Тема 3. Языки и символы культуры. 3 страница

интегрирующую - объединяющую людей на основании самых разных принципов – например, принадлежности к конкретному историческому обществу, религиозной конфессии, профессии, социальному слою и т.д.;

функцию целеполагания - во многом определяет   характер культуры, который зависит от целей, преследуемых обществом и отдельными индивидами;

 нормативную, или регулятивную, регулирующую отношения в человеческом обществе с помощью норм. Регулятивная  функция является одной из основных функций культуры в человеческом обществе. Согласно типологии американского социолога Толкотта Парсонса (1892-1979), к основным культурным нормам относятся разговорный язык, символика, народные традиции, общий стиль культуры. К важнейшим социокультурным регулятивам относят морально-этические нормы, религиозные нормы, традиции, обычаи и ритуалы, юридические (правовые) нормы, технологические, нормы техники безопасности, правила поведения и хорошего тона, этикет. Существуют нормы, поддерживающие формальный порядок в обществе и группах, например, на основании разделения труда; экономические нормы, дающие критерии хозяйственной деятельности и основные требования к ней; политические нормы, диктующие принципы политической системы и законы; а также непосредственно культурные нормы, которые поддерживают устойчивые принципы коммуникации и взаимодействия в рамках конкретной культуры. Выделяют также нормы разного уровня - общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные, причём требования норм различного порядка иногда расходятся. Например, группы могут проявлять терпимость к нарушению общепринятых норм, а частные лица в общении могут следовать правилам, которые не являются общезначимыми. 

Учёные отмечают, что резкое «выпадение» человека из принятых в обществе норм чаще всего рассматривается как девиантное, или отклоняющееся поведение, и осуждается. По количеству норм социологи выделяют два крайних вида обществ: нормативно избыточные, в которых преобладает строгая регламентация жизни общества традициями и ритуалами (Китай, Япония, Индия), или же правовыми нормами, законодательством (Европа и США), и нормативно недостаточные общества, где недостаток норм может быть обусловлен разрушением и забвением национальных традиций, социальной напряжённостью, недоверием к власти или недостаточной разработанностью законодательства.

К важнейшим функциям культуры в обществе относится и функция социализации. Социализация - это процесс вхождения индивида в общество, усвоения им норм и правил этого общества, а также социальных ролей. Социализация начинается буквально с рождением человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Выделяют два основных вида социализации: первичная, которая проходит в ближайшем окружении человека (семья, родственники и друзья - «агенты» первичной социализации), и вторичная, которой человек подвергается в детском саду, школе, институте, на работе, в общественных организациях и т.д. («агенты» вторичной социализации - воспитатели, учителя, сотрудники, начальники и т.д.).

В социализацию органично входит целый ряд процессов: воспитание, обучение, в том числе профессиональное, адаптация (например, к социальным ролям). Близок социализации процесс инкультурации. Инкультурация обозначает, в широком смысле, приобщение индивида к традициям конкретной этнической или национальной культуры  и  одновременно результат этого процесса. В более узком понимании, инкультурация  связана с усвоением культурных норм и ценностей ребёнком. Имеет отношение к социализации и процесс   аккультурации, то есть восприятие норм и традиций  чужой культуры, а также, в случае «далеко зашедшей» аккультурации, процесс ассимиляции, то есть «растворение» в чужой культуре.

 Важнейшей функцией культуры является и ценностнообразующая, или (аксиологическая) функция, поскольку от ценностной иерархии общества в целом и отдельных его членов зависят и характер, и общая направленность культуры. Ценности, признаваемые общественно значимыми в рамках данной культуры, формируют её «ядро»- устойчивое и непротиворечивое сочетание ценностей данного общества, на основе которого, в свою очередь, формируется так называемая «срединная культура». В рамках срединной культуры складываются устойчивый нравственный идеали образ жизни, приемлемые для большинства членов общества на протяжении длительного времени, а также формируется культура повседневности. Таким образом, ценностное ядро лежит в основе срединной культуры, формирующей в свою очередь культуру повседневности.

Релаксационная функция культуры т акже имеет важное значение в обществе. Согласно З. Фрейду, общественные нормы «зажимают» человека, заставляют его находиться в напряжении и подавлять свои желания, что может тяжело отражаться на человеческой психике. Поэтому релаксация, в том или ином виде, человеку необходима, хотя бы в виде простого «ничего не делания».

Выделяют и игровую функцию культуры,которая,на первый взгляд, близка к предыдущей, однако её роль не ограничивается возможностью релаксации человека. Существует особая игровая концепция культуры, или игровой подход к пониманию сущности культуры, среди приверженцев которого надо назвать нидерландского историка и теоретика культуры Йохана Хёйзингу ( 1872–1945), а также  немецкого писателя и публициста Германа Гессе (1877-1962). С точки зрения сторонников данного подхода, любая человеческая деятельность основана на игровом принципе, имеет игровое начало.

Среди основных подходов к пониманию культуры также психологический подход, объясняющий культуру с точки зрения  особенностей человеческой психики. Среди основателей этого направления – такие известнейшие имена, как  австрийский психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939) и  швейцарский психолог, психоаналитик и теоретик культуры Карл Густав Юнг (1875–1961).

В современной науке всё большее значение приобретает системный подход к культуре, в рамках которого культура предстаёт в виде сложной системы, состоящей из базисных единиц – элементов. При этом выделяют два вида элементов: материальные и нематериальные, которым соответствуют два «измерения» культуры – материальное и нематериальное. Материальная культура включает физические объекты, артефакты, созданные руками человека. Нематериальная, духовная культура включает результаты духовного творчества человека. Подобное деление культуры весьма условно, так как любой материальный артефакт одновременно выступает проявлением духовной деятельности человека. Поэтому первичной выступает духовная культура, а материальное выражение её - вторично.

Существует  известное представление о наличии у каждой культуры, кроме её специфических особенностей, также универсальных элементов, или универсалий, выражающих своеобразные инварианты, присущие всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства. Американский антрополог Д.П. Мёрдок выделил более 70 универсалий культуры, К подобным универсалиям, например, относятся брак, воспитание детей, гостеприимство, домохозяйство, мифология, приготовление пищи, религия, ритуалы, семья, суеверия, танцы, песни, декоративное искусство, украшения, этикет и т.д.

К числу важнейших структурных элементов культуры относят культурные институты, которые представляют собой сложившиеся в человеческом обществе нормы осуществления культурных функций (например, традиции, обычаи, ритуалы), а также организации и структуры, выполняющие эти функции. Среди основных общественных институтов, сложившихся для осуществления культурных функций, выделяют культурпорождающие (связанные с возникновением новаций), культурорегулирующие (обеспечивающие порядок исполнения норм), культурсохраняющие (способствующие сохранению исторического опыта), культуротранслирующие (отвечающие за передачу социального опыта). [3]

В современной  науке о культуре  принято выделять культурную динамику, изучающую механизмы, процессы, источники и средства изменения культуры, -  они будут рассмотрены ниже в соответствующей главе, - и культурную статику, рассматривающую внутреннее строение, или морфологию культуры, находящейся в состоянии покоя.

Морфологию подчас выстраивают на основе деления культуры на материальную и духовную. Однако, как показано выше, подобное деление очень условно.  Другой вариант морфологии культуры, предлагаемый культурной антропологией, связан с делением её на два вида: обыденную (повседневную) и специализированную (профессиональную). При этом выделяют несколько основных блоков культуры: 1) культуру социальной организации и регуляции, включающую хозяйственную, правовую и политическую сферы; 2) культуру познания, рефлексии, человека и человеческих отношений, включающую философию, науку, религию, искусство; 3) культуру социальной коммуникации, связанную с процессами накопления, хранения и трансляции информации – от межличностной коммуникации до системы образования; 4) культуру физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации, которая связана с физическим развитием человека, поддержанием и восстановлением его здоровья, отдыхом, релаксацией и т.д. У каждого из указанных культурных блоков присутствует два уровня: обыденный и профессиональный. [4]  Например, в рамках философской культуры в качестве обыденного уровня присутствуют здравый смысл и народная мудрость, тогда как на профессиональном уровне находится деятельность философов. В хозяйственной культуре на уровне специализированном расположены экономика, финансы, банковская сфера, а на повседневном уровне – домашнее хозяйство.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1.  В чём суть антропологического подхода к культуре?

2. Перечислите основные функции культуры в обществе.

3. Что такое «артефакт»?

4. Как Вы понимаете сущность аксиологического подхода к культуре?

5. Перечислите основные группы духовных ценностей.

6.   Какова роль нормативной функции культуры в обществе? Какие культурные нормы Вы знаете?

7. Что такое «срединная культура»?

8. В чём разница между процессами социализации и инкультурации?

9. Что такое универсалии культуры?

Темы для обсуждения на семинарских занятиях:

1.  Культура как «вторая природа» человека.

2. Основные функции культуры.

3. Морфология культуры.  

4. Игровой подход к культуре.

5. Общие черты ранних цивилизаций Древнего Востока: Древнего Двуречья, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая.

6. Роль религии в развитии ранних цивилизаций.

7. Мифологические представления в древних культурах и их отражение в искусстве.

8. Создание письменности - выдающийся вклад древних цивилизаций в мировую культуру.

9. Научные знания в системе древних цивилизаций.

 

Примерный план выполнения проекта по теме:

«Ранние цивилизации Востока: система ценностей, образ жизни, быт и нравы».

Цель проекта: создание условий для самостоятельного приобретения студентами недостающих навыков и знаний, включающих умение пользоваться источниками информации, решение познавательных, творческих и практических задач, выработку коммуникативных и исследовательских навыков, развитие способности обобщения и системного мышления.

Условия осуществления проектного метода обучения: главным условием осуществления данного метода является согласие самих студентов, их стремление получить в ходе подготовки и выполнения проекта определённые умения и навыки.

 

Этапы выполнения проекта.

1. Организационно-подготовительный этап. Проводится на предшествующем занятии и в период между семинарскими занятиями. Включает в себя следующие этапы:

Этап мотивации и целеполагания:

- Определение темы, в котором принимают участие и педагог, и сами студенты. Педагог предлагает тему, однако студенты могут её изменить или откорректировать по своему выбору. Например, преподаватель предлагает нескольким рабочим группам студентов подготовить два проекта на следующее семинарское занятие: 1) Система ценностей, образ жизни, быт и нравы Древней Индии; 2) Система ценностей, образ жизни, быт и нравы Древнего Китая.

- Выявление проблем, над которыми будут работать студенты в ходе выполнения проекта: аналогично, проблемы определяются в ходе совместного обсуждения. Например, преподаватель может предложить студентам обсудить такие проблемы в рамках проектов, как религии Древней Индии и Древнего Китая, мифологии, повседневный образ жизни, быт. Студенты могут предложить свои идеи.

- Уточнение целей конечного результата, в том числе определение формы, в которой будут представлены проекты. Например, отдельные доклады по конкретным проблемам: религиозным и этическим учениям, особенностям быта, повседневной культуры, или электронные презентации по проблемам, в соответствии с выбором студентов.

- Выбор рабочих групп (по 3-5 человек в каждой).

Этап планирования, на котором студенты проводят под руководством преподавателя, или самостоятельно, но предварительно проконсультировавшись с педагогом:

- анализ проблемы, выдвижение гипотез, их обоснование;

- определение источников информации, способов её сбора и анализа; 

- постановку задач и выбор критериев для оценки результата (критериями могут быть творческий подход, подбор материала (в том числе, иллюстративного), уровень его систематизации, обобщения и подачи и т.д., вплоть до проявления активности и заинтересованности участников рабочих групп);

- распределение ролей и функций в команде (например, сбор информации, её обработка, подготовка иллюстративного материала, техническое оформление проекта и т.д.).

Этап принятия решений, включающий:

- обсуждение методов решения проблем; проводится в рабочих группах. При необходимости студенты обращаются за помощью к педагогу;

- выбор оптимального варианта решения проблемы – в рабочих группах; в случае затруднений студенты обращаются за советом к педагогу;

- определение способа представления результата (например, исключительно в виде электронной презентации, или же с использованием распечатанного иллюстративного материала, аудио- или видеоматериалов, работы с доской и т.д.)

- сбор информации – в зависимости от поставленных конкретных проблем.

2. Технологический этап подготовки проекта.

Этап выполнения проекта:

- поиск информации и работа с ней: самостоятельно, рабочей группой; при необходимости группа обращается за консультацией к педагогу;

- непосредственное выполнение проекта рабочей группой.

3. Обобщающий этап. Основная его часть проводится в условиях аудиторного (семинарского) занятия.

Этап защиты проекта:

- подготовка к защите и оформление доклада (презентации и т.д.) рабочей группой – накануне защиты;

- обоснование и объяснение полученных результатов проводится группой также перед защитой проекта;

- проведение коллективной защиты проекта на семинарском занятии (одного проекта, или нескольких поочерёдно, если было определено несколько рабочих групп, подготавливающих 2-3 разных проекта в рамках общей темы); роль преподавателя ограничивается наблюдением, и, при необходимости, руководством процессом защиты. – Время, отводимое на данный этап – не более 60 минут.

Этап проверки и оценки результатов, включающий:

- коллективный анализ выполнения пр оекта (проектов); положительных сторон и неудач;

- коллективный анализ выполнения поставленных целей: достигнуты, или не достигнуты?

- Общая оценка проекта (проектов), представленных на данном занятии (по пятибалльной системе); в оценивании также принимают коллективное участие и студенты, и педагог. Общее время на проведения этапа проверки и оценки – не более 30 минут.

Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения:

1. Бонгард-Левин, Г. М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М. Бонгард-Левин, – М., 2007.  – 320 с.

2. Вовк, О. В. Энциклопедия знаков и символов / О. В. Вовк. – М.: 2008. – 480 с.

3. Гуревич, П. С. Культурология: учеб. для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. – 280 с.

4. Кравченко, А. И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Gaudeamus, 2008. – 496 с.

5. Культурология: учеб. для студентов технических вузов / Н. Г. Багдасарьян и др. – М.: Высшая школа, 2007.  – 495 с.

6. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Альфа-М - ИНФРА-М, 2009.  – 413 с.

      7. Культурология: учеб. для вузов./ под ред. М. С. Кагана, Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2010.  – 566 с.

 8.Культурология: учеб. пособие / Т. Н. Волобуева и др., сост., отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Библионика, 2007. – 303 с.

9. Культурология. История мировой культуры: учеб. / под ред. А.Н. Марковой.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.  – 638 с.

 10. Культурология: энциклопедия: в 2-х т./ под ред. С. Я. Левит. – М.: РОССПЭН. – 2007.

11. Кун, Н. А. Мифы народов мира / Н. А. Кун. – М., 2009. – 524 с.

12. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х тт. /Большая серия знаний. – М., 2007.

13. Моисеева, Н. А. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие / Н. А. Моисеева. – СПб.: Питер, 2007. – 258 с.

14. Рак, И. В. Мифы Древнего Египта / И.В. Рак. – СПб.: 2007.  – 270 с.

15. Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. – СПб: Питер, 2008. – 592 с.

Тема 3. Языки и символы культуры.

 

Всем явлениям окружающего мира, входящим в орбиту человеческой культуры, с одной стороны, присущи объективные свойства и характеристики, а с другой стороны, - смыслы и значения, которые им придаёт человек. При этом всё, что окружает человека и обладает определёнными значениями для него, выступает носителем смысла и приобретают знаковую функцию. Семиотика обращает наше внимание на осмысленность как основную характеристику человеческой деятельности, отличающую её от деятельности других живых существ, так как человек живёт не только в материальном мире, мире вещей, но и в духовном мире – мире смыслов.  Культура предстаёт, с одной стороны, совокупностью артефактов, а с другой стороны, миром тех смыслов, которые человек вкладывает в свою деятельность и её результаты, то есть артефакты. При этом любые артефакты имеют очень важную особенность: взятые сами по себе, безотносительно к человеку, к конкретной культуре определённого общества, они никакого смысла не имеют. Любые творения культуры представляют собой своеобразные «отражения» своего творца, человека, который обязательно наделяет все продукты своей деятельности смыслом; основными видами смыслов выступают знания, ценности, регулятивы (нормы).

Наука о смыслах, знаках и знаковых системах -  с емиотика, стремится охватить не только гуманитарные и социальные, но и естественные, а также логико-математические исследования. Основателем семиотики считается американский философ, логик, математик и естествоиспытатель Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914). Основополагающим для его концепции был принцип прагматизма, который получил название «принципа Пирса». На основе этого принципа учёный предложил проект «радикальной теории знаков», предполагавший по сути сведение и человеческого сознания, и человеческой деятельности к сумме знаков и знаковым действиям.  

Среди наиболее известных представителей семиотического направления в теории культуры – Э. Кассирер и Ю. М. Лотман. По мнению выдающегося немецкого философа Эрнста Кассирера (1874–1945), полное и систематическое изучение мифологий необходимо проводить в соответствии с тем, что духовная деятельность человека есть «символическая» деятельность. Учёный называл первобытное мышление не «примитивным», а «мифологическим», а самого человека обозначил «символическим животным». Среди виднейших представителей семиотики следует назвать также основателя тартуско-московской семиотической школы, Юрия Михайловича Лотмана (1922–1993), теоретика и историка культуры, исследователя языка искусства и структуры художественного текста. Основным вкладом ученого в культурологию стали разработка собственной общей теории культуры и труды по русской культуре, написанные под углом зрения семиотики. Ю.М. Лотман рассматривал культуру как открытую знаковую систему и структуру, включающую помимо основного «штампующего» компонента — естественного языка — множество других знаковых систем, которыми являются, в частности, все виды искусства. Кроме того, культура понималась  Ю.М. Лотманом  одновременно и как «текст», существующий всегда в определенном «контексте», и как механизм, создающий бесконечное многообразие культурных «текстов», и как долгосрочная коллективная память, передающая во времени и пространстве интеллектуальную и эмоциональную информацию.

Семиотика выступает уникальной синтетической дисциплиной, способной связать между собой поэзию и кино, физиологию и мифологию, теорию информации и историю литературы, древнюю архитектуру и физику элементарных частиц, квантовую механику и функциональную асимметрию мозга. В целом, задача семиотики — описать семиосферу, то есть семиотическое пространство культуры, без которого немыслима ноосфера. Семиотика рассматривает культуру как знаковую систему, где любые культурные явления предстают текстами, несущими информацию и обладающими смыслом.

В качестве текстов могут рассматриваться не только художественные, религиозные, научные тексты, но и художественные произведения (в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке  и т.д.), а также любые артефакты, ритуалы, само человеческое поведение. Культурных текстов, таким образом, существует бесконечное множество, и каждый из них  даёт информацию не только о себе, но и о создавшем его обществе, и о своём непосредственном авторе. Поскольку любой текст предполагает прочтение и понимание, то перед читателем встаёт вопрос о правильности понимания прочитанного. В связи с этим существует два основных взаимодополняющих подхода к рассмотрению текстов: «научный» и «гуманитарный». С точки зрения первого подхода, любой текст рассматривается «снаружи», как источник информации, и поэтому важно определить её достоверность, отделив элементы объективной реальности от субъективных переживаний автора. При этом текст может быть сопоставлен с другими аналогичными текстами и рассмотрен как исторический источник. Второй подход к тексту подразумевает рассмотрение его «изнутри», чтобы понять мысли и чувства автора. В этом случае любой текст предстаёт уникальным произведением, отражающим внутренний мир своего создателя.

Однако читательская интерпретация текстов не может полностью совпадать с авторской: во-первых, потому, что автор и читатель – разные личности, а каждая личность уникальна. Во-вторых, читатель и автор зачастую принадлежат к другим эпохам; читателю будущего может быть сложно понять произведение, созданное в далёком прошлом. Попадая в другой историко-культурный контекст, тексты наполняются новым смыслом, отличным от первоначального, тем более, что читатели последующих эпох включают так называемое «избыточное видение» - ведь им известно то, чего их далёкие предки знать не могли. 

Наиболее чётко способность человека наделять смыслом свои творения проявляется в речи, языке. Естественные разговорные языки представляют собой основу семиотического понимания культуры. Именно с помощью разговорного языка все остальные знаковые системы могут быть развиты, введены в сознание людей, интерпретированы и закреплены в памяти поколений. В связи с этим учёные называют естественный разговорный язык может быть назван первичной моделирующей системой.

Кроме естественных языков, существует множество других языков культуры: например, языки изобразительного искусства (живописи, графики, архитектуры, драмы, музыки, танца и т.д.), языки науки (у каждой науки – свой), языки ритуалов (свадеб, похорон, юбилеев, коронаций и т.д.), язык жестов (имеет особое значение в тех же ритуалах, например, религиозных), профессиональные языки и т.п. - Вторичные моделирующие системы, по мнению большинства учёных, строятся по образцу естественного языка. К вторичным моделирующим системам относятся, в первую очередь, иконические системы (визуальные искусства – живопись, архитектура, скульптура и т.д.) и символические системы (основанные на языке, например, литература).

Язык культурыэто совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Изучением языков занимаются семиотика, лингвистика, культурная семантика. Разговорные языки – наиболее универсальное знаковое средство, по сравнению с другими знаковыми системами. К числу направлений семиотики культуры относится также невербальная (т.е. несловесная) семиотика, состоящая из ряда отдельных, но взаимосвязанных друг с другом дисциплин: проксемика, хронемика, паралингвистика, кинесика, окулесика, аускультация, гаптика, гастика, ольфакция. Кроме того, современные учёные активно изучают семиотику повседневности.

Проксемика занимается изучением пространства коммуникации, тогда как хронемика – наука о времени  и его восприятии в коммуникации. Окулесика изучает визуальное поведение людей и язык глаз; ольфакция – наука о языке запахов и их роли в коммуникации; аускультация занимается вопросами слухового восприятия звуков и аудиального поведения людей в процессе общения. Кинесика – наука о жестах, мимике, позах, телодвижениях, манерах в процессе коммуникации; гаптика изучает тактильную коммуникацию, язык касаний в ходе человеческого общения; гастика занимается проблемами знаковых и коммуникативных функций пищи, манеры её принятия, застольному этикету в разных культурах. Паралингвистика изучает характеристики и особенности звучания голоса, обусловленные биологическими, физиологическими, психологическими, социальными, национально-этническими, культурными причинами. Семиотика повседневности исследует систему языков, которые пронизывают повседневную жизнь человека, например языки  интерьера, вещи, одежды, моды, поведения, имён, профессий, техники и т.п.[5]

Совокупность языков культуры — основное коммуникационное средство в культуре, субкультуре, поэтому освоение языка культуры — ключевой момент социализации, аккультурации. Языки культуры можно классифицировать по множеству оснований, например, по отношению к определенной области человеческой деятельности (язык искусства или математики); по принадлежности к определенной субкультуре (этнической, профессиональной, историко-типологической и т. д.), языковому сообществу (английский язык, французский язык); по знаковому типу (вербальный, жестовый, графический, образный, формализованный языки). Выделяют и такие узко специализированные языки, как язык причесок, язык костюма, язык цветов, язык политических речей, язык протокола и т.д.

Каждому языку культуры соответствует своя область действительности или человеческой деятельности, представленная в определенных смыслах, а также собственно знаковая система — выразительные средства языка: каждый из языков культуры представляет собой определённую знаковую систему. Согласно семиотическому подходу, любые явления культуры выступают в качестве знаков и их совокупностей - знаковых систем. К числу наиболее логичных и обоснованных типологий знаков и знаковых систем относится концепция современного отечественного учёного А.С. Кармина[6], который выделяет основные типы знаковых систем, универсальных для всех культур:

1. Естественные, или природные «знаки-признаки». Это явления природы, которые сами по себе, не будучи вовлечёнными в орбиту человеческой культуры, никакой знаковой функцией не обладают. Например, следы животных, дым как «знак» огня, приметы погоды, симптомы болезней, расположение светил на ночном небе. Некоторые виды естественных знаков объединяются людьми в знаковые системы: например, система медицинской диагностики по симптомам болезней,  расположение небесных тел в астрономии (карта звездного неба), астрологические таблицы.

2. Функциональные знаки - тоже «знаки - признаки». Их отличие от естественных знаков в том, что они принадлежат творениям человека, представляя собой «вторичную» функцию артефактов. Первичная функция любого артефакта выражается в его утилитарном предназначении, функциях, для которых он, собственно, и был изначально создан человеком: одежда появляется с целью согреться, автомобиль – как «средство передвижения» и т.д. Однако, помимо своего первичного, функционального назначения, творения культуры приобретают иной, знаковый смысл: подчас бывает важна не только утилитарная функция той или иной вещи (одежды, машины, мебели и т.д.), но и её знаковая функция – например, престижность, подчёркивающая социальную значимость, статус владельца, «Вторичной» функцией обладает также поведение человека  и «язык» его тела, часто даже непроизвольные его движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: