Требование | Показатели | Документационное обеспечение |
Возможность достижения обучающимися установленных ФГОС НОО требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования | Соответствие материально-технических условий общеобразовательной организации требованиям ФГОС НОО к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования | Акт приемки готовности общеобразовательной организации к _____ учебному году, акты очередных и внеочередных проверок надзорных органов о соответствии требованиям действующих санитарных и противопожарных норм, план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок надзорных органов о соответствии общеобразовательной организации требованиям действующих санитарных и противопожарных норм (при наличии нарушений) |
Обеспеченность общеобразовательной организации учебниками и учебными пособиями в соответствии с требованиями ФГОС НОО | Информация об обеспеченности учебниками и учебными пособиями с указанием % обеспеченности по каждому учебному предмету, курсу учебного плана | |
Обеспечение контролируемого доступа участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет | Информация о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся | |
соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности; санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта | Соответствие общеобразовательной организации требованиям к материально-техническим условиям реализации ООП НОО (санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда) | Акт приемки готовности общеобразовательной организации к _____ учебному году, акты очередных и внеочередных проверок надзорных органов о соответствии требованиям действующих санитарных и противопожарных норм, план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок надзорных органов о соответствии требованиям действующих санитарных и противопожарных норм (при наличии нарушений) |
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательно организации | предоставление возможности беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации | Акты проверки |
|
|
|
|
Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования указаны в таблице 6.
Таблица 6
Оценка материальнотехнических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в общеобразовательной организации
Компоненты оснащения | Необходимое оборудование и оснащение | Необходимо / имеется в наличии |
1. Компоненты оснащения учебного кабинета начального общего образования | 1.1. Нормативные документы, программнометодическое обеспечение, локальные нормативные акты:... 1.2. Учебнометодические материалы, в том числе направленные на реализацию национальных, региональных и этнокультурных особенностей: 1.2.1. учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, … 1.2.2. дидактические и раздаточные материалы: … 1.2.3. аннотированные перечни цифровых образовательных ресурсов по учебным предметам, курсам; перечни развивающих, обучающих, контролирующих игр; … 1.2.4.аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета, электронные образовательные ресурсы: … 1.2.5. традиционные и инновационные средства обучения, компьютерные, информационнокоммуникационные средства:... 1.2.6. учебнопрактическое оборудование:... 1.2.7. игры и игрушки: … 1.2.8. оборудование (мебель):... | |
2. Компоненты оснащения методического кабинета начального общего образования | 2.1. Нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней, локальные нормативные акты:... 2.2. Документация общеобразовательной организации. 2.3. Комплекты диагностических материалов: … 2.4. Базы данных: … 2.5. Материальнотехническое оснащение: … | |
3. Компоненты оснащения физкультурного зала: … | … | |
4. … | … | |
5. … | … |
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:
- реализацию национальных, региональных и этнокультурных особенностей;
- реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
- художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации художественно-оформительских и издательских проектов;
- создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;
- развития личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и экологической культуры;
- создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
- получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
- наблюдения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
- физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
- исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
|
|
- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;
- планирования учебной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- размещения своих материалов и работ в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- выпуска школьных печатных изданий, работы школьного сайта;
- использование объектов, изготовленных самодеятельным способом учителями, учащимися и их родителями (иллюстративные материалы, видеоматериалы, фотоальбомы, макеты и т. п.);
- использование процессорной техники и робототехники;
- организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и педагогических работников;
- создание технических условий для использования информационно-коммуникационных средств обучения.
Описание учебно-методическое и информационное условия и механизмы их достижения
Учебно-методические и информационные ресурсы сокращенное наименование общеобразовательной организации обеспечивают:
- достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе учитывающих национальные, региональные и этнокультурные особенности;
- эффективность деятельности учителя начального общего образования и учащегося с использованием учебно-методических ресурсов и информационно-коммуникационного сопровождения;
- управленческую деятельность руководителей общеобразовательной организации, отвечающих за качество начального общего образования;
|
|
- реализацию учебного плана образовательной организации, плана внеурочной деятельности образовательной организации, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых в образовательной организации;
- реализацию системы оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (в том числе оценочных материалов); программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования; рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности; программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования; программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программы коррекционной работы;
- образовательную (учебную, внеурочную и внеучебную) деятельность обучающихся (печатные и электронные носители образовательной информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.);
- образовательную деятельность обучающих (учителей начального общего образования, педагогов-психологов и т.д.);
- ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;
- записи и обработки изображения (включая микроскопические, телескопические и спутниковые изображения) и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательной деятельности; переноса информации с нецифровых носителей (включая трёхмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка, сканирование);
- создания и использования диаграмм различных видов, специализированных географических (в ГИС) и исторических карт; создания виртуальных геометрических объектов, графических сообщений с проведением рукой произвольных линий;
- организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений;
- выступления с аудио, видео и графическим экранным сопровождением;
- вывода информации на бумагу и т. п. и в трёхмерную материальную среду (печать);
- информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду общеобразовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- поиска и получения информации;
- использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);
- вещания (подкастинга), использования аудиовидео
устройств для учебной деятельности на уроке и вне урока;
- общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);
- создания, заполнения и анализа баз данных, в том числе определителей; их наглядного представления;
- включения обучающихся в естественнонаучную деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуальнонаглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;
- исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий, использования звуковых и музыкальных редакторов, клавишных и кинестетических синтезаторов;
- художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТинструментов, реализации художественнооформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
- создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространённых технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях);
- конструирования и моделирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;
- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных тренажёров;
- размещения продуктов познавательной, учебноисследовательской деятельности обучающихся в информационнообразовательной среде образовательной организации;
- проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования образовательной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научноисследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью массового просмотра кино и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасопровождением;
- выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования информационнометодические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования обеспечиваются современной информационнообразовательной средой.
Информационно-образовательная среда сокращенное наименование общеобразовательной организации включает совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Информационно-образовательная среда наименование общеобразовательной организации обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
- планирование образовательной деятельности;
- размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов;
- фиксацию хода образовательной деятельности и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательной деятельности для решения задач управления образовательной деятельностью;
- контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
- взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями.
Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды соответствует законодательству Российской Федерации.
Информационно-образовательная среда сокращенное наименование общеобразовательной организации включает:
- технические средства (мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; принтер цветной; фотопринтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; графический планшет; сканер; микрофон; музыкальная клавиатура; оборудование компьютерной сети; конструктор, позволяющий создавать компьютерно управляемые движущиеся модели с обратной связью; цифровые датчики с интерфейсом; устройство глобального позиционирования; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь);
- программные инструменты (операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; клавиатурный тренажёр для русского и иностранного языков; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; инструмент планирования деятельности; графический редактор для обработки растровых изображений; графический редактор для обработки векторных изображений; музыкальный редактор; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; ГИС; редактор представления временнóй информации (линия времени); редактор генеалогических деревьев; цифровой биологический определитель; виртуальные лаборатории по учебным предметам; среды для дистанционного он-лайни офлайн сетевого взаимодействия; среда для интернетпубликаций; редактор интернетсайтов; редактор для совместного удалённого редактирования сообщений);
- обеспечение технической, методической и организационной поддержки (разработка планов, дорожных карт; заключение договоров; подготовка распорядительных документов учредителя; подготовка локальных актов образовательной организации; подготовка программ формирования ИКТкомпетентности работников ОУ (индивидуальных программ для каждого работника);
- отображение образовательной деятельности в информационной среде (размещаются домашние задания (текстовая формулировка, видеофильм для анализа, географическая карта); результаты выполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; осуществляется методическая поддержка учителей (интернетшкола, интернетИПК, мультимедиаколлекция);
- компоненты на бумажных носителях (учебники (органайзеры); рабочие тетради (тетрадитренажёры);
- компоненты на CD и DVD (электронные приложения к учебникам; электронные наглядные пособия; электронные тренажёры; электронные практикумы).
Сокращенное наименование общеобразовательной организации определены необходимые меры и сроки по приведению информационнометодических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (таблица 7).
Таблица 7
Создание в образовательной организации информационнообразовательной среды, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
№ п/п | Необходимые средства | Необходимое количество средств/ имеющееся в наличии | Сроки создания условий |
1. | Технические средства | ||
2. | Программные инструменты | ||
3. | Обеспечение технической, методической и организационной поддержки | ||
4. | Отображение образовательной деятельности в информационной среде | ||
5. | Компоненты на бумажных носителях | ||
6. | Компоненты на CD и DVD |
Общеобразовательная организация обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования.
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определена исходя из расчёта:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения рабочей программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения рабочей программы учебного предмета, курса на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, входящими в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.
Таблица 8
Учебно-методическое обеспечение, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования)
№ п/п | Необходимое учебно-методическое обеспечение | Необходимое количество средств/ имеющееся в наличии | Сроки создания условий |
1. | Учебник в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения рабочей программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования | ||
2. | Учебник в печатной и (или) электронной форме или учебное пособие, достаточного для освоения рабочей программы учебного предмета, курса на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, входящими в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования[5] |
Общеобразовательная организация должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных электронных образовательных ресурсов (таблица 9).
Библиотека сокращенное наименование общеобразовательной организации укомплектована печатными образовательными ресурсами и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
Таблица 9
Соответствие информационно-методических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
Требование | Показатели | Документационное обеспечение |
Обеспечение доступа для всех участников образовательных отношений к информации, связанной с достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями его осуществления. | Наличие документов, подтверждающих информирование всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с достижением планируемых результатов ООП НОО, организацией образовательной деятельности и условиями его осуществления | План работы общеобразовательной организации, План работы с родительской общественностью. Протоколы родительских собраний, педагогических советов, совещаний, конференций, заседаний органа государственно-общественного управления, на которых происходило информирование родительской общественности. Публикации в СМИ |
Использование информационных ресурсов общеобразовательной организации я (сайт или Интернет-страничка) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательных отношений к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы начального общего образования | Перечень видов используемых информационных ресурсов общеобразовательной организации с указанием электронных адресов. Адрес страницы школьного сайта, на которой размещены документы и материалы, связанные с реализацией ФГОС НОО | |
Наличие в отчёте о результатах самообследования общеобразовательной организации раздела, содержащего информацию о ходе реализации ФГОС НОО | Отчет о результатах самообследования общеобразовательной организации. Протокол органа государственно-общественного управления об обсуждении отчета самообследования. | |
Обеспечение доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР | Обеспечение доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР | Информационная справка |
Обеспечение учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, учебными пособиями, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программой начального общего образования | Обеспеченность учебниками, учебниками в электронной форме, учебными пособиями, учебно-методической литературой в соответствии с ФГОС НОО | Информация об обеспеченности учебниками. Учебниками в электронной форме, учебными пособиями, учебно-методической литературой с указанием % обеспеченности по каждому учебному предмету, курсу учебного плана (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) |
Обеспечение фондом дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования | Обеспеченность фондом дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования | Информация об обеспеченности фондом дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования |
Обеспечение учебно-методической литературой и материалами по всем курсам внеурочной деятельности, реализуемыми в общеобразовательной организации | Обеспеченность учебно-методической литературой и материалами по всем курсам внеурочной деятельности, реализуемыми в общеобразовательной организации | Информация об обеспеченности учебно-методической литературой и материалами по всем курсам внеурочной деятельности, реализуемыми в общеобразовательной организации |