрудников. При наличии в учреждении филиалов, структурных подразделений, осуществляющих самостоятельный учет хозяйственной деятельности, в учетной политике отражаются особенности ведения ими бухгалтерского учета.

 Рекомендуется учетную политику формировать из двух частей – организационного раздела и методического раздела. В составе организационного раздела учетной политики могут освещаться (раскрываться) следующие вопросы:

- схема (вариант) организации бухгалтерской службы, должностные обязанности сотрудников бухгалтерии;

- перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

- формы дополнительно используемых регистров учета и (или) регистров учета, утвержденных соответствующим финансовым органом, но доработанные учреждением согласно установленным допущениям;

- формы документов для внутренней отчетности;

- состав комиссий по проведению инвентаризации, по приемке объектов основных средств и иных нефинансовых активов, по назначению материально-ответственных должностных лиц и др. (как возможный вариант, состав комиссий может определяться ежегодными «установочными» приказами руководителя, издаваемыми в начале соответствующего календарного года);

- срок, на который могут выдаваться наличные денежные средства под отчет на хозяйственные нужды, а также максимальную сумму выдаваемых на эти цели средств;

- технология обработки учетной информации (форма учета, наименование и характеристики используемой автоматизированной программы ведения учета, периодичность и сроки формирования учетных регистров на бумажных носителях и др.);

- особенности организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в филиалах и иных обособленных подразделениях учреждения;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бюджетного учета.

В составе методического отдела учетной политики могут быть определены: порядок формирования структуры инвентарного порядкового номера объекта основных средств; порядок оценки материальных запасов при списании (при определении вариантности оценки); порядок определения себестоимости выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ) в рамках приносящей доход деятельности, включая статьи калькуляции, порядок распределения косвенных (накладных) расходов по видам продукции (работ, услуг); другие решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.

   Отдельными письменными приказами (распоряжениями) руководителя могут определяться: списки раздатчиков наличных денежных средств на выплату заработной платы сотрудникам; списки должностных лиц, являющихся постоянными подотчетными лицами (с указанием предельных размеров разрешенных к выдаче сумм);списки создаваемых комиссий (по приемке отдельных выполненных работ и т.п.).

   Принятая учреждением учетная политика утверждается письменным приказом (распоряжением) руководителя. В отдельном порядке (от учетной политики для целей ведения бюджетного учета или в составе единого документа) учреждения формируют учетную политику для целей ведения налогового учета (налогообложения).

   Согласно п.2 ст.11 НК РФ под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В учетной политике для целей налогообложения подлежат раскрытию, в том числе следующие вопросы:

- перечень уплачиваемых учреждением налогов и сборов;

-структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за организацию и ведение налогового учета;

- льготы по налогообложению, используемые учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или об отказе в использовании льгот;

- решения о применении в разрешенных случаях специальных режимов налогообложения;

- принятый учреждением момент определения налоговой базы при реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг) по соответствующему налогу или сбору;

- порядок ведения налогового учета, используемые регистры налогового учета и первичных учетных документов;

- порядок ведения раздельного учета, распределения сумм полученных доходов и осуществленных расходов между соответствующими видами деятельности и др.

При формировании единой учетной политики соответствующий раздел, касающийся учетной политики для целей налогообложения, может быть включен в установочный приказ об организации бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждении.

    График документооборота является составной частью учетной политики учреждения. График документооборота учреждения может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым структурным подразделением учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. При этом график должен устанавливать рациональный документооборот, то есть предусматривать оптимальное количество подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в каждом из подразделений.

Проект графика документооборота подготавливается главным бухгалтером и утверждается руководителем учреждения. Положения графика обязательны для выполнения всеми должностными лицами учреждения.

  Материально ответственным лицам и другим должностным лицам, включенным в график документооборота, а также руководителям обслуживаемых учреждений вручаются выписки из него, в которых перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителей, сроки их представления и подразделения, в которые представляются указанные документы.

  Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и качественное создание документов, своевременную передачу их в бухгалтерию для отражения в бюджетном учете и отчетности, а также за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота осуществляет главный бухгалтер и руководитель структурного подразделения, в котором отрабатываются соответствующие документы. При формировании графика документооборота могут быть учтены нормы Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: