Правила диалектического мышления

(по В. И. Ленину – ПСС, т. 42, с. 396)

 

         Одним из шедевров ленинской диалектической мысли являются его рассуждения о диалектической логике в работе 1921 года «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина». Здесь он в известных четырех пунктах дает кратчайший очерк мышления, движущегося по логике диалектических синтезов.

Первый пункт внешне достаточно прост, это требование всесторонности: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования»» [с. 290]. Простота здесь обманчива. Всесторонность – это скорее мировоззренческая, чем логическая позиция. Индивидуалистическому субъекту она просто не придет в голову, а если он и вспомнит это требование, то она обернется у него эклектикой, постмодернистской «деконструкцией» или синергетическим «хаосом», «сборкой» и т.д.

Второй требование – «брать предмет в его развитии, самодвижении» (там же) – тоже внешне простое. Его можно запомнить из учебников диалектики или чтения самого Гегеля. Но быть личностно заинтересованным в видении мира в качестве изменчивого человеку социально консервативному просто никогда не придет в голову, это будет ему отвратительно. А человеку, настроенному на прогресс, такое видение предмета естественно и потребно, и его этому вовсе даже не надо учить.

Третье требование уже чисто мировоззренческое. «Вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины, и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» (там же). Нести в себе цели, задачи и перипетии всей человеческой практики! Видеть предмет глазами человечества! Видеть место рассматриваемого предмета в системе исторического прогресса человечества и т. д. Даже если озлобленный националист или самодовольный олигарх, прочтя это требование, захочет следовать ему, у него ничего не получится. Ему нечем видеть целостность практики человечества. Он слеп, как дальтоник, в ретине его глаз нет соответствующих «палочек и колбочек». И опять же для человека-прогрессиста, человека-революционера такое видение любого предмета легко и естественно. Это требование – предельно расширять свою субъектность, уходить от сиюминутных критериев и оценок, абстрагироваться от злобы дня, отлетать мыслью в исторические и общеприродные максимумы.

И, наконец, четвертое требование: «Диалектическая логика учит, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» (там же). Этот бросок ленинской мысли сначала просто ошарашивает. Это ведь нечто полностью противоположное только что сказанному в третьем «требовании». Это ведь полная зависимость «истины» от злобы дня! Это, с формальнологической точки зрения, полный субъективизм и даже казуистика, иезуитство и макиавелиевщина. (В чем Ленина часто и упрекают его диалектически безграмотные и мировоззренчески чуждые оппоненты). Но это необходимый этап в восхождении от абстрактного (в третьем пункте) к конкретному знанию. Общечеловеческое, пусть даже и прогрессистски понятое, должно быть дополнено, компенсировано в его абстрактности этим четвертым требованием обращения к злобе дня.

 Внутренняя противоречивость этих ленинских «четырех требований» соответствует противоречивости развивающегося мира и любого единичного предмета. И опять же как вывод: какой познающий или осуществляющий свою социальную практику субъект, прочтя эти правила, примет их на вооружение и будет продуктивно им следовать? Ведь ясно, что только тот, который уже и сам несет в себе все эти «требования» и мыслит подобным образом.

Личностная основа диалектического мышления

Накопление эмпирического материала должно прерываться скачком его обобщения. Возникает вопрос: когда следует переходить к этой процедуре? Задержка будет эмпиризмом и хвостизмом, по поспешность –верхоглядством и авантюризмом. Где должна быть точка синтеза? Это подскажет исследователю (идеологу, практику) его чувство общественной потребности в таком обобщении, его гражданская и общечеловеческая – личностная – позиция.

Формальная логика представляет предметы в их абстрактном тождестве, без их связи с целым, без внутренних противоречий и внешних взаимодействий – как статичные и не развивающиеся. Такой взгляд на мир присущ столь же абстрактному, единичному, изолированному от многообразия мира и социального окружения индивидуалисту – субъекту-одиночке.

Диалектическая логика требует видения мира в его целостности и одновременно внутренней динамике и развитии. В человеке объективная диалектика природы становится логикой ее познания и ее же (природы) самопознания и самосовершенствования. Такие возможности (способности) открываются только человеку, субъективно становящемуся (чувствующему себя) равным природе, человеку универсальному и всеобщему – личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: