Контроль расчетов с персоналом по оплате труда в бюджетной сфере

Аннотация. В статье анализируются вопросы организации контроля за расчетами по оплате труда. Исследуются вопросы внутреннего контроля, аудита. Обосновывается необходимость контроля данного участка учета.

Ключевые слова: оплата труда, расчеты по оплате труда, регулирование оплаты труда, контроль расчетов по оплате труда.

Особенностью процесса оплаты труда в бюджетной сфере обусловливается особенностью самой бюджетной сферы, в первую очередь, это касается финансово-экономических отношений. Прежде всего, это:

- учет в разрезе кодов по бюджетной классификации;

- контроль исполнения сметы расходов;

- казначейская система исполнения бюджетов;

- учёт кассовых и фактических расходов;

- отраслевые особенности учёта в учреждениях бюджетной сферы.

Именно поэтому контроль расчетов с персоналом по оплате труда в бюджетной сфере требует особого внимания.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует закон о финансовом контроле, определяющий основные элементы, процедуры и методики внутреннего контроля.

Тем не менее о необходимости внедрения системы внутреннего финансового контроля упоминается как в Бюджетном кодексе, так и в Федеральным Законе 402-ФЗ «О бухгалтерском учете. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственен руководитель бюджетного учреждения, но в настоящее время методика внутреннего финансового контроля для организаций бюджетной сферы не разработана.

Учет оплаты труда, и внутренний контроль этого процесса есть и будет актуален в каждом хозяйствующем субъекте, в том числе и в бюджетных учреждениях. Данный участок работы является самым сложным, а на оплату труда персонала приходятся до трети всех расходов учреждения. Данная статья расходов финансируется из государственного бюджета в рамках предусмотренного плана финансово-хозяйственной деятельности.

Целесообразность разработки системы контроля очевидна, ведь именно этот процесс позволяет минимизировать риски получения штрафных санкций. Система контроля любого экономического субъекта можно подразделить на контроль внутренний и внешний [2].

Внутренний контроль – это самостоятельная система, реализующая одну из функций управления, представляющую собой наблюдение и обследование процессов использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в соответствии с установленными планами, нормами, нормативами, выявление и оценка отклонений, постоянный мониторинг работы организации в целях обоснованности и эффективности принятия управленческих решений, снижения рисков деятельности организации [3].

Внутренний контроль учета расчетов по оплате труда осуществляется на регулярной основе и направлен как на проверку соблюдения требований действующего законодательства, приказов и распоряжений руководителя, так и на правильность отражения всех соответствующих операций в бухгалтерском учете и полноты документации бухгалтерского учета, что в свою очередь, влечет к формированию достоверной бухгалтерской и налоговой отчетностей, которые могут и различаться в зависимости от методологии учета.

Внутренний контроль состоит из нескольких уровней. Первый - самоконтроль работника, ответственного за участок расчетов по оплате труда. Следующим уровень - контроль начальника отдела (главного бухгалтера) за деятельностью подчиненного. Контроль будет тем эффективнее, чем чаще он будет проводиться, так как работник может не обладать достаточным опытом в определенной ситуации. Оба уровня контроля являются первостепенными и по сути самыми важными, так как последствия неправильного начисления заработной платы и представление неверной отчетности в контролирующие органы может привести окажутся плачевными и для работника, и для самой организации.

Следующим уровнем может стать проведение проверки аудитором. Согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» аудит в бюджетном учреждении не обязателен, но руководитель организации может принять решение о проведении аудиторской проверки [1,6]. Основная трудность в бюджетном учреждении представлена текучестью кадров. Работниками бухгалтерии в бюджетных учреждениях, как правило, являются женщины детородного возраста, которым свойственно уходить в декретный отпуск. Это в свою очередь ведет к тому, что учреждение не успевает порой найти и ознакомить нового сотрудника со всеми нюансами по данному участку, как наступает новый страховой случай. В свою очередь это чревато допущением большого количество ошибок, которые как раз и можно предупредить регулярными проверками.

Контроль расчетов по оплате труда в бюджетных учреждениях может быть осуществлен в следующей последовательности: ознакомление с Уставом учреждения, учетной политикой и анализ материалов предварительной проверки; проверка соответствия действующим требованиям номенклатуры должностей и их количества в штатном расписании учреждения, правильности установления окладов, доплат, надбавок; контроль первичного и сводного учета расчетов по оплате труда; проверка достоверности начисления заработной платы, отпускных и пособия по временной утрате трудоспособности; проверка достоверности удержаний из заработной платы; проверка достоверности определения кодов экономической классификации расходов (КЭКР) для фактических расходов по оплате труда; проверка правильности заполнения и своевременности представление статистической и налоговой отчетности по труду и заработной платы. Результаты проверки оформляются заключением, имеющим юридическую силу, и письмом руководству бюджетного учреждения о результатах проверки.

Внешний контроль, являющийся частью финансово-экономического контроля, рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных средств бюджетов Российской Федерации, обнаружении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, укреплении бюджетной дисциплины. Контрольные мероприятия в бюджетных учреждениях направлены на проверку полноты, срочности и целевого использования сресдств для выполнения государственных заданий. Внешний контроль проводится в виде камеральной проверки либо ревизии соответствующих контролирующих органов (ПФР РФ, ФСС РФ, ФНС РФ, трудовая инспекция и др.) [4,5].

Таким образом, создание системы контроля расчетов по оплате труда в бюджетном учреждении является залогом эффективного и целевого использования доведенных получателю бюджетных средств и минимизации штрафных санкций контролирующих органов. Стоит отметить, что наиболее важное значение в процессе контроля имеет именно внутренний контроль, ведь именно от знаний, умений и квалификации персонала зависит качество работы организации и соответственно достоверность и полнота отчетности, предоставляемой в контролирующие органы. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: