Очистка сточных вод на предприятиях локомотивного хозяйства

 

Во многих производственных процессах, связанных с хранением и использованием нефтепродуктов, образуются нефтесодержащие сточные воды. К ним относятся сточные воды локомотивных и вагонных депо, ремонтных заводов, промывочно-пропарочных станций, пунктов обмывки пассажирских и грузовых вагонов, а также поверхностные стоки с загрязненных территорий предприятий, станций и узлов. Производственные стоки вышеперечисленных предприятий загрязняются в основном нефтепродуктами, взвешенными веществами, антисептиками, фенолами и солями тяжелых металлов. Наибольшие трудности при очистке производственных стоков представляют нефтепродукты. Нефтепродукты могут содержаться в воде в плавающем, эмульгированном и коллоидном состояниях.

Плавающие нефтепродукты, составляющие обычно основную массу загрязнений, образуют на поверхности воды пленку различной толщины. Содержание плавающих нефтепродуктов в сточной воде колеблется в широких пределах (от нескольких миллиграммов до сотен граммов на 1 л воды) и зависит от организации технологического процесса, состояния оборудования и т.д. Удаление из воды этой части нефтепродуктов не представляет затруднений и может быть достигнуто путем обычного отстаивания.

Эмульгированная нефть находится в воде в виде взвешенных шаровых частиц размером от десятых долей до сотен микрон. Источниками образования эмульгированной нефти могут быть различные процессы ее переработки, сильное механическое перемешивание с водой в насосах, трубопроводах, при завихрениях потока в лотках, воздействиях струй промывочной жидкости на слой нефти и т.п. Эмульгированию нефти способствует наличие в воде щелочей и поверхностно-активных веществ, уменьшающих поверхностное натяжение на границе нефть – вода.

Количество эмульгированной нефти в воде колеблется обычно от десятков до сотен миллиграмм на 1 дм3, однако в отдельных случаях может быть гораздо большим. Например, отработанные моющие растворы содержат ее до 10000 мг/дм3. В отличие от плавающей удаление эмульгированной нефти из воды представляет гораздо  большие трудности, так как она может длительное время находиться в воде, не укрупняясь и не всплывая.

Коллоидная нефть содержится в сточных водах в количестве, не превышающем обычно 5-20 мг/дм3. Размер коллоидных частиц нефти составляет 0,01-0,1 мк, такие частицы свободно проходят через плотный бумажный фильтр. Растворимость нефти в воде очень мала (около 0,5 мг/дм3).

Нефтепродукты как загрязнитель водоемов представляют существенную опасность из-за стойкости к биологическому и химическому разложениям, поэтому их предельно допустимая концентрация (ПДК) в водоемах установлена 0,05-0,3 мг/дм3.

Вместе с нефтепродуктами в производственных стоках присутствуют синтетические поверхностноактивные вещества (ПАВ), используемые при обмывке подвижного состава и стирке спецодежды. Они также обладают токсическим действием и поддаются естественному разложению в водоемах, поэтому для них установлена допустимая концентрация – 0,05-0,5 мг/дм3.

Неблагоприятно влияют на водоемы взвешенные вещества, поступающие с производственными сточными и поверхностными водами. Концентрация взвешенных веществ в них составляет от нескольких миллиграммов до десятков граммов в 1 дм3.

Вредное воздействие на водоемы оказывают фенолы, сланцевые и каменноугольные масла, присутствующие в стоках шпалопропиточных заводов и промывочно-пропарочных станций. Они токсичны для водных организмов и придают воде неприятный запах. Поэтому ПДК для фенола составляет 0,001 мг/дм3. Не менее вредными являются стоки, содержащие соли хрома и других тяжелых металлов. Эти вещества токсичны. Поэтому содержание их в водоемах также должно строго контролироваться (ПДК хрома до 0,1 мг/дм3).

Вышеперечисленные загрязнения, попадая с производственными и поверхностными стоками в водоемы, отравляют их, снижают в них содержание кислорода, необходимое для жизнедеятельности водных организмов, приводят к загниванию воды. По этим причинам производственные и поверхностные сточные воды перед выпуском в водоем должны подвергаться соответствующей очистке.

Отстаивание стоков. Отстаивание является наиболее распространенным в депо методом удаления взвешенных веществ и нефтепродуктов, благодаря чему они всплывают наверх. При наличии в воде минеральных частиц нефтепродукты и антисептические масла могут прилипать к ним и осаждаться на дно. Эксперименты показали, что на время отстаивания в основном влияет размер эмульгированных нефтепродуктов, изменяющийся в широких пределах (0,1-100 мк). Например, частицы с плотностью 0,85 кг/м3размером 50 мк всплывают со скоростью 0,2 мм/с, в то время как скорость всплывания частиц размером 10 мк почти в 5 раз меньше.

Всплывание основной массы нефтепродуктов происходит довольно быстро и заканчивается за 30-40 мин. Затем происходит постепенное замедление процесса разделения и концентрация нефти в воде изменяется мало. Абсолютная величина остаточного содержания нефтепродуктов, определяющая эффективность отстаивания, различна для сточных вод разного происхождения и зависит от количества содержания в ней наиболее тонкоэмульгированных частиц.

Процесс отстаивания может быть интенсифицирован коагуляцией. Вводимый в воду коагулянт нейтрализует отрицательные заряды эмульгированных капелек нефти, способствуя тем самым их слипанию, а образуемые им хлопья сорбируют на своей развитой поверхности мелкие частицы загрязнений, облегчая их отделение от воды. Производственные испытания показали, что использование солей алюминия и железа улучшает эффект очистки воды, но он оказывается неустойчивым, так как образующиеся хлопья имеют малую плотность и часто выносятся из отстойников с очищенной водой, а остаточное содержание нефтепродуктов сильно возрастает (до 50-90 мг/дм3).

Необходимость применения дорогостоящих реагентов, сложность эксплуатации очистных сооружений, неустойчивость эффекта очистки препятствует широкому внедрению отстаивания с коагуляцией в практику очистки нефтесодержащих сточных вод. Сложным является также процесс удаления осадков из очистных сооружений. Содержащаяся в производственной сточной воде минеральная взвесь представляет собой массу частиц, различных по форме, величине, весу и, как правило, хорошо отстаивающихся. Кинетика процесса осаждения грубодисперсных частиц устанавливается экспериментальным путем в лабораторных условиях.

Для очистки от загрязнений деталей и узлов машин (на предприятиях железнодорожного транспорта – подвижного состава) перед ремонтом в струйных моечных машинах широко применяют щелочные моющие растворы (температуры раствора 40-90 0С). В машинах такого типа моющий раствор в зависимости от количества поступающих в него загрязнений с промываемых поверхностей используется в обороте в течение 1-2 мес.

Струйная моечная машина представляет собой закрытую камеру с соплами, куда поступают промываемые детали. Моющий раствор из бака, расположенного обычно под камерой, подается насосом к соплам с напором 30-40 м вод.ст., а отработанный раствор стекает обратно в бак. Подача насоса в зависимости от назначения моечной машины равна 10-200 м3/ч. В некоторых случаях промытый объект ополаскивают водой. Объем моющего раствора от 1 до 100 м3.

В процессе работы машины в баке накапливается осадок и образуется слой всплывших нефтепродуктов. Осадок может забивать всасывающий патрубок насоса и сопловую систему, а накопившиеся нефтепродукты замасливают промываемую поверхность, что ухудшает качество промывки. Чтобы этого не происходило, машину останавливают на чистку, а раствор сбрасывают в канализацию. Применение гидроциклонов не всегда обеспечивает необходимое качество очистки моющих растворов.

Отработанные щелочные моющие растворы представляют собой эмульсию от желто-белого до темно-коричневого цвета. Общая щелочность растворов после промывки роликовых подшипников и букс составляет 10-100 мг-экв/дм3, а после обмывки тележек и колесных пар достигает 300-2500 мг-экв/дм3. Нефтепродукты представлены в виде кусков плавающей смазки (после подшипников и букс), масла (после тележек и колесных пар). Концентрация их составляет 1000-20000 мг/дм3 и в процессе использования раствора увеличивается. В присутствии щелочи из окисленных нефтепродуктов образуется коллоидный раствор мыла (смесь натриевых солей нафтеновых кислот - мылонафт), способствующий промывке детали, но вызывающий пенообразование. Чем больше щелочность и продолжительнее использование раствора, тем выше концентрация мыла.

Взвешенные вещества представляют собой в разных концентрациях загрязнения, характерные для подвижного состава. Это песок, глина, продукты коррозии и износа промываемых элементов. Концентрация их растет пропорционально продолжительности использования раствора и составляет 200-3000 мг/дм3. Сухой остаток некоторых отработанных растворов достигает 50000-100000 мг/дм3. Сухой остаток некоторых отработанных растворов достигает 50000 – 100000 мг/дм3, рН – 14. Подогрев производится паром, подаваемым непосредственно в раствор.

Установленные требования (нормативы) к щелочным растворам моечных машин включают: взвешенные вещества – не более 1500 мг/дм3, эфирорастворимые вещества – не более 10000 мг/дм3, щелочность до 1250 мг-экв/дм3, рН до 14, сухой остаток – не более 70000 мг/дм3.

С целью продления срока оборотного использования моющего раствора (воды) и исключения ручного труда при удалении осадка рекомендуется применять скребковый транспортер, который представляет собой устройство непрерывного или периодического действия. Тяговый элемент транспортера выполнен из пластинчатой втулочно-роликовой цепи с пластинами для крепления скребков. Привод включает электродвигатель и редуктор. Производительность транспортера по осадку составляет 50-100 кг/ч при скорости движения скребков 0,5 – 1,5 см/с.

Эффективность механизированного удаления осадка оценивается исходя из концентрации взвешенных веществ путем определения ее до и после устройства в зависимости от продолжительности отстаивания и скорости движения скребков. Также определяется влажность удаленного осадка. Чем меньше скорость движения скребков и больше время отстаивания, тем ниже остаточная концентрация. Так, при скорости скребкового транспортера 1,5 см/с и продолжительности отстаивания 3 мин остаточная концентрация взвешенных веществ 530-1150 мг/дм3 (удаляется 35-60 % взвеси), при продолжительности отстаивания 10 мин – 350-650 мг/дм3 (50-70 %). При скорости скребкового транспортера 0,5 см/с и продолжительности отстаивания 3 мин остаточная концентрация взвешенных веществ составляет 280-860 мг/дм3 (удаляется 60 %), при продолжительности отстаивания 5 мин – 270-550 мг/дм3 (75 %). 10 мин – 240-430 мг/дм3 (80 %).

Скребковый транспортер целесообразно устанавливать также в предотстойнике (песколовке) перед нефтеловушкой, отстойником, флотатором и другими сооружениями для очистки сточной воды предприятия, содержащей взвешенные вещества.

Другим устройством для отстаивания нефтесодержащих стоков является реактор-отстойник. В котором для интенсификации отведения взвеси и нефтепродуктов по оси аппарата размещено приспособление в виде воронок. Сбор осветленной воды осуществляется перевернутыми желобами, расположенными с диаметрально противоположных сторон воронок, снабженными водоотводящими трубами.

Нефтепродукты собираются в верхней части воронок приспособления и легко всплывают, верхние скребки сгребают их в радиальный лоток. Далее они по трубе стекают в сборник. Электродвигатель приводит в действие скребки через приводной вал и редуктор.

Очищаемая вода из водораспределительного приспособления движется по желобам к месту сбора осветленной воды. При этом происходит выделение загрязнений за счет уменьшения скорости движения воды.

Для увеличения эффекта очистки часть очищенной воды насыщается воздухом, например, с помощью водовоздушного эжектора, и подается на рециркуляцию по трубе.

Реактор-отстойник устанавливают после песколовки для промежуточной очистки промывных вод или моющих растворов в оборотных системах. Целесообразно также применять его для обезвоживания нефтешламовой пульпы перед подачей последней на термообезвреживание. В реакторе-отстойнике одновременно с очисткой вода аэрируется, благодаря чему предотвращается ее загнивание в оборотной системе. Другие преимущества аппарата: возможность размещения на поверхности земли; малая зависимость эффекта очистки от колебаний нагрузки; совмещение в одном устройстве процесса реагентной обработки и очистки сточной воды; несложная конструкция, допускающая изготовление силами предприятиями.

Метод флотационной очистки. Метод флотационной очистки сточных вод основан на прилипании частиц нефтепродуктов и других загрязнений к пузырькам воздуха, которыми искусственно насыщается вода, и совместном всплывании образующегося комплекса. При этом скорость всплывания частиц загрязнений увеличивается в несколько сотен раз. В результате значительно сокращается время и возрастает эффект очистки, что позволяет сократить габариты и упростить конструкцию очистных сооружений.

Процесс флотации протекает в 8-10 раз быстрее, чем отстаивание, и заканчивается в течение 10-15 мин. При этом содержание нефтепродуктов в воде сокращается в 5-10 раз по сравнению с их определением после очистки в нефтеловушке.

В практике очистки производственных стоков наибольшее распространение получила напорная флотация, при которой воздух под давлением растворяется в воде. Затем давление воздуха резко снижается, и он выделяется в виде мельчайших пузырьков, насыщающих всю массу воды. Начальный размер пузырьков зависит от условий выпуска воды во флотатор. При выпуске с небольшой скоростью пузырьки получаются гораздо крупнее, чем в случае, когда вода выпускается с большой скоростью, способствующей диспергированию выделяющихся пузырьков. Это обстоятельство играет немаловажную роль при флотации и должно учитываться при эксплуатации флотационных уставок.

Многие виды сточных вод наиболее эффективно очищаются флотацией при условии предварительной их коагуляции. Коагулянт, в качестве которого обычно используют сернокислый глинозем, хлорное или сернокислое железо, вызывает разрушение устойчивых эмульсий нефтепродуктов. Частицы загрязнений прилипают к образующимся в воде хлопьям коагулянта и вместе с ними быстрее и полнее извлекаются хлопьям коагулянта и вместе с ними быстрее и полнее извлекаются пузырьками воздуха из воды. Чтобы создать более благоприятные условия для коагуляции, насыщают воздухом часть уже очищенной воды, а затем смешивают ее с загрязненной, к которой добавляют коагулянт. Такой способ флотации предохраняет образующиеся хлопья от разрушения в насосе и трубах и дает лучший эффект очистки.

Остаточное содержание нефтепродуктов может быть дополнительно снижено путем многократной флотации. В то же время общий объем флотатора увеличивается незначительно. Это имеет большое значение при очистке вод, коагуляция в которых протекает замедленно и продолжительность образования хлопьев оказывается большей, чем время выделения из воды воздушных пузырьков.

На железнодорожных предприятиях для очистки производственных стоков применяются различные флотационные установки – флотаторы.

Предусмотрена автоматизация работы флотаторов. Поплавковое устройство, размешенное в усреднителе или заменяющем его резервуаре, при поднятии воды до верхнего уровня включает подающий и рециркулирующий насосы и привод скребков. Когда вода в усреднителе опускается до нижнего уровня, насосы и скребки выключаются. Возможно и ручное управление работой флотатора.

Опыт эксплуатации флотаторов показал, что они обеспечивают эффективную очистку промышленных сточных вод от нефтепродуктов, пропиточных масел и мелкой минеральной взвеси.

Расход коагулянта (глинозема) в зависимости от состава очищаемой воды находится в пределах 50-200 мг/дм3. В отдельных случаях для ускорения процесса хлопьеобразования применяется предварительное подщелачивание воды добавлением едкого натра в количестве 50-100 мг/дм3.

Если очищаемая вода не содержит стойких эмульсий нефтепродуктов, образующихся вследствие наличия щелочей или поверхностно-активных веществ, хороший эффект очистки достигается без применения коагулянта. Так при эксплуатации флотатора в локомотивном депо за счет флотации воздухом содержание нефтепродуктов удалось снизить с 100-400 до 20-50 мг/дм3.

Накопленный опыт показывает, что флотаторы более просты в строительстве и эксплуатации, чем нефтеловушки и фильтры. Расположение флотатора выше уровня земли упрощает строительные и монтажные работы, облегчает его обслуживание и контроль за процессом очистки сточной воды.

Небольшие габариты флотаторов позволяют организовать их заводское изготовление и доставлять их к месту установки в готовом виде или отдельными блоками. На месте требуется только построить здание, пескоуловитель или отстойник-усреднитель. В ряде случаев флотатор удается разместить в существующих помещениях, а вместо усреднителя использовать имеющуюся нефтеловушку или другую емкость.

Доочистка производственных стоков от нерастворенных загрязнений на фильтрах с зернистой загрузкой. Внедренные на железнодорожных предприятиях флотаторы снижают содержание нефтепродуктов в воде до 20-50 мг/дм3 (в зависимости от источника образования стоков). Такая степень очистки, как правило, достаточна для повторного использования стоков, но не удовлетворяет санитарным требованиям при выпуске стоков в водоемы.

Достаточно простым средством более глубокой очистки воды от нерастворенных загрязнений могут служить механические фильтры с зернистой загрузкой. При фильтрации из очищенной во флотаторе воды дополнительно удаляются остающиеся в ней мелкие хлопья коагулянта с сорбированными на них нефтепродуктами.

Для заполнения фильтров может использоваться сульфоуголь, которым, как правило, снабжаются котельные железнодорожных предприятий. При фильтрации на слое сульфоугля задерживаются выносящиеся из флотатора частицы коагулянта, мелкая взвесь и сорбированные ими нефтепродукты. Растворенные загрязнения частично задерживаются также в порах сульфоугля. Очищенную воду выпускают в канализацию через U-образную трубу высотой 2 м, препятствующую опорожнению фильтра и создающую стабильный режим работы на выходе из фильтра. Начальное сопротивление фильтра составляет около 1 м вод.столба.

В условиях железнодорожных предприятий для доочистки сточных вод могут использоваться стандартные напорные или безнапорные фильтры с зернистой загрузкой, которую следует выбирать в зависимости от местных возможностей. Целесообразно применять сульфоуголь, кокс, керамзит, отмывка которых требует меньшего расхода воды.

Оборотное использование воды. Внедрение безотходных (замкнутых) и малоотходных (оборотных) технологических процессов в производстве – один из важнейших путей защиты окружающей среды. Замкнутые (водооборотные) циклы не требуют больших капиталовложений, поэтому внедрение их целесообразно, а затраты на создание таких систем, как правило, меньше чем на строительство общих очистных сооружений. Обследования предприятий железнодорожного транспорта, изучение применяемых технологических процессов, а также исследование образующихся стоков и способов их очистки показывают, что многие технологические процессы могут быть переведены на замкнутую систему водоснабжения.

Большинство предприятий железнодорожного транспорта имеют прямоточную систему водоснабжения. Производственные стоки очищают в основном в отстойниках-нефтеловушках. Применение флотаторов обеспечивает более высокий эффект очистки стоков от нефтяных загрязнений. В то же время предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязнений в воде большинства технологических процессов предприятий железнодорожного транспорта значительно выше, чем ПДК для водоемов, что позволяет обходиться доступными очистными сооружениями и использовать воду в обороте.

Но поскольку требования к воде (ПДК загрязнений) отдельными технологическими процессами резко отличаются, создают технологические оборотные контуры (один, два и т.д.) воды, в каждый из них объединяют однородные технологические процессы, близкие по характеру вносимых в воду загрязнений и требований к ней. Очистка оборотной воды производится на очистных устройствах контура. Для исключения образования избытка контурной воды за счет конденсата греющего пара смешивающий подогрев воды заменяют поверхностным, а загрязнения, отделенные в очистных сооружениях (всплывшие нефтепродукты и осадок), выводят из цикла своевременно. Предусматривается периодическая или непрерывная продувка и подпитка контура для восполнения потерь воды. Выпускаемая при продувках вода одного контура используется для подпитки другого, в котором допустимо использование воды с менее жесткими требованиями к ее качеству. Подпитка контура, требующего воду высокого качества, производится водопроводной (питьевой) или специально очищенной водой. Продувочная вода контура, допускающего наибольшее загрязнение, подвергается очистке для ее использования, а при технической и экономической целесообразности захороняется или обезвреживается. Атмосферные (поверхностные) стоки с загрязненной территории предприятия очищаются и используются на технические нужды.

Очистные устройства оборотных контуров объединяют в один цех с единым обслуживающим штатом и лабораторией. Управление очистными процессами автоматизируют; удаление осадков и всплывших нефтепродуктов механизируют.

Значительно сложнее оборот воды окрасочных камер, содержащей краски и органические растворители. В реакторе-отстойнике удаляются только оседающие и всплывающие загрязнения, а многие органические растворители хорошо растворяются в воде, поэтому здесь используют адсорбционные фильтры. Щелочные воды, например, от промывки аккумуляторных банок, используют на пополнение потерь воды в контуре щелочных моющих растворов, а кислые – очищают совместно с промывными водами, образующимися, например, при хромировании деталей. При обороте промывной воды гальванических отделений для очистки от ионов тяжелых металлов применяют электрокоагуляторы или ионо-обменники. Продолжительность оборота до продувки контура определяет также допустимое солесодержание воды.

Перевод на бессточную систему водоснабжения предприятий позволяет упразднить производственную канализацию, исключить загрязнение водоемов производственными стоками, снизить водопотребление.

Очистка моющих растворов на предприятиях железнодорожного транспорта. В процессе производства и эксплуатации практически все агрегаты, узлы и детали на транспорте подвергаются загрязнению, причинами которого являются: утечка топлива и смазки, налипание дорожной пыли и копоти, остатки перевозимого груза, продукты износа ходовых частей подвижного состава, коррозия металлов, остатки отработанной смазки в узлах трения и т.п.

  Наиболее распространенным оборудованием для очистки агрегатов и узлов в локомотивных депо являются струйные машины, в которых загрязненные детали промывают вначале струями моющего раствора, а затем при необходимости обмывают горячей водой. Моющий раствор готовят, как правило, на водопроводной воде путем введения до 50 г/дм3 щелочного реагента (едкого натрия или кальцинированной соды) и 2-3 г/дм3 жидкого стекла для эмульгирования смываемых нефтепродуктов. При истощении моющего раствора состав его периодически корректируют путем добавления щелочных реагентов.

Моющий раствор, как правило, используется в обороте. Находящиеся в нем взвешенные вещества в значительной степени задерживаются в имеющихся при машине баках. В зависимости от количества поступающих загрязнений растворы используют от недели до 1-2 мес., после чего их сбрасывают в канализацию и заменяют новыми. Несмотря на небольшой объем моющего раствора в машине, залповый выпуск его нарушает работу очистных сооружений предприятия.

При выполнении промежуточной очистки моющего раствора срок его работы без замены может быть увеличен в несколько раз. Продление работы раствора, помимо сокращения стоков, дает существенную экономию щелочных реагентов и тепла. На многих предприятиях применяются различные устройства для промежуточной очистки моющих растворов. Наиболее распространенными являются отстойники и гидроциклоны, однако эти устройства не всегда дают достаточный эффект, так как эмульгированные и тонкодисперсные загрязнения из моющего раствора ими практически не удаляются.

В некоторых случаях применяют так называемое “высаливание” моющего раствора составным деэмульгатором, раствором поваренной соли, сточной водой после регенерации натрий-катионитовых фильтров и т.п. Это быстро увеличивает сухой остаток моющего раствора и поэтому мало способствует продлению срока службы, кроме того, может вызывать коррозию промываемых узлов. Нейтрализация же, например, отработанным травильным раствором производится обычно перед сбросом моющего раствора в канализацию.

Существенное продление срока использования моющего раствора может быть получено при периодической его очистке коагуляцией сернокислым (закисным) железом с отстоем не менее 2 ч. В этих условиях при коагуляции раствор относительно хорошо отстаивается, освобождаясь от механических и коллоидных примесей, и сохраняется щелочность (кроме израсходованной на гидролиз коагулянта) раствора. Снижение концентрации нефтепродуктов зависит от дозы коагулянта, однако остаточное содержание их значительно (700 мг/л и выше) даже при оптимальной дозе коагулянта. Для оборотного использования моющего раствора предусматривают двойную промежуточную очистку: от грубых механических примесей и от нефтепродуктов и мелкой извеси.

Для продления срока использования моющего раствора в схеме предусмотрена его очистка от нефтепродуктов и мелкой взвеси путем отстаивания с коагуляцией (флокуляцией). Такая очистка необходима во всех случаях, в том числе и при очистке воды в гидроциклоне. Очистка производится в отстойнике с подогревающим паром. При отсутствии необходимой площади в качестве отстойника может использоваться имеющийся при моечной машине бак моющего раствора, дополнительно оборудованный устройством для удаления осадка и для перемешивания раствора с коагулянтом, или реактор-отстойник.

Несмотря на промежуточную очистку и восполнение естественных потерь из водопровода, моющий раствор периодически (один раз в несколько месяцев) меняют, так как в нем накапливаются примеси, не удаляемые очисткой. При необходимости такой замены, а также при необходимости опорожнения системы в связи с ремонтом или очисткой машины перед выпуском моющего раствора в сток он должен быть очищен отстаиванием с коагуляцией и нейтрализацией. Нейтрализованный и очищенный раствор нужно спускать постепенно, с малым расходом в течение нескольких часов, не допуская залповых сбросов. Для нейтрализации моющего раствора могут быть использованы кислые стоки от аккумуляторных батарей или отработанные травильные растворы гальванических цехов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: