Медико-социальная экспертиза

 

В соответствии со статьей 60 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Рассматривая медико-социальную экспертизу, как один из вариантов медицинских экспертиз, следует отметить, что она носит комплексный характер и предназначена для определения нуждаемости определенного лица в мерах социальной защиты со стороны государства. Речь, прежде всего, идет об инвалидах, которые относятся к категории людей, наиболее нуждающихся в заботе, как со стороны государства, так и со стороны общества. Отношение к инвалидам является одним из показателей уровня развития демократии в обществе. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) в статье 7 дает определение медико-социальной экспертизы (МСЭ) - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Рекомендации медико-социальной экспертизы по трудовому устройству граждан являются обязательными для администрации предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности. Порядок организации и производства медико-социальной экспертизы устанавливается законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что в нашей стране действует Государственная служба медико-социальной экспертизы, которая входит в систему органов социальной защиты населения Российской Федерации. Оказанные в процессе освидетельствования медицинские услуги в учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы, реабилитационные мероприятия включаются в федеральную базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации и финансируются из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие задачи:

1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Виды, штатная структура и мероприятия, выполняемые учреждениями медико-социальной экспертизы.

Все учреждения медико-социальной экспертизы делятся на две группы:

1. Бюро медико-социальной экспертизы.

2. Главное бюро медико-социальной экспертизы.

Следует подчеркнуть возможность создания следующих видов бюро МСЭ:

- бюро общего профиля;

- бюро специализированного профиля (для проведения медико-социальной экспертизы больных с различными заболеваниями, дефектами и последствиями травм);

- бюро смешанного профиля.

Образование таких видов бюро находится в зависимости от уровня и структуры заболеваемости и инвалидности.

Формирование сети бюро медико-социальной экспертизы производится исходя из численности населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации, и числа освидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одного учреждение на 70-90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8-2 тыс. человек в год. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться в расчете на иную численность населения и число освидетельствуемых в год граждан.

В штатный норматив бюро входят:

1. Специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей).

2. Специалист по реабилитации.

3. Специалист по социальной работе.

4. Психолог.

Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медицинской сестры, медицинского регистратора и шофера.

В штатный норматив главного бюро входят:

1. Несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение.

2.Группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации.

3. Специалисты служб юридического консультирования.

4. Специалисты информационно-статистического обеспечения.

В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля (в зависимости от потребности в экспертно-реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи. В случае необходимости при главном бюро может быть создано стационарное отделение.

Для решения возложенных задач бюро МСЭ выполняет следующие мероприятия:

определяет структуру и степень ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потенциал;

устанавливает факт наличия инвалидности, определяет группу, причины (обстоятельства и условия возникновения), сроки и время наступления инвалидности;

определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;

определяет причинную связь смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего;

определяет потребность инвалидов в специальных транспортных средствах;

формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов (определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации), а также контролирует их реализацию;

оказывает разностороннюю помощь лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, и содействует в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию;

формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов и представляет соответствующие сведения в главное бюро;

принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.

Для реализации возложенных задач главное бюро МСЭ осуществляет следующие мероприятия:

проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро, и в случае необоснованности этих решений изменяет их;

проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования;

формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, а также контролирует их реализацию;

оказывает первичную реабилитационно-психологическую и профориентационную помощь гражданам, прошедшим медико-социальную экспертизу;

формирует банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, и представляет соответствующие сведения в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации;

принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

предоставляет в соответствующие военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста;

оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро;

осуществляет контроль деятельности бюро МСЭ.

Особое медико-правовое значение имеет тот факт, что учреждения медико-социальной экспертизы для осуществления своих полномочий имеют право направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Указанное выше право учреждений МСЭ послужило поводом для обращения в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", в части предусматривающей, право учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, с целью уточнения их клинико-функционального диагноза, в другие медицинские учреждения. Решение Верховного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N ГКПИ 2002-1215 оставило данное заявление без удовлетворения. Одним из аргументов в пользу принятого решения явилось то, что направление на обследование лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, в лечебно-профилактические учреждения предполагает, что такое направление осуществляется добровольно, с согласия лица, проходящего медико-социальную экспертизу. Таким образом, положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат требованиям действующего законодательства РФ.

Основным субъектом, находящимся под защитой государства после проведения МСЭ и соответствующего заключения, является инвалид. С позиций действующего законодательства РФ, инвалид - это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Следует отметить, что наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Общие организационно-правовые принципы признания лица инвалидом:

1. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

2. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения.

3. Медико-социальная экспертиза лица проводится по его письменному заявлению либо письменному заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя учреждения. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение его здоровья.

4. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов.

5. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".

6. Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам в соответствии с критериями, утверждаемыми Минтруда РФ и Минздрава РФ.

В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" определена следующая классификация нарушений функций организма по степени выраженности:

1 степень - незначительные нарушения функций;

2 степень - умеренные нарушения функций;

3 степень - выраженные нарушения функций;

4 степень - значительно выраженные нарушения функций.

Критериями определения групп инвалидности граждан являются:

Для установления первой группы инвалидности - нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

- способности к самообслуживанию третьей степени;

- способности к передвижению третьей степени;

- способности к ориентации третьей степени;

- способности к общению третьей степени;

- способности контроля за своим поведением третьей степени.

Для установления второй группы инвалидности - нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

- способности к самообслуживанию второй степени;

- способности к передвижению второй степени;

- способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней;

- способности к обучению третьей, второй степеней;

- способности к ориентации второй степени;

- способности к общению второй степени;

- способности контроля за своим поведением второй степени.

Для определения третьей группы инвалидности - нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

- способности к самообслуживанию первой степени;

- способности к передвижению первой степени;

- способности к обучению первой степени;

- способности к трудовой деятельности первой степени;

- способности к ориентации первой степени;

- способности к общению первой степени.

Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: