Правомерность разглашения врачебной тайны

 

Основное предназначение института врачебной тайны - предупреждение случаев возможного нанесения вреда пациенту, его родственникам, третьим лицам в результате предания огласке сведений о состоянии здоровья человека, его обследовании или лечении. Институт врачебной тайны - это частное случай проявления конституционно закрепленного приоритета интересов личности над интересами общества. Однако всегда ли можно ориентироваться на врачебную тайну как на абсолютное понятие? Законодательство дает четкий ответ: нет, не всегда. В тех случаях, когда интересы государства, общественная необходимость требуют разглашения врачебной тайны для предотвращения значительных негативных последствий, нормы права предоставляют правомерную возможность отступления от принципов и правил сохранения врачебной тайны.

В статье 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается предоставление третьим лицам сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя.

К таким случаям правомерного разглашения врачебной тайны относится предоставление сведений, составляющих врачебную тайну:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Проблемой, которая должна решаться в рамках медицинского права, является правильное использование и интерпретация оснований для разглашения сведений, составляющих медицинскую тайну.

Угроза распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений в качестве основания для возможности разглашения врачебной тайны наглядно демонстрирует, насколько несопоставимы негативные последствия, связанные с распространением опасных инфекционных заболеваний, возникновением эпидемий, с последствиями разглашения сведений об опасном заболевании одного пациента. История нашей страны богата примерами того, как сложно предотвращать распространение опасных инфекций (чума, брюшной тиф, холера) даже при мобилизации всех возможных средств и возможностей государства. Например, в условиях земской медицины государству удавалось эффективно бороться с распространением инфекционных заболеваний*(77).

Хотя в современных условиях эпидемии встречаются не так часто, как раньше, однако особая опасность, быстрота распространения и высокая летальность в очагах инфекционных эпидемий свидетельствует об оправданности включения инфекционных заболеваний в число оснований для разглашения врачебной тайны. Статья 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) указывает на то, что все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Естественно, подобная регистрация возможна лишь при условии сообщения сведений, составляющих врачебную тайну.

Принимая во внимание, что такое грозное заболевание, как СПИД, пока не удается лечить, задача общества и государства заключается в предупреждении возникновения новых случаев. В этой связи постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1017 "Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" указывает, что, несмотря на общий запрет разглашения врачебной тайны, в случае выявления ВИЧ-инфекции у работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, эти работники подлежат в соответствии с законодательством РФ переводу на другую работу, исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции.

Данное положение косвенно свидетельствует о правомерности разглашения результатов освидетельствования, с последующим переводом такого лица на другую работу.

Установлению единого порядка взаимодействия правоохранительных органов и лечебно-профилактических учреждений посвящен приказ Минздрава РФ и МВД РФ от 9 января 1998 г. NN 4/8 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера".

Лечебно-профилактические учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, незамедлительно должны сообщать в дежурные части органов внутренних дел о всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящимися в бессознательном состоянии. К телесным повреждениям, о которых следует информировать органы внутренних дел, относятся:

- телесные повреждения, связанные с огнестрельными, колото-резанными, рубленными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясением мозга и так далее;

- телесные повреждения и отравления, связанные с покушением на самоубийство;

- телесные повреждения и отравления, полученные при ожогах кислотами и различными токсичными веществами;

- ранения и травмы, полученные при взрывах и других чрезвычайных происшествиях;

- травмы и ранения, связанные с неосторожным обращением с огнестрельным оружием и боеприпасами;

- травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий;

- телесные повреждения и травмы, связанные с неудовлетворительным состоянием строительных конструкций, зданий, сооружений и нарушениями техники безопасности на производстве;

- иные телесные повреждения при подозрении на насильственный характер их происхождения.

В то же время органы внутренних дел не уведомляются о поступлении (обращении) в лечебные учреждения граждан с телесными повреждениями и травмами, полученными в быту:

- при неосторожном обращении пострадавших с различными видами электромеханического инструмента или оборудования (бензопилы, электропилы, электродрели, станки, подъемники и так далее.);

- с телесными повреждениями, полученными гражданами в результате несчастных случаев, в том числе при падении в подвалы, погреба, траншеи, с крыш домов, с деревьев и тому подобное;

- в случаях поражения электрическим током;

- с телесными повреждениями, причиненными животными (за исключением случаев, когда животные натравливались на пострадавших);

- с ушибами и другими незначительными телесными повреждениями, полученными в ссорах, при отсутствии у пострадавших намерения обращаться с заявлением в правоохранительные органы.

Руководители лечебно-профилактических учреждений своими приказами определяют должностных лиц, персонально ответственных за своевременное информирование органов внутренних дел о поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера. Физические лица, занимающиеся частной практикой на основании лицензии, о фактах поступления (обращения) граждан сообщают самостоятельно.

По запросу органа внутренних дел лечебно-профилактические учреждения обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выдавать письменные справки о поступивших (обратившихся) гражданах с телесными повреждениями насильственного характера с указанием предварительного диагноза, возможных причин их получения (в том числе со слов пострадавшего).

Таким образом, врачебная тайна является одним из важнейших предметов исследования медицинского права. Изначально возникшая в недрах медицинской этики, закрепленная, в последствии, в нормативно-правовых актах, данная норма органично вписалась в законодательство, регулирующее сферу медицинской деятельности. Нарушение права пациента на сохранение врачебной тайны, в первую очередь, связано с незнанием норм действующего законодательства и непониманием того вреда, который медицинские работники могут причинить пациенту и его близким, нарушая конфиденциальность сведений, относящихся к категории врачебной тайны.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятию "врачебная тайна" и приведите аргументы, свидетельствующие о правомочности употребления такого понятия.

2. Что Вам известно об истории появления и развития института врачебной тайны в этических и правовых документах?

3. Назовите обстоятельства, свидетельствующие о медико-правовой значимости рассмотрения врачебной тайны.

4. В чем заключается проблема информирования пациента о неблагоприятном прогнозе заболевания?

5. Назовите и кратко охарактеризуйте документы, составляющие нормативно-правовую базу института сохранения врачебной тайны.

6. Каким образом в трансплантологии и психиатрии регламентируются вопросы сохранения врачебной тайны?

7. Перечислите основных субъектов, имеющих доступ к врачебной тайне. Какие сведения относятся к объектам врачебной тайны?

8. Дайте характеристику случаям правомерного разглашения врачебной тайны.

9. Каким образом осуществляется взаимодействие правоохранительных органов и органов здравоохранения при поступлении в медицинские учреждения граждан с телесными повреждениями, причиненными в результате противоправных действий?

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Аргунова Н.Ю. Врачебная тайна: закон и ведомственное нормотворчество // Независ. психиатрич. журнал. 1994. N 3. С. 31-32

2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2001. 789 с.

3. Блинов А.Г. Уголовно-правовая охрана врачебной (медицинской) тайны // Вестник Саратовской государственной академии права. 1999. N 2. С. 82-87

4. Калашникова Е.Е. Профессиональная медицинская информация: статус, уголовно-правовая защита // Труды Кировского филиала Моск. госуд. юрид. академии. N 5. Киров, 2001. С. 141-149

5. Киселев А.М. Правовое регулирование медицинской тайны в России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". Вып. 17; Тольятти: ВуиТ, 2001. С. 246-255

6. Кричагин В.И. Пропедевтика прав человека. Врачебная тайна // Медицинское право и этика. 2000. N 1. С. 24-34

7. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство / Санкт-Петербургский университет МВД России. СПб.: Фонд "Университет", 2000. 428 с.

8. Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита права на тайну // Юрид. мир. 1999. N 4. С. 32-36; N 5/6. С. 42-50; N 7. С. 34-42

9. Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита служебной тайны // Госуд. и право. 2000. N 6. С. 85-91

10. Малеин Н.С. О врачебной тайне // Совет. госуд. и право. 1981. N 8. С. 79-86

11. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. - М.: МЗ Пресс, 2000. С. 212-241.

12. Новоселов В.П., Канунникова Л.В. Правовое регулирование профессиональной деятельности работников здравоохранения. Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2000. С. 111-119.

13. Пищита А.Н., Садовская М.К. Медицинская тайна и гражданская ответственность медицинских работников. // "Экономика и менеджмент в стоматологии", N 2, Москва, 2001 г., с. 60-65.

14. Пищита А.Н. Юридическая защита прав пациентов в сфере информационного обмена в медицине в рамках законодательства РФ. Материалы научно - практических конгрессов III Всероссийского форума "Здоровье нации - основа процветания России". 2007, Том 2, часть 2, с. 220-221.

15. Пищита А.Н. Юридический регламент оказания медицинской помощи несовершеннолетним гражданам РФ. Четвертая ежегодная Московская конференция "Гнойно-септические заболевания у детей". Сборник тезисов. Москва. 5-6 июня 2008. С. 72-73.

16. Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М.: МЗ-Пресс, 2001. С. 212-241

17. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Информационная безопасность пациентов - условие правомерности трансплантации // Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 20 ноября 1998 года. Часть 1. Под общей ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. С. 135-138

18. Стеценко С.Г. Основы медицинского права в системе базовой и последипломной подготовки врача. Учебное пособие. М.: Российская медиц. академия последипломного образования, 2002. 37 с.

19. Стеценко С.Г. Право и медицина: проблемы соотношения. М.: Международный университет (в Москве), 2002. С. 32-45

20. Хуратова Б.Г. Реализация права пациента на врачебную тайну в современных условиях // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 16 мая 2003 г. / Под общ. ред. д.ю.н. С.Г. Стеценко. М.: Издательская группа "Юрист", 2003. С. 108-109

21. Шупик Ю.П., Глушков В.А. О врачебной тайне // Клиническая хирургия. 1986. N 11. С. 40-43

22. Юркин Г. Защита информации, составляющей врачебную тайну, в корпоративных системах обязательного медицинского страхования // Врач. 2002. N 4. С. 41-44

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: