Содержание антикоррупционной работы в образовательных учреждениях различных уровней

Содержание антикоррупционной работы на различных уровнях образования диктуется двумя основными факторами.

Первый фактор – это возрастные особенности восприятия;

Второй фактор – это связь жизненных или профессиональных ситуаций с коррупционными ситуациями.

Рассматривая первый фактор, необходимо отметить, что не на каждом уровне образования можно вести результативную антикоррупционную работу. Например, с учащимися дошкольных образовательных организаций, младшими школьниками и даже со школьниками средних классов разговаривать о коррупции преждевременно. Они в силу особенностей своего восприятия пока не готовы к этой проблематике. Антикоррупционная тематика будет для них непонятной и ненужной.

На этих ступенях образования гораздо важнее провести подготовительную работу, которая сформирует устойчивые понятия «хорошо – плохо», «честно – не честно», «по правилам – без правил». Если перевести названные дефиниции в задачи и представить их последовательно, то получится, что на начальном периоде обучения (со школьниками младших классов) решаются следующие задачи:

- воспитание честности;

- строгое соблюдение установленных правил;

- понимание того, какое поступки можно назвать хорошими, а какие ― плохими[13].

Со школьниками средних классов можно продолжить работу, начатую в начальной школе, и добавить новые задачи, а именно: отработка смыслов «ответственно – безответственно».

Содержание и формы работы по названным задачам достаточно широко представлены в педагогической литературе. Современная школа накопила солидный опыт работы по названным направлениям. Поставленные задачи отрабатываются в рамках школы уже не одно десятилетие, имея разработанные и апробированные методики и технологии. В этой связи нам хочется отметить наиболее интересные издания, которые читатели настоящих рекомендаций могут использовать в своей работе[14].

 

 

         
 

 


Что же касается содержания антикоррупционной работы со старшеклассниками (в общеобразовательных школах), студентами (в высших и средних профессиональных учебных заведениях), взрослыми людьми (в системе дополнительного профессионального образования), то здесь дело обстоит несколько иначе. Здесь наблюдается дефицит методической литературы, который авторы настоящих рекомендаций пытаются компенсировать в той части, в которой это возможно в рамках одной работы.

Одна из проблем, обозначенных нами выше, заключается в том, что люди, занимающиеся антикоррупционным воспитанием и просвещением, не достаточно знают практику антикоррупционных нарушений и преступлений. Содержание антикоррупционной работы со старшеклассниками, студентами и взрослыми людьми в образовательных организациях должны составлять реальные антикоррупционные сюжеты. Для антикоррупционного просвещения и воспитания необходимо брать те сюжеты, которые понятны и доступны целевой аудитории. В этой связи необходимо вспомнить принцип «связь антикоррупционной работы с жизнью». Сюжеты для антикоррупционной работы стоит подбирать таким образом, чтобы они соотносились с теми жизненными ситуациями, в которых живут люди, либо в которых они могут оказаться с большой долей вероятности в недалёком будущем.

Так, например, школьников вряд ли привлечёт антикоррупционный сюжет, связанный с муниципальными закупками, но им будет интересно и поучительно рассмотреть сюжеты, связанные с получением водительских удостоверений, с выдачей больничных листов, с получением отсрочки от армии. В то же время для государственных служащих и предпринимателей антикоррупционные сюжеты, связанные с закупками, актуальны и полезны.

Далее мы приводим пять ситуаций, которыми можно воспользоваться, выстраивая антикоррупционную работу со старшеклассниками, студентами и взрослыми людьми, т. е. на уровне средней общеобразовательной школы, средних профессиональных учебных заведений, в дополнительном профессиональном образовании.

1. Нарушение правил дорожного движения и дача взятки инспектору ГИБДД.

2. Незаконная выдача листка нетрудоспособности.

3. Дача взятки за незаконное получение водительского удостоверения.

4. Взятка государственному служащему за закрытие государственного контракта.

5. Дача взятки за незаконную выдачу военного билета без службы в Вооруженных Силах РФ.


 

         
 

 

 





Ситуация первая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: