Методические рекомендации по антикоррупционному просвещению на различных уровнях образования

Раздел «Методические рекомендации по антикоррупционному просвещению» начнём с напоминания о том, что просвещение – это передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве. Антикоррупционное просвещение – это система распространения субъектами государственной политики противодействия коррупции, образовательными организациями, некоммерческими организациями, общественными объединениями достоверной информации любым способом, в любой форме с использованием любых коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, направленная на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного поведения, антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры.

Содержание и формы антикоррупционного просветительства зависят от ряда факторов:

̶ от целей просветительства[16]

̶ целевой аудитории[17]

̶  личных интересов, пристрастий, привычек тех, для кого эта деятельность организуется ипроводится.

Антикоррупционная просветительная работа в первую очередь должна удовлетворять человека в получе­нии соответствующей информации.

Антикоррупционная просветительная работа образовательных организаций не может сводиться лишь к передаче опре­деленной информации, к её донесению до целевой аудитории. Преимущество и сила антикоррупционной просветительной работы и её воздействия на целевые аудитории заключаются в том, что по­лученная в стенах образовательных организаций  информация (зна­ния, нормы, ценности) в процессе творческого общения лю­дей корректируется, усваивается, становится их собствен­ной.

Основу антикоррупционной просветительской работы составляют сюжеты из реальной антикоррупционной практики. Но нельзя не акцентировать внимание просветителей на том, что практически любой сюжет необходимо адаптировать к особенностям целевой аудитории. Для этого необходимо выполнить ряд обязательных шагов.

 


 

 

 

 



Первый. Изучить особенности восприятия каждой возрастной группы или каждой целевой аудитории.

Второй. Выделить из основного сюжета только ту информацию, которую смогут воспринять участники просветительских мероприятий.

Третий. Изложить ситуацию доступным языком для целевой аудитории.

Четвёртый. Точно расставить смысловые акценты, соотнося их с возрастными особенностями восприятия и с особенностями жизненных ситуаций участников просветительских ме6роприятий.

Рассмотрим более подробно особенности работы образовательной организации по некоторым из названных форм антикоррупционного просвещения[18].




Беседа

Беседа - диалогический метод, при котором специалист, занимающийся просвещением, путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит представителей целевой аудитории к пониманию новой информации или проверяет усвоение ими уже известной ранее информации.

Беседа относится к наиболее изученным методам дидактической работы.

В зависимости от конкретных задач, содержания информационного материала, уровня познавательной деятельности целевой аудитории, выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы специалист по антикоррупционному просвещению, опираясь на имеющиеся у участников целевых групп знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новой информации, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новой информации используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению новой информации, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у участников целевой аудитории состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового информационного материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному участнику мероприятия, (индивидуальная беседа) или всем участникам антикоррупционных мероприятий. (фронтальная беседа). В практике антикоррупционного просвещения, как правило, используется второй тип беседы – фронтальная беседа.

 


 

 

 

 

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Особенно полезно антикоррупционные собеседования организовывать с группами старшеклассников и студентов. Можно в полной мере использовать метод собеседования и с взрослой целевой аудиторией. Этот метод хорош тогда, когда участники целевой аудитории проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным на обсуждение вопросам.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль участника мероприятия. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

 

В целом, метод беседы имеет следующее преимущества:

̶ активизирует участников просветительских мероприятий;

̶ развивает их память и речь;

̶ делает открытыми знания;

̶ имеет большую просветительскую силу;

̶ является хорошим диагностическим средством;

̶ не требует специальной домашней подготовки от участников.

 

Недостатки метода беседы:

̶ требует много времени;

̶ содержит элемент риска (человек может дать неправильный ответ, который воспринимается другими участниками беседы и фиксируется в их памяти);

̶ необходим изначальный запас знаний для ведения беседы как её организатору, так и участникам беседы.


 

 





Лекция

 

Лекцию часто называют одной из основных форм групповой работы. Основанием для этого служат сложившиеся образовательные стереотипы, согласно которым вначале сообщается информация, а затем эта информация отрабатывается и закрепляется при помощи иных форм работы, соотнесённых с содержанием лекционного материала[19].

Основное значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы излагаемой информации и научные подходы, с помощью которых анализируются жизненные явления.

Просветительской лекции присущи две основные педагогические функции, которые определяют ее возможности и достоинства: познавательная и развивающая[20].

Познавательная функция выражается в понимании слушателями основ науки, научно обоснованных путей решения практических задач. Кроме того, следует помнить, что познавательная функция всякой лекции связана и с тем, что в живой разговорной речи самые сложные вопросы разъяснить и понять легче, чем тогда, когда они изложены письменно.

Лекция достигает цели, если помимо сообщения информации она выполняет развивающую функцию, т. е. по содержанию и форме она ориентирована не на память, а на мышление слушателей, призвана не только преподнести знания, но и научить самостоятельно мыслить.

Современные просветительские лекции могут быть представлены в различных видах[21], каждый из которых имеет свои особенности.

Для подготовки просветительской лекции рекомендуем обратить внимание на следующее.

1. Определите цель лекции. Наиболее удачным вариантом будет такая формулировка цели, при которой лектору будет понятно, что в итоге должны вынести слушатели с лекции (новые знания о …, новую интерпретацию определённых знаний, новую позицию по отношению к …, которая аргументирована автором, новые смыслы и т. д.). Неудачной будет формулировка цели лекции, которая содержит абстрактные «размытые» понятия (познакомить слушателей, дать представление о …. и т. д.).


 

 


2. Определите объём содержания лекции. Объём содержания выверяется в зависимости от возраста слушателей лекции, от уровня их подготовленности, от длительности лекции и иных факторов. Один из основных принципов определения объема просветительской лекции – это принцип отсутствия перегрузки. Лучше дать меньше материала, чем перегрузить слушателей, вызвав у них отторжение. Недостаток материала умелый лектор может восполнить вопросами участникам, примерами, аналогиями, рассуждениями, выверенными повторами и иными приёмами. При определении объёма просветительской лекции поможет простой методический прием: нужно прочитать вслух подготовленный текст, заметив время, а затем увеличить это время примерно на 30%. Как показывает практика, столько времени будет затрачено при чтении лекции перед слушателями.

3. Определите структуру лекции. Как правило, лекция, разделённая на несколько вопросов, слушается более заинтересованно. Полезно будет не просто разделить лекцию на несколько вопросов[22], но и каждый вопрос разделить на подвопросы. Это обеспечивает более строгое подчинение материала теме и цели лекции, позволяет лучше отобрать материал и логичнее его расположить. Всегда необходимо помнить, что при любой структуре лекции, в ней должно быть введение, основная часть и заключение.

4. Напишите текст лекции. Требования к тексту просветительской лекции являются стандартными. Текст пишется грамотным литературным языком в соответствии со структурой лекции, выработанной ранее. Желательно отработать точность фраз и выражений, не прибегать к необоснованным повторам. Важно соблюдать пропорциональность текста лекции. На рассмотрение каждого вопроса должно быть отведено примерно одинаковое количество времени. Текст антикоррупционной просветительской лекции обладает одной выраженной особенностью. Эта лекция должна строиться на глубоком знании Законов и практики коррупционных нарушений и преступлений. Антикоррупционные просветительские лекции должны быть точно выверены с правовой точки зрения! Но преподнесение материалов антикоррупционной просветительской лекции должно быть интересным и не скучным.

5. Подготовьте средства наглядности для просветительской лекции. Тот факт, что использование в просветительской лекции средств наглядности является очень желательным, не вызывает сомнений. Тем не менее, часто возникают дискуссии по вопросу об их количестве и характере. По нашему мнению, не стоит устанавливать нормы применения наглядных средств, лучше обратить внимание на то, что все они должны быть именно НАГЛЯДНЫМИ[23].

 



Непосредственно при чтении лекции рекомендуем взять во внимание следующее.

Во введении необходимо объявить тему и план лекции, доступным для слушателей языком сообщить цель лекции, рассказать о регламенте лекции, её длительности. Важно заранее договориться о том, когда слушатели могут задавать вопросы лектору. Очень важно уже на стадии введения вызвать интерес слушателей к теме лекции, сообщив им ту информацию, которая не может их не заинтересовать.

При чтении основной части просветительской лекции необходимо обратить внимание на следующие аспекты.

Словосочетание «читать лекцию» нельзя понимать в буквальном смысле. Если просветительская лекция будет читаться с листа, то интерес к ней угаснет на первых минутах. Лекция должна преподноситься живым и доступным языком. Убедительное и эмоциональное изложение материала, установление четких временных рамок на изложение материала по намеченному плану сделает лекцию более интересной и привлекательной. Желательно при общении с аудиторией минимизировать обращение лектора к письменному тексту. Очень важно, чтобы лектор контролировал грамотность своей речи, избегал бытовых и особенно вульгарных выражений.

В самом начале основной части лекции необходимо установить контакт с аудиторией. Это можно сделать при помощи вопросов, заданных аудитории, при помощи наглядных средств.

На протяжении всей лекции лектор должен вести наблюдение за аудиторией. Необходимо на каждом этапе лекции точно знать, не устала ли аудитория, проявляет ли аудитория интерес к лекции, есть ли вопросы у слушателей. В зависимости от результатов наблюдения лектор может изменить темп чтения лекции, усилить или ослабить эмоциональность изложения, ввести активные формы слушания или оставить все по-прежнему, добавить наглядность или сократить её. Очень важно, установленный контакт с аудиторией сохранять до конца лекции.

В заключительной части лекции рекомендуется подвести итоги сказанного в основной части и сделать выводы по теме лекции, ответить на вопросы слушателей, ели лекция не предполагала ответы на вопросы по ходу лекции[24].


 

 

 









Тренинг

 

Тренинг ― метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг ― форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Правомерно ли использование тренинга в качестве формы просветительской работы? На наш взгляд, использование тренингов для отработки моделей антикоррупционного поведения в полной мере можно отнести к просветительской работе.

Тренинги — форма работы, которая учит чему-то на практике. Основной акцент делается на отработку каких-либо навыков, моделей поведения или способов мышления. Конечно, и теория здесь тоже есть, но она преподносится, как правило, в минимальном объеме и служит только для того, чтобы осваиваемые поведенческие модели применялись осознанно и правильно. Некоторые тренеры говорят, что язык тренинга — упражнения. И действительно, именно они наполняют тренинг и делают его «живым».

В тренингах участвует не один человек, а группа. Это необходимо для того, чтобы каждый участник мог поучаствовать в разных упражнениях вместе с разными людьми, получая каждый раз уникальный опыт, который он потом самостоятельно перенесет в другие контексты. Кроме того, когда много людей занимается чем-то одним или идут к общей цели вместе, часто возникает так называемый синергетический эффект. Он выражается в том, что общий результат работы группы всегда больше и качественней простой суммы результатов работы всех ее членов. В группе рождаются дискуссии, открываются новые взгляды на применение того или иного навыка, которому обучаются участники. В группе формируется рабочая атмосфера, которая во многом ускоряет и облегчает работу каждого участника.

Тренинг ― это интерактивная форма работы. Он может видоизменяться в зависимости от состава, мотивации и поведения его участников. Ведь тренинги — это не лекции, где основную роль играет лектор, передающий своим слушателям информацию в одностороннем порядке. В тренинге поощряется активность людей. Это единственный для них способ овладеть нужными моделями поведения или способами мышления. Не бывает двух одинаковых тренингов, даже если они идут по одной и той же программе. Каждый раз что-то изменяется, и делается это для того, чтобы тренинговая группа могла в полной мере овладеть теми навыками, за которыми она пришла. Задача тренера — найти стиль ведения тренинга, идеально подходящий для тех людей, которые перед ним, или подготовить группу к такой форме работы, которая удобна тренеру.

Тренинг ― очень сжатая по срокам, активная форма работы, направленная на получение практического опыта. Благодаря этому за сравнительно небольшой отрезок времени можно добиться очень высоких результатов.

 

 

 

 



Тренинг – это одна из современных форм интенсивной работы с группой.

Во всем мире тренинг является наиболее эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений.

Обычно тренинг проводится в группе от двух-пяти до нескольких сотен человек. Все они взаимодействуют с другими участниками, выполняют персональные, групповые и общие задания и т. д., в общем, живут коллективной жизнью.

С тренинга люди уходят, получив практические навыки использования того, чему был посвящен тренинг, или, решив какую-то проблему, с которой они не могли бы справиться самостоятельно.

Тренинг может рассматриваться с различных точек зрения:

̶ как своеобразная форма «дрессировки», при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные варианты поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

̶ как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

̶ как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

̶ как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Что могут дать тренинги для антикоррупционного просвещения? Тренинг дает участникам возможность «пережить» ту или иную часто возникающую в жизни ситуацию на практике.

При этом весь процесс ненавязчиво контролирует тренер, помогая человеку зафиксировать «полезную» модель поведения. Одно из достоинств тренингов состоит в том, что тренер рассматривает проблему человека с позиции стороннего наблюдателя, а не члена коллектива.

Ведущий должен владеть способами управления вниманием аудитории, ее эмоциональным состоянием, быть хорошим оратором и обладать большим запасом опыта взаимодействия с тренинговыми группами.

И, конечно же, тренер должен быть профессионалом в том вопросе, изучению которого и посвящен тренинг.

По принципам набора участников групп[25] все тренинги делятся на открытые и корпоративные[26]. В контексте антикоррупционного просвещения могут использоваться оба вида тренингов[27].









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: