Очистка воздушной среды на предприятиях локомотивного хозяйства

 

Представляется целесообразным подразделять воздушную среду на наружную, где человек проводит 10% своего времени, внутреннюю производственную, где человек проводит 30 % и внутреннюю жилую, где человек проводит 60 % своего времени. Наружная воздушная среда питает внутреннюю производственную и жилую среду.

Более 500 вредных веществ загрязняют сейчас воздушную среду, их количество все время увеличивается, действие многих из них оказывается незаметным до наступления заболеваний. Многие вредные вещества загрязняют почву и водную среду, некоторые (например, ртуть) при определенных условиях из почвы могут поступать обратно в воздух.

Особенно сильно загрязняют наружную воздушную среду окись углерода, сернистый ангидрид, углеводороды и пыль. В воздухе крупных городов обнаружено около 37 ингредиентов, чуждых природной воздушной среде. В результате загрязнения воздушной среды человечество несет огромные экономические потери, вместе с тем растет и количество различного рода заболеваний.

Основными источниками загрязнения воздушной среды являются: промышленность, теплогенерирующие установки и автомобильный транспорт.

Основным направлением уменьшения загрязнения воздушной среды, как и других составляющих окружающей среды, является развитие безотходных производств (производств с замкнутым циклом). Этому в большой степени способствует развивающееся промышленное строительство в виде территориальных комплексов.

Уменьшению загрязнения воздушной среды на предприятиях (в том числе локомотивного хозяйства) способствуют мероприятия технологического характера: замена токсичных веществ нетоксичными и малотоксичными, герметизация технологических процессов, ведение их под вакуумом, применение встроенных вентиляционных отсосов и других вентиляционных установок.

Так, в процессе токарной обработки в атмосферу цеха локомотивного депо выделяется многокомпонентная пыль, сложная по дисперсному составу и состоящая из формовочной земли, окалины и металлической пыли.

Наиболее интенсивное пылеобразование осуществляется при снятии резцом слоя, поэтому в целях исключения пылеобразования при токарной обработке заготовок или деталей основным рациональным средством является гидрообеспылевание, заключающееся в предварительном смачивании водой всей поверхности обрабатываемой детали, что исключит пылеобразование при внутрецеховой транспортировке и установке ее на станок, а также орошение детали при обработке на станке с обеспечением слива воды из поддона станка в канализационную сеть или замкнутую систему водоснабжения.

На предприятиях тяжелого машиностроения при токарной обработке крупногабаритных деталей в борьбе с пылью одно только гидрообеспыливание не всегда обеспечивает эффективное пылеподавление и в этих случаях требуется установка на тяжелых токарных станках индивидуальных пылеуловителей рециркуляционного действия.

При токарной обработке чугунных деталей происходит выделение жирной пыли, близкой по составу к графитовой. Улавливание ее возможно в установках с использованием циркулирующей воды, то есть гидропылеуловителях. Широко применяются такие гидропылеуловители как ротоклоны, гидровортексы и др. Однако применяются они для очистки больших объемов запыленного воздуха в качестве пылеуловителей разветвленных вытяжных систем вентиляции.

В условиях депо, где станочный парк рассредоточен в плане цеха, объединение группы станков в одну систему вытяжной вентиляции является крайне неэффективным из-за большой протяженности вентсистем, которая приведет к значительным энергетическим затратам на преодоление гидравлических сопротивлений, а также из-за неодновременности их работы. Следовательно, в данном случае для борьбы с пылью следует применять компактные конструкции гидропылеуловителей местного рециркуляционного действия.

Важное значение для снижения концентраций вредных веществ в наружном воздухе имеет их рассеивание с помощью высоких труб и факельных выбросов, а также аэрация промышленных площадок и территорий с учетом их планировочных особенностей, размеров, санитарно-защитных зон и озеленения.

Основным направлением уменьшения загрязнения воздушной среды теплогенерирующими установками и автомобильным транспортом является развитие централизованного теплоснабжения и электрического транспорта.

Также используется правовой путь регулирования вопросов охраны воздушной среды. В ряде западных стран разработаны различные национальные программы, создаются организации, координирующие деятельность предприятий в этой области, расширяется сотрудничество стран в решении вопросов экологии. В решении проблемы защиты окружающей среды важное значение имеет стандартизация основных положений, главным образом, качества среды. Введение таких стандартов способствует совершенствованию и унификации методов контроля, улучшению качества разрабатываемого газопылеулавливающего оборудования.

Решение проблемы выхлопных газов двигателей, применяемых на автомобильном и железнодорожном транспорте может осуществляться следующими путями:

1. Разработка способов и устройств, ограничивающих образование токсических веществ в цилиндрах двигателей;

2. Разработка устройств-нейтрализаторов токсических веществ в выхлопах;

3. Разработка и внедрение безвредных или менее вредных в санитарном отношении двигателей.

Имеющиеся в настоящее время предварительные расчеты показывают, что сумма экономии, получаемой от ликвидации загрязнения окружающей среды, намного выше сумм, вкладываемых в проведение природоохранных мероприятий, поэтому решение проблемы охраны окружающей среды диктуется не только социальными, но и чисто экономическими соображениями.

 

Заключение

Ознакомление с изложенным в учебном пособии материалом может создать у читателя мнение о вредности локомотивов и локомотивного хозяйства в принципе. Это не совсем так. Невозможно исключить выхлоп тепловозных дизелей – это необходимая часть рабочего процесса, но содержание веществ в выхлопе и их концентрация в большой мере зависит от состояния дизеля, его регулировки, управления им, а, значит, от квалификации и заинтересованности в своей работе обслуживающего персонала, то же самое можно сказать о многих других объектах и узлах локомотива и хозяйства их обслуживающих.

Вредное воздействие экипировочных устройств, отходов производства в цехах, складов хранения топлива и смазочных веществ в первую очередь зависит от обслуживающего персонала, его небрежности в работе и пренебрежения к должностным инструкциям.

Даже при поверхностном анализе явлений, вызывающих загрязнение окружающей среды, можно определить их основные причины. К ним относятся, в первую очередь, нарушения технологического процесса, некомпетентность персонала, нарушения в организации работ и т.д. Само техническое устройство, за исключением военной техники, спроектировано, построено и обязано работать, не принося вреда окружающей среде.

В свою очередь, повышение квалификации персонала, воспитание должного отношения к выполняемой работе, контроль за качеством труда – дело весьма трудное и зависящее от многих факторов. К ним относятся: условия работы, жилищные и материальные факторы, стабильность существования и даже семейное положение. Таким образом, можно сказать, что быт и личность работника в большей степени влияет на загрязнение среды, чем конструкция тепловозного дизеля.

Этот вывод хотелось бы представить читателю для дальнейшего самостоятельного осмысления.

 

 

Литература

1) Айзинбуд С.Я., Беленький М.Н., Вилькевич Б.И., Гутковский В.А., Казаков В.Н., Крюгер П.К. Тепловозное хозяйство. Учебник для вузов железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1980. – 255 с.

2) Киселев И.Г. Теплотехника на подвижном составе железных дорог. Учебное пособие. 2008. – 278 с.

3) Архаров А.М., Исаев С.И., Кожинов И.А. и др. Под редакцией Крутова В.И. Теплотехника. Учебник для студентов втузов. М: Машиностроение, 1986. – 432 с.

4) Очистка сточных вод железнодорожного транспорта. ВНТО железнодорожников и транспортных строителей. М: Транспорт, 1989. – 56 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: