Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования

 

Требование Показатели Документационное обеспечение

Возможность достижения обучающимися установленных ФГОС НОО требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Соответствие материально-технических условий общеобразовательной организации требованиям ФГОС НОО к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования Акт приемки готовности общеобразовательной организации к _____ учебному году, акты очередных и внеочередных проверок надзорных органов о соответствии требованиям действующих санитарных и противопожарных норм, план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок надзорных органов о соответствии общеобразовательной организации требованиям действующих санитарных и противопожарных норм (при наличии нарушений)
Обеспеченность общеобразовательной организации учебниками и учебными пособиями в соответствии с требованиями ФГОС НОО Информация об обеспеченности учебниками и учебными пособиями с указанием % обеспеченности по каждому учебному предмету, курсу учебного плана
Обеспечение контролируемого доступа участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет Информация о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности; санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта Соответствие общеобразовательной организации требованиям к материально-техническим условиям реализации ООП НОО (санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда) Акт приемки готовности общеобразовательной организации к _____ учебному году, акты очередных и внеочередных проверок надзорных органов о соответствии требованиям действующих санитарных и противопожарных норм, план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок надзорных органов о соответствии требованиям действующих санитарных и противопожарных норм (при наличии нарушений)
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательно организации предоставление возможности беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации Акты проверки

 

 

Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования указаны в таблице 6.

Таблица 6

Оценка материально­технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в общеобразовательной организации

Компоненты оснащения Необходимое оборудование и оснащение Необходимо / имеется в наличии
1. Компоненты оснащения учебного кабинета начального общего образования 1.1. Нормативные документы, программно­методическое обеспечение, локальные нормативные акты:... 1.2. Учебно­методические материалы, в том числе направленные на реализацию национальных, региональных и этнокультурных особенностей: 1.2.1. учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, … 1.2.2. дидактические и раздаточные материалы: … 1.2.3. аннотированные перечни цифровых образовательных ресурсов по учебным предметам, курсам; перечни развивающих, обучающих, контролирующих игр; … 1.2.4.аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета, электронные образовательные ресурсы: … 1.2.5. традиционные и инновационные средства обучения, компьютерные, информационно­коммуникационные средства:... 1.2.6. учебно­практическое оборудование:... 1.2.7. игры и игрушки: … 1.2.8. оборудование (мебель):...  
2. Компоненты оснащения методического кабинета начального общего образования 2.1. Нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней, локальные нормативные акты:... 2.2. Документация общеобразовательной организации. 2.3. Комплекты диагностических материалов: … 2.4. Базы данных: … 2.5. Материально­техническое оснащение: …  
3. Компоненты оснащения физкультурного зала: …  
4. …  
5. …  

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

- реализацию национальных, региональных и этнокультурных особенностей;

- реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;

- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;

- художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации художественно-оформительских и издательских проектов;

- создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

- развития личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и экологической культуры;

- создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);

- получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);

- наблюдения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

- физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

- исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;

- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;

- планирования учебной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

- обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

- размещения своих материалов и работ в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- выпуска школьных печатных изданий, работы школьного сайта;

- использование объектов, изготовленных самодеятельным способом учителями, учащимися и их родителями (иллюстративные материалы, видеоматериалы, фотоальбомы, макеты и т. п.);

- использование процессорной техники и робототехники;

- организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и педагогических работников;

- создание технических условий для использования информационно-коммуникационных средств обучения.  

 

Описание учебно-методическое и информационное условия и механизмы их достижения

Учебно-методические и информационные ресурсы сокращенное наименование общеобразовательной организации обеспечивают:

- достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе учитывающих национальные, региональные и этнокультурные особенности;

- эффективность деятельности учителя начального общего образования и учащегося с использованием учебно-методических ресурсов и информационно-коммуникационного сопровождения;

- управленческую деятельность руководителей общеобразовательной организации, отвечающих за качество начального общего образования;

- реализацию учебного плана образовательной организации, плана внеурочной деятельности образовательной организации, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых в образовательной организации;

- реализацию системы оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (в том числе оценочных материалов); программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования; рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности; программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования; программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программы коррекционной работы;

- образовательную (учебную, внеурочную и внеучебную) деятельность обучающихся (печатные и электронные носители образовательной информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.);

- образовательную деятельность обучающих (учителей начального общего образования, педагогов-психологов и т.д.);

- ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;

- записи и обработки изображения (включая микроскопические, телескопические и спутниковые изображения) и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательной деятельности; переноса информации с нецифровых носителей (включая трёхмерные объекты) в цифровую среду (оцифровка, сканирование);

- создания и использования диаграмм различных видов, специализированных географических (в ГИС) и исторических карт; создания виртуальных геометрических объектов, графических сообщений с проведением рукой произвольных линий;

- организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений;

- выступления с аудио­, видео­ и графическим экранным сопровождением;

- вывода информации на бумагу и т. п. и в трёхмерную материальную среду (печать);

- информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду общеобразовательной организации, в том числе через сеть Интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- поиска и получения информации;

- использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);

- вещания (подкастинга), использования аудиовидео­
устройств для учебной деятельности на уроке и вне урока;

- общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);

- создания, заполнения и анализа баз данных, в том числе определителей; их наглядного представления;

- включения обучающихся в естественно­научную деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения, включая определение местонахождения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально­наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно­научных объектов и явлений;

- исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий, использования звуковых и музыкальных редакторов, клавишных и кинестетических синтезаторов;

- художественного творчества с использованием ручных, электрических и ИКТ­инструментов, реализации художественно­оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;

- создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространённых технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях);

- конструирования и моделирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования;

- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных тренажёров;

- размещения продуктов познавательной, учебно­исследовательской деятельности обучающихся в информационно­образовательной среде образовательной организации;

- проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования образовательной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

- обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто­графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно­исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью массового просмотра кино­ и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасопровождением;

- выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования информационно­методические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования обеспечиваются современной информационно­образовательной средой.

Информационно-образовательная среда сокращенное наименование общеобразовательной организации включает совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Информационно-образовательная среда наименование общеобразовательной организации обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

- планирование образовательной деятельности;

- размещение и сохранение материалов образовательной деятельности, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательных отношений информационных ресурсов;

- фиксацию хода образовательной деятельности и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательной деятельности для решения задач управления образовательной деятельностью;

- контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

- взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями.

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды соответствует законодательству Российской Федерации.

Информационно-образовательная среда сокращенное наименование общеобразовательной организации включает:

- технические средства (мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; принтер цветной; фотопринтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; графический планшет; сканер; микрофон; музыкальная клавиатура; оборудование компьютерной сети; конструктор, позволяющий создавать компьютерно управляемые движущиеся модели с обратной связью; цифровые датчики с интерфейсом; устройство глобального позиционирования; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь);

- программные инструменты (операционные системы и служебные инструменты; орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языках; клавиатурный тренажёр для русского и иностранного языков; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; инструмент планирования деятельности; графический редактор для обработки растровых изображений; графический редактор для обработки векторных изображений; музыкальный редактор; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука; ГИС; редактор представления временнóй информации (линия времени); редактор генеалогических деревьев; цифровой биологический определитель; виртуальные лаборатории по учебным предметам; среды для дистанционного он-лайни офлайн сетевого взаимодействия; среда для интернет­публикаций; редактор интернет­сайтов; редактор для совместного удалённого редактирования сообщений);

- обеспечение технической, методической и организационной поддержки (разработка планов, дорожных карт; заключение договоров; подготовка распорядительных документов учредителя; подготовка локальных актов образовательной организации; подготовка программ формирования ИКТ­компетентности работников ОУ (индивидуальных программ для каждого работника);

- отображение образовательной деятельности в информационной среде (размещаются домашние задания (текстовая формулировка, видеофильм для анализа, географическая карта); результаты выполнения аттестационных работ обучающихся; творческие работы учителей и обучающихся; осуществляется связь учителей, администрации, родителей, органов управления; осуществляется методическая поддержка учителей (интернет­школа, интернет­ИПК, мультимедиаколлекция);

- компоненты на бумажных носителях (учебники (органайзеры); рабочие тетради (тетради­тренажёры);

- компоненты на CD и DVD (электронные приложения к учебникам; электронные наглядные пособия; электронные тренажёры; электронные практикумы).

Сокращенное наименование общеобразовательной организации определены необходимые меры и сроки по приведению информационно­методических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (таблица 7).

Таблица 7

Создание в образовательной организации информационно­образовательной среды, соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

 

№ п/п Необходимые средства Необходимое количество средств/ имеющееся в наличии Сроки создания условий
1. Технические средства    
2. Программные инструменты    
3. Обеспечение технической, методической и организационной поддержки    
4. Отображение образовательной деятельности в информационной среде    
5. Компоненты на бумажных носителях    
6. Компоненты на CD и DVD    

 

Общеобразовательная организация обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования.

Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определена исходя из расчёта:

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения рабочей программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования;

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения рабочей программы учебного предмета, курса на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, входящими в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.

Таблица 8

Учебно-методическое обеспечение, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования)

 

№ п/п Необходимое учебно-методическое обеспечение Необходимое количество средств/ имеющееся в наличии Сроки создания условий
1. Учебник в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения рабочей программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования    
2. Учебник в печатной и (или) электронной форме или учебное пособие, достаточного для освоения рабочей программы учебного предмета, курса на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, входящими в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования[5]    

 

Общеобразовательная организация должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных электронных образовательных ресурсов (таблица 9).

Библиотека сокращенное наименование общеобразовательной организации укомплектована печатными образовательными ресурсами и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

Таблица 9

Соответствие информационно-методических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования

 

Требование Показатели Документационное обеспечение
Обеспечение доступа для всех участников образовательных отношений к информации, связанной с достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями его осуществления. Наличие документов, подтверждающих информирование всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с достижением планируемых результатов ООП НОО, организацией образовательной деятельности и условиями его осуществления План работы общеобразовательной организации, План работы с родительской общественностью. Протоколы родительских собраний, педагогических советов, совещаний, конференций, заседаний органа государственно-общественного управления, на которых происходило информирование родительской общественности. Публикации в СМИ
  Использование информационных ресурсов общеобразовательной организации я (сайт или Интернет-страничка) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательных отношений к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы начального общего образования Перечень видов используемых информационных ресурсов общеобразовательной организации с указанием электронных адресов. Адрес страницы школьного сайта, на которой размещены документы и материалы, связанные с реализацией ФГОС НОО
  Наличие в отчёте о результатах самообследования общеобразовательной организации раздела, содержащего информацию о ходе реализации ФГОС НОО Отчет о результатах самообследования общеобразовательной организации. Протокол органа государственно-общественного управления об обсуждении отчета самообследования.
Обеспечение доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР Обеспечение доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР   Информационная справка
Обеспечение учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, учебными пособиями, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программой начального общего образования Обеспеченность учебниками, учебниками в электронной форме, учебными пособиями, учебно-методической литературой в соответствии с ФГОС НОО Информация об обеспеченности учебниками. Учебниками в электронной форме, учебными пособиями, учебно-методической литературой с указанием % обеспеченности по каждому учебному предмету, курсу учебного плана (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений)
Обеспечение фондом дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования Обеспеченность фондом дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования Информация об обеспеченности фондом дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования
Обеспечение учебно-методической литературой и материалами по всем курсам внеурочной деятельности, реализуемыми в общеобразовательной организации Обеспеченность учебно-методической литературой и материалами по всем курсам внеурочной деятельности, реализуемыми в общеобразовательной организации Информация об обеспеченности учебно-методической литературой и материалами по всем курсам внеурочной деятельности, реализуемыми в общеобразовательной организации

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: