Функции юридических фикций

 

Все социальные явления могут подвергаться (а многие из них были подвергнуты) функциональному анализу. Структурно-функциональный анализ - один из основных методов исследования правовых явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, в рамках которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение*(481).

Основное требование к объекту исследования состоит в том, чтобы он представлял стандартизованное (т.е. типизированное, повторяющееся) явление, такое как, например, социальные роли, институциональные типы, социальные процессы, культурные стандарты, эмоциональные реакции, выраженные в соответствии с нормами данной культуры, социальные нормы, групповые организации, социальные структуры, средства социального контроля и т.д.*(482) Это в равной степени относится к юридическим фикциям как феноменальному явлению в праве.

Необходимость применения структурно-функционального анализа при изучении фикций в праве вызвана тем, что познавательные возможности данного научного метода позволяют подойти к раскрытию сущности, понятия, назначения и содержания феномена фикции со стороны, ранее не являвшейся предметом комплексного научного исследования, определить функции, через которые и выражаются сущность и назначение рассматриваемого явления.

Структурно-функциональный анализ впервые был применен американскими и западноевропейскими социологами в середине прошлого века. Зарождение данного метода связано с именами американского экономиста Р.К. Мертона и американского социолога-теоретика Т. Парсонса*(483). Во второй половине прошлого века структурно-функциональный анализ широко стал использоваться и в советской социологии*(484).

В рамках названного научного метода понятие "функция" имеет два аспекта рассмотрения:

1) служебная роль (назначение) одного из элементов социальной системы по отношению к другому или системе в целом;

2) наличие зависимости в рамках одной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части. При этом функциональные зависимости могут анализироваться как проявления детерминизма. Функции могут рассматриваться с точки зрения: а) последствий, вызываемых изменениями одного объекта в других объектах (такие последствия могут быть благоприятными или неблагоприятными - дисфункциональными), либо нейтральными - афункциональными; б) взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)*(485).

В прошлом веке к проблемам функций права обращались отечественные юристы С.С. Алексеев, М.Н. Марченко, Т.Н. Радько и др. Несмотря на более чем вековой опыт активного исследования понятия "функция права", на сегодняшний день нет единого мнения по этому вопросу, хотя данный термин широко используется как в теории права, так и в отдельных отраслевых юридических науках.

Обратимся к исследованию функции права. В юридической науке понятие функции права на сегодняшний день исследовано довольно обстоятельно. И эту проблему вряд ли можно отнести к числу наиболее острых, дискуссионных в теории государства и права. Как правило, возникающие споры касаются видов функций права, критериев их классификации, функций отдельных элементов системы права - отраслей, институтов, норм. В отношении понятия функции права ученые проявляют редкое единодушие: взгляды разнятся лишь в части, касающейся некоторых компонентов этого понятия и их сочетания в базовом определении функции права. Иногда "вспыхивают" дискуссии о соотношении функций права с иными правовыми категориями, к примеру, задачами права. Подобная научная полемика не нарушает общей точки зрения на функции права - даже крайние воззрения на ту или иную частную проблему функций укладываются в рамки фундаментальных положений самой концепции*(486). И, тем не менее, рассмотрим этот вопрос более детально.

Некоторые авторы при определении функций права акцентируют внимание на их "ролевом" аспекте. По мнению Ю.Г. Ткаченко, под функциями права следует понимать конкретную роль (действие) права в организации общественных отношений*(487). В.Д. Филимонов указывает, что "функции права - это социальная роль, которую оно выполняет в организации (упорядочении) общественных отношений, определяемая направленностью и методом их правового регулирования"*(488).

Дореволюционные ученые делали акцент на том, что социальное назначение позитивного права в обществе заключается в регулировании, т.е. в определении, упорядочении и охране сложившихся общественных отношений. Еще в 1917 г. известный русский правовед И.А. Покровский отмечал, что право имеет своей общей целью регулирование междучеловеческих отношений*(489). Схожей точки зрения придерживались К.П. Победоносцев, Д.И. Мейер, Г.Ф. Шершеневич и другие видные представители российской дореволюционной юриспруденции. Так, еще во второй половине XIX в. Ю.С. Гамбаров указывал, что "мы повинуемся нормам, имеющим целью регулировать наше поведение"*(490).

Ряд ученых под функциями права понимают прежде всего направления правового воздействия на общественные отношения*(491). "Активная роль права, - пишет С.С. Алексеев, - выражается в его функциях, т.е. направлениях правового воздействия, выражающих роль права в организации (упорядочении) общественных отношений"*(492). Здесь следует указать на следующий момент: правовое воздействие в данном случае фактически ограничено рамками организации (упорядочения) общественных отношений. Между тем в действительности организация общественных отношений сама по себе - лишь одно из направлений правового воздействия на объективную реальность. Под правовым воздействием, отмечает Н.Н. Вопленко, правильно понимать весь спектр форм влияния права на общественные отношения*(493). Это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относятся, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права, стимулирующее и мотивационное влияние (посредством правосознания, правотворчества, законности и т.д.)*(494).

В юридической науке преобладает подход, согласно которому правовое воздействие по объему гораздо шире правового регулирования*(495). Таким образом, правовое регулирование и правовое воздействие далеко не синонимичные понятия.

Указанные подходы к пониманию функций права не противоречат друг другу, а скорее дополняют.

Функции - это то, что внутренне присуще праву, это его внутренняя движущая сила. Они как бы "растворены" в праве и при необходимости в любой момент готовы к своей реализации, в частности, к тому, чтобы разрешить стоящие перед правом задачи. Словом, функции права - это внутренний потенциал права, его энергия. Это то, что делает право "живым", приводит его в действие, заставляет работать*(496).

Примерно такую же точку зрения можно выразить по отношению и к другой грани функции - направлению ее воздействия. Само по себе воздействие приставляет собой возможность каким-либо образом влиять на окружающую реальность и видоизменять ее. В связи с этим любопытным представляется взгляд на функции права А.Е. Сухарева.

А.Е. Сухарев под функциями права предлагает понимать устанавливаемые посредством действия права основные регулятивные организующие связи между системой права и системой общественных отношений, позволяющие учитывать зависимость возможностей, целей и результатов правового воздействия от свойств его объекта, общественных отношений и технико-юридических особенностей самого права*(497). Разумно полагать, что данная точка зрения ближе к истине, чем, например, суждения следующего автора.

С.А. Комаров пишет: "Функции права могут быть определены как главные направления нормативно-правового воздействия государства на общественные отношения, соответствующие социально-политическому, экономическому и идеологическому содержанию регулирования"*(498).

Данную точку зрения сложно считать истинной. Эта мысль наводит на некоторые вопросы. Например, не смешивает ли автор понятия "функции права" и "функции государства"? Хотя право и государство достаточно тесно взаимосвязаны и сегодня друг без друга их невозможно представить, тем не менее, это два автономных явления со своей спецификой, ролью и предназначением в обществе и, соответственно, функциями.

По мнению некоторых авторов, именно функции правового регулирования позволяют с большей четкостью выявить специфические функции других правовых элементов, например, права социального обеспечения, которые отражают сущность этой отрасли, границы ее предмета правового регулирования и набор правовых средств, объединяемых ее методом правового регулирования*(499). Роль данной отрасли в динамике структуры отраслей права, появлении в ее составе норм и институтов, изменении предмета той или иной отрасли является определяющей*(500).

Исследование функций правовых фикций предполагает рассмотрение самой фикции в качестве элемента содержания права и установление ее взаимосвязей с другими социально-правовыми элементами, явлениями и процессами, что и было сделано в предыдущих параграфах. Сейчас же предстоит сосредоточиться на воздействии фикций на социальные процессы. Именно в этом состоит функциональная характеристика юридических фикций.

Регулятивное назначение фикций в праве состоит в том, чтобы внести в публичные и частные предметные сферы оптимальную нормативность, которая бы отражала потребность общества в организованности, упорядоченности и целесообразности различных отношений, и в то же время не препятствовала развитию общества в целом. Следовательно, возможно выделение такой функции юридической фикции как регулирующая, которая включает в себя три подфункции. Одна из них обеспечивает достижение целей правового регулирования, при помощи которого удовлетворяются различные интересы субъектов права, в процессе использования технико-юридического приема (фикции) для разработки и реализации норм права.

Вторая подфункция заключается в предоставлении участникам регламентируемых отношений возможностей их самоорганизации, саморегулирования. Ряд ученых считают, что саморегулирование вероятно только в рамках объединения лиц, устанавливающих правила поведения*(501). Разумно поддержать мнение Ю.Г. Лесковой, что такое узкое понимание саморегулирования вряд ли позволяет выявить все особенности данного понятия и показать его свойство быть проявлением метода частного права (не только гражданского)*(502).

Любой субъект права (физическое или юридическое лицо), действуя самостоятельно или совместно с другими субъектами, имеет возможность в процессе саморегулирования непосредственно или опосредованно реализовать свое независимое субъективное право (например, право родителей на усыновление).

Необходимо отметить, что предоставление участникам регламентируемых отношений возможностей их самоорганизации, саморегулирования носит компенсаторно-восстановительный характер, т.е. обусловлено прежде всего эквивалентно-возмездной, стоимостной природой регулируемых товарно-денежных отношений.

Здесь проявляется еще одна подфункция регулирующей функции - упрощение порядка регулирования общественных отношений, позволяющая, путем приравнивания понятий, фактов и т.д.:

а) в максимальной степени обеспечить интересы участников правоотношений;

б) сократить сроки и обеспечить повышение комфортности получения конечного результата;

в) упростить работу правоприменителя;

г) решать задачи по устранению правовых барьеров на пути использования инноваций (например, электронных документов во внешней и взаимной торговле на Единой таможенной территории Таможенного союза)*(503).

Данная подфункция, в сущности своей, позволяет уравнивать какие-либо факты, явления, события, права субъектов*(504) и пр., т.е. упрощает подход к весьма сложным явлениям.

В качестве примеров наличия указанной подфункции юридической фикции можно привести упрощение процедур администрирования налогов*(505), упрощение перемещения товаров и транспортных средств*(506) и др.

Реализуя указанную подфункцию, юридическая фикция "обеспечивает оптимизацию юридической практики, то есть упрощает подход к весьма сложным явлениям со стороны правоприменяющих и правоисполняющих субъектов"*(507).

Учитывая, что фикции в праве и законодательстве в большинстве случаев устанавливают правовой статус лица: объявление умершим, в процессе усыновления, регистрации юридического лица и т.д., можно четко видеть, что в данном случае проявляется правоустанавливающая функция.

Реализуя рассмотренные выше функции, фикция конструирует заведомо не существующие положения, утверждая их существующими, часто восполняя собой отсутствующие в законодательстве юридические конструкции, т.е. фикция, в данном случае как прием юридической техники, осуществляет "конструирование условной реальности, которая охраняется законом, закреплена в нормативном правовом акте и является обязательным предписанием"*(508). В связи с этим возможно выделение еще одной функции - конструирование условной реальности.

Но юридическая фикция как специфическая категория права выполняет еще и ряд других функций.

Одной из них, на наш взгляд, является информационная, т.е. выступающая показателем, своеобразным "таблоидом" правовых возможностей общества, уровня его правового развития и цивилизованности.

Суть данной функции можно пояснить на примере "электронных" денег. Наиболее разумно раскрывает правовую природу "электронных" денег С.А. Саперов, который пишет, что "электронные деньги - это не вещи, а информация (курсив мой - О.Т.) в запоминающих устройствах электронно-вычислительных систем. Само по себе владение микропроцессорной картой как носителем, подтвержденное знанием ПИН-кода, подтверждает титульное правообладание содержащейся в ее запоминающем устройстве информацией, представляющей собой "электронные" деньги*(509).

Здесь "электронные" деньги выступают эквивалентом (определенной юридической фикцией) реальных денег, реализуемых через информацию в ходе различных правоотношений (купли-продажи, услуг и пр.), что сегодня, в век информационных технологий, достаточно актуально.

Информационная функция юридической фикции призвана выполнять такую задачу как преодоление стереотипного, порой нецелесообразного мышления законодательных органов по вопросам законотворчества, в частности, как результат - умелое использование приемов юридической техники, что должно приниматься не просто как информационно-познавательная процедура, а как имеющая практическое значение функция.

Как представляется, одной из функций юридической фикции (анализируя определение и признаки) является экономико-процессуальная, т.е. обеспечивающая процессуальную экономию юридических средств и сил лиц, участвующих при отправлении правосудия по делам различных категорий.

Так, Л.Л. Суворов полагал, что организация, не обладающая набором признаков юридического лица, для выполнения процессуальных функций получает правоспособность и дееспособность, что говорит об использовании теории фикции*(510).

Применение таких фикций, как усыновление, объявление лица умершим, условное наказание и пр., позволяет выделить дополнительную функцию фикций при регулировании различного рода отношений. Данная функция содержит элементы не только формального определения предписаний закона, но и нравственного, социального направления. Рассмотрение нравственно-социальной (или гуманистической) функции правовой фикции, выражающей и реализующей нравственные воззрения людей, позволяет выделить ее из числа основных функций. Такое выделение дает возможность исследовать мотивационное значение права, его влияние на психологию людей, формирование им мотивов, стимулов поведения, т.е. выполнение правом не только регулятивных или охранительных, но и иных социальных задач.

Анализ нравственно-социальной (гуманистической) функции юридической фикции, наряду с информационной, экономико-процессуальной и приравнивающей, позволяет более наглядно увидеть взаимовлияние правовых норм и сознания (психики) людей. Таким образом, возможно подвергнуть рассмотрению взаимосвязь социально-психологического, морально-этического и правового механизмов при регулировании поведения людей и их коллективов.

Очевидно, что не все функции равнозначны, каждая из них решает свою служебную задачу и реализует предназначенную только ей цель. В целом правовые функции, как и правовые объекты, по выполняемой ими роли в процессе правового регулирования можно классифицировать на главные и вспомогательные. Так, например, в судопроизводстве существуют функции, без которых невозможно разрешить ни одно дело. К числу таких главных функций относится, например, функция правосудия, исполняемая судом. К числу же вспомогательных функций, которые проявляются только по некоторым категориям дел, можно отнести функции, исполняемые прокурором, переводчиком, экспертом и некоторыми лицами, содействующими правосудию. Несмотря на существование главных и вспомогательных функций, каждая из них является необходимой, и только при их комплексном воздействии достигаются цели судопроизводства*(511).

Представляется, что функции юридических фикций также допустимо классифицировать на основные и дополнительные (вспомогательные).

К основным функциям предлагаю отнести:

- регулирующую, которая включает в себя три подфункции (обеспечение достижение целей правового регулирования, саморегулирование, упрощение порядка регулирования отношений);

- правоустанавливающую;

- конструирования условной реальности.

Дополнительные (вспомогательные) функции: информационная, экономико-процессуальная, приравнивающая, нравственно-социальная (гуманистическая).

На основании изложенного выше материала представляется возможным сделать следующие выводы.

1. Анализ функций юридических фикций как универсального феномена в праве позволяет сгруппировать, упорядочить знания о содержании фикций.

2. Изначально функции юридической фикции, так же как и ее сущность и специфика, предопределяются теми целями, которые вызвали необходимость использования фикций в правовых реалиях. Юридическая фикция осуществляет свои функции исключительно ради достижения определенных целей. В процессе ее применения происходит постоянное взаимодействие целей, задач и функций, корректировка их взаимного содержания.

3. Функции фикций в праве можно разделить на основные и дополнительные.

4. Основными функциями юридических фикций являются:

1) регулирующая, включающая в себя следующие подфункции:

обеспечение достижения целей правового регулирования, при помощи которого удовлетворяются различные интересы субъектов права;

обеспечение саморегулирования, т.е. предоставление участникам регламентируемых отношений возможностей их самоорганизации;

упрощение порядка регулирования общественных отношений;

2) правоустанавливающая, обеспечивающая процессы формирования правового статуса субъектов;

3) конструирования условной реальности, позволяющая создавать заведомо не существующие положения, утверждая их существующими, восполняя собой отсутствующие в законодательстве юридические конструкции.

5. К числу дополнительных функций юридических фикций относятся:

информационная (выступающая показателем правовых возможностей общества, уровня его правового развития и цивилизованности);

экономико-процессуальная (обеспечивающая процессуальную экономию юридических средств и сил лиц, участвующих при отправлении правосудия по делам различных категорий);

приравнивающая (позволяющая устранять пробелы в законодательстве путем отождествления понятий, субъектов, фактов, ситуаций, явлений, процессов и пр.);

нравственно-социальная, или гуманистическая (выражающая и реализующая нравственные воззрения людей).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: