Типичные ошибки в содержании высказываний и в использовании языковых средств, их классификация

Речевые ошибки – любые случаи отклонения от языковых норм.

Речевые ошибки делятся на:

1. Лексико-стилистические (словарные)

1) повторение одних и тех же слов (бедность словаря учащегося);

2) употребление слова в неточном или несвойственном ему значении (такие ошибки возникают в следствии не высокого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря);

3) употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски (он чувствует, что утопает в болоте. Лучше сказать, тонет, слово утопает уместно в поэтическом тексте);

4) нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов (ветер постепенно принимал силу, надо: набирал силу);

5) употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний.

2. Морфолого-стилистические

1) в начальных классах встречается детское словотворчество (дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой русского языка. На стройке работают бетонщики, штукатурщики правильно штукатуры);

2) образование диалектных или просторечных форм от слова литературного языка (ихняя мама, они хочут, пришел без пальта);

3) пропуск морфем, чаще всего суффиксов (несколько раз выглядал в окно);

4) образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном (крышу кроют железами).

3. Синтаксико-стилистические

1) нарушение управления (Все радовались красотой природы. радовались, чему? Красоте);

2) нарушения согласования (Саше очень понравилось елка);

3) неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;

4) нарушение связи между местоимениями и теми словами на которые они указывают

(Когда Коля прощался с отцом, он (кто?) не плакал.);

5) местоименное удвоение подлежащего (Петя – он был самый сильный из ребят);

6) неумение находить границы предложений (Дворник, когда подметал двор. Сломал ростки тополя).

Упражнения, направленные на формирование умений связной речи.

Речь - это использование средств языка с целью общения.

Язык - это система средств для общения.

Цель развития речи учащихся - повышение уровня владения русским языком, формирование умения строить эффективное общение.

Упражнения для развития связной речи:

1. Развёрнутый или полный ответ.

2. Анализ прочитанных литературных произведений.

3. Устный пересказ прочитанного.

4. Отзывы о прочитанном и увиденном (читательский дневник).

5. Устный рассказ по картине, плану, заданной теме.

6. Чтение наизусть художественных текстов.

7. Сочинение стихов, сказок, небольших рассказов.

8. Письменное изложение.

9. Письменное сочинение.

10. Перестройка заданных текстов (изменение последовательности событий).

11. Пересказ от лица героя или от первого лица.

12. Драматизация (разыгрывание по ролям).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: