Движение и развитие. Диалектика

          Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях движения и развития природы и общества и основанный на этом учении метод творческого познающего мышления.

Слово «диалектика» впервые употребили Сократ и Платон, обозначая им искусство вести эффективный спор, диалог с целью достижения истины. Однако о диалектике как объективном свойстве природы задолго до Сократа говорили Лао Цзы и Гераклит. Диалектику как умение мыслить противоречиями развивали Спиноза, Николай Кузанский, Кант. Систему диалектики как логики мышления, превышающей однозначное и непротиворечивое формальнологическое мышление разработал (на идеалистической основе) Г. Гегель. К. Маркс и Ф. Энгельс дали материалистическую трактовку законов объективной диалектики и норм субъективной диалектики – диалектической логики.

 

Понятия движения и развития.

Категорией «движение» мы обозначаем всякие изменения в природе. Диалектика заявляет об объективности, абсолютности (всеобщности), противоречивости, многоуровневости (наличии различных форм) движения. Движение может быть неупорядоченным, хаотическим, но может быть и направленным, последовательным. В таком случае мы имеем дело с прогрессом либо регрессом – повышением сложности предмета либо с его деградацией. То и другое – формы развития.

Диалектика как общая теория развития.

 

Человеческое мышление использует две системы логики. Статику природы мы отражаем так называемой формальной логикой, описанной еще Аристотелем; ее динамику – логикой диалектической, способной отразить противоречивость процессов движения и развития.

Трудности в понимании движения и развития представлены в так называемых апориях Зенона (V век до н. э.): «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и другие. Эти «апории» показывают недостаточность формальной логики («логики покоя») для описания процессов движения и развития.

Особенности развития и законы диалектики.

  Согласно Г. Гегелю, у всякого развития имеются три важнейших особенности, или признака, которые описываются тремя важнейшими законами диалектики. Источник, движущая сила развития отражается законом единства и борьбы противоположностей; характер, процедура всякого развития схватывается законом перехода количественных изменений в качественные; направленность развития описывается законом отрицания отрицания

Основные признаки развития и законы диалектики

Моменты развития Признаки (процедура) развития Закон, описывающий данный момент раз-вития
Источник развития Борьба внутренних противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей.
Способ, механизм развития Постепенное накопление количественных изменений, приводящее к появлению нового качества. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Направленность развития Преемственность моментов отрицания новым качеством старого. Закон отрицания отрицания.

 

Закон единства и борьбы противоположностей показывает, что источником всякого развития является борьба внутренних противоположностей в предмете; закон перехода ко­личественных изменений в качественные раскрывает механизм любого развития, который представляет собой вначале медленные накопления количественных изменений, вслед за которыми происходит скачкообразное появление нового качества; закон отрицания отрицания раскрывает преемственность в развитии: качественные изменения в развивающемся предмете следуют друг за другом в одном направлении.

Для овладения законами диалектики важно правильно понимать используемые ими категории. Закон единства и борьбы противоположностей использует категории: противоположности, единство противоположностей, борьба противоположностей, различие, противоречие, конфликт. Закон перехода количественных изменений в качественные включает в себя категории: качество, количество, мера, скачек. Закон отрицания отрицания оперирует категориями: отрицание, отрицание отрицания, снятие, переход в свое иное, спиралевидность развития.

 

Объективная и субъективная диалектика.

  Идеалистическая философия Гегеля представляла диалектику как самодвижение Абсолютной идеи (безличного разума, порождающего мир). Материализм, принимающий диалектику как принцип миропонимания, заявляет о том, что процессы саморазвития протекают в самой природе, и эти последние отражаются человеческим сознанием в виде законов и категорий субъективной диалектики.

Субъективная диалектика – диалектическая логика – имеет множество законов, правил, категорий и принципов, отражающих диалектику объективную. В своей расширяющейся совокупности все они устремлены к наиболее полному охвату и правильному отражению мира.

 

Основные принципы диалектики.

 

Принципы – это исходные мировоззренческо-идеологические позиции, руководящие идеи, лежащие в основе научных или нравственно-политических исследований и размышлений. Важнейшими принципами материалистической диалектики являются: принцип материального единства мира, принцип противоречия, принцип всеобщей взаимосвязи явлений, принцип развития, принцип детерминизма, принцип системности и другие.

 

Категории диалектики как способы освоения мира.

Категории – это наиболее общие понятия, в которых отражаются существенные признаки как всех отдельных предметов и явлений мира, так и мира в целом. Категориями являются понятия причина, форма, качество, количество, взаимосвязь, природа, материя, пространство, время, человек, познание и другие.

Важнейшими в диалектике являются так называемые парные категории:  единичное и общее, сущность и явление, форма и содержание, причина и следствие, структура и функция, необходимость и случайность, часть и целое, цель и средства, свобода и необходимость и другие, а также «непарные»: материя, движение, противоречие, общество, человек, личность и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: