Виды лечебно-профилактической помощи населению

 

Различные варианты деятельности в сфере охраны здоровья граждан с позиций организационно-правового регулирования следует классифицировать следующим образом:

1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.

2. Первая помощь.

3. Медицинская помощь.

Такое деление обусловлено различиями в способах оказания медицинской помощи, их организацией и проблемами правового регулирования.

1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.

Одной из важнейших задач государства по повышению уровня жизни населения является профилактика инфекционных заболеваний, опасность для здоровья граждан которых до настоящего времени остается актуальной. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

За последние десятилетия структура смертности изменилась в сторону преобладания неинфекционных заболеваний - как причин высокой смертности граждан Российской Федерации. В соответствии с ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

Третье направление снижения заболеваемости и смертности населения в стране - формирование стандартов здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

2. Первая помощь.

Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью. Лицами, обязанными оказывать первую помощь, в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом, имеющими соответствующую подготовку, являются, в том числе, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2010 г. N 353н "О первой помощи" утвержден перечень мероприятий по оказанию первой помощи:

1. Оценка обстановки (с определением угрозы для собственной жизни, угрозы для пострадавших и окружающих, с оценкой количества пострадавших).

2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь по закону или специальному правилу.

3. Определение признаков жизни (с определением наличия сознания, дыхания, пульса на сонных артериях).

4. Извлечение пострадавшего из транспортного средства и его перемещение.

5. Восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей.

6. Проведение сердечно-легочной реанимации.

7. Остановка кровотечения и наложение повязок.

8. Проведение опроса больного на наличие признаков сердечного приступа.

9. Проведение осмотра больного/пострадавшего в результате несчастных случаев, травм, отравлений и других состояний и заболеваний, угрожающих их жизни и здоровью.

10. Герметизация раны при ранении грудной клетки.

11. Фиксация шейного отдела позвоночника.

12. Проведение иммобилизации (фиксации конечностей).

13. Местное охлаждение.

14. Термоизоляция при холодовой травме.

15. Придание оптимального положения.

Законодательно предусмотрено, что водители транспортных средств и другие лица не обязаны, но имеют право оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

3. Медицинская помощь.

В соответствии со статьей 32 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

2. К видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная медицинская помощь;

3) скорая медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

- вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

- в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

- в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

- стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Формами оказания медицинской помощи являются:

а) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

б) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

в) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

1) Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом соблюдения прав граждан на выбор врача и медицинской организации.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь может быть оказана, как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара.

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

Значимость первичной медико-санитарной помощи определяется, прежде всего, тем, что это самый массовый вид медицинской помощи. По обобщенным данным, в среднем в учреждениях первичной медико-санитарной помощи получают медицинскую помощь около 75-80% граждан России. По данным академика РАМН Ю.П. Лисицына в стране имеется более 21 000 амбулаторно-поликлинических учреждений, число посещений в них к врачам ежегодно составляет более 1,3 млрд. По состоянию на 2000 г. на одного городского жителя в среднем приходится 9,3 посещения к врачам*(79).

Приведенные данные указывают на то, что основной объем первичной медико-санитарной помощи приходится именно на амбулаторно-поликлинические учреждения.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 г. N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" (с изменениями от 19 февраля 2007 г., 19 ноября 2008 г.) выделяет четыре группы государственных и муниципальных учреждений:

1) Лечебно-профилактические учреждения;

2) Учреждения здравоохранения особого типа;

3) Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

4) Аптечные учреждения.

Учреждения, обеспечивающие оказание первичной медико-санитарной помощи населению - амбулаторно-поликлинические учреждения, в указанной номенклатуре отнесены к первой группе учреждений (лечебно-профилактические учреждения) и, в свою очередь, подразделяются на:

А. Амбулатории;

Б. Поликлиники, в том числе:

- городская, в том числе детская;

- центральная районная;

- стоматологическая, в том числе детская;

- консультативно-диагностическая, в том числе для детей;

- психотерапевтическая;

- физиотерапевтическая.

- восстановительного лечения.

Учитывая то, что особую важность в оказании первичной медико-санитарной помощи играют амбулаторно-поликлинические учреждения, необходимо рассмотреть организационно-правовой статус врачей общей практики (семейных врачей). Приказ Минздрава РФ от 20 ноября 2002 г. N 350 "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации" (с изменениями от 17 января 2005 г.) содержит положения, в соответствии с которыми сложившаяся система организации первичной медико-санитарной помощи населению, ориентированная на участковую и специализированную службы, признана не достаточно эффективна. Функции врача-терапевта участкового, который должен оказывать основной объем первичной медицинской помощи, в настоящее время не позволяют обеспечить оказание непрерывной и всеобъемлющей помощи различным категориям пациентов независимо от пола и возраста. Негативно сказывается на результатах оказания медицинской помощи населению нарушение преемственности в ведении больных при переходе пациентов из детских поликлиник во взрослые.

Ключевой задачей в решении современных проблем является развитие принципов семейной медицины в Российской Федерации, повышение эффективности врачей общей практики (семейных врачей) в обеспечении населения амбулаторно-поликлинической помощью.

Анализ особенностей деятельности врачей общей практики (семейных врачей) сегодняшнего дня позволяет говорить об определенной схожести с земской медициной, успешно функционировавшей в России во второй половине XIX века*(80). Существующая нормативно-правовая база амбулаторно-поликлинической помощи населению предусматривает организацию Центров общей врачебной (семейной) практики, которые создается как самостоятельная организация здравоохранения. Центр возглавляет руководитель, на должность которого назначается врач общей практики (семейный врач) с опытом практической деятельности не менее 5 лет и прошедший специализацию по общей врачебной практике (семейной медицине); либо врач терапевт (педиатр) с опытом практической деятельности не менее 5 лет, прошедший специализацию по общей врачебной практике (семейной медицине).

Устанавливаются следующие штатные нормативы:

1. Должности врачей общей практики (семейных врачей) для оказания медико-санитарной помощи прикрепленному населению и диспансерного наблюдения устанавливаются из расчета:

- 1 должность на 1500 взрослого населения;

- 1 должность на 1200 взрослого и детского населения.

2. Должность медицинской сестры врача общей практики устанавливается из расчета 2 должности на каждую должность врача.

3. Должность помощника врача общей практики (семейного врача) устанавливается из расчета 1 должность на каждую должность врача.

4. Должность лаборанта (фельдшера-лаборанта, медицинского лабораторного техника, медицинского технолога) устанавливается 1 должность на центр.

5. Должность медицинского статистика устанавливается из расчета 1 должность на центр.

6. Должность медицинского регистратора устанавливается из расчета одна должность на 4 должности врачей.

7. Должность старшей медицинской сестры устанавливается соответственно должности заведующего отделением. (Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 112 "О штатных нормативах Центра, отделения общей врачебной (семейной) практики").

Амбулаторно-поликлиническая помощь является более эффективной, поскольку максимально приближена к населению, способна быстро решать оперативные задачи, осуществлять профилактические мероприятия при минимальных финансовых затратах, что выгодно, как государству, так и обществу. Представляют интерес сравнительные данные о работе врачей общей практики в России и других странах.

 

Таблица 3

 

Некоторые сравнительные данные о работе врачей общей практики в Нидерландах, Великобритании и России*(81)

 

Параметры Нидерланды Великобритания Россия
Среднее число пациентов, посетивших офи врача общей практики в неделю 160 150 60-70
Посещение пациентов врачом общей врачебной практики на дому, в среднем в неделю 5-8 15-20 30-40
Средняя длительность приема одного пациента, минуты 8 9 20

 

2) Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь может быть оказана в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения РФ.

Направление граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, за счет средств бюджета, осуществляется путем применения специализированной информационной системы в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ.

Основным местом оказания специализированной медицинской помощи являются больницы. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 г. N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" (с изменениями от 19 февраля 2007 г., 19 ноября 2008 г.) к категории лечебно-профилактических учреждений относятся следующие специализированные больницы:

- восстановительного лечения, в том числе детские;

- гинекологические;

- гериатрические;

- инфекционные, в том числе детские;

- наркологические;

- онкологические;

- офтальмологические;

- психоневрологические, в том числе детские;

- психиатрические, в том числе детские;

- психиатрические (стационар) специализированного типа;

- психиатрические (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

- туберкулезные, в том числе детские.

- курортные.

Важность знания организационно-правовых особенностей оказания специализированной медицинской помощи в аспекте изучения медицинского права объясняется следующими причинами:

- специализированная медицинская помощь оказывается преимущественно пациентам с тяжелыми заболеваниями;

- специализированная медицинская помощь требует значительных материальных, финансовых и кадровых затрат;

- чаще всего в больницах находятся клинические базы медицинских ВУЗов, в которых получают первичное образование и повышают квалификацию медицинские работники;

- именно при оказании специализированной медицинской помощи нередко отмечаются случаи нарушений прав пациентов.

В качестве примера организационно-правового обеспечения специализированной медицинской помощью можно привести лечение пациента, страдающего артериальной гипертонией. В последнее время отмечается резкое увеличение заболеваемости этой патологией среди населения, что приводит к росту инвалидизации и смертности. Результаты выборочного обследования населения показали, что общее количество больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше достигает в России более 41,6 млн. человек, хотя, по данным официальной статистики, в стране зарегистрировано всего 7,2 млн. таких больных, в том числе 2,5 млн. больных ишемической болезнью сердца в сочетании с гипертонией и 2,1 млн. больных цереброваскулярными болезнями (инсульты) с гипертонией.

В структуре причин смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 56 процентов. Из них на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней - основных осложнений артериальной гипертонии - приходится соответственно 46,9 и 37,6 процента. Экономический ущерб, обусловленный временной или стойкой утратой трудоспособности, преждевременной смертью из-за артериальной гипертонии и ее осложнений, ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней, только в 1999 году составил около 29,3 млрд. рублей.

Обращает на себя внимание высокая распространенность артериальной гипертонии среди детей и подростков. В 2001 году число зарегистрированных детей и подростков с повышенным кровяным давлением увеличилось на 6,8 процента и составило 335,6 тыс. человек. Поскольку проблема борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода, решить ее можно путем целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, ведомственных служб здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций в рамках федеральной целевой и региональных программ.

В частности, Постановление Правительства РФ от 17 июля 2001 г. N 540 "О федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" содержит перечень мероприятий, которые необходимо провести для улучшения создавшейся ситуации.

Основными целями программы являются комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных, снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда).

Для снижения уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией необходимо решить следующие организационные задачи:

расширение деятельности по предупреждению артериальной гипертонии, повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и больных с ее осложнениями;

создание системы динамического контроля за эпидемиологической ситуацией в области заболеваемости артериальной гипертонией и системы учета больных артериальной гипертонией;

совершенствование подготовки медицинских кадров (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и кардиологов) в области кардиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;

укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено), кабинетов врачей общей практики и неврологов, учреждений терапевтической и кардиологической служб и клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля;

проведение научно-исследовательских работ по созданию новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями;

разработка продуктов питания и оптимальных рационов питания для профилактических и лечебных целей и высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств.

Как позитивный вариант подзаконного правотворчества в области специализированной медицинской помощи относительно артериальной гипертонии следует расценивать появление Приказа Минздрава РФ от 24 января 2003 г. N 4 "О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации", в соответствии с которым планируется провести комплекс следующих мероприятий:

1) Разработка рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии.

2) Разработка и утверждение программы выявления и динамического наблюдения за больным с артериальной гипертонией.

3) Создание системы динамического контроля эпидемиологической ситуации, связанной с артериальной гипертонией в Российской Федерации.

4) Создание типовой программы и наглядных пособий для школ здоровья для больных с артериальной гипертонией.

5) Организация и обеспечение деятельности системы диспансерного учета больных с артериальной гипертонией в Российской Федерации.

6) Дополнения типовых программ повышения квалификации врачей первичного звена здравоохранения (врачей-педиатров, терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей) и др.) пособиями по организации Школ здоровья для больных артериальной гипертонией.

7) Проведение массовых мероприятий по измерению артериального давления у населения, включая детей и подростков. Привлекать к участию в мероприятиях по измерению артериального давления студентов 3-6 курсов образовательных медицинских учреждений.

8) Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по профилактике артериальной гипертонии и ее осложнений в сотрудничестве со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и общественными организациями.

Таким образом, существующие виды лечебно-профилактической помощи населению имеют отличительные организационно-правовые особенности, которые необходимо учитывать при решении различных вопросов медико-правового характера. Современные тенденции развития здравоохранения в России свидетельствуют о преимущественной тенденции по увеличению доли стационарозамещающих видов оказания медицинской помощи, что приводит к существенному повышению эффективности использования ресурсов здравоохранения*(82). Вместе с тем, нельзя забывать о роли и значении, которые имеют скорая и специализированная медицинская помощь.

3) Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Этот вид медицинской помощи населению наиболее актуален при заболеваниях, требующих неотложного, экстренного медицинского вмешательства. Без скорой медицинской помощи невозможно себе представить эффективную систему обеспечения населения медицинской помощью. Толчком к созданию служб скорой медицинской помощи становились, как правило, стихийные бедствия, пожары, техногенные катастрофы. Первая служба скорой медицинской помощи была организована в 1881 году в Вене, в нашей же стране впервые станции скорой медицинской помощи начали работать в Санкт-Петербурге и Москве в 1899 году.

Скорая медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. На территории Российской Федерации в целях оказания скорой медицинской помощи функционирует система единого номера вызова скорой медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Медицинская эвакуация включает в себя:

1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую авиационным транспортом;

2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи оказывается медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), в том числе по вызову медицинской организации, в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

В настоящее время в Российской Федерации создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой. Она включает в себя свыше 3000 станций и отделений скорой медицинской помощи, в которых работают около 20 тысяч врачей и свыше 70 тысяч средних медицинских работников. Ежегодно скорая медицинская помощь оказывается по 46-48 миллионам вызовов, более чем 50 миллионам граждан.

Эффективная деятельность службы скорой медицинской помощи во многом зависит от четырех составляющих:

1. Качественная нормативно-правовая база.

2. Должная организация.

3. Достаточное финансирование.

4. Решение кадровых вопросов.

5. Решению этих задач посвящен Приказ Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" (с изменениями от 16 ноября 2004 г.).

Положения данного приказа направлены на улучшение деятельности скорой медицинской помощи, оптимизацию штатных нормативов, обеспечение реализации прав граждан на получение данного вида медицинской помощи.

Станция скорой медицинской помощи является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

Станции скорой медицинской помощи создаются в городах с населением свыше 50 тысяч человек как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения. В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тысяч организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городских, центральных районных и других больниц. В городах с населением более 100 тысяч человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой медицинской помощи, как подразделения станций.

Основной функциональной единицей станции скорой медицинской помощи является выездная бригада (фельдшерская, врачебная, интенсивной терапии и другие специализированные бригады). Бригады создаются в соответствии со штатными нормативами с расчетом обеспечения круглосуточной посменной работы.

Основные задачи станции скорой медицинской помощи. Необходимо выделять два режима работы станции скорой медицинской помощи:

1) режим повседневной работы;

2) режим чрезвычайных ситуаций.

Задачами станции скорой медицинской помощи в режиме повседневной работы являются:

- организация и оказание скорой медицинской помощи заболевшим и пострадавшим на месте происшествия и во время их транспортировки в стационары;

- проведение систематической работы по совершенствованию профессиональных знаний, практических навыков медицинского персонала;

- развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания скорой медицинской помощи населению, внедрение современных медицинских технологий, повышение качества работы медицинского персонала.

Задачами станции скорой медицинской помощи в режиме чрезвычайной ситуации являются:

- направление в зону чрезвычайной ситуации выездных бригад скорой медицинской помощи согласно плана работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- проведение лечебно-эвакуационных мероприятий пострадавшим при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение проведения необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.

Социально-экономический кризис 90-х годов XX века в России негативно отразился на медико-демографической ситуации в стране. Одним из наиболее болезненных его последствий стал рост уровня смертности, превышающего аналогичные показатели развитых стран на 30-50%. За последние 10 лет число вызовов скорой медицинской помощи увеличилось на 30%, а доля больных, госпитализированных в экстренном порядке, возросла почти в 3 раза. Особая тяжесть ургентных больных и пострадавших, скоротечность развития тяжелых заболеваний (инфаркт, инсульт а пр.) обусловливают высокую летальность, утрату трудоспособности и увеличивающийся уровень инвалидизации населения страны. Более 90% больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации.

Основными недостатками в организации скорой медицинской помощи являются:

- значительные материальные и финансовые затраты на оказание пациентам необходимого объема помощи на догоспитальном этапе;

- выполнение службой скорой медицинской помощи несвойственных ей функций, в частности, подмена деятельности амбулаторно-поликлинической службы по оказанию помощи на дому и транспортировке больных в стационарные медицинские учреждения;

- неэффективность использования специализированных врачебных бригад;

- продолжает оставаться на низком уровне оказание скорой медицинской помощи сельскому населению;

- неэффективная система тарификации и оплаты скорой медицинской помощи, в первую очередь, на госпитальном этапе, тормозящая интенсивное использование коечного фонда;

- недостаточное взаимодействие догоспитального и госпитального этапов оказания экстренной помощи, слабая готовность к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

- ослабление научно-методического сопровождения скорой медицинской помощи;

- проблемы оснащения службы санитарным автотранспортом, современными средствами связи, обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием;

- отсутствие системы подготовки населения по вопросам оказания первичной медицинской само- и взаимопомощи.

На решение этих и других проблем службы организации скорой медицинской помощи направлена созданная в 2003 году отраслевая программа "Скорая медицинская помощь". Целью программы, которая реализуется в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 11 марта 2003 г. N 93 "Об отраслевой программе "Скорая медицинская помощь" является формирование условий для повышения качества и эффективности скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания, выравнивание условий ее предоставления, ускорения процессов реформирования первичного звена здравоохранения и реструктуризации коечного фонда. Достижение данной цели планируется осуществить путем выполнения следующих задач:

- совершенствование нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы скорой медицинской помощи;

- выравнивание условий оказания скорой медицинской помощи и обеспечение равной доступности для населения современных медицинских технологий на территории Российской Федерации;

- формирование современных организационных моделей оказания скорой медицинской помощи на всех ее этапах с учетом сложившейся в субъектах Российской Федерации социальной инфраструктуры;

- внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи и системы управления качеством, формирование современных финансово-экономических механизмов и системы оплаты скорой медицинской помощи в целях повышения эффективности использования ресурсов;

- совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;

- улучшение научного сопровождения наиболее актуальных проблем экстренной медицины, координации научных исследований в этой сфере, ускорение разработки и внедрения современных технологий диагностики и лечения в клиническую практику;

- создание и апробация системы информационного обеспечения скорой медицинской помощи.

Реализация мероприятий, предусмотренных отраслевой программой "Скорая медицинская помощь", позволит обеспечить:

- повышение качества и экономической эффективности скорой и неотложной медицинской помощи населению;

- снижение летальности и инвалидизации при неотложных состояниях;

- улучшение преемственности оказания скорой медицинской помощи;

повышение готовности лечебно-профилактических учреждений к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

4) Паллиативная медицинская помощь.

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

Возникновение и развитие хосписного движения напрямую связано с гуманистическими традициями общества, цивилизованность которого измеряется отношением к старению и смерти. Право пациента на избавление от боли, на достойную смерть - это одно из гражданских прав личности, имеющее такую же универсальную ценность для современного общества, как и все другие неотъемлемые, неотчуждаемые права человека. Для организации паллиативной помощи пациенту не нужно новых изобретений - она имеет многовековую историю, зародившись под крылом христианства в 4 в. н.э. Сегодня в Российской Федерации работает 70 хосписов, 68 кабинетов противоболевой терапии и 33 отделения паллиативной помощи в многопрофильных больницах. Современный отечественный хоспис - это не только тип учреждения для неизлечимо больных, но и концепция ухода за умирающими больными, которая построена на достижениях в области эффективного лечения хронической боли и создания эффективных психотропных средств, а также достижениях в области медицинской психологии. Философия хосписного движения утверждает жизнь, она строится на убеждении, что благодаря персональному уходу и заботе окружающих пациенты и их близкие могут наиболее полно прожить последний период жизни больного, приготовиться к смерти. Забота, которую организует хоспис, не ускоряет и не отсрочивает смерть, но помогает ее достойно встретить.

В России сформирована правовая база для создания домов, отделений сестринского ухода и хосписов: цели, задачи и источники их финансирования определены в соответствии с Приказом МЗ РСФСР от 01.02.1991 г. N 19 "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц". Нормативная база деятельности хосписов строится на их юридической самостоятельности. Хоспис осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и на основании лицензии, полученной в установленном порядке. Он может являться клинической и учебной базой медицинских образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов. Целью их работы является улучшение медицинской и социальной помощи больным пожилого и старческого возраста, одиноким, детям-инвалидам и другим лицам, страдающим хроническими заболеваниями и по состоянию здоровья нуждающимся в поддерживающем лечении.

В соответствии с Приказом МЗ РСФСР от 01.02.1991 г. N 19 "Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц", основными задачами учреждений такого профиля являются:

- формирование новой формы медицинского и социального обслуживания инкурабельных больных - благотворительной медицины;

- повышение доступности стационарной медицинской помощи больным терминальной стадии и улучшение им медицинской помощи на дому;

- проведение симптоматического лечения больных в терминальных стадиях, организация им квалифицированного ухода с применением психотерапевтических и традиционных методик;

- подбор и проведение необходимой обезболивающей терапии;

- оказание социально-психологической помощи больным и родственникам, обучение родственников навыкам ухода за тяжелобольными.

В соответствии с поставленными задачами хоспис осуществляет:

- прием, размещение больных и престарелых соответственно профилю заболевания и тяжести их состояния;

- квалифицированной медицинский уход за больными и престарелыми;

- социальное обслуживание больных и престарелых;

- своевременное выполнение врачебных назначений и процедур;

- медицинскую реабилитацию больных и престарелых с элементами трудотерапии;

- динамическое наблюдение за состоянием больных и престарелых;

- своевременную диагностику осложнений или обострений хронических заболеваний;

- выписку больных в сроки, установленные органом здравоохранения и закрепленные в договоре (соглашении);

- оформление одиноких престарелых граждан в дома-интернаты.

Дом (отделение) сестринского ухода, хоспис обеспечивает:

- первую экстренную и неотложную помощь;

- своевременный перевод больных и престарелых при обострении хронических заболеваний или ухудшении их состояния, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения;

- периодические врачебные осмотры госпитализированных лиц, в зависимости от состояния, но не реже одного раза в неделю;

- консультативную помощь хроническим больным по рекомендации врачей;

- психологическую помощь и адекватную симптоматическую терапию;

- питание, в том числе диетическое, в соответствии с врачебными рекомендациями.

Организация хосписов в нашей стране имеет важное медико-социальное значение и может способствовать значительному снижению остроты проблемы обеспечения качественного лечения и достойного ухода за больными тяжелыми, неизлечимыми заболеваниями в терминальную стадию. Однако отсутствие современной нормативно-правовой базы, в том числе отраслевой, является одной из существенных причин недостаточного развития хосписного движения в Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: