Категории закона отрицания отрицания

Диалектическое отрицание – такое преобразование предмета (качественный скачек), которое одновременно с его уничтожением (отрицанием) сохраняет всё положительное в нем.

Второе отрицание – дальнейшее преобразование предмета в том же направлении, в результате чего происходит повторение старого качества на более высоком уровне (развитие по спирали).

Снятие – сохранение всего положительного в результате второго отрицания или ряда отрицаний, возвышение предмета на уровень более высокой целостности, результат развития по спирали.

 

Категории единичное и общее

     Единичное – наличная данность предмета во всём богатстве его свойств.

     Общее (всеобщее) – то физически или логически одинаковое, что связывает единичные предметы в нечто общее (систему, целое).

     Абстрактно общее – объединение предметов по какому-либо внешнему признаку, одинаковому в предметах.

     Конкретно общее – обнаружение в предметах общей внутренней логики их бытия, общего закона их существования и движения.

 

Диалектика единичного и общего

     Современный позитивизм считает единичное суверенно существующим и первичным по отношению к общему. Это является теоретической базой индивидуализма, социального плюрализма, защиты «прав человека» и всяческих «меньшинств».

     Современый тоталитаризм абсолютизирует роль общего, которое у него существует «лишь высосав мозг из отдельного» (Л. Фейербах о Гегегле).

     Диалектический материализм утверждает единство и взаимопроникновение общего и отдельного. Единичное входит в состав общего, но и «общее присутствует в единичном как его частица, сторона или сущность» (В. И. Ленин, Философские тетради). Общее (например, общество) живет не за счет отдельного, находится не вне него, живет жизнью отдельного (человека), присутствует в нем как его собственная сущность. Невладение этой диалектикой обрекало средневековых номиналистов на абсолютизацию роли отдельного, его отрыв от целого человека – от общества и природы) такая же недиалектичность обрекала реалистов на абсолютизацию целого, представленного в мистифицированной и гипостазированной фигуре бога.

Диалектическая триада Гегеля

     Исходное состояние предмета (исходное знание о предмете) полагается как тезис.

Первое его отрицание (противоположное представление о предмете) обозначается как антитезис.

     Тогда второе отрицание (отрицание антитезиса) представляет собой диалектический синтез первых двух состояний (тезиса и антитезиса), происходит (производится) снятие всего положительного из этих двух состояний предмета (знаний о нем).

     В результате предмет (знания о предмете) поднимается на более высокий уровень – по спирали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: