Краткий исторический очерк социальной медицины Основы социальной медицины (гигиены) возникли так же давно, как и личная гигиена

Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, оказание примитивной взаимопомощи, захоронение умерших и т.д. Уже на самых ранних ступенях развития общества выделялись люди, умудренные житейским опытом: шаманы, колдуны и Т.Д., которые занимались лечением путем заклинаний, колдовства, использования средств народной медицины. В период матриархата забота о здоровье семьи перешла к женщинам.

 

С образованием племенных союзов их правители также уделяли внимание здоровью соплеменников: принимали санитарные меры, предохраняющие от эпидемических болезней (чисто эмпирическим путем), содействовали обучению лекарей и т.д.

 

Археологические находки свидетельствуют о том, что в государствах Древнего мира (Египте, Мессапотамии, Вавилоне, Индии, Китае) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т. д. Предпринимались попытки государства регламентировать деятельность медиков: гигиенические предписания содержались в законодательных актах, религиозных книгах (особенно их много в Талмуде и Коране). Одним из древнейших законодательных актов прошлого считается базальтовый столб с нанесенными на нем текстами законов царя Хаммурапи (XYIII в. до н.э.). Среди прочих на этом столбе есть законы о поощрении и наказании врачей за результаты лечения. Следует отметить, что при оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и ту же медицинскую помощь богатый пациент платил в несколько раз больше, чем бедный. В случае

 

неудачного лечения раба с врача взимали денежный штраф, а в случае неудачного лечения богатого отсекали руку.

 

В древнегреческих городах-государствах деятельность врачей также регламентировалась. В Спарте, например, специальные чиноввники-эфоры отбирали здоровых младенцев, а больных убивали. Эти чиновники также следили за соблюдением гигиенических правил, установленных в Спарте.

 

Законами Древнего Рима «<Законами 12 таблиц») предусматривались меры санитарного характера: запрещение пользования водой из загрязненного источника, контроль за пищевыми продуктами на рынках, соблюдение правил захоронения, выполнение требований по устройству общественных бань и т.д. За всем этим следили специальные чиновники-эдилы. Четко организованная медицинская служба была и в римской армии, причем врачи когорт, легионов, военных госпиталей не только занимались лечением раненых и больных, но и следили за санитарным состоянием армии. Римские акведуки и термы до сих пор свидетельствуют о высокой гигиенической культуре античности. Античные храмы также служили местом лечения. В Древней Греции лечебницы при храмах назывались асклейпеонами в честь бога врачевания Асклепия. Имена детей Асклепия - Гинея, Панацея - стали нарицательными (гигиена означает «здоровый», панацея - несуществующее лекарство от всех болезней). Положение врача в Древнем мире было почетно. «Стоит многих воителей смелых один врачеватель искусный», - говорит великий Гомер в «Илиаде». Юлий Цезарь предоставлял римское гражданство всем, кто изучал медицину. Марк Аврелий обязывал города нанимать и содержать «народных врачей», особенно в годы чумных эпидемий. Эпидемии и войны представляли собой сложную проблему для древних государств. Борьба с инфекционными заболеваниями способствовала развитию представлений о связи между условиями жизни и здоровьем. В Византии в городах также нанимали и содержали «народных врачей» до VIII-IX ВВ., а затем там стали открывать больницы для бедных.

 

В связи с широким распространением заразных болезней в средние века были разработаны и законодательно оформлены противоэпидемические мероприятия: изоляция больных, карантин, сжигание вещей и жилищ заболевших, запрещение хоронить умерших в черте городов, надзор за водоисточниками, устройство лепрозориев и т.д. Но законодательные акты того времени носили местный характер, т. е. медицинское дело до XVI в. управлялось и регламентировалось не центральной государственной властью, а лишь местными светскими и религиозными властями. Во многом это было связано с историческими условиями того времени, в частности с феодальной раздробленности враждующих между собой княжеств.

 

Заметную роль в развитии общественной медицины сыграли взгляды ранних социалистов-утопистов (Томаса Мора, Томазо

 

Кампанеллы и др.), которые в своих трудах, излагая представления об идеальном обществе, большое внимание уделили режиму труда, гигиене, здоровому образу жизни, питанию и т.д.

 

Дальнейшее развитие социально-гигиенических взглядов связано с появлением профессиональных заболеваний в период появления мануфактур. Именно тогда врачи обратили внимание на связь между характером труда и особенностями профессиональных заболеваний (в первую очередь, у горняков и металлургов).

 

Основоположником учения о профессиональных болезнях был итальянский профессор клинической медицины Бернардино Рамаццини, создавший в 1700 г. труд «О болезнях ремесленников'>, в котором он описывал условия работы и соответствующие заболевания рабочих различных профессий.

 

Впервые вопрос об общественном здоровье был освещен в законе - «Декларация прав человека и гражданина,>, принятом Учредительным собранием Франции во время Великой французской революции. Здоровье населения рассматривал ось как национальное богатство. Этот подход к здравоохранению продиктовал и те реформы, которые были подготовлены комиссией под руководством знаменитого деятеля Французской революции, врача по образованию, Кабаниса (Марат и Робеспьер тоже были врачами). Эта комиссия подготовила также реформы медицинского образования, сделав его доступным для простых людей. Согласно этой реформе медицинские школы в Париже, Монпелье и других городах были преобразованы в школы здоровья, в которых были открыты кафедры гигиены (одна из них даже называлась кафедрой социальной гигиены).

 

Постепенно созревали условия для создания национальных систем и служб здравоохранения. Первая реформа, касающаяся медицинских учреждений всего государства, была проведена во Франции в 1822 г., когда при министерстве внутренних дел был учрежден Высший медицинский совет, а в провинциях - соответствующие комитеты и комиссии. Эта структура медицинского управления стала  образом аналогичных служб в других странах Европы: в Англии под влиянием общественного движения для сохранения рабочей силы в 1848 г. было учреждено Главное ведомство общественного здоровья и принят «Закон об общественном здоровье,>, организованы санитарные советы и т.д. Толчком. К возникновению общественного движения послужила деятельность санитарных инспекторов: Ушли, Чедвика, Сайгона (на их труды ссылались в своих работах. К Маркс и Ф. Энгельс), которые показали тяжелые условия труда рабочих.

 

В 1784 г. в Германии впервые В. Т. Рау ввел термин «медицин-

 

ская полиция», включив В это понятие наблюдение за здоровьем населения, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждеение эпидемий, просвещение населения и т.д. Идея «медицинской

 

полицию> В дальнейшем была развита прогрессивным венгерским врачом З. п. Хусти. Наряду с «медицинской полицией,> важную роль в развитии социальной гигиены сыграли медикокие описания, получившие широкое распространение в конце XVПI- начале XIX в., которые были широко распространены во многих странах.

 

Особенное влияние на развитие социальной медицины в XIX в. оказали взгляды ж. Гиена, одного из социалистов-утопистов, который сформулировал понятие социальной медицины как объединение медицины и общественной деятельности.

 

В 60-х гг. XIX в. бьmи созданы международные договоренности о мерах борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1861 г. в Александрии был учрежден первый Международный карантинный совет, что явилось одним из первых мероприятий по охране общественного здоровья, носящего международный характер.

 

В Германии в 80-90 гг. XIX в. были приняты законы по социальному страхованию, в которых предусматривалось финансирование из трех источников: прибыль предприятий, взносы трудящихся, средства госбюджета.

 

В Америке развитие социально-гигиенических идей шло с запозданием, лишь в середине XIX в., что связано с притоком эмигрантов. Развитию социально-гигиенических идей в Америке способствовало учреждение в 1839 г. Американской статистической ассоциации. В 1851 г. врач из Нового Орлеана Дж. К Саймонс на основании статистических данных впервые сделал попытку выяснить стоимость болезни и смерти в своем городе и снизить эту стоимость путем оздоровления условий жизни бедняков.

 

К концу XIX в. общественная (социальная) гигиена (медицина) сформировалась как наука, изучающая влияние социальномических факторов на здоровье различных групп населения. Во многих странах, в том числе и в России, стали создаваться научные общества по проблемам общественного здравоохранения, так как появились специалисты в области социальной медицины, занимающиеся и практикой, и научными исследованиями. Так, в 1905 г. в Германии было учреждено Общество социальной гигиены и медицинской статистики, которое занималось вопросами охраны здоровья детей, борьбы с туберкулезом и алкоголизмом и Т.Д.

 

В начале хх в. социальная гигиена окончательно оформилась как предмет преподавания в высших медицинских учебных заведениях. Первые курсы по социальной гигиене были организованы в Венском (1909 г.) и Мюнхенском (1912 г.) университетах. В течение первой четверти хх в. в нескольких городах Германии были открыты академии социальной гигиены. Одним из основоположников Социальной гигиены был Альфред Гротьян, «врач-социалист,>, как он себя называл. Именно он в 1902 г. начал читать курс лекций по теме «Социальная медицина» в Берлинском университете. В своей  книге «Социальная патология» он писал: «... задачей социальной гигиены является изучение всех сторон общественной жизни и социальной среды с точки зрения их влияния на человеческий организм и на основе этого изучения - поиск мероприятий, которые... не должны иметь всегда только чисто медицинский характер, но могут захватывать часто и область социальной политики или даже общей политики. Работы А. Гротьяна и его сподвижников получили широкое распространение в других странах. С 1919 г. во Франции в высших школах открылись курсы социальной гигиены, организовался первый во Франции Институт гигиены и социальной медицины. В Бельгии в 1930-е гг. социальная медицина входила в курс обучения менеджеров здравоохранения, а социальная гигиена _ студентов высших медицинских школ. В Италии по социальной медицине были изданы руководства. Идеи социальной медицины получили широкое распространение и в Великобритании, когда в годы Второй мировой войны были организованы первые кафедры социальной медицины (в Оксфорде, Эдинбурге, Манчестере и других городах), а также Институт социальной медицины. В США первые научные работы о связи болезней с социально-экономическими условиями жизни людей появились в 1911 г. Вьщающийся американский гигиенист Г. Сигерист в своих научных трудах утверждал, что медицина должна изменяться в сторону слияния лечебной и профилактической помощи, что врач нового поколения должен стать врачом социальным.

 

В последнее время в западных странах наблюдается тенденция к разделению социальной медицины как науки и предмета преподавания на две дисциплины: социальная медицина (готовит специалистов в области общественного здравоохранения, разрабатывающих меры по охране и восстановлению здоровья населения) и менеджмент в здравоохранении (готовит специалистов в области управления органами и учреждениями здравоохранения).

 

История отечественной медицины повторяет основные этапы

 

развития социальной медицины в мире.

 

На протяжении многих веков главная роль в социальной помощи отводил ась церкви. Так, киевский князь Владимир в 999 г. приказал духовенству заниматься общественным призрением. Монастыри содержали больницы, богадельни, детские приюты. Оказываемая монастырями помощь была бесплатной. Так продолжалось почти пять столетий (писцовые книги свидетельствуют о существовании богаделен почти во всех монастырях и при многих церквях).

 

Мысль о развитии государственной помощи обездоленным была впервые высказана Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551 г.), когда он утверждал, что в каждом городе должны быть не только больницы, но и богадельни и приюты.

 

В 1620 г. учреждается Аптекарский приказ - высший административный орган, в ведении которого находилось медицинское и

 

аптечное дело. Фактически произошло отделение медицины от религии, хотя еще долго медицина несла на себе печать религиозности: первые русские врачи, выпускники Московского университета, имели медицинское и духовное образование.

 

Большой вклад по формированию мер общественного призрения в определенную систему сделал Петр 1. Указы Петра 1 охватывали почти все проблемы общественного призрения. Виды оказываемой помощи различались в зависимости от нужд. В 1712 г. Петр 1 требует повсеместного устройства госпиталей для «увечных И самых престарелых, не имеющих возможностей снискать пропитания трудами», вменяет в обязанность городским магистратам заботиться о предупреждении нищеты. При Петре 1 была создана целая сеть социальных заведений: смирительных домов, прядильных домов и т. д.

 

Большой вклад в развитие социально-гигиенических взглядов внес М. В. Ломоносов в известном письме «О сохранении и размножении российского народа» (1761 г.), в котором сделана попытка подхода к проблемам общественного здоровья и народонаселения с социально-гигиенических позиций. В этом же письме Ломоносов предложил меры по снижению заболеваемости и смертности населения, повышению рождаемости, улучшению медицинской помощи и санитарному просвещению.

 

Большой вклад в становление и развитие социальной медицины внес первый профессор медицинского факультета Московского университета С. Г. Забелин. Он впервые в России поднял вопрос о влиянии социальных факторов на заболеваемость, рождаемость и смертность населения.

 

В диссертации воспитанника Московской госпитальной школы И.Л.Данилевского «О наилучшем медицинском управлении» высказывалась мысль, актуальная и сейчас: необходимость использования школ в качестве важнейшего этапа санитарного просвещения. В своей работе автор предложил преподавать в школе основы сохранения здоровья. В этой же работе И.Л.ДанилевскиЙ доказывал, что искоренение причин болезней зависит не от врачей, а от государственной власти.

 

Идеи И. Л. Данилевского об ответственности государства за охрану здоровья населения соответствовали идее «медицинской Полиции», предложенной И. П. Франком в работе «Система полной медицинской Помощи».

 

Профессор медицинского факультета Московского университета Е. О. Мухин предлагал, чтобы «медицинская полиция» разрабатывала административные меры против вредных для здоровья влияний.

 

И. Ю. Велцин в книге «Начертание врачебного благоустройства, или о средствах, зависящих от правительства к сохранению народного здоровья» (1795г.) говорил о том, что через «медицинскую полицию» государство должно заботиться о здоровье населения с  целью укрепления могущества государства. Этому бати посвящены диссертация Н. Н. Рождественского «Рассуждения о мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа» (1830 г.), труд К. Геринга «Опыт гражданской медицинской помощи, примененной к законам Российской Империю> (1842 г.) и др.

 

Выдающиеся русские врачи м.я. Мудрив, Е. Т. Белопольский внесли большой вклад в формирование военной гигиены как раздела медицинской помощи.

 

С конца ХУПI в. в России началось преподавание основ меди-

 

минской помощи совместно с судебной медициной. В 1775 г. профессор медицины Ф. Ф. Керестурн выступил с актовой речью «О медицинской полиции и ее использовании в Россию>. В начале XIX в. курс «медицинской полиции» был введен в Петербургской Медико-хирургической академии. В 1845 г. бито, предложено выделить в особую кафедру общую государственную медицину, которая состояла бы из двух курсов: всенародная гигиена и всенародная медицина (l-й курс), врачебное законоположение и судебная медицина (2-й курс).

 

В России наряду с «медицинской полицией» в развитии сои-

 

ально-гигиенических взглядов сыграли роль медикоческие описания, которые в XIX - ХХ вв. составлялись по результатам многочисленных экспедиций Академии наук, Сената, Вольнооэкономического общества. Как правило, эти описания проводились по специально разработанным анкетам, в которых были представлены сведения о санитарном состоянии населения, заболеваемости, о причинах болезни и их лечении и т.д. С 1797 г. составление этих описаний вошло в обязанность уездных лекарей и инспектооров врачебных управ. Следовательно, с начала XIX в. в России проводилось исследование санитарного состояния населения.

 

В 1820 г. была издана монография Г.Л.Аттенгофера «Медикоотопографическое описание Санкт-Петербурга, главного и столичного города Российской Империи». В этой монографии приведены таблицы смертности с показателями на 1000 чел. В 1832 г. был издан труд экономиста-статистика В. П.Андросова «Статистическая записка о Москве», в которой представлен социальнонический анализ показателей здоровья населения. Следовательно, можно сделать вывод, что во второй четверти XIX в. санитарная статистика, перейдя от описаний к анализу, явилась основой социально-гигиенических исследований, т. е. к этому времени в России были заложены основы социальной медицины: во многих трудах ученых подчеркивалась зависимость общественного здоровья от социально-экономических факторов.

 

Дальнейшему формированию социальной медицины (гигиены) способствовала земская реформа 1864 г. Согласно основным положениям этой реформы на земство было возложено попечение о «народном здравию>. Появилась первая в мире система медицин-

 

сякого обслуживания населения, действующая по участковому принципу. Центрами оказания бесплатной медицинской помощи на селе стали сельский врачебный участок, земская больница, амбулатория, фельдшерские и акушерские пункты, санитарные врачи, уездный и губернский санитарный совет и т.д. Деятельность земских врачей носила явно социально-гигиеническое направление. Об этом говорится в работе выдающегося деятеля земской медицины И. и. Моллесона «Земская медицина»: «... причиной всех недугов являются неурожаи, жилища, воздух и Т.Д.».

 

Деятельность земских врачей активно поддерживалась научными медицинскими обществами - Казанским, Московским и др. Один из деятелей Казанского общества врачей А. В. Петров был автором термина «общественная медицина». В 70-е п. ХХ в. А. В. Петров определил задачи общественной медицины: «... врачи призываются на службу целому обществу, требуется излечить общественные болезни, поднять уровень общественного здоровья, повысить общественное благосостояние». На 4-м съезде естествоиспытателей и врачей в 1873 г. открылось новое отделение секции научной медицины - статистико-гигиеническое. В это время углубленно изучается заболеваемость населения, здоровье рабочих промышленных предприятий (исследования Ф. Ф. Эрисмана и др.). Результаты этих исследований заложили основу общественной гигиены (социальной медицины) как науки.

 

Профессор Московского университета Ф. Ф. Эрисман в 1884 г. возглавил созданную им на медицинском факультете кафедру гигиены. Именно Ф. Ф. Эрисман обосновал социально- гигиеническую направленность работ санитарного врача: санитарный врач должен способствовать устранению неблагоприятных жизненных условий. Ф. Ф. Эрисман доказал необходимость создания в интересах охраны здоровья рабочих промышленно-санитарного законодательства.

 

К концу XIX в. наряду со здоровьем промышленных и сельскохозяйственных рабочих внимание отечественных медиков привлекла смертность, в особенности детская. Эта проблема исследовалась многими земскими и санитарными врачами. Была разработана «подворная карта» для посемейных социально-гигиенических исследований. Эти исследования позволили установить зависимость здоровья от экономических условий.

 

Активное развитие социальной гигиены в России во второй половине XIX в. стало возможным благодаря разработкам методик сбора материала и анализу этого материала «<Схемы построения земской санитарной статистики» п. и. Куркина или «Подворные карты» А. И. Шингарева).

 

Формирующаяся в России социальная гигиена как наука, стала предметом преподавания. В Киевском университете еще в 1865 г. Читался курс социальной гигиены. В 1906 г. в Киеве был введен самостоятельный курс «Основы социальной гигиены и обществе-

 

L2

 

13

 

ной медицины». С 1908 г. курс «Социальная гигиена и общественная медицина» читался в Петербурге.

 

Таким образом, в начале ХХ в. в России сформировались основы социальной гигиены как науки и были заложены ее основы как предмета преподавания.

 

С 1920 г. центром социальной гигиены в России стал Институт социальной гигиены. Первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко был социал-гигиенистом, его заместитель З. п. Соловьев (известным деятелем общественной медицины.

 

В 1922 г. при участии Н.А.Семашко была организованна кафедра социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней в Первом Московском университете. Через год подобные кафедры были организованы и в других университетах. С 1922 г. стали издаваться первые учебники и учебные пособия по социальной гигиене (медицине), переводиться на русский язык научные труды зарубежных социал-гигиенистов. С 1922 по 1930 г. издавался журнал «Социальная гигиена». Репрессии и ссылки 1930-х гг. нанесли развитию социальной гигиены серьезный урон, так как социальная гигиена была лишена в то время самого необходимого - информации, поскольку статистические исследования были закрыты. Несмотря на это усилиями отечественных ученых-гигиенистов социальная гигиена как наука, продвигалась вперед, о чем свидетельствуют социально-гигиенические, медико-демографические и эпидемиологические исследования. Накануне Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения, что ограничило круг проблем предмета. В 1946 г. был создан Институт социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н.А. Семашко, а в 1966 г. он был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения (сейчас НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения имени Н.А.Семашко РАМН). В этом институте проводятся комплексные исследования по изучению общей заболеваемости (по данным обращаемости), заболеваемости с временной утратой трудоспособности, госпитализации и посещаемости населения. Эти исследования позволяют разработать нормативы лечебно-профилактической помощи населению в целом или отдельным группам.

 

В годы перестройки, политических и социально-экономических реформ направление социальной гигиены несколько изменилось. На первый план выходят вопросы управления в новых условиях хозяйствования, экономические и финансовые проблемы, медицинское страхование, правовое регулирование деятельности медицинских работников, защита прав пациентов и Т.Д. (прил. 1).

 

Встал вопрос о соответствии названия кафедр новым социально-экономическим условиям. Решением Всесоюзного совещания

 

заведующих кафедрами (Рязань, март 1991 г.) рекомендовалось переименовать кафедры социальной гигиены в кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, Т. е. отразилось более широкое понимание предмета, включающее в себя широкий круг проблем по охране здоровья населения и управлению децентрализованной системой здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике.

 

В настоящее время одной из главных задач является подготовка социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения (менеджеров здравоохранения). Создана не только система подготовки менеджеров здравоохранения, но и менеджеров сестринского дела (сестер с высшим медицинским образованием). Следовательно, социальная медицина и организация здравоохранения на рубеже ХХ - ХХI вв. вновь находится в состоянии развития, когда совершенствуется содержание предмета. Возможно, предстоит также и уточнение или изменение названия предмета.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что такое социальная медицина?

 

2. На стыке каких наук находится социальная медицина?

 

3. Перечислите другие названия социальной медицины.

 

4. В чем заключается предмет изучения социальной медицины?

 

5. Что является объектом исследования социальной медицины?

 

6. Перечислите объекты социально-медицинской работы.

 

7. Перечислите основные этапы в развитии социальной медицины.

 

14

 

Глава 2

 

ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ

 

2.1. ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ и болезни

 

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни.

 

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезаадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), не возможность полностью осуществлять человеческие функции.

 

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторнооприспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

 

Прежде, чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек - hoтo sapieпs, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих - высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек - социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

 

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек - это микрокосмос В макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т.д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь - нарушением этого равновесия. у некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

 

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеций писал, что человек - животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

 

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека по сути разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т.е. социального»). Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» К. Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

 

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

 

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались даже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда.

 

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей в их вымышленных городах, прекрасных условиях жизни. Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий. Английские врачи и санитарные инспекторы ХIХ в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих. Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины ХIХ в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала ХХ в.

 

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя ото вить биологическое от социального, так нельзя разор I а,ть,lIt~~i~fY!9,'Ид C,9?~~,НУЮ составляющие v здоровья. ЗДОРQВЬ~.. ~.~, БW&1fШi\с~.... ·Р:~~?зЬf[Ьr,о" человека в основе своею биологические. Нор 1tМ~iblI~ЧJ.9,еАЧ1.э'fк.и~)качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

 

Социальные условия - это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

 

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья - «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней,>. Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю. П.Лисицыным: гаррмоническое единство биологических и социальных качеств, обуссловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь - нарушение этого единнства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в свооей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человееку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жиззни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благоополучие.

 

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и Т.Д. Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и Т.д. Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

 

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье - такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю.. П.Лисицин).

 

Потенциал общественного здоровья - мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом. Индекс общественного здоровья - соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

 

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают: процент валового национального продукта (ВИП), идущего на

 

18

 

здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т.д.

 

К методам изучения здоровья населения относятся: медикоостатистический, социологический (анкетирование, интервьюироование, посемейное комплексное обследование), экспертный, организованного эксперимента.

 

2.2. Показатели здоровья населения

 

К показателям здоровья населения относятся: медикографические, заболеваемости и распространения болезней (болезненность), инвалидности и инвалидизации, физического развития населения.

 

Медико-демографические, в свою очередь, разделяются на показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественный при рост населения, среднюю продолжительность предстоящей жизни, мрачность, плодовитость - и показатели механического движения населения (миграция населения): эмиграцию, иммиграцию.

 

Показатели естественного движения населения. Рождаемость и смертность населения исчисляется на основе регистрации каждого случая рождения и смерти в отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Рождение и смерть регистрируются на специальных бланках «Акт о рождению>, «Акт о смерти», которые, в свою очередь, составляются на основании «Справки О рождению> и «Врачебном свидетельстве о смерти,>.

 

Показатель (коэффициент) рождаемости - число рождений в год, приходящихся на 1000 чел.:

 

Число рождений в год Коэффициент рождаемости = Численность населения·

 

Средний показатель рождаемости - 20-30 детей на 1000 чел. Показатель (коэффициент) общей смертности - число умерших в год на 1000 чел.:

 

v Число умерших в год

 

Коэффициент общие смертности = ---------.

 

Численность населения

 

Средний показатель смертности 13... 16 умерших на 1000 чел.

 

Если смертность в старческом возрасте является следствием физиологического процесса старения, то смертность детей есть явление патологическое. Поэтому детская смертность является показателем социального неблагополучия, неблагополучия здоровья населения.

 

19

 

Число детей, умерших в возрасте года в данном календарном году

 

~ от числа детей, родившихся в данном году + 1 от числа детей, родившихся в предыдущем году

 

Уровни детской смертности в течение 1-го года жизни также неравномерны: наиболее высокая смертность приходится на l-й месяц жизни, а в l-м месяце - на 1-10 неделю. Поэтому особое внимание уделяется следующим показателям детской смертности (на 1000 чел.):

 

 

Показатель детской смертности

 

ческой смертности составляет 5... 15 детей на 1000 чел. населения, средний - 16... 30, высокий - 30... 60 и более.

 

Естественный прирост населения - разность между рождаемостью и смертностью населения из расчета на 1000 чел. населения.

 

В настоящее время в странах Европы наблюдается снижение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости.

 

Средняя продолжительность предстоящей жизни - число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста, если предположить, что на всем протяжении их жизни смертность будет такой же, как в год исчисления. Как следует из определения, этот показатель рассчитывается по данным возрастной смертности с применением специальных таблиц смертности и статистических методик исчисления. В настоящее время высоким показателем считается 65... 75 лет и более, средним 50... 65 лет и низким 40... 50 лет.

 

Показателем постарения населения является доля лиц 60 лет и старше. Высоким постарением населения считается, если такая возрастная категория составляет 20 % населения и более, умеренным постарением - 5... 1 О %, низким - 3... 5 %.

 

Показатели механического див]Кения населения. А1еханическое движение населения - передвижение (миграция) отдельных групп людей из одного района в другой или за пределы страны. К сожалению, за последние годы в пределах отечества вследствие социально-экономической нестабильности, межнациональных конфликтов миграционные процессы приняли стихийный характер, стали все более распространенными.

 

Механическое движение населения оказывает большое влияние на санитарное состояние общества. Вследствие передвижения значительных масс людей создается возможность распространения инфекций. Мигранты являются одним из основных объектов социальной работы.

 

Показатели заболеваемости. Заболеваемость имеет важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений: листков нетрудоспособности; карт больных, выбывших из стационара; статистических талонов для регистрации уточненных диагнозов; экстренных извещений об инфекционных заболеваниях; свидетельств о смерти и т. д. Изучение заболеваемости включает в себя также количественную (уровень заболеваемости), качественную (структуру заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за год заболеваний) оценку.

 

Различают: собственно заболеваемость - вновь возникшее заабoлeBaHиe в данном году; распространенность заболевания (болезненность) - заболевания, вновь возникшие в данном году и перешедшие из предыдущего года на данный момент.

 

Ранняя Ч ~ О 6 ~

 

Осло дстеи, умерших в возрасте... дне

 

неонатальная = ------------ _

 

смертность Число родившихся живыми

 

Число детей, родившихся мертвыми + Перинатальная _ число детей, умерших в возрасте 0... 6 дней

 

смертность Общее число родившихся (живыми И мертвыми)

 

Термин «перинатальная смертность» означает смертность вокруг родов. Различают антенатальную смертность (до родов), инттранатальную смертность (в родах), постнатальную смертность (после родов), неонатальную (в течение l-го месяца жизни) и раннюю неонатальную (в течение l-й недели жизни) смертности.

 

Антенатальная и интранатальная смертности составляют мертворождаемость.

 

Основными причинами перинатальной смертности являются родовые травмы, врожденная аномалия развития, асфиксия и т.Д. На уровень перинатальной смертности влияют следующие факторы: социально-биологические (возраст матери, ее состояние во время беременности, наличие абортов в анамнезе, число предыдущих родов и т.д.), социально-экономические (условия труда беременной, материальное положение, семейное положение, уровень и качество медицинской помощи беременным и новорожденным).

 

На показатели детской смертности, как показали исследования, влияют следующие группы факторов: социальноческие и определяемый ими образ жизни, политика в области здравоохранения, охрана здоровья женщин и детей, специфические методы борьбы с детской смертностью, следующие из ее медико-социальных причин.

 

Важнейшим показателем здоровья населения является младенческая смертность - смертность детей в возрасте до 1 года, рассчитываемая на 1000 рожденных живыми в течение одного года. Она определяет большую половину детской смертности, влияет на все демографические показатели. Низкий показатель ладен-

 

20

 

21

 

Заболеваемость населения показывает уровень, частоту, распространенность всех болезней вместе взятых и каждой в отдельности среди населения в целом и его отдельных группах по возрасту, полу, профессии и т.д.

 

Существуют методы изучения заболеваемости по данным обращаемости, по данным медицинских осмотров и причинам смерти.

 

Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой на 1000, 10000 или 100000 чел. населения. Виды заболеваемости следующие: общая заболеваемость, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, инфекционная заболеваемость и т. д.

 

В настоящее время происходит преобразование структуры смертности и заболеваемости: если в прошлом наиболее распространенными заболеваниями были инфекционные (именно они составляли главную причину смертности населения), то сейчас преобладают неинфекционные, т. е. хронически протекающие заболевания - сердечно-сосудистые, онкологические, нейропсихические, эндокринные заболевания, травмы. Это связано с достижениями медицины в борьбе с массовыми инфекционными заболеваниями: вакцинацией, мерами по охране труда и внешней среды (ликвидация природных очагов малярии, чумы и т.д.), санитарным просвещением и т. д.

 

На первом месте по причинам смерти стоят сердечностые заболевания, затем онкологические заболевания, и, наконец, травмы. В нашей стране сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин инвалидности.

 

Изменению характера заболеваемости способствует быстрое изменение образа жизни, приводящее к нарушению адаптации человека в окружающей среде. Возникла теория болезней цивилизации. Хронические неэпидемические болезни возникают потому, что цивилизация (в частности, урбанизация) приводит к бурному нарастанию темпов жизни, вырывает человека из привычных для него условий жизни, к которым он приспосабливался в течение многих поколений, и человек остается беззащитным перед темпами и ритмами современной жизни. В результате биологические ритмы человека, его способности к адаптации перестают соответствовать ритмам социальным, т. е. современные заболевания, например сердечносудистые, сторонники теории болезней цивилизации рассматривают как выражение неприспособленности к среде существования. Одна из важнейших задач социального работника - совершенствование медико-социальной адаптации, иными словами, косвенным образом деятельность социальных работников способствует снижению заболеваемости хроническими неэпидемическими заболеваниями.

 

Показатели инвалидности. Инвалидность - нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожденными дефектами, последствиями травм, при водящих к ограничению жизнедеятельности. Показатели

 

инвалидности выявляются путем регистрации данных медикоциальной экспертизы.

 

Показатели физического развития. Физическое развитие показатель роста и формирования организма - зависит не только от наследственности, но и от социальных условий. Физическое развитие обследуемых выявляется путем антропометрических и физиометрических измерений роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложений жира, уровня артериального давления, жизненной емкости легких. На основании полученных данных устанавливают стандарты физического развития для каждой возрастно-половой группы. Стандарты служат для индивидуальной оценки физического развития, которая проводится на медицинских осмотрах.

 

Уровень физического развития тесно связан с климатогеографическими условиями и различными этническими группами, для чего создаются местные стандарты. Массовые из года в год повторяющиеся медицинские наблюдения позволяют судить об изменениях физического развития, а следовательно, и об изменениях здоровья населения.

 

Ускоренные темпы физического развития называются акселерацией. Акселерация наблюдается уже в период внутриутробного развития плода. В дальнейшем продолжается ускорение темпов роста массы тела, раннее половое созревание, раннее окостенение скелета. Акселерация накладывает свой отпечаток на развитие организма более старшего возраста, на проявление заболеваний в старшем возрасте. Есть предположение, что акселерация способствует вероятности развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и т.Д.

 

Освидетельствование физического развития (согласно приказу Минздрава NQ 387) проводится: новорожденным; детям 1- го года жизни ежемесячно; детям раннего дошкольного возраста ежегодно; перед поступлением в школу; учащимся «декретированных» классов школы (3-го, б-го, 8-го классов).

 

2.3. Факторы, определяющие здоровье

 

Многочисленные исследования показали, что факторами, обусловливающими здоровье, являются:

 

биологические (наследственность, тип высшей нервной Дея-

 

стельности, конституция, темперамент и т.д.);

 

природные (климат, погода, ландшафт, флора, фауна и т.д.); состояние окружающей среды;

 

социально-экономические;

 

уровень развития здравоохранения.

 

Эти факторы влияют на образ жизни людей.

 

22

 

23

 

Установлено также, что образ жизни примерно на 50 %, состояние окружающей среды на 15... 20 %, наследственность на 20 % и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) на 10 % обусловливают здоровье (индивидуальное и общественное).

 

С понятием здоровья тесно связано представление о факторах риска здоровью.

 

2.4. Факторы риска здоровью

 

неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, загрязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других излучений);

 

неудовлетворительная работа органов здравоохранения (низкое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднодоступность медицинской помощи).

 

Факторы риска здоровью - это определяющие здоровье факторы, влияющие на него отрицательно. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологические изменения в организме. Непосредственная причина заболевания (этиологические факторы) прямо воздействует на организм, вызывая в нем патологические изменения. Этиологические факторы могут быть бактериальными, физическими, химическими и т.д.

 

Для развития болезни необходимо сочетание факторов риска и непосредственных причин заболевания. Часто трудно вьщелить причину болезни, так как причин может быть несколько и они взаимосвязаны.

 

Число факторов риска велико и растет с каждым годом: в 1960-е гг. их насчитывалось не более 1000, сейчас - примерно 3000. Вьщеляяют главные, так называемые большие факторы риска, т. е. являющиеся общими для самых различных заболеваний: курение, гиподинамию, избыточную массу тела, несбалансированное питание, артериальную гипертензию, психоэмоциональные стрессы и Т.Д.

 

Различают также факторы риска первичные и вторичные. К первичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенную наследственность, неудовлетворительную работу служб здравоохранения и т. Д. К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других заболеваний: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и Т.д.

 

Итак, перечислим факторы риска здоровью:

 

нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное псиихоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материальнообытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный моральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность);

 

неблагоприятная наследственность (наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, генетический рисккпредрасположенность к наследственным болезням);

 

2.5. Понятие о медицинской профилактике

 

с понятием факторов риска здоровью тесно связано понятие «профилактика в медицине». Профилактика означает «предупреждеение», «предохранение». Этот термин широко распространен во многих областях науки и техники. В медицине профилактика означает предупреждение возникновения и развития заболеваний.

 

Выделяют профилактику первичную и вторичную. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний, вторичная - предупредить прогрессирование имеющегося заболевания. Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социальномические и др. Выделяют также профилактику индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

 

Одними из главных мер профилактики являются гигиеническое воспитание и санитарное просвещение, которые занимают одно из ведущих мест в практике социального работника.

 

Идеи профилактики заболеваний наряду с диагностикой и лечением зародились в глубокой древности и заключались обычно в соблюдении правил личной гигиены, здорового образа жизни. Постепенно складывалось представление о первостепенной значимости профилактических мер. В период античности в произведениях Гиппократа и других выдающихся медиков говорилось о том, что легче болезнь предупредить, чем вылечить. Впоследствии это положение разделяли многие врачи, в том числе и русские медики ХУН! - XIX вв.

 

В XIX в., когда были раскрыты причины массовых инфекционных и других заболеваний, возникла потребность в развитии общественного здравоохранения (социальной медицины) и профилактика стала главной проблемой общественного здравоохранения.

 

С 1917 г. профилактическое направление социальной политики отечественного здравоохранения является ведущим, именно в этом Состояло главное достоинство системы отечественного здравоохранения, что неоднократно признавалось медиками других стран.

 

24

 

25

 

Средствами медицинской профилактики являются пропаганда здорового образа жизни, диспансеризация, гигиеническое воспитание и т.д. Акцент должен делаться на первичной профилактике, т. е. формировании установки на здоровый образ жизни, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.

 

Основным направлением развития профилактической политики отечественного здравоохранения является разработка и выполнение многочисленных про грамм по профилактике, в том числе и программы ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году,>. Приоритетными из них должны стать программы формирования здорового образа жизни. Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники детских дошкольных учреждений, сотрудники средств массовой информации (СМИ). Именно с ними должны контактировать социальные работники в плане профилактики заболеваний.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чем заключаются понятия: «болезнь», «здоровье», «индивидуаль-

 

Ное здоровье,>, «здоровье населения»?

 

2. Что означает здоровье общественное?

 

3. Перечислите методы изучения здоровья.

 

4. Назовите показатели здоровья населения.

 

5. Перечислите показатели естественного движения (рождаемость, смертность, средняя продолжительность предстоящей жизни и т.д.).

 

6. Какой из показателей естественного движения населения наиболее социально значим?

 

7. Какие показатели младенческой смертности принято считать низкими? средними? высокими?

 

8. Каковы показатели заболеваемости населения (понятия, единицы измерения)?

 

9. Какие заболевания стоят на первом месте по причинам смерти в современных условиях?

 

10. Назовите методы изучения заболеваемости.

 

11. Какие вы знаете показатели инвалидности (понятия, способы азу-

 

учения); физического развития (понятия, методы изучения); акселерации?

 

12. Назовите факторы, определяющие здоровье.

 

13. Какой из факторов, определяющих здоровье, наиболее значим?

 

14. В чем заключается понятие факторов риска здоровья?

 

15. Назовите большие факторы риска здоровья?

 

16. В чем заключается понятие профилактики заболеваний? первичной профилактики заболеваний? вторичной профилактики заболеваний?

 

Глава 3

 

ОБРАЗ ЖИЗНИ - ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ

 

Понятие образа жизни

 

Образ жизни - определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя совокупность различных видов деятельности, поведение людей в повседневной жизни.

 

Вьщеляют основные формы деятельности: трудовую (производственную), познавательную, деятельность в быту, медицинскую активность. Каждый вид деятельности имеет свои показатели.

 

К показателям производственно-трудовой деятельности относятся: степень удовлетворенности, уровень профессионального мастерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, инициативность и т. д.

 

Показателями деятельности в быту являются: жилищно-бытовые условия, наличие бытовой техники, время, затрачиваемое на домашние обязанности, отношения между супругами, число детей и т.д.

 

Медицинская активность - это активность в области охраны здоровья. Она зависит от общего уровня развития, образования, психологической установки, доступности медицинской помощи, условий жизни и Т.Д.

 

К показателям медицинской активности относятся: санитарная грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за медицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью.

 

Перечислим ряд понятий, тесно связанных с понятием образа жизни.

 

Условия жизни - условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, семейные отношения, образование, питание и т.д.).

 

Уровень жизни (уровень благосостояния) характеризует размер и структуру потребностей. Это - количественные показатели условий жизни. Уровень жизни опреде-!lяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

 

27

 

Уклад жизни - порядок, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.

 

Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни.

 

Качество жизни - качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи).

 

Задача социального работника в конечном итоге состоит в помощи клиенту восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения качества жизни клиента.

 

Изучение и формирование общественного мнения относительно оценки собственного здоровья - одна из трудных задач формирования ЗОЖ. Наряду с органами здравоохранения большая роль в этом принадлежит СМИ. Необходимо понимание того, что общественное здоровье обеспечивается не только ответственностью государства и общества, но и ответственностью каждого из нас за свое здоровье и здоровье всех. Здоровый образ жизни базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физическая активность; закаливание; отсутствие вредных привычек; умение выходить из стрессовых состояний (например, владение методиками аутотренинга); высокая медицинская активность (своевременность Прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации); умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т. д..

 

3.2. Здоровый образ жизни и пути его формирования

 

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - термин, который при меняет-

 

. яс все чаще. Самое простое определение ЗОЖ - все то, что благотворно влияет на здоровье. Следовательно, в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д.

 

Формирование ЗОЖ является важнейшей задачей государства, так как образ жизни является определяющим фактором здоровья. Результаты медицинских обследований свидетельствуют о сниижeHии резервов здоровья.

 

Формирование ЗОЖ является также задачей органов здравоохранения, социальной защиты, образования. На формирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

 

питание с малым содержанием жиров животного происхожу-

 

Дания;

 

сокращение количества потребляемой соли; сокращение потребления алкогольных напитков;

 

поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения;

 

снижение уровня стрессов и т. д.

 

Формирование ЗОЖ лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение общественного здоровья. Пропаганда ЗОЖ является важнейшей функцией и задачей всех органов здравоохранения (особенно учреждений первой медико-санитарной помощи), центров санитарного просвещения, учреждений образования, органов социальной защиты и т.д.

 

ЗОЖ должен формироваться по следующим двум направлениям: усиление и создание положительного в образе жизни, преодоление, уменьшение факторов риска.

 

Рациональное питание

Понятие рационального питания. Рациональное (от лат. racio Разум) питание является важнейшим фактором здорового образа жизни.

 

Рациональное питание - питание, которое сбалансировано в энергетическом отношении по калориям, составу в зависимости от пола, возраста и рода деятельности.

 

В наше время у большей части нашего населения питание не соответствует этому понятию не только из-за недостаточной материальной обеспеченности, но и еще из-за отсутствия или недостатка знаний по данному вопросу. Прежде чем перейти к рекомендациям питания в повседневной жизни, остановимся на роли пищевых веществ в организме.

 

Питание является неотъемлемой частью образа жизни, так как поддерживает обменные процессы на относительно постоянном уровне. Роль питания в обеспечении жизнедеятельности организма общеизвестна: энергообеспечение, синтез ферментов, пластическая роль и т.д. Нарушение обмена веществ приводит к возникновению нервных и психических заболеваний, авитаминозов, заболеваний печени, крови и т.д. Неправильно организованное питание приводит к снижению трудоспособности, повышению восприимчивости к болезням и, в конечном счете, к снижению продолжительности жизни. Энергия в организме высвобождается в результате процессов окисления белков, жиров и углеводов.

 

Значение основных питательных веществ, их энергетическая ценность. Белки - жизненно необходимые вещества в организме. Они используются в качестве источника энергии (окисление 1 г белка

 

28

 

29

 

в организме дает 4 ккал энергии), строительного материала для регенерации (восстановления) клеток, образования ферментов и гормонов. Потребность организма в белках зависит от пола, возраста и энергозатрат, составляя в сутки 80... 100 г, в том числе животных белков 50 г. Белки должны давать примерно 15 % калорийности суточного рациона. В состав белков входят аминокислоты, которые подразделяются на заменимые и незаменимые. Чем больше белки содержат незаменимых аминокислот, тем они полноценнее. К незаменимым аминокислотам относятся: триптофан, лейцин, изолейцин, Валин, лизин, метионин, фенилаланин, трееонин.

 

Жиры являются основным источником энергии в организме (окисление 1 г жиров дает 9 ккал). Жиры содержат ценные для организма вещества: ненасыщенные жирные кислоты, фосфатииды, жирорастворимые витамины А, Е, К. Суточная потребность организма в жирах составляет в среднем 80... 100 г, в том числе растительных жиров 20... 25 г. Жиры должны давать примерно 35 % калорийности суточного рациона. Наибольшую ценность для организма представляют жиры, содержащие ненасыщенные жирные кислоты, т. е. жиры растительного происхождения.

 

Углеводы являются одним из основных источников энергии (окисление 1 г. углеводов дает 3,75 ккал). Суточная потребность организма в углеводах составляет от 400... 500 г, в том числе крахмала 400...450 г, сахара 50... 100 г, пектинов 25 г. Углеводы должны давать примерно 50 % калорийности суточного рациона. Если углеводов в организме избыток, то они переходят в жиры, т. е. избыточное количество углеводов способствует ожирению.

 

Кроме белков, жиров и углеводов важнейшей составляющей рационального питания являются витамины- биологически активные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Недостаток витаминов приводит к гиповитаминозу (недостаток витаминов в организме) и авитаминозу (отсутствие витаминов в организме). Витамины в организме не образуются, а попадают с продуктами. Различают вода- и жирорастворимые витамины.

 

Кроме белков, жиров, углеводов и витаминов в организме необходимы минеральные вещества, которые используются в качестве пластического материала и для синтеза ферментов. Различают макроэлементы (СА, Р, Mg, Na, К, Fe) и микроэлементы (Си, Zn, Мп, Со, Cr, Ni, J, Ft, Si).

 

Соотношение белков, жиров и углеводов для людей среднего возраста должно быть (по массе) 1:1:4 (при тяжелой физической работе 1:1:5), для молодых - 1:0,9:3,2.

 

Эти вещества организм получает только в том случае, если употребляется разнообразная пища, включающая шесть основных групп продуктов: молочные; мясо, птица, рыба; яйца; хлебобулочные,

 

30

 

крупяные, макаронные и кондитерские изделия; жиры, картофель.

 

Большое значение имеет режим питания: кратность приема

 

пищи, распределение суточной калорийности, массы и состава пищи по отдельным приемам пищи.

 

Для здорового человека оптимально четырехразовое питание, так как более редкое питание приводит к накоплению жира в организме, уменьшению активности щитовидной железы и тканевых ферментов. Частая еда в одно и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: