Понятийное и категориальное мышление

 

 Понятие – форма мысли, отражающая сущность определенного класса предметов. Таковы понятия энергия, вещество, валентность, электрический ток, дом, дерево, человек и др. В русском языке нет артиклей, а в английском это те слова, которые пишутся с определенным артиклем the. Понятия имеют строго определенный объем. Даже такие общие понятия как город или человек касаются только городов, либо людей как отличающихся от животных. С понятиями мы производим операции их определения, деления их объемов, обобщения, ограничения. Здесь мы пользуемся логикой, требующей следовать правилам (законам) однозначности в определениях, доказательности и последовательности в рассуждениях. Мы должны брать исходное понятие (положение в рассуждениях) в качестве истинного и строго следовать указанным правилам-законам. В этом случае мы можем быть уверенными, что придем к правильным (истинным) выводам. То есть, мы должны строго следовать формальным правилам, строго выдерживать форму мысли. Поэтому такая логика  носит название формальной. Здесь человек отвлекается от главного – осодержательной стороны исходных посылок, исключает свою субъективность, сужает себя до безликости, безразличия к выводам. Он просто мыслит согласно правилам, не неся ответственности за выводы. Это и есть формальное, машинообразное рассудочное мышление изолированного от общества индивидуума-индивидуалиста. Это, собственно, то, что описывал Кант, когда говорил о рассудочной работе по наложению категорий рассудка на поставляемую опытом информацию. Это и есть работа кантовского теоретического разума, который, в сущности, является лишь высшим этажом рассудка: он вырабатывает категории рассудка без связи с интересами и мировоззренческими принципами мыслящего субъекта. Таковы понятия и правила работы с ними.

Иное дело категории. Категории – это предельно широкие, универсальные понятия, отражающие существенные свойства всех без исключения предметов: форма, пространство, причина, развитие и т. д. И это не что иное, как то, что Кант называл идеями практического разума. Это не просто понятия, которыми можно пользоваться беспристрастно. Они как раз проистекают из внутренних нравственно-эстетических и мировоззренческих позиций и ценностей. Они представляются человеку несомненно истинными, несмотря на их неизбежную внутреннюю антономичность. Мир реален и развивается, мир бесконечен, человек бессмертен, Бог есть, пространство реально, а не просто форма субъективного восприятия, истина достижима, знание объективно, образно, а не знаково, «порядок и связь мыслей те же, что порядок и связь вещей», природа – причина самой себя, бога нет и так далее. Эти «понятия» (категории) невозможно определить, подводя под более широкие, родовые и выявляя видовые отличия, их можно «определять» только противопоставляя друг другу: форма – это то, что оформляет содержание, материя – то, что первично по отношению к сознанию, явление – является, причина производит следствие. Определенные как истинные (в большей или меньшей степени доказанные или принятые на веру, как постулаты) категории практического разума становятся исходными понятиями для дальнейших формальнологических опрераций по их (декартовскому) делению, обобщению, ограничению и т. д., совершаемым в соответствии с аристотелевскими правилами (законами) мышления, приводящими к истинным выводам. Логические операции с категориями совершаются по законам диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания прежних отрицаний, восхождения от абстрактного к конкретному посредством синтезов тезисов и антитезисов, учета вариантов соотношения единичного и общего, формы и содержания, сущности и явлений и так далее и так далее. Работа рассудка и разума, точнее, теоретического разума и практического разума протекает одновременно и взаимосвязанно. Практический разум вырабатывает категории по законам диалектики, теоретический разум, то есть рассудок, использует их как понятия и производит с ними операции в строгом соответствии с формальной логикой. Воля и логика соединяются в единый процесс мышления, понимаемого как функционирование человеческого духа – «единства сознания и самосознания», по Гегелю.

 

Категории, используемые законом единства и борьбы

Противоположностей

 

Противоположности – стороны, свойства, тенденции развития предмета, которые взаимно порождают и отрицают друг друга. Северный и южный полюсы магнита, прогресс и регресс, революция и контрреволюция и др.

Единство противоположностей – сосуществование, совпадение, равнодействие противоположных сил или тенденций развития предмета; порождение противоположностей единой сущностью предмета.

Борьба противоположностей – всякие взаимодействия между ними. Формы борьбы противоположностей – тождество, различие противоречие, конфликт.

 

Категории, используемые в законе перехода

Количественных изменений в качественные

Качество – то в предмете, что позволяет ему находиться в определенной системе связей (то, с утратой чего предмет выпадает из определенной системы связей); первое, что бросается в глаза при подходе к изучению предмета («качественный анализ»).

Количество – то, что безразлично для нахождения предмета в определенной системе связей; следующий за качественным анализом уровень познания предмета; результат сравнения однокачественных предметов (то, что отличает однокачественные предметы).

Мера – границы, внутри которых количественные изменения не меняют качества (не выводят предмет из данной системы связей).

Скачек – выход предмета за рамки (границы) меры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: