Организация дискуссии

Наиболее целесообразно в организации дискуссии выделить три основных этапа:

̶ подготовительный;

̶ основной (этап проведения дискуссии);

̶ заключительный.

На подготовительном этапе необходимо:

1. Подобрать оптимальный вариант аудитории для проведения дискуссии. Это должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам расположиться так, чтобы видеть друг друга[41]. Если количество участников будет больше 15, рекомендуется использовать «приём аквариума»[42].

Хорошо, если в помещении есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения.[43]

2. Разработать тайминг дискуссии. Время проведения должно быть максимально удобным для всех её участников. С учащимися школы не стоит делать дискуссию более 2 академических часов. Если всё же обсуждение ожидается более длительным, следует запланировать перерывы, во время которых участникам можно предложить прохладительные напитки, кофе, чай, печенье, бутерброды и т. д. Хронометраж дискуссии должен быть точно выверен. Ведущий дискуссии должен уметь организовать работу участников дискуссии в точном соответствии с хронометражем.

3. Определить тему дискуссии. Тема дискуссии должна быть интересной и актуальной для её участников. Заинтересовать школьников можно практически любой темой, но для этого потребуется дополнительная предварительная работа. Для школьников лучше тему дискуссии формулировать достаточно узко. Узкая формулировка темы поможет её участникам более глубоко сосредоточиться на предмете обсуждения.

4. Избрать стратегию ведения дискуссии. Самой сложной в реализации является стратегия свободного ведения дискуссии, когда ведущий не имеет четкого плана работы и проявляет пассивность в управлении процессом обсуждения. Его главная задача — определить тему дискуссии и стимулировать коммуникацию[44].

 

 

 

 


Стратегия программированного ведения дискуссии требует тщательной проработки плана работы, подготовки перечня вопросов, жесткости и директивности ведущего в управлении процессом обсуждения.

Компромиссный вариант требует гибкости в управлении группой, совмещения директивного и пассивного стилей ведения обсуждения. Здесь большое значение приобретает умение ведущего понимать динамику групповой работы, чутко реагировать на изменения и быть готовым на время отдать право ведения дискуссии другим участникам.[45]

На основном этапе (этапе проведения дискуссии):

̶ участникам дискуссии сообщается тема и цель дискуссии, раскрывается актуальность заявленных вопросов, ведущий дискуссии старается заинтересовать всех участников[46];

̶ при необходимости распределяются роли между участниками: регистратор, координатор, наблюдатель, эксперт, критик и др.;

̶ ведущий определяет нормы работы в группе и получает согласие от членов группы относительно их соблюдения[47].

Началом дискуссии может быть выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов и т.д. Это активизирует внимание участников обсуждения.

Перед участниками дискуссии необходимо поставить вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, играть роль «искры», разжигающей дискуссию и провоцирующей школьников высказываться.

Ведущий должен следить за строгим соблюдением принятых группой норм, регламента, иначе обсуждение может затянуться, перейти в пустую болтовню по поводу и без повода[48].

После окончания обсуждения каждого из поставленных вопросов, ведущий должен подводить промежуточные итоги обсуждения, а после обсуждения последнего вопроса следует провести «завершающий раунд», в котором каждый из участников по очереди имел бы возможность кратко выразить свои впечатления от обсуждения, дать комментарии, высказать актуальные для себя замечания и предложения.

На заключительном этапе подводятся итоги дискуссии. Ведущий предлагает выступить участникам, наблюдателям, экспертам, благодарит сотрудников за участие в дискуссии

 

 

 

 


Ведущему дискуссии следует избегать категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства. Он должен уметь тактично прерывать участников, отклоняющихся от темы, используя вопросы, направлять их на обсуждение проблемы.

Если выступление затягивается, ведущий должен обратить внимание выступающего на регламент, попросить остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.

Ведущий должен уметь задавать уточняющие, провоцирующие, наводящие и прочие вопросы.

При возникновения паузы в обсуждении, ведущий должен терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.

Очень важно, чтобы ведущий следил за тем, чтобы несовпадение точек зрения не превратилось в конфликт между участниками, не перешло на личности.



Конференция

Конференция — это собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организаций для обсуждения определённых тем.

Конференция — важнейшая часть жизни каждого современного человека, которая помогает совместно рассмотреть поставленную проблему с разных сторон и найти оптимальный способ решения проблем. Такая форма работы, как конференция активно используется на всех уровнях образования, начиная со старших классов общеобразовательных школ и кончая системой дополнительного профессионального образования.

Конференции помогают налаживать связи между людьми, обмениваться информацией, решать поставленные вопросы и демонстрировать собственные успехи в антикоррупционной работе.

Цели конференции.

Каждая организованная конференция имеет собственную цель, опирающуюся на тематику обсуждения. Говоря о целях конференций антикоррупционной тематики, можно отметить, что они напрямую соотносятся с уровнем образования. Так, например, антикоррупционная конференция для старшеклассников может преследовать цель сбора мнений и рассуждений школьников о коррупции как социальном явлении. На этом уровне образования целью конференции может быть погружение школьников в проблемы необходимости противодействия коррупции. Антикоррупционная конференция, проводимая в высшей школе, может иметь целью поиск, представление новых (или инновационных) способов противодействия коррупции. Возможно, целью вузовской конференции будет обмен

 

 

 


 


обмен информацией согласно новым идеям, раскрытию проблем, не лежащих на поверхности.

В системе дополнительного профессионального образования целью антикоррупционной конференции может быть проведение презентаций и мастер-классов участниками, желающими поделиться собственными успехами и накопленным опытом, либо обсуждение путей совместной деятельности организаций, которая помогает справиться с поставленной проблемой.

Вполне возможно с любой взрослой аудиторией постановку цели сформулировать на основе желания осуществления знакомства главных лиц организаций с представителями правоохранительных органов и силовых структур для облегчения их совместного труда и облегчения решения поставленной проблемы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: