Теоретические основы антикоррупционной работы

 НА ВСЕХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

 

К вопросу о терминологии

Работу по антикоррупционному воспитанию и просвещению необходимо начинать, точно понимая смысл каждого используемого термина. Авторы настоящего пособия не ставят своей целью представить полный терминологический словарь по теме. Но главные термины, которые часто используются не вполне грамотно, подменяют смыслы, подменяют друг друга, или искажают смыслы всвязи с их бытовым пониманием, предлагаются для изучения в рамкахнастоящей работы.

Вот краткий перечень нужных для изучения терминов:

- коррупция;

- антикоррупционное образование;

- антикоррупционное воспитание;

- антикоррупционное просвещение;

- антикоррупционная пропаганда. 

Изучение этих терминов поможет специалистам точно понимать чем они занимаются в своей практической антикоррупционной работе и выстраивать эту работу более системно, грамотно и результативно. Еще один важный аспект при изучении терминологии заключается в том, что каждый термин несет в себе особый смысл, который в конечном счете направлен на получение определённого результата. С этой точки зрения, специалист, планируя тот или иной результат должен понимать каким видом антикоррупционной работы ему необходимо занимается для получения того или иного результата.

Рассмотрим последовательно каждый из названных терминов.

Коррупция

Коррупция (от латинского corrumpere − «растлевать») – это термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, в целях личной выгоды, противоречащих законодательству и моральным установкам. В общественном сознании коррупция – это получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование человеком своего должностного положения а также получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Как социальное явление коррупция конкретно проявляется в совершении различных коррупционных деяний и признается тяжким или особо тяжким преступлением. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки и дача взятки.

 

                 
 

 

 

 

 

 


Законодательно термин коррупция обозначен в статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где коррупция определена как

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Таким образом, необходимо усвоить основные мысли:

- коррупция всегда связана с использованием служебного положения;

- коррупция не всегда связана с деятельностью чиновников.

- необходимо научиться четко отличать коррупционные нарушения и преступления от иных нарушений и преступлений.

2. Образование в широком понимании этого термина – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.

Если мы говорим об антикоррупционном образовании, то мы должны понимать, что это комплекс, состоящий из двух частей: антикоррупционного воспитания и антикоррупционного обучения. Каждая часть этого комплекса должна дополнять другую и существовать должны они неразрывно. Ни одна из этих частей не должна исчезать. Как только одна из частей исчезнет, что будет неправомерно говорить об образовании как таковом.

Обе эти составляющие объединяют общие цели и задачи, которые могут быть разной степени масштаба и объёма. Но каждая из этих частей направлена на решение своих задач, которые в свою очередь стремятся к достижению единой цели.

 

 


 

 

     
 

 

 


 


 

Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Под обучением в педагогике понимают целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. В процессе обучения определённое количество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем до определённого уровня (базового, высокого, среднего, эталонного). Деятельность по обучению можно считать завершенной если ученики устойчиво демонстрируют усвоенный учебный материал на требуемом учителем уровне, то есть на том уровне, который был заложен в целях обучения.

Под воспитанием [1] в узком понимании этого термина понимается направленное действие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей и др.

В этой связи необходимо обратить внимание на то, что воспитание – это процесс многосторонний и длительный, поскольку на воспитуемого оказывается воздействие с разных сторон: со стороны общества, средств массовой информации, семьи, друзей и др. Очень сложно предсказать какое из воздействий окажет наибольшую силу на воспитуемого. Так, относительно антикоррупционного воспитания, исследователи выделяют доминирующее значение такой воспитательной силы, как традиционнаянеуверенность граждан в том, что коррупцию можно преодолеть.

Результатом образования (= обучения + воспитания) должны стать совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций в области противодействия коррупции. Безусловно, чтобы получить этот результат, необходимо достаточно длительное время, точно отработанные образовательные программы и выверенные процессы обучения и воспитания.

Антикоррупционное образование направлено на предотвращение коррупционных преступлений и формирование в обществе отношений, построенных на основе соблюдения принципа социальной справедливости, соблюдения гражданских прав и свобод. Президент Российской Федерации В. В. Путин, говоря о мерах противодействия коррупции, отметил, что «необходимо сформировать общественную атмосферу неприятия коррупции», при условии повышения уровня правосознания в обществе и внедрения антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знании общих прав и обязанностей.

 

         
 
 

 

 

 

 

 



3. Просвещение – это передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве. Антикоррупционное просвещение – это система распространения субъектами государственной политики противодействия коррупции, образовательными организациями, некоммерческими организациями, общественными объединениями достоверной информации любым способом, в любой форме с использованием любых коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, направленная на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного поведения, антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры.

Результатом антикоррупционного просвещения можно считать широко распространённые идей противодействия коррупции, методов противодействия коррупции, моделей антикоррупционного поведения, антикоррупционной литературы, листовок, плакатов. Этот результат можно измерить охватом населения, получившего антикоррупционную информацию в том или ином виде.







Пропаганда.

Пропаганда (лат. propaganda дословно— «подлежащая распространению (вера)», от лат. propago – «распространяю»). В современном политическом дискурсепропаганда понимается как открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений с целью формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.Большая советская энциклопедия определяет пропаганду как распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса пропаганды: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает пропаганда), содержание, формы и методы, средства или каналы пропаганды (радио, телевидение, печать, система лекционной пропаганды и т. д.), объект (аудитория или социальные общности, на которые направлена пропаганда). Решающим для понимания процесса пропаганды являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена пропаганда. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств пропаганды. Как видно из приведённого определения, то различить понятия просвещение и пропаганда довольно сложно.

 

 

         
 

 

 

 


На практике оценка человеком конкретного набора рекомендаций как пропагандистского или как просветительского в значительной степени зависит от его ценностей[2]. Проблема проведения грани между просвещением и пропагандой еще более сложна, чем кажется на первый взгляд, но это выходит далеко за рамки целей нашего издания. Нам достаточно того, чтобы понять, что в большей мере более точно можно охарактеризовать просвещение как информирование, а пропаганду как форму убеждений людей людьми.

Таким образом, рассмотрев термины, которые наиболее часто используются, когда говорится о противодействии коррупции, необходимо понять различия между ними. Это необходимо для того, чтобы потом грамотно и результативно организации выстраивать работу, точно понимая, какой результат можно получить от того или иного направления антикоррупционной работы.

 

 

 

 

 


Задание:

Заполните таблицу, осмыслив результат, который Вы желаете получить при использовании того или иного направления антикоррупционной работы.

 

№ п/п Направление антикоррупционной работы Название мероприятия Предполагаемый результат
1. Просвещение    
2. Воспитание    
3. Обучение    
4. Пропаганда    

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: