Принимая медицинское право в качестве комплексной отрасли права, важно отметить и охарактеризовать его систему и источники. Это важно как в учебных, так и в практических целях, поскольку это представляет возможность более качественного изучения медицинского права и системного его восприятия. Наличие системы медицинского права позволяет законодателю при принятии нормативно-правового акта, посвященного регулированию того или иного направления медицинской деятельности, эффективно сочетать положения данных правовых документов с уже существующей юридической базой.
Кроме того, система медицинского права позволяет снизить вероятность принятия неправомерных решений должностными лицами сферы здравоохранения, обладающими административно-распорядительными функциями. Являясь объективно существующей, система медицинского права предоставляет возможность анализировать ее внутреннее строение, составные части.
Система медицинского права - это его внутреннее строение, определяющее объединение норм права в правовые институты и подотрасли медицинского права.
Систему медицинского права необходимо рассматривать с трех позиций:
как комплексную отрасль права;
как учебную дисциплину;
как часть правовой и медицинской науки.
Каждая из указанных позиций имеет свои особенности в системе медицинского права. В частности, система медицинского права с позиции комплексной отрасли права, состоит из следующих элементов:
нормы медицинского права;
институты медицинского права;
подотрасли медицинского права.
Такое деление связано с рассмотрением внутренней структуры медицинского права по принципу: "от меньшего - к большему", т.е. от мельчайшей частицы (норма медицинского права) к более крупной (институт и подотрасль медицинского права), которые уже в своей совокупности и образуют медицинское право как комплексную отрасль права.
Первичный элемент системы медицинского права - норма медицинского права представляет собой структурный элемент системы права, представляющий собой содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное правило поведения, предназначенное для урегулирования медицинских правоотношений и обеспеченное силой государственного принуждения.
К особенностям норм медицинского права следует отнести то обстоятельство, что, будучи комплексной отраслью, медицинское право включает в свой состав нормы различных отраслей права: уголовного, гражданского, административного и др. Например, вопросы осуществления принудительных мер медицинского характера регулируются посредством норм уголовного права. Взаимоотношения пациента и частного медицинского учреждения при заключении договора на оказание медицинской помощи регламентируются нормами гражданского права.
Институт медицинского права - это структурный элемент системы права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в сфере медицинской деятельности.
К основным институтам медицинского права относятся: организация и управление в сфере охраны здоровья, медицинская (профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная и др.) помощь населению, обеспечение лекарственными средствами, предоставление платных медицинских услуг и др.
Подотрасль медицинского права - это структурный элемент системы права, представляющий собой обособленную часть отрасли права, которая регулирует качественно однородные группы общественных отношений.
Среди подотраслей медицинского права выделяются: медицинское страхование, права граждан в области охраны здоровья граждан, гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам, медицинская экспертиза и др.
Рассматривая систему медицинского права, как учебную дисциплину, необходимо отметить важность внутреннего строения медицинского права с позиций образовательного процесса. По этому критерию система медицинского права включает в себя общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, имеющие значение для всех институтов и подотраслей медицинского права. Это нормы, регулирующие:
организацию охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
организацию страховой медицины в Российской Федерации;
права граждан в области охраны здоровья граждан;
защиту прав пациентов и др.
В свою очередь, особенная часть дисциплины - медицинское право включает в себя значительное количество институтов, каждый из которых посвящен регулированию определенной категории общественных отношений. К таковым относятся:
- правовое обеспечение медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека;
- юридическая регламентация оказания платных медицинских услуг;
- юридические аспекты оказания психиатрической помощи;
- юридическая квалификация дефектов оказания медицинской помощи и др.
И, наконец, система медицинского права, как часть правовой и медицинской науки включает в себя составные элементы медицинского права, которые подвергаются научному исследованию с целью наиболее полного и всестороннего решения стоящих перед учеными задач. Система медицинского права, как часть правовой науки включает в себя следующие основные направления:
- теоретико-правовые основы медицинского права как комплексной отрасли российского права;
- соотношение и взаимодействие медицинского права с другими отраслями права;
- поиск оптимальных путей регламентации новых направлений медицинской деятельности;
- совершенствование образовательных программ в области юридического и медицинского образования и др.
Таким образом, систему медицинского права необходимо рассматривать с позиций отдельной отрасли права, учебной дисциплины и части правовой и медицинской науки. Именно такое, комплексное восприятие позволяет более глубоко познать ключевые аспекты медицинского права, исследовать его составные элементы.
Рассматривая систему медицинского права, важно ориентироваться в источниках данной отрасли права. Под источником права (в теории права нередко наравне с данным термином употребляется понятие форма права) в общетеоретическом смысле понимается способ закрепления правовых норм. Исторически выделяют несколько источников права. Это нормативно-правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент и нормативный договор. В области медицины наибольшее значение сейчас имеет нормативно-правовой акт, который далее будет показан в качестве основного источника медицинского права.
В аспекте изучения юридической регламентации медицинской деятельности необходимо заметить, что источники медицинского права - это способ внешнего закрепления (выражения) правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности.
С позиций современного развития правовой науки можно выделить следующие особенности источников медицинского права:
наличие в Конституции РФ положений, посвященных общим вопросам регламентации медицинской деятельности (ст. 41);
координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ);
существование обобщающего нормативно-правового акта в сфере медицинской деятельности - Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
нормы медицинского права, нередко, заимствованы из других отраслей права (уголовного, гражданского, административного и др.), что связано с рассмотренной ранее комплексной природой медицинского права.
Следует выделить четыре критерия классификации источников медицинского права:
юридическая сила;
предмет регулирования;
характер правового регулирования;
сфера действия.
В соответствии с первым критерием (юридическая сила) источники медицинского права делятся на законы и подзаконные акты. Законы в сфере медицинского права - это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и принимаемые в установленном порядке по наиболее важным вопросам медицинской деятельности высшим органом законодательной власти в России. Например, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Подзаконные акты в сфере медицинского права - это нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение законов, Президентом РФ, различными государственными органами и органами местного самоуправления (Правительство РФ, Министерство здравоохранения РФ, органы управления здравоохранения субъектов РФ, муниципальные органы, уровень конкретного предприятия, учреждения и др.). В частности:
- Указ Президента РФ от 20 августа 1997 года N 899 "О Федеральном управлении медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РФ";
- Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе";
- Приказ Минздрава РФ от 8 сентября 2003 года N 432 "Об утверждении Устава ГУ "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова Минздрава России";
- Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 4 февраля 2003 года N 61 "О реорганизации Комитета здравоохранения Москвы".
Общее правило в структуре источников права, которое действует также и в системе медицинского права заключается в том, что закон по юридической силе всегда более значим, чем подзаконный акт. В случае противоречия между положениями закона и подзаконного акта по одному и тому же вопросу - верховенствует положение закона.
В зависимости от предмета регулирования источники медицинского права могут быть общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования достаточно широк и охватывает как медицинские правоотношения, так и правоотношения в других отраслях права. Это, прежде всего, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др. В свою очередь, специальные источники медицинского права - это нормативно-правовые акты, посвященные исключительно вопросам регулирования общественных отношений в сфере медицинской деятельности.
В качестве примеров можно привести: Закон РФ от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" или Закон РФ от 22 декабря 1992 года N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека".
По характеру правового регулирования источники медицинского права могут быть квалифицированы как материальные и процессуальные.
Нормативно-правовые акты материального характера преимущественно регулируют содержательную сторону медицинских правоотношений, т.е. права и обязанности участников. К источникам такого рода относится Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Если вести речь об источниках медицинского права преимущественно процессуального характера, то это акты, которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права, т.е. определяют порядок, процедуры осуществления тех или иных значимых для медицинской деятельности явлений. В качестве примера источника медицинского права с преимущественно процессуальным характером можно привести Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
И, наконец, в зависимости от сферы действия источники медицинского права могут быть федеральными источниками и источниками субъектов Российской Федерации. Первые действуют на всей территории Российской Федерации, вторые - только на территории конкретного субъекта РФ. Федеральный закон от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" - пример федерального источника медицинского права. В то же время Закон Республики Башкортостан от 15 июня 1992 г. "О медицинском страховании граждан в Республике Башкортостан" - один из вариантов источников медицинского права субъектов Российской Федерации.
Особенностью развития регионального законотворчества в субъектах Российской Федерации является неравномерность нормотворческой деятельности по вопросам правового регулирования различных отраслей медицинской деятельности в разных субъектах Российской Федерации. Так, если законы, связанные с противотуберкулезной помощью населению приняты в 30-ти субъектах РФ, то по вопросам правового регулирования донорства - только в трех*(7). В этом учебном издании не анализируется региональное законотворчество, хотя оно и нуждается в серьезной коррекции, создании модельных законов для их последующего использования в субъектах Российской Федерации.