Диалектическое отрицание – такое преобразование предмета (качественный скачек), которое одновременно с его уничтожением (отрицанием) сохраняет всё положительное в нем.
Второе отрицание – дальнейшее преобразование предмета в том же направлении, в результате чего происходит повторение старого качества на более высоком уровне (развитие по спирали).
Снятие – сохранение всего положительного в результате второго отрицания или ряда отрицаний, возвышение предмета на уровень более высокой целостности, результат развития по спирали.
Категории единичное и общее
Единичное – наличная данность предмета во всём богатстве его свойств.
Общее (всеобщее) – то физически или логически одинаковое, что связывает единичные предметы в нечто общее (систему, целое).
Абстрактно общее – объединение предметов по какому-либо внешнему признаку, одинаковому в предметах.
Конкретно общее – обнаружение в предметах общей внутренней логики их бытия, общего закона их существования и движения.
|
|
Диалектика единичного и общего
Современный позитивизм считает единичное суверенно существующим и первичным по отношению к общему. Это является теоретической базой индивидуализма, социального плюрализма, защиты «прав человека» и всяческих «меньшинств».
Современый тоталитаризм абсолютизирует роль общего, которое у него существует «лишь высосав мозг из отдельного» (Л. Фейербах о Гегегле).
Диалектический материализм утверждает единство и взаимопроникновение общего и отдельного. Единичное входит в состав общего, но и «общее присутствует в единичном как его частица, сторона или сущность» (В. И. Ленин, Философские тетради). Общее (например, общество) живет не за счет отдельного, находится не вне него, живет жизнью отдельного (человека), присутствует в нем как его собственная сущность. Невладение этой диалектикой обрекало средневековых номиналистов на абсолютизацию роли отдельного, его отрыв от целого человека – от общества и природы) такая же недиалектичность обрекала реалистов на абсолютизацию целого, представленного в мистифицированной и гипостазированной фигуре бога.
Диалектическая триада Гегеля
Исходное состояние предмета (исходное знание о предмете) полагается как тезис.
Первое его отрицание (противоположное представление о предмете) обозначается как антитезис.
Тогда второе отрицание (отрицание антитезиса) представляет собой диалектический синтез первых двух состояний (тезиса и антитезиса), происходит (производится) снятие всего положительного из этих двух состояний предмета (знаний о нем).
В результате предмет (знания о предмете) поднимается на более высокий уровень – по спирали.