Теоретическое обоснование учета расчетов по оплате труда

      

4.1 Понятие и сущность заработной платы

 

 

Вопрос о заработной плате является одним из наиболее важных в

социально-экономическом развитии страны. Рыночная экономика предлагает

наличие рынка рабочей силы с территориальным перемещением трудовых ресурсов, сосредоточением труда там, где на него имеется спрос, и оттоком с тех мест, где ощущается избыточное предложение. Комплекс всех этих факторов и формирует конкретную оплату труда.

Существует в  экономической теории две ключевых концепции определения понятия заработной платы [1]:

- Заработная плата как цена труда. Основы этой концепции были разработаны А. Смитом и Д. Рикардо. Смит полагал, что труд выступает в качестве товара и обладает естественной ценой, то есть «естественная заработная плата».

- Заработная плата как денежное выражение стоимости товара «рабочая сила».

Данная теория была разработана К. Марксом. За основу было принято

положение о разделении понятий «труд» и «рабочая сила». Обосновалось это тем, что труд не может являться товаром и не обладает стоимостью. Товаром является рабочая сила, заработная плата же выступает в качестве цены этого товара в виде денежного выражения стоимости.

Заработная  плата – одна из важнейших категорий рыночной экономики. Она представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя физические и духовные потребности самого работника и членов его семьи.

Оплате труда полностью посвящена глава 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Согласно ст.129, «Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в  зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий

выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)» [2].

Перечень некоторых доплат и надбавок являются обязательными для

организаций всех форм собственности. Их выплата гарантирована государством и определена ТК РФ. Прочие доплаты и надбавки используются в отдельных сферах приложения труда.

В настоящее время применяется большое число наиболее известных доплат и надбавок компенсационного характера. К числу обязательных относятся доплаты и надбавки за работу в таких условиях, которые отклоняются от нормальных; работу в особых климатических условиях и на территориях, которые подверглись радиоактивному загрязнению; а также за работу в вечернее и ночное время; за сверхурочную работу; за работу в выходные и праздничные дни; за разъездной характер работы; несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня; рабочим, выполняющим работы, уровень которых ниже присвоенного им тарифного разряда и т.д.

К стимулирующим доплатам и надбавкам причисляют, в частности, премии, а кроме того выплаты за высокую квалификацию (специалистам), за профессиональное мастерство (рабочим), за совмещение профессий (должностей) и т.д.

Премирование – это экономический метод стимулирования заинтересованности работников  в решении хозяйственных задач. Сущность премиальной системы оплаты труда состоит в том, что сотруднику сверх определенного заработка, который начислен в соответствии с определенной мерой труда, производятся дополнительные начисления денежных средств, называющихся премией, за дополнительные результаты труда по сравнению с определенными нормами.

Минимальный размер компенсационных доплат и надбавок обеспечен

государством и обязателен для применения. Доплаты и надбавки стимулирующего характера формируются по усмотрению управления организации, и их размеры устанавливаются организацией самостоятельно.

При определении размера доплат и надбавок стимулирующего характера берутся во внимание конкретные условия работы [3].

Размер доплат и надбавок чаще всего определяется в процентах, то есть относительно должностного оклада или тарифной ставки за время, которое отработано. Но организация вправе определять их и в абсолютной сумме – или в равном размере для всех работников, или дифференцированно.

Размеры доплат и надбавок должны быть скорректированы при изменении окладов или ставок с учетом инфляции.

Сущность заработной платы заключается в том, что она представляет

собой выраженную в деньгах долю работников в части национального

дохода, направленного на цели индивидуального потребления и распределения по количеству и качеству труда, который затрачен отдельным

работником в общественном производстве.

Необходимо различать номинальную, располагаемую и реальную

заработную плату. Номинальная заработная плата или доход представляет собой общую сумму денег, которые получены работником за свой затраченный труд, выполненную работу, оказанную услугу или отработанное время. Она обусловливается функционирующей ставкой заработной платы либо ценой рабочей силы за единицу времени работы.

Располагаемая заработная плата – за вычетом налогов и обязательных отчислений.

Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которое

можно приобрести на номинальную зарплату.

Следует также различать денежную и неденежные формы зарплаты.

Денежная форма считается главной, это обусловливается ролью денег  как всеобщего эквивалента в товарно-денежных отношениях при рыночной экономике. Однако обладает ролью и натурально-вещественная форма. При неимении наличных денежных средств организация имеет возможность расплачиваться с сотрудниками выпускаемой продукцией (товарами), которая потребляется лично самим сотрудником и членами его семьи или реализовываться (или обмениваться на другие товары). Кроме того, используется и такая форма как предоставление дополнительно оплачиваемого отпуска (для учебы, повышения квалификации, отдыха, получения дополнительных заработков). В дополнение к зарплате применяется система социальных выплат, льгот, скидок и т.п.

Заработная плата выполняет ряд важнейших функций, как в экономике, так и в жизни людей. Она является одним из стимулирующих инструментов труда и, пожалуй, одним из важнейших.

Заработная плата выполняет несколько функций, представленных на рисунке 1 [4].

Рисунок 1 – Функции заработной платы

1. Воспроизводственная функция заработной платы в том, что она

должна быть достаточной для того, чтобы обеспечивать расширенное воспроизводство рабочей силы. Т.е. она должна стимулировать воспроизводство, обеспечить продолжительность трудовой деятельности,

обеспечивать потребности человека и членов его семьи, обеспечивать профессиональный и культурный рост работника.

2. Стимулирующая функция значима с позиции управления организации: необходимо мотивировать сотрудника к активности в труде, к максимальной производительности, повышению эффективности труда. Этой

цели служит определение размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда.

3. Социальная функция, порой выделяется из воспроизводственной, правда является продолжением и дополнением первой. Заработная плата как

один из главных источников дохода обязана не только содействовать воспроизведению рабочей силы как таковой, но и предоставлять возможность человеку воспользоваться комплексом социальных благ –

медицинское обслуживание, качественный отдых, получение образования,

развитие ребенка в системе дошкольного образования и т.д. Помимо этого, гарантировать обеспеченное существование работающего в пенсионном возрасте.

4. Статусная функция определяет положение работника в социальных слоях населения. Трудовой статус является местом данного сотрудника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали.

5. Регулирующая функция  – регулирует баланс между предложением и спросом на рабочую силу.

6. Производственно-долевая функция заработной платы показывает долю каждого работника в производственном процессе [4].

Существуют различные формы и системы оплаты труда. Они являются важным компонентом организации оплаты труда и определяют порядок начисления заработной платы. С помощью них осуществляется связь оплаты труда с его количественными и качественными итогами.

Основными системами оплаты труда являются:  тарифная и бестарифная.

Тарифная система оплаты труда является совокупностью норм, с помощью которых регулируется уровень заработной платы различных групп

и категорий работников в зависимости от их квалификации; сложности

выполняемой работы; условий, характера и интенсивности труда; условий выполнения работы; вида производства.

Бестарифная система оплаты труда основана на определении размера

заработной платы каждого работника в зависимости от конечного результата работы всего коллектива, в состав которого входит работник.

В зависимости от того, какой основной показатель используется для определения результатов труда, все системы заработной платы общепринято подразделять на две большие категории, которые называются формами заработной платы: повременная и сдельная [5].

Повременная – оплата труда осуществляется за фактически отработанное время, не зависит от результатов работы.

При использовании повременной формы оплаты труда следует придерживаться следующих условий:

- строгий учет и надзор за фактически отработанным временем

отдельным сотрудником с обязательным отражением периода простоя;

- правильное присвоение работникам-повременщикам тарифных

разрядов в соответствии с их квалификацией и с учетом реальной сложности

исполняемых работ;

- разработку и верное использование аргументированных норм обслуживания, нормированных задач и нормативов количества по каждой группе трудящихся, которые исключают разную степень загрузки, а следовательно, и разную степень затрат труда в течение трудового дня;

- оптимальную организацию труда на отдельном рабочем участке, которая обеспечивала бы эффективное использование рабочего времени.

Сдельная – оплата труда производится за объем выполненных работ, не зависит от потраченного времени.

Когда имеется возможность принимать во внимание количественные характеристики результатов труда и скорректировать это посредством определения норм выработки, нормы времени, нормированного производственного задания, то используется сдельная система оплаты

У повременной и сдельной формы заработной платы имеются свои

разновидности, называемые системами.

На основе повременной формы оплаты труда разработаны следующие

системы: простая повременная, повременно-премиальная и повременно-премиальная с нормированным заданием, «плавающие оклады» и т.д.

Заработная плата при применении простой повременной системы

начисляется согласно тарифной ставке сотрудника конкретного разряда за фактически отработанное время. Может утверждаться часовая, дневная, месячная тарифная ставка.

Размер тарифной ставки формируется в соответствии с разрядом (уровнем квалификации) сотрудника. При твердо определенном размере

тарифной ставки рабочий получает полную месячную заработную плату

только в том случае, если отрабатывает полное количество часов по графику.

За отработанный не полностью  месяц заработная плата выплачивается отталкиваясь от среднечасовой или среднедневной ставки и отработанного фактически времени. Таким образом, повременная форма оплаты труда и ее системы мотивируют на работу без прогулов и повышение квалификации сотрудников.

Повременно-премиальная система может применяться только при условии правильного выбора показателей премирования. Показатели премирования разрабатываются с учетом особенности работ или трудящихся и должны легко учитываться. К подобным показателям могут относиться качество выпускаемой продукции, качество работы [5].

В том случае, если функции работников четко регламентированы и

рассчитана норма времени по каждой операции применяется повременно-премиальная система оплаты труда с нормированным заданием. Объем заработной платы при повременно-премиальной системе оплаты труда с нормированным заданием определяется подобно повременно-премиальной системе, но размер премии находится в зависимости от выполнения нормированных задач.

При применении окладной системы оплата труда выполняется не по тарифным ставкам, а по определенным месячным должностным окладам.

Система должностных окладов применяется для руководителей, специалистов и служащих. Должностной месячный оклад – абсолютный

размер заработной платы, который устанавливается в соответствии с занимаемой должностью. Окладная система оплаты труда может предполагать компоненты премирования за количественные и качественные

характеристики.

Минусом повременной системы оплаты труда считается то, что должностной оклад не может учитывать отличия в объёмах работ, которые выполнены трудящимися одной профессии и квалификации.

Сдельную форму оплаты труда лучше использовать тогда, когда выработка находится в зависимости от работника, т.е. работы ручные, механизированно-ручные и механизированные, и, кроме того, имеется потребность вызвать интерес у работника в повышении количества выпускаемой продукции.

Cдельная форма оплаты труда, может быть индивидуальной и коллективной.

На основе сдельной формы заработной платы разработаны следующие

системы: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная,

косвенная сдельная, аккордная сдельная, коллективная сдельная система

заработной платы (при коллективной (бригадной) организации труда).

Прямая сдельная система оплаты труда – когда труд работников

оплачивается согласно сдельным расценкам непосредственно за объем

произведенной продукции (операций). Эта система может использоваться

там, где повышение объема выпуска продукции находится в зависимости от

рабочего. Данная система слабо мотивирует трудящегося повышать качество

продукции, практично использовать производственные ресурсы [5].

Сдельно-премиальная – когда оплата труда содержит премирование за

перевыполнение норм выработки, достижение установленных качественных

показателей: сдачу работ с первого предъявления, отсутствие брака, рекламации, экономии материалов. Она является базой для мотивации трудящихся в совершенствовании как количественных, так и качественных результатов труда.

Косвенно-сдельная используется с целью оплаты труда вспомогательным рабочим (наладчикам, комплектовщикам и др.). Объем их

заработка формируется в процентах от заработка основных рабочих, труд которых они обслуживают. Данная система служит основой мотивации работника в улучшении обслуживания производственной деятельности, оптимальном использовании ресурсов и т.д.

Аккордная – когда совокупный заработок устанавливается за исполнение тех или иных стадий труда либо за целый комплекс выполняемых работ. Разновидностью аккордной формы считается оплата

труда работников, не состоящих в штате организации и выполняющих работы согласно заключенным договорам гражданско-правового характера.

Аккордная оплата труда мотивирует на выполнение всего комплекса работ с наименьшим количеством трудящихся и в наиболее сжатые сроки.

За уменьшение сроков исполнения аккордного задания при высококачественном выполнении труда рабочим выдается премия. В этом случае система станет называться аккордно-премиальной.

Коллективная сдельная – если оплата труда каждого отдельного работника поставлена в зависимость от окончательных результатов работы всей бригады, участка и т.д. Бригадная сдельная оплата труда возможна тогда, когда работа функционально разделена, т.е. каждый трудящийся осуществляет труд работу самостоятельно, однако он связан с каким-то конечным результатом труда. Нормы выработки при данном случае формируются не для отдельного рабочего, а для всей бригады рабочих [6].

Сдельно-прогрессивная оплата труда учитывает начисление заработной платы последующим способом:

- за объём работы в пределах трудовой нормы – по стабильной

расценке;

- за объём работы, который превышает нормы выработки –согласно повышенным расценкам.

Расчет заработка при сдельной системе оплаты труда исполняется по документам о выработке [7].

Заработная плата играет важную роль в формировании экономики страны, роста благополучия людей. В ней приобретает своё отражение широкий аспект экономических взаимоотношений между обществом, трудовым коллективом и работниками по поводу их роли в общественном труде и его оплате.

Scientists point out that well-fed, healthier people work harder, may seem intuitively attractive, but there is surprisingly little convincing evidence to support this hypothesis. Many problems in establishing a causal relationship between production and income, consumption due to difficulties in measuring workers' productivity, misinterpretation of simple correlations between production and consumption and jointly defined production and consumption variables exist [54]. The extent to which research results can be generalized to large populations is often at risk due to depletion of sampling and choice. Explains how empirical and experimental difficulties arise, how they affect research results, how they can be overcome, and how to get access to what is known about the relationship between wages, incomes, consumption and production [55].

С одной стороны, заработная плата представляет собой основной источник подъёма благополучия трудящихся, а с другой, – важный рычаг материального стимулирования повышения и улучшения общественного производства. Для того чтобы производство постоянно развивалось и улучшалось, необходимо формировать материальный интерес у трудящихся в результатах труда.

 

4.2 Оплата труда в государственных (муниципальных) учреждениях, её регулирование и порядок начисления

 

 

Одно из центральных мест во всей системе учета в организации занимает бухгалтерский учет труда и заработной платы.

Оплата труда работников государственных (муниципальных) учреждений считается важной составляющей расходов. Система оплаты труда должна мотивировать сотрудников организации, стимулировать к выполнению трудовых обязательств, содействовать повышению уровня квалификации, гарантировать нужное количество и качество труда.

Главными задачами учета труда и его оплаты в данных учреждениях являются [8]:

- точный учет личного состава работников, времени отработанного ими и количества труда;

- правильное исчисление сумм оплаты в соответствии с объемом и качеством труда;

- правильное исчисление удержаний из заработной платы и прочих сумм;

- осуществление и учет расчетов с сотрудниками;

- учет страховых взносов во внебюджетные фонды, расчетов по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ);

- контроль за оптимальным использованием средств, которые предусмотрены для оплаты труда;

- соблюдение трудового законодательства.

Трудовые отношения и оплата труда в бюджетных учреждениях регулируются ТК РФ [2], постановлениями Правительства РФ об оплате труда в бюджетной сфере и расчете среднего заработка, отраслевыми инструкциями о доплатах и надбавках, инструкциями Министерства финансов РФ (Минфин России) по учетной политике, прочими законодательными актами.

Оплата труда сотрудников бюджетных учреждений утверждается в основном повременной и регулируется на основании заключений вышестоящих органов о размере окладов, доплат и надбавок. По результатам

аттестации и тарификации каждому работнику устанавливаются ставки и оклады.

Работникам бюджетной сферы по законодательным актам Российской Федерации, субъектов федерации, инструкциям руководящих органов полагаются доплаты и надбавки. Они находятся в зависимости от характера и

условий труда, специфик выполняемых функций. В России применяется существенное число доплат и надбавок, которые дифференцированы по отраслям, профессиям, регионам.  Доплаты и надбавки возможно классифицировать следующим способом:

1. Региональные надбавки, которые связаны с деятельностью и проживанием на территориях с неблагоприятными условиями («районный коэффициент»). Это места вблизи опасных объектов, с неблагоприятными природно-климатическими условиями, значительно удаленные от центральных регионов России. Исчисление заработной платы и социальных выплат в регионах с неблагоприятными условиями проживания осуществляется с повышающим коэффициентом (от 1,1 до 3). Повышающий коэффициент распространяется не только на основной оклад, но и на иные доплаты и надбавки, социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице, стипендии и пр.).

2. Компенсирующие доплаты и надбавки применяются при отклонении от нормальных условий работы: доплаты за работу в ночное время и в праздники, за разъездной характер работ, за вредность производственных условий, за опасность жизни и здоровью и пр. Список компенсирующих доплат и надбавок, процедура их применения регламентируются отраслевыми инструкциями и прочими законодательными актами.

3. Стимулирующие доплаты и надбавки применяются с целью стимулирования и оценки объема и качества работы. К ним причисляются доплаты и надбавки за сверхурочные работы; за совмещение профессий; за выполнение дополнительных обязанностей; за увеличенную зону обслуживания. К надбавкам, стимулирующим рост качества труда и профессионализма, относятся доплаты за классность и категорию.

Исчисление заработной платы трудящимся бюджетной сферы при повременной оплате труда содержит в себе следующее [9]:

1. Оклад, который предусмотрен по приказу. Вычисление оклада производится на основе среднедневного заработка, который умножается на количество отработанных дней.

2. Доплаты и надбавки, которые рассчитываются или пропорционально окладу, или устанавливаются в виде конкретной суммы (откорректированной при неполном рабочем периоде).

3. Премии, которые предусмотрены трудовым договором илиприказом руководителя организации.

4. Районный коэффициент, рассчитываемый на оклад, надбавки и премии.

Формулы начисления заработной платы представлены в таблице 1 [10].

Таблица 1 Формулы по начислению заработной платы

Показатели Формулы Условные обозначения
По окладу A= A – начислено по окладу, O – оклад за месяц отработанный полностью, t – отработанные в месяце рабочие дни, T – рабочие дни в месяце.
Начислено зарплаты без районного коэффициента W* =A+A×N1+A×N2+A×N3+… W* – зарплата без районного коэффициента, N1, N2, N3 и т.д. – надбавки (в %).
Начислено с районным коэффициентом W=W*× K W – начислено заработной платы, K – значение районного коэффициента.

 

В бюджетном учете начисление заработной платы и принятие денежных обязательств по оплате труда происходит одновременно. Для осуществления расходов по начислению и выплате заработной платы от главного распорядителя бюджета поступают денежные средства, которые отражаются в лимитах бюджетных обязательств организации, предусмотренных на эти цели.

В бюджетной сфере для детализации движения денежных средств разработана классификация операций сектора государственного управления

(КОСГУ). При этом к бухгалтерскому счету при формировании проводок добавляется код, определяющий вид поступления или выбытия объекта учета в соответствии с данной классификацией. В частности, для начисления заработной платы используются следующие коды КОСГУ [10]:

- 211 – «Заработная плата»: сюда необходимо отнести расходы на все выплаты денежных средств в соответствии с договорными обязательствами; кроме этого, здесь отражают различные удержания из

начисленной зарплаты сотрудника (членские профсоюзные взносы, НДФЛ,

возмещение морального вреда, причиненного работником, алименты и пр.);

- 212 – «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов на оплату, не относящихся к зарплате, дополнительных выплат, компенсаций (например, подъемное пособие при переезде на новое место; единовременное пособие при перезаключении трудового контракта; суточные в служебных командировках и пр.);

- Пособия, например те, что выплачиваются за счет ФСС сотрудникам, относят на подстатью 213 (в т. ч. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми и т. д.);

- 226 «Прочие работы, услуги» (расходы по служебным командировкам – проезд, проживание, иные расходы, произведенные работником в служебной командировке с разрешения работодателя, компенсация за использование личного транспорта для служебных целей).

- 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» (пособия за первые 3 дня временной нетрудоспособности; выходные пособия при увольнении; компенсации ГГС в размере 4-х месячного денежного содержания, ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей персоналу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; выходные пособия работникам при их увольнении в связи с ликвидацией, либо реорганизацией учреждений, т.е. те выплаты, которые реально связаны с тем, что у работника ухудшилось финансовое положение, потому что он не может зарабатывать, не может получать денег).

Также для корректного распределения видов движения денежных средств понадобятся следующие КОСГУ [10]:

- 730 – «Увеличение прочей кредиторской задолженности»;

- 830 – «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»;

- 610 – «Выбытие со счетов бюджета».

Начисление заработной платы и пособий совершается один раз в месяц и отображается в учете в последний день месяца. Авансы начисляются в ограниченных суммах, которые не превышают половину заработка, причитающегося сотруднику по итогам работы за месяц, без распределения

по видам надбавок и доплат.

Начисленные суммы оплаты труда отражаются в бюджетном учете на счете 0 30211000 «Расчеты по заработной плате». Счет является пассивным. В кредите его отражаются суммы начисленной заработной платы работникам, в дебете – суммы выданной заработной платы и удержаний из них, а также не полученная в срок и депонированная заработная плата.

Бухгалтерские записи по начислению и выплате заработной платы в

государственных (муниципальных) учреждениях представлены в таблице 2 [11].

Таблица 2 Бухгалтерские записи по начислению и выплате заработной платы

Операция Дебет Кредит
Начислена заработная плата, отпускные 40120211 30211730
Начислен НДФЛ  30211830 30301730
Отражено начисление по исполнительному листу 30211830 30403730
Из кассы выплачена Зарплата 30211830 20134610
Заработная плата перечислена на банковские карточки 30211830 20111610

 

Расходы, которые произведены в виде расчетов по оплате труда со штатными сотрудниками бюджетных организаций по всем категориям выплат, установленных трудовым законодательством, трудовыми договорами (коллективными и индивидуальными), отраслевыми тарифными соглашениями отражаются на счете 0 40120211.

По дебету счета 0 40120211 идет учет сумм начисленных заработных плат в корреспонденции с кредитом счета 0 30211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате».

Компоненты, которые учитываются в составе расходов по оплате труда представлены на рисунке 2 [11].

Рисунок 2 Состав расходов по оплате труда бюджетного учреждения

 

Принятие расходов к бюджетному учету осуществляется в соответствии с общим методом бюджетного учета, который закреплен в Инструкции по бюджетному учету, – методом начисления. Другими словами, расходы по оплате труда принимаются к учету в момент их начисления (а не

фактической выплаты).

Суммы начисленной оплаты труда лицам, которые не состоят в штате учреждения, а работают по договорам гражданско-правового характера, отражаются по кредиту счета 0 30226730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» и дебету счета 0 40120226 «Расходы на прочие работы, услуги». Действие данной нормы распространяется только на договора гражданско-правового характера, куда относится, например, выполнение работ или оказание услуг.

 Начисление сумм оплаты труда работникам, хоть и не являющихся штатными работниками организации, но привлекаемые к выполнению трудовых обязанностей на условиях внешнего совместительства (на штатные должности), производится в порядке, установленном для штатного персонала организации [12].

На счете 0 30213000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда» отражаются суммы начисленных работникам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и других выплат за счет средств государственного социального страхования. Указанные расходы относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ [13].

Итак, известно, что в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета номер счета состоит из 26 разрядов. Для бюджетных, автономных и казенных учреждений принцип построения счета одинаков. Поскольку 18-й разряд указывает код вида деятельности, у разных учреждений по этому разряду берутся следующие цифры [14]:

- 1 – бюджетная деятельность;

- 2 – приносящая доход деятельность;

- 3 – средства во временном распоряжении;

- 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального)

задания;

- 5 – субсидии на иные цели;

- 6 – бюджетные инвестиции;

- 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Бюджетные учреждения могут также выполнять работы, предоставлять услуги и производить продукцию, т.е. есть возможность осуществлять предпринимательскую деятельность.

В данном случае поступление денежных средств учитывается на счете 2 20111000 («Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»), доходы по счетам 2 20110130 и 2 40110170, расходы – по счету 2 10900000.

Начисление заработной платы от предпринимательской деятельности сопровождается проводкой: по дебету счета 2 10961211 в корреспонденции по кредиту счета 2 30211730.

 

4.3 Виды начислений и удержаний с заработной платы

 

Начисленная в бюджетных, казенных, автономных учреждениях заработная плата представляет собой источник для исполнения трудящимся определенных обязанностей, которые реализуются в виде удержаний из заработной платы.

Удержания из заработной платы сотрудника бюджетной сферы следующие.

1. НДФЛ – согласно законодательству России данный налог удерживается работодателем, когда в роли дохода трудящегося выступает заработная плата.

2. Суммы членских взносов в профсоюзы – варианты удержания: заявление работника или согласно договору профсоюзной организации с администрацией учреждения.

3. Суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (по заявлению работника).

4. Удержания на основании исполнительных  документов (алименты, возмещения вреда пострадавшим, компенсационные выплаты и пр.).

5. Удержания по безналичному перечислению сумм на счета банков (по заявлению работника – пополнение банковских вкладов; возврат кредитов и выплата процентов; оплата коммунальных услуг и пр.).

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) [15], при расчете налога на доходы физических лиц есть возможность воспользоваться вычетами (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные), уменьшающими налогооблагаемую базу. В государственных (муниципальных) учреждениях имеют место только стандартные вычеты. Все иные вычеты делаются на основе предоставления

подтверждающих документов в налоговую инспекцию. На базе данных документов делается перерасчет уплаченного ранее НДФЛ.

Формулы для расчета удержаний из заработной платы представлены в таблице 3 [10].

Таблица 3 Расчет удержаний из заработной платы

Удержание Формула Обозначения
НДФЛ U1 = (W – 1400×n-3000×q) ×0,13   U1 – НДФЛ, n – иждивенцы (первый или второй), q – иждивенцы (третий и далее).
Алименты U2 = (W − U1) × K1,2,3 U2 – сумма алиментов, K1 – один ребенок (0,25), K2 – двое детей (0,33), K3 – трое и более детей (0,5).
Профсоюзные взносы  U3 = W × 0,01 U3 – профвзносы.

 

Расчет НДФЛ производится следующим образом:

1. Определение размера ранее начисленной заработной платы.

2. Делается расчет размера стандартных вычетов для данного работника (учитываются вычеты на его иждивенцев: детей до 18 лет, а при

условии продолжения учебы – до 24 лет). Эти вычеты составляют с 2012 г. по

стандартным ситуациям 1 400 рублей на первого и второго иждивенца и 3000 рублей – на третьего и последующих иждивенцев и т.д. Контрольная сумма начислений в 2019 году: 350 000 рублей для стандартных вычетов. В 2020 г. сумма сохранилась.

3. Рассчитывается налогооблагаемая база (начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму вычетов).

4. Расчет размера подоходного налога (от налогооблагаемой базы берется 13% – основная фиксированная ставка по РФ).

5. Сумма к выдаче работнику определяется как разница между начисленной заработной платой и удержаниями (НДФЛ и пр.).

Следует обратить внимание на то, что НДФЛ взимают в полных рублях. То есть начисления до 50 копеек не засчитываются, а начисления более 50 копеек округляются до одного рубля. Например, расчетная сумма НДФЛ составила 987, 43 руб. Следовательно, с налогоплательщика удерживается сумма НДФЛ в 987 руб.

Начисление НДФЛ осуществляется по кредиту счета 0 30301730 («Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»). Перечисление удержанного НДФЛ проводится по дебету счета 030301830 («уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы

физических лиц»).

Бухгалтерские проводки по учету расчетов по НДФЛ представлены в

таблице 4.

Таблица 4 Бухгалтерские записи по учету расчетов по НДФЛ

Операция По дебету счета По кредиту счета
Удержание НДФЛ    
– с начисленной зарплаты  30211830 30301730
– с прочих выплат по ОТ  30212830 30301730
– с пособий по государственному социальному страхованию 30213830 30301730
Перечисление удержанных сумм НДФЛ в бюджет 30301830 20111610

 

При осуществлении предпринимательской деятельности начисление НДФЛ сопровождается следующей проводкой: по дебету счета 2 30211830 в корреспонденции по кредиту счета 2 30301730.

На основании исполнительных листов в организации удерживаются алименты на содержание детей. Ставки удержаний: 25% на одного ребенка; 33% – на двух детей; 50% – на трех и более детей. Как видно из таблицы 3, расчетной базой для алиментов является начисленная заработная плата за вычетом НДФЛ [10].

Для учета удержаний из заработной платы используется счет 0 30403000 («Расчеты по удержаниям из заработной платы»). По кредиту счета 0 30403730 («Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы») алименты, профсоюзные взносы и прочие удержания начисляются и удерживаются из заработной платы. Перечисление удержанных сумм проводится по дебету счета 0 30403830 («Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы»).

В условиях автоматизированного учета учреждения делают расчеты по заработной плате с использованием специальных компьютерных программ.

В последние годы начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности коснулись существенные изменения. При начислении данного пособия и проведении в бухгалтерском учете этих операций необходимо учитывать следующее [14]:

1. За базу для расчетов берется зарплата за 2 предшествующих года. В 2019 году расчетный период 2017 и 2018 годы (за 2017 г. – не более 755 тыс. руб., за 2018 г. – 815 тыс.руб.). Эта сумма заработка не должна быть больше 1570 тыс. руб. (755 тыс. руб. + 815 тыс. руб.) на 2019 год. В случае если полученная заработная плата меньше МРОТ за 2 года, то при расчете за базу берется минимальная заработная плата (24 × МРОТ).

2. Получившаяся зарплата делится на 730 дней (получается средняя заработная плата на календарный день).

3. Рассчитывается пособие по временной нетрудоспособности, для этого умножается средняя дневная календарная заработная плата на количество дней нетрудоспособности, с учетом трудового стажа.

4. Первые 3 дня болезни оплачиваются за счет работодателя, остальные – за счет Федерального фонда социального страхования (ФФСС).

Итак, общий алгоритм расчета следующий:

1. Заработок для расчета пособия:

- берется за предыдущие 24 месяца;

- учитываются те выплаты, которые учтены при расчете взносов в

ФСС.

2. Средний дневной заработок [16]:

- заработок за 24 месяца делится на 730;

- не должно быть больше 2 150,68 руб. (1 570 000 / 730);

-  не должно быть меньше 370,85 руб. (11 280×24 / 730);

- к данной сумме прибавляется районный коэффициент.

3. Размер пособия за день. Процент от среднего дневного заработка:

- 60% (страховой стаж до 5 лет);

- 80% (стаж от 5 до 8 лет);

- 100% (стаж более 8 лет);

4. Общий размер пособия: результаты расчетов пункта 3 умножаются на количество календарных дней пособия.

Пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня выплачивается за счет средств учреждения (счет 0 30266000). В последующие дни – за счет средств ФФСС (счет 0 30302000). Пособие по несчастным случаям на производстве будет выплачиваться за счет средств Фонда обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (счет 0 30306000).

Расчет среднего заработка необходим также при расчете суммы отпускных. При этом алгоритм расчета среднего заработка несколько отличается.

Порядок расчета отпускных:

1. Рассчитывается заработок за предыдущие 12 месяцев (ΣЗП за 12 мес.). Для расчета совокупного заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

2. Определяется средний дневной заработок (СДЗ) [16]. Средний дневной заработок для расчета отпускных определяется по формуле:

СДЗ = ΣЗП за 12 мес. / 29,3х12.

(29,3 – ср.кол.дней в мес)

3. Расчет суммы отпускных (O) определяется по формуле:

O = СДЗ × N,

где N – число дней отпуска.

4. Удерживается НДФЛ (U1) и начисляются страховые взносы с суммы начисленных отпускных.

Казенные, автономные, бюджетные учреждения, осуществляя выплаты заработной платы физическим лицам, являются плательщиками во

внебюджетные социальные фонды. Налоговой базой для страховых взносов

служит оплата труда. В бюджетной субсидии также предусмотрено не только

финансирование заработной платы работников, выполняющих государственное задание, но и начисление страховых взносов.

Ставки страховых взносов на 2019 год составляют 30 %: 22% – на пенсионное страхование, 2,9% – на социальное, 5,1% – на медицинское.

Кроме того, предусмотрены платежи в фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (0,2%.)

Государственные (муниципальные) учреждения используют общий налоговый режим. Предельная база для начисления страховых взносов на 2018 и 2019 гг. представлена в таблице 5 [17].

Таблица 5 Предельная база для начисления страховых взносов

Вид страхования 

База, тыс. руб. 

Ставки
  2018 г.  2019 г.  
Пенсионное 1 021 1 150 22%, 10% – при превышении базы
Социальное на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 815 865 2,9%, 0 – при превышении базы
Медицинское

Не утверждается

5,1%

 

Бухгалтерский учет операций по начислению и уплате обязательных страховых взносов регламентирован п. 131 Инструкции № 174н. Учет расчетов с внебюджетными фондами по страховым взносам представлен в таблице 6.

Расходы по уплате страховых взносов, которые начислены на выплаты работникам, предусмотренные трудовыми договорами, бюджетные учреждения отражают по подстатье 213 КОСГУ.

Таблица 6 Бухгалтерские записи по учету расчетов по страховым взносам

Операция Дебет Кредит

Начисление страховых взносов на выплаты работникам

ПФ РФ 40120213 30310730
ФСС 40120213 30302730
ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний 40120213 30306730
ФФОМС 40120213 30307730

 

При наличии предпринимательской деятельности учет расчетов по страховым взносам обеспечивается следующим образом: по дебету счета 2 10961213 в корреспонденции с кредитом по счета 2 30302730, 2 30306730, 2 30307730 и 2 30310730.

Применение действующих инструкций для бюджетных учреждений и кодов КОСГУ немаловажно для формирования проводок по заработной плате. Корректное начисление заработной платы на счетах бухгалтерского учета позволит правильно распределить движение государственных денежных средств по статьям расходов.

Таким образом, заработная  плата играет важную роль в формировании экономики страны, роста благополучия людей. В ней приобретает своё отражение  широкий аспект экономических взаимоотношений между обществом, трудовым коллективом и работниками по поводу их роли в общественном труде и его оплате.

В учете бюджетных учреждений формируются данные о суммах выплат, начисленных по должностным окладам, ставкам заработной платы, почасовой оплате, надбавкам, отпускам, пособиям и компенсациям. С начисленной заработной платы также производятся удержания и страховые взносы, которые четко регламентированы законодательством. Начисление  заработной платы производится на основании данных первичных документов по учету фактически отработанного работником времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: