Разновидности конференций

Существует несколько разновидностей конференций в целом и антикоррупционных конференций в частности. Все разновидности следует разделить на группы.

Конференции по направлению бывают:

Научно-теоретическими;

Научно-практическими;

Согласно охвату аудитории конференции:

Локальные

Региональные

Всероссийские

Международные

Исходя из темы конференции:

Конференции узкопрофильные

Конференции многопрофильные (комплексные)

 

 

 



Формы организации и проведения конференций.

Кроме разнообразия разновидностей конференций можно обратить внимание и на разнообразие форм конференций. Конференции могут быть организованы в следующих формах:

1. Очные, подразумевающие участие каждого желающего и приезд людей непосредственно на место проведения конференции;

2. Заочная, во время которой все участники не приезжают на конференцию непосредственно, а отправляют свои доклады в электронном либо печатном варианте.

3. Интернет-конференции, где дискуссия проходит в виртуальном пространстве в режиме-on-line, либо of-line.

С целью антикоррупционного воспитания можно использовать любую разновидность и любую форму организации конференции. Для воспитательных целей наиболее важен процесс погружения выступающих в первую очередь и участников конференции в антикоррупционную проблематику, их готовность высказать то или иное мнение по вопросам противодействия и борьбы с коррупцией. Возможно, что на уровне средней школы, средних специальных учреждений, младших курсов вузов будет присвоение выступающими чужих (в большей мере авторитетных) мнений. Это только обогатит антикоррупционное мировоззрение обучающихся и будет способствовать выработке их собственной гражданской позиции.

Особенности подготовки конференций.

Тематика конференции выбирается в зависимости от воспитательных целей.

Дата и место проведения конференции сообщаются участникам конференции заранее.

Оповещение о конференции лучше делать письменно.

Участники конференции заранее подают тезисы своих выступлений, либо полные тексты выступлений.

Сборник материалов конференции, если таковой будет издаваться, лучше издать до начала конференции. А затем вложить его в раздаточные материалы участникам конференции.

 





Семинар

Несмотря на то, что семинар принято относить к формам учебной работы, его можно считать и одной из эффективных форм антикоррупционной воспитательной работы. Это информативное или практическое занятие, нацеленное на приобретение определенных навыков, углубление знаний в конкретной теме или формирование определённой позиции[49].

Цель семинара – развить дискуссию вокруг обсуждаемой темы. Все теоретические знания, собственные представления и информация, полученная в процессе подготовки к семинару, должны быть задействованы для общения с аудиторией и воспитателем.

Семинар – это такой вид работы, который строится на основе обсуждения определённой темы, известной всем участникам заранее. Семинар отличается тем, что его участники самостоятельно готовят материалы по заранее заданным вопросам. С этой целью нужно заранее раздать участникам темы устных сообщений, рефератов или проектов. Каждый из них осветит какой-то один раздел рассматриваемой темы и представит его на мероприятии[50]. Чтобы другие участники лучше усвоили материал, рекомендуется подготовить иллюстрации или таблицы, если таковые предусмотрены темой семинара.

Виды семинаров:

1. Учебные семинары. Проводятся в учебных заведениях для закрепления материала, проверки знаний и общения с учащимися.

2. Воспитательные семинары. Проводятся на всех уровнях образования с целью формирования мировоззренческих установок.

3. Бизнес-семинары. Проходят в компаниях для повышения профессионального уровня сотрудников, обсуждения товаров и способа предоставления услуг.

4. Научные семинары. Проводятся, чтобы специалисты, работающие в одном направлении, имели возможность обменяться опытом и открытиями, при помощи дискуссии смогли прийти к решению определённой проблемы[51].

Каждый вид семинара преследует свои цели, но их объединяет коллективная работа над проблемой. Предполагается, что участники не только поделятся собственными знаниями и мыслями, но и усвоят чужие.

Ведущими на семинарах обычно выступают преподаватели, эксперты в данной области, руководители или другие лидеры, владеющие знаниями в сфере антикоррупционного воспитания или обладающие конкретными навыками.

 

 

 

 

 


 


Воспитателю в этом случае необходимо продумать все вопросы семинара подготовить их, а участникам – самостоятельно найти на них ответы. Если во время подготовки участнику семинара потребуется помощь воспитателя, то он должен иметь возможность обратиться к нему за помощью до семинара. Это позволит намного глубже ознакомиться с темой и усилит воспитательный эффект.

Очень важно при составлении семинара - учитывать, что интересно его участникам. Семинары проходят результативно, если высказывается несколько точек зрения, конфликтующие стороны пытаются доказать свою правоту, а в конце семинара приходят к определённому выводу. Если человек заинтересован, он будет активнее, а так как своё мнение нужно аргументировать, то знания будут укладываться в голове сами собой, а воспитательный эффект будет достаточно сильным.

Воспитатель начинает готовиться к семинару раньше участников. Он выбирает тему семинара, создаёт план семинара, считает время, которое может потратить каждый из участников на своё выступление.

Важно найти тему, одинаково интересную потенциальным слушателям и хорошо знакомую воспитателю. Лучше, если тема будет иметь прикладной характер, т.е. отвечать на вопрос «как?», а не «что?»[52]. Если воспитателю нужно подготовить семинар, предназначенный для воспитательных целей, то при составлении вопросов необходимо коснуться тех моментов, которые не являются банальными и очевидными. Когда воспитатель говорит прописные истины, воспитанникам, вне зависимости от того старшеклассники это, студенты, либо взрослые люди, будет скучно, у них может сложиться впечатление того, что они зря приходят на мероприятия.

Следовательно, и воспитатели, и докладчики, выступающие на семинаре, должны быть заранее готовы к семинару.

Определив тему, необходимо составить план будущего семинара. Он должен быть четко структурирован и построен таким образом, чтобы за отведенное время участники смогли максимально полно раскрыть тему. Планируя семинар, необходимо точно знать какие вопросы и в какой последовательности будут рассматриваться.

Самое важное – это все-таки содержание, ему необходимо уделить максимум внимания.

Воспитателю полезно будет подобрать текстовый материал к каждому вопросу семинара и постараться подготовить больше практических элементов[53].

 

 

 

 


 


Необходимо подготовить и  раздаточный материал: памятки, брошюры, анкеты, опросные листы. Для проведения семинара можно предусмотреть расходные материалы: бумагу, ручки, карандаши, иные канцтовары. Если семинар предполагает кофе-паузу, то для неё нужно  подготовить одноразовую посуду, чайник и, может быть, что-то еще, что позволяет бюджет мероприятия.

Во время проведения семинара очень важно дать возможность высказаться каждому его участнику. Очень важно помнить, что семинар это – открытая форма взаимодействия и обмена опытом между участниками.

После каждого сообщения можно проводить короткое обсуждение услышанного. В конце семинара обязательно подводятся итоги проделанной работы. Можно попросить кого-либо из участников попробовать сформулировать вывод по той теме, которой был посвящен семинар, а остальных участников семинара попросить записать выводы.

Воспитатель на семинаре выступает не только учителем, но и рецензентом, консультантом, критиком. Он должен организовать и продумать всё.

Модель проведения семинара достаточно стандартная. Основу структуры составляют следующие элементы:

1. Вступительное слово. Воспитатель говорит о теме, даёт немного информации по ней и приглашает к обсуждению участников семинара.

2. Доклады участников. Участники выступают с короткими сообщениями по вопросам, которые были поставлены заранее.

3. Обсуждение и дополнения выступлений. Участники высказывают мнение относительно темы каждого из докладов, дают недостающую информацию.

4. Выявление и решение проблем, определение ценности информации. Воспитатель делает замечания к докладам, предлагает способы исправления погрешностей.

5. Подведение итогов, заключительное слово. Вся собранная информация обобщается, выделяется самое важное.

Важно запомнить, что семинар – это не практикум, и говорить здесь должен не воспитатель, а участники. Воспитатель должен лишь помогать, подсказывать и направлять, чтобы все вместе участники пришли к какому-то определенному выводу, усвоили в процессе проведения семинара новые знания и сформировали нужные воспитателю убеждения.

 

 

 

 


 








Литература

1Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.: Вентана-Графф, 2002.

2Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2010

3.Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 2005.

4.Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980 (переиздан в 2005).

5.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991 (переиздан в 2008).

6.Детская практическая психология: Учебник. // Ред. Т.Д. Марцинковской.– М.: Гардарики, 2000.

7.Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2002.

8.Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / Учеб. - метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001.

9.Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

 

 


[1] Воспитание в широком понимании – это передача накопленного опыта (знаний, умения, способов мышления, нравственных установок и др.)

[2] Задумаемся на минуту над типичным фильмом о злоупотреблении наркотиками, какие детей нередко заставляют смотреть в средней школе. В таких фильмах обычно отмечают, что многие закоренелые наркоманы начали с марихуаны. Большинство школьных чиновников, вероятно, расценили бы представление подобного фактического знания как случай «передачи знаний», то есть как просвещение, а большинство тех, кто употребляет марихуану, возможно, оценили бы это как «систематическое распространение доктрины», то есть как пропаганду, поскольку данная информация подразумевает, что курение марихуаны ведет к использованию «тяжелых» наркотиков, вызывающих зависимость, не упоминая, что огромное большинство людей, попробовавших марихуану (вроде бывшего президента Билла Клинтона), не стали закоренелыми наркоманами.

[3] Например, для взрослых участников мероприятий (на уровне программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации) можно предлагать в большую долю внеаудиторной работы, работы с электронными учебными пособиями. В то время как со школьниками лучше больше времени уделить очным встречам со специалистами.

[4] Соотношение лекционных занятий и занятий, проводящихся при помощи активных форм обучения (тренингов, игр и др.).

[5] Соединение антикоррупционных расписаний с основными занятиями в образовательных организациях или проведение их во внерабочее время.

[6] Формирование одновозрастных групп, групп по интересам, по видам деятельности (например, группа работников налоговых органов, группа студентов старших курсов определённого ВУЗа, группа лиц пожилого возраста).

[7] Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т / гл. ред. В.В.Давыдов. М: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 185.

[8] Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / сост. и отв. ред. А. А.Радугин. М.: Центр, 1999. С. 219.

[9] Сманцер А. П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов: дис. … д-ра пед. наук. Минск, 1992. С. 14–15.

[10] В настоящем пособии термин педагоги является обобщительным и включает в себя воспитателей и просветителей

[11] Нехватка методических разработок различных форм антикоррупционной работы для разных возрастных категорий граждан затрудняет не только просветительскую и воспитательную работу, но и подготовку специалистов по антикоррупционной работе. Для проведения воспитательных мероприятий ощущается недостаточное количество пособий, которые бы учитывали возрастные особенности школьников, студентов, взрослых людей, а так же методических рекомендаций для учителей, классных руководителей, воспитателей групп продлённого дня педагогов системы профессионального образования. Отметим и недостаток раздаточного материала для обучающихся и недостаток информации, которую можно использовать для подготовки антикоррупционных мероприятий. Определённые трудности у профессионального сообщества вызывает адаптация антикоррупционных материалов для проведения мероприятий. В подавляющей массе школ и образовательных организаций других уровней отсутствуют программы антикоррупционного воспитания и просвещения, а также документы, регламентирующие деятельность педагогов по формированию антикоррупционного мировоззрения учащихся. Кроме того, отсутствие наглядного материала (плакатов, пособий, листовок и т. д.) тоже затрудняет антикоррупционную работу на всех уровнях образования.

[12]К примеру, трехлетний ребенок уже владеет навыком такого взаимодействия с мамой, которое заставляет ее пойти на нарушение ею же сделанных запретов.

[13] В настоящем разделе мы не говорим о формах работы с младшими школьниками или со школьниками средних классов, но каждый учитель понимает, что для младших школьников наиболее эффективной формой работы будет игра, со школьниками средних классов в качестве ведущих форм работы можно назвать совместную деятельность с родителями, учителями, старшеклассниками. Достаточно эффективной формой работы будет форма самоконтроля и взаимного контроля, методически грамотно организованных учителями и воспитателями. Более подробно все формы работы рассмотрены во второй части настоящего издания.

[14] В связи с обилием литературы, раскрывающей содержание работы по названным задачам, авторы настоящих методических рекомендаций не видят необходимости подробно это расписывать и считают достаточным сделать отсылки к опубликованным изданиям, которые содержатся в списке литературы.

[15]Фамилии, имена и отчества действующих лиц, даты происшествия, названия организаций, номера и даты документов изменены авторами пособия. Все совпадения являются случайными.

[16] Это могут быть: антикоррупционная информация, формирование нетерпимости к коррупционному поведению, формирование эстетических чувств, направленных против коррупции, развитие правовой грамотности, развитие чувства уважения к закону и людям, соблюдающим законы.

[17] Содержание и форма антикоррупционных просветительских мероприятий зависит от возраста, социального опыта, полученных ранее знаний, социального и этнического окружения, семейного воспитания и т. п.

[18] К сожалению, рамки настоящего издания не предусматривают подробное описание всех форм антикоррупционной просветительской работы. Авторы настоящего издания планируют продолжить эту работу во втором издании.

[19] Применительно к антикоррупционному просвещению этот подход имеет право на существование, но организаторы антикоррупционного просвещения могут в полной мере использовать принципы «перевёрнутой» системы обучения, в которой слушатели вначале самостоятельно изучают предлагаемый материал, затем отрабатывают этот материал, выполняя практические задания, а затем им предлагается лекция, которая обобщает и систематизирует изученный материал. Но данный способ организации антикоррупционной работы в большей мере можно отнести к воспитанию.

[20] В отличие от учебной лекции, которой присущи три основные функции: познавательная, развивающая и организующая.

[21] Это может быть лекция-беседа, лекция-презентация, лекция-игра и др.

[22] Часовую лекцию можно разделить на 3–4 вопроса.

[23] Очень часто лекторы используют презентации, подготовленные в РР. Хочется обратить внимание на то, что презентация просветительской лекции – это не «шпаргалка» для лектора, подсказывающая ему текст лекции. Слайды должны не дублировать текст лекции, а дополнять его схемами, графиками, картинами, фотографиями и т. д. Важно, чтобы вся наглядность была яркой, хорошо читалась и была убедительной.

[24] Вопрос подготовки и чтения просветительской лекции более глубок, чем представлено в настоящем издании. Хочется обратить внимание читателей на то, что при подготовке просветительской лекции следует обратить внимание на такие моменты, как психологический настрой лектор перед лекцией, технику речи и ораторское мастерство, управление аудиторией и иные аспекты, которые мы рассмотрим в следующих изданиях методических рекомендаций.

[25] Данный раздел даётся справочно, поскольку не все приведённые виды тренингов могут быть использованы в работе со школьниками. Авторы пособия обращают внимание учителей на необходимость корректного использования данной информации.

[26] Открытые тренинги – это тренинги, на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков. Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства.

[27]В целом все групповые тренинги можно разделить на пять больших групп. В качестве критерия для деления используются различные цели, которые должны быть достигнуты в ходе тренинга.


Тренинги навыков

Цель тренинга навыков – дать участникам конкретный навык для последующего использования в жизненных ситуациях.

Например, сюда относятся навыки выражения благодарности без коррупционной составляющей, навыки моделей поведения, связанные с отказом от дачи взятки и др.

Это тренинги в большинстве своем ментальные, поскольку направлены на закладывание в память и подсознание человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее). Хотя элементы тренировки полученных знаний будут обязательно.

Личностные изменения появляются здесь не как результат полученных навыков, а вследствие изменения самооценки человеком, который стал владеть какими-то дополнительными навыками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: