Тема 3. Языки и символы культуры. 1 страница

В.Б. Тихонова

  КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для бакалавров всех специальностей и форм обучения

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

УДК 008(075.8)

ББК 60.000.3я73

Т46

Рецензенты:

кандидат культурологии, доцент Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики С.Г. Шкуропат;

доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна В.Д. Кузнецов

         Тихонова, В.Б.

 Т46 Культурология: учеб. пособие для бакалавров. – СПб.:     ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013. – 264 с.

           ISBN 978-5-7937-0910-1

    

В учебном пособии нашли отражение основные подходы и актуальные проблемы науки о культуре, представлены наиболее известные культурологические концепции. Пособие предназначено для бакалавров всех форм обучения и полностью соответствует требованиям третьего стандарта к содержанию образовательной программы подготовки бакалавров по направлениям вуза. Учебное пособие содержит тексты лекций по основным темам учебного курса, с заданиями, вопросами и списком рекомендованной литературы к каждой теме. Кроме того, в связи с распространением интерактивных форм обучения, к ряду тем предлагаются сценарии деловых игр и задания для подготовки самостоятельных творческих проектов. Пособие включает также глоссарий, словарь персоналий по теории культуры и тесты для самоконтроля по основным темам учебного курса.

 

                                                                                    УДК 008(075.8)

                                                                                    ББК 60.000.3я73

 

ISBN 978-5-7937-0910-1                         © ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013

                                                                  © Тихонова В.Б., 2013

 

Содержание

1. Предисловие…………………………………………………4                                                 

2. Введение в предмет культурологии. Структура и состав современного культурологического знания……………….5

3. Основные понятия культурологии и подходы к пониманию культуры. Сущность и функции культуры………………..23

4. Языки и символы культуры. Символическая и коммуникативная  природа культуры……………………..35

5. Культура и личность. Личность и ее место в системе культуры……………………………………………………..54

6. Динамика культуры. Процессы изменчивости в культуре……………………………………………………..66                                              

7. Культурология и история культуры. Понятие культурной картины мира……………………………………………….81                                                         

8. Проблема типологии культур. Разнообразие систем  и принципов типологии культур…………………………….94

9. Исторические типы культур. Типологии культур на основе цивилизационного подхода……………………………….110

10. Культура и глобальные проблемы современности. Место и роль России в мировой культуре…………………………121

11. Заключение ………………………………………………135

12. Краткий глоссарий……………………………………….137

13. Краткий словарь персоналий……………………………..157

14. Библиографический список………………………………230

15. Тесты для самоконтроля………………………………….233

16. Ключи к тестам для самоконтроля………………………263

 

Предисловие

Данное пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по программам третьего образовательного стандарта. Культурология призвана сформировать у обучающихся ряд компетенций, несомненно, относящихся к числу основных, базовых для  специалиста в любой сфере. В первую очередь, это  умение оценивать достижения культуры, уважительно и бережно относиться к культурным традициям. Культурология вырабатывает у будущих бакалавров способность к межкультурным коммуникациям и диалогу как наиболее эффективному способу взаимоотношений в современном обществе.   Кроме того, наука о культуре, как никакая другая дисциплина, способствует воспитанию учащихся в духе толерантного восприятия культурных, социальных, национальных, расовых, конфессиональных различий.

В связи с этим в число задач данной учебной дисциплинывходят характеристика сущности культуры, ее места и роли в жизни человека и общества. Кроме того, наука о культуре призвана дать обучающимся представление о формах культуры, процессах их возникновения и развития, способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; о языках культуры и проблемах межкультурных коммуникаций.   Культурология призвана также показать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, особенности развития современной культуры.

 Тексты лекций данного учебного пособия ориентированы на теоретический материал, как, несомненно, более сложный для самостоятельного изучения. Историко-культурную проблематику, присутствующую в программе дисциплины, предлагается рассматривать на семинарских занятиях: к каждой теме пособия дается перечень тем для обсуждения и список рекомендованной литературы. В настоящее время в систему вузовского образования внедряются активные и интерактивные методы обучения. Разумеется, каждый из этих методов имеет свою сферу применения: некоторые из них, например, ролевые игры или метод мозгового штурма, предназначены скорее для специальных, профилирующих дисциплин. Однако ряд интерактивных методов обучения оказывается пригодным и достаточно эффективным при изучении общеобразовательных предметов. Поэтому к некоторым темам учебного курса «Культурология» предложены сценарии интерактивных занятий: деловых игр и творческих проектов. Пособие включает краткий словарь терминов, краткий словарь персоналий по теории культуры, библиографический список, и тесты для самоконтроля с «ключами» для проверки.

Тема 1. Введение в предмет культурологии. Наука о культуре как система знаний.

Наука о культуре относится к числу относительно «молодых» дисциплин: в качестве самостоятельной отрасли научного знания она существует приблизительно с начала ХХ столетия. Однако зарождается наука о культуре гораздо раньше – в эпоху Просвещения, а первые попытки рефлексии относительно феномена «культура» следует отнести к эпохе античности. Почему именно к античности? -  Прежде, в эпоху ранних цивилизаций, все помыслы людей были устремлены к идее религиозного спасения и служения богам. В период античности, в связи с развитием философской мысли, появляются первые попытки осмыслить природные и общественные явления. Для античности свойственно было представление о культуре как «второй природе» - искусственном мире, «надстраиваемом» человеком над естественным природным миром («натурой»). В древнегреческой традиции феномен культуры ассоциировался с понятием «пайдейи» - системы воспитания гармонично развитой личности.

Термин «cultura» пришёл из латинского языка, где имел три основных значения. Первый, изначальным, смысл, вкладывавшийся в понятие «культура», был связан с сельским хозяйством: термин переводился как «возделывание», «обработка», то есть  повышение плодородия почвы, улучшение видов растений, пород домашних животных. Более позднее значение термина «культура» связано с «улучшением», «облагораживанием» самого человека в процессе воспитания и образования. Считается, что первым употребил слово «культура» как теоретическое понятие - в смысле «возделывания» человеческой души, Марк Туллий Цицерон в «Тускуланских беседах».  Кроме того, в латинском языке у слова «культура» есть однокоренное и очень близкое ему слово «cultus», означающее «поклонение» (силам природы) и «почитание» (предков). Говоря об античном понимании культуры надо отметить тот факт, что совершенно не случайно первые попытки осмысления культуры были сделаны именно в античных Греции и Риме: наука о культуре – «продукт» западной цивилизации.

Позже, в эпоху европейского Средневековья, особого интереса к феномену «культура» заметно не было, так же, как, впрочем, и ко множеству других феноменов и понятий, не связанных напрямую с идеями бытия Бога и проблемами религиозного спасения. В то время в христианском мире полностью и безраздельно господствовало религиозное мировоззрение. Более того, обращение к каким-либо не связанным с христианской идеей проблемам было даже небезопасным: вспомним о борьбе с ересями в средневековой Европе.

В эпоху Ренессанса вопрос об изучении культуры также не возник, несмотря на процесс секуляризации, то есть обмирщения западной культуры, выхода философии, науки, литературы и искусства из-под власти Церкви. Дело с том, что в эпоху европейского Возрождения господствовала идея изучения природы – Божьего творения, а не его копий, то есть произведений человека. К концу Ренессанса, к XVII в., в Европе имел место своеобразный «культ эксперимента» - усилия западных учёных были нацелены на изучение природы; шло накопление эмпирических фактов.

Ситуация с изучением феномена культуры резко меняется в век Просвещения. Тому способствовал ряд факторов: указанное выше обмирщение культуры, стремление обобщить и осмыслить полученные за последние столетия научные знания,  развитие европейской философии, в которой всё большее место занимали проблемы человека и человеческого общества. Именно в эпоху Просвещения складывается так называемая «классическая модель культуры». Среди её творцов – целый ряд европейских учёных-просветителей и философов: Д. Вико, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, И. Гердер, Г. В. Ф. Гегель и другие выдающиеся деятели эпохи Просвещения. Надо заметить, что в ту эпоху латинским термином «культура» пользовались редко (хотя, безусловно, его прекрасно знали); синонимом понятия «культура» до середины XIX в. оставались  «просвещение» или «образованность».

Отличительными чертами просветительской концепции культуры были научность, рационализм, светскость, антиклерикальный характер, стремление к всеобщему благу, а, кроме того, убеждение, что культура существует одна, и эта культура – европейская. Именно она является образцом для подражания и целью развития всех прочих народов - либо «малокультурных», либо «некультурных» вовсе. Подобные взгляды связаны с таким явлением, присущим европейской культуре, как «европоцентризм», ставивший народы Западной Европы в центр мира, деливший все народы на исторические, призванные творить историю, и неисторические, выступающие своего рода «материалом» для творческой деятельности народов исторических. К историческим народам, естественно, относились европейские нации, а все остальные (включая народы России) – соответственно к неисторическим.

Особенностью европейской культуры эпохи Просвещения было, можно сказать, «обожествление» человеческого разума и связанный с ним рационализм. Господствующими в то время были идеи рационального переустройства общества на основе и с помощью европейской науки. При этом высоко ценилось особенно так называемое «позитивное» знание, основанное на экспериментальных данных. Однако к середине XIX в. целый ряд политических событий в Европе - войны и революции, привёл к разочарованию в просветительских идеалах, и во второй половине «золотого века» в европейской культуре распространяется иррационализм, виднейшими представителями которого были С. Кьёркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,  О. Шпенглер.

В XVIII – XIX вв. рассуждения о культуре велись преимущественно в рамках истории философии или философии истории (как, например, у  И.Г Гердера или у Г.В.Ф. Гегеля). Примерно с середины XIX в. термин «культура» начинает широко употребляться в философской литературе, появляется значительное количество работ, посвящённых историко-культурной проблематике, чему в немалой степени способствовало не только развитие философского знания, но и значительные успехи европейской науки, особенно в области археологии, этнографии и антропологии. Именно тогда был значительно поколеблен европоцентризм: учёные описали большое количество других, неевропейских культур – богатых и самобытных, не уступавших в своём историческом значении культурам Западной Европы.

На рубеже XIX-XX вв. наука о культуре выделяется из философии, хотя, строго говоря, остаётся в «семье» философских наук. При этом   понятие «культура» превращается в важнейшую философскую категорию. В XX в. каждый уважающий себя философ уже считал своим долгом высказать особую точку зрения на культуру  и на её взаимосвязь с другими философскими категориями.

Появлению термина «культурология» наука обязана выдающемуся немецкому химику, физику и философу, Вильгельму Фридриху Оствальду (1853–1932). Нобелевский лауреат по химии, и одновременно - философ-идеалист, специализировавшийся в области философии культуры, Оствальд выступил одним из  инициаторов науки о культуре, предложив для неё термин, составленный из латинского слова «cultura» и греческого слова «logos». Однако, широкому вхождению в науку термина «культурология» способствовали труды известного американского исследователя культуры, представителя неоэволюционизма, Лесли Уайта (1900–1975), явившегося основоположником исследования культур в рамках целостной науки.

Современная наука о культуре в своих исследованиях использует общенаучные, базовые (или философские), а также специальные методы исследования. К общенаучным относятся методы, широко используемые в различных науках: описательный, сравнительный (компаративистский), структурный, типологический, системный, моделирования, реконструкции, генетический и т.д. В качестве базовых методов выступают эмпирический, теоретический, обобщения, абстрагирования, конкретизации, анализа, синтеза, индукции, дедукции, формализации, актуализации и т.д.

К специальным методам (или конкретнонаучным, т.е. используемым в границах определенного предмета), сформировавшимся в культурологической исследовательской практике, относятся: метод реконструкции культурных полей, метод моделирования культурных объектов, социокультурный историко-генетический метод, метод социокультурных наблюдений, метод социокультурной рефлексии, метод культуральной классификации. Например, метод социокультурных наблюдений предполагает определение свойств и признаков, по которым можно атрибутировать и узнавать конкретную культуру. Метод социокультурной рефлексии предполагает конструирование понятия «культура» на основе социокультурных наблюдений. С помощью метода культуральной классификации группируют различные формы проявления культуры, создают типологии культурных объектов. Историко-генетический метод в культурологии предполагает изучение генезиса, происхождения культурных явлений и объектов. Метод реконструкции культурных полей связан с восстановлением приблизительного целостного облика «культурного поля» - особой системы, обусловливающей культурную общность людей. Метод моделирования предполагает выявление и характеристику конструктивных частей исследуемого объекта; этот метод применяется и в проектировании объектов культуры. [1]

   Говоря о структуре современного культурологического знания, следует заметить: с одной стороны, существуют «культурологические науки»,  с другой стороны - учебная дисциплина «культурология», которая в отличие от чисто научных направлений, представляет собой синтез и краткое обобщение достижений культурологических наук.

 В рамках культурологических наук профессиональные культурологи, философы, социологи, историки, лингвисты, психологи изучают многозначный и многогранный феномен - культуру человеческого общества во всём его многообразии. Пишутся научные труды, защищаются диссертации, проводятся научные конференции. Одна из важнейших особенностей культурологического знания – его тесная связь как с социальными, так и с гуманитарными дисциплинами. Наука о культуре имеет комплексный характер и использует достижения как социального, так и гуманитарного знания: философии, социологии, исторических наук, этнографии и этнологии, лингвистики, психологии и т.д., и поэтому может быть отнесена к числу социально-гуманитарных дисциплин. С точки зрения теории культуры, культурологическая наука – это «системная рефлексия о культуре как целостности. Она включает в себя исторические, социологические, антропологические, философские, этнографические, религиозные, художественные и иные аспекты культуры».[2] Объектом исследования науки о культуре выступает сложный и многогранный феномен – человеческая культура. Предметом исследования могут выступать свойства, особенности культуры, её формы, виды, типы, функции в обществе, процессы её изменчивости и т.д.

В современной структуре культурологического знания выделяют  три основных направления:   теория культуры (часто сближается с философией культуры), которая занимается обобщением накопленного  эмпирического материала, его систематизацией; история культуры, которая изучает существовавшие в прошлом культуры, типологизирует их, выводит закономерности исторического развития культуры; прикладная культурология, которая занимается изучением культур, существующих в настоящее время. В рамках данного направления можно выделить, во-первых, социологию культуры и социальную культурологию, исследующие современные культуры и использующие методы социологии. Во-вторых, в рамках прикладного направления выделяется антропологическое, занимающееся изучением традиционных культур (живущих более или менее обособленно от современной техногенной цивилизации, опираясь преимущественно на традиции предков); данное направление использует методы этнологии и эмпирический материал, предоставляемый этнографией. Кроме того, прикладная культурология занимается выработкой культурных программ и проектов.

Поскольку наука о культуре относится к социально-гуманитарному знанию, её структуру иногда представляют в виде двух  основных частей: 1) гуманитарного культуроведения, основанного на познании внутренних закономерностей важнейших компонентов духовной культуры, - религии, морали,  изобразительного искусства, науки, языка, литературы и т.д.; 2) социальной культурологии, обеспечивающей «социологический взгляд» на культурные явления, на повседневную жизнь общества, призванная выявить культурный подтекст происходящих в социуме событий и явлений.

В качестве гуманитарного культуроведения, наука о культуре широко использует данные и методы гуманитарных наук: филологии, лингвистики, эстетики, педагогики, психологии, исторических дисциплин, в частности, археологии, искусствоведения, этнографии и т.д. Как социальная дисциплина, культурологическая наука основывается на социологии, этнологии, религиоведении, истории религии,  истории философии и т.д. Наиболее тесно взаимосвязана наука о культуре с философией культуры, культурной антропологией и социологией культуры.

Собственно в рамках философии культуры и происходило окончательное становление науки о культуре. Одним из влиятельных философских направлений, в русле которых формировались культурологические теории, было неокантианство. В рамках данного направления впервые начал разрабатываться аксиологический подход к культуре, предполагавший, что культура – это не столько предметный мир, сколько то, что является для нас ценностью и имеет смысл. Наиболее известными представителями неокантианства для теории культуры являются М. Вебер, основоположник «понимающей социологии» (см. ниже ),  Г. Риккерт и   В. Виндельбанд. Немецкий философ Генрих Риккерт (1863–1895) понимал фило­софию как учение о ценностях, считая, что и в науках о культуре, и в истории все явления должны быть связаны с определенными ценностями (например, истина, святость, красота и др.). Другой представитель данного направления, немецкий философВильгельм Виндельбанд (1848-1915)является одним из основоположников «философии ценностей», в рамках которой решались  вопросы соотношения между сущим (природой) и должным (нормативным – т.е. культурой). 

Другое значительное направление, в рамках которого разрабатывались культурологические концепции - «философия жизни», сложившееся в конце XIX в. Импульсом к развитию этого направления послужили философия романтизма и иррационализма. Основоположником европейского иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788-1860), противопоставивший идее философов-рационалистов о разумности мира тезис о том, что мир неразумен, т.к. человеком управляют слепая воля, инстинкт, страх и отчаянье. Начало «философии жизни» положил Ф. Ницше, идеи которого были развиты  О. Шпенглером и В. Дильтеем.  Центральное понятие данного направления - «жизнь» как первичная реальность, целостный процесс, творческое, непрерывное становление «живого», которое противостоит неорганическому миру. В понятие жизни включалось и биологическое, и культурно-историческое. Жизнь находится в постоянном движении, она выше любой целесообразности, поэтому на первом месте в познании должны быть не рациональные, а интуитивные формы познания (понимание, мифология, символическое и образное познание). 

Основателем направления «философии жизни»являетсяФридрих Ницше (1844-1900). Если у А. Шопенгауэра основой всего сущего, выступает воля к жизни, то у Ф. Ницше – безотчётная и слепая воля к могуществу, утверждающая власть сильного над слабым. Философ превозносилжизненный инстинкт, стихийность, а также «аристократизм» и культ «сверхчеловека», относя к числу «сверхлюдей», «избранных» тех, кто наделён особыми интеллектуальными и интуитивными способностями постижения бытия. Ф. Ницше сформулировал фундаментальную оппозицию двух основных начал европейской культуры: «аполлонического» и «дионисического». Оба начала появляются из хаоса жизни. Трагическое «дионисическое» переживание первично, имеет музыкальный, звуковой характер, связано с культом Диониса, оргиями и вакханалиями. Другое понимание мира – «аполлоническое», по мнению Ф. Ницше, появляется как «замещение» первого, осуществляемое прекрасными образами и формами изобразительного искусства, а позже - философией с её идеальными понятиями и представлениями. «Примирялись» оба указанных начала культуры, с точки зрения философа, в древнегреческой трагедии. В рационализме Ф. Ницше видел попытку установить господство интеллекта над жизнью, стремление «подавить жизнь разумом», проявившееся сначала в сократической философии, затем – в христианской религии, скрывающей бытие за «фикциями» неба и Бога, позже на место философии и религии встала наука, основанная на «фикциях» интеллекта, закона, научных истин. В этом Ф. Ницше видел истоки и причины кризиса европейской культуры, и, вслед за романтиками,  подчёркивал роль искусства  как вида иллюзии, более непосредственно связанного с истинной жизнью.

Одним из известнейших последователей Ф. Ницше явился немецкий философ, историк и теоретик культуры Освальд Шпенглер (1880–1936), также представляющий «философию  жизни». Его концепция цикличе­ского развития культуры оказала громадное влияние на культурологическую мысль ХХ в. Философ резко противопоставил понятия куль­туры и цивилизации: если в процессе восходящего развития культура расцветает и приносит духовные плоды, то на цивилизационной стадии, нисходя, органические формы культуры «закостеневают» и превращаются в механистические. 

Иной вариант «философии жизни» связан с именем немецкого историка культурыВильгельма Дильтея (1833-1911), важнейшая заслуга которого – разработка метода герменевтики, психологической реконструкции, предполагающего целостное восприятие исторических культурных систем. Герменевтика в античном понимании – искусство перевода, истолкования, связана была с искусством аллегорической интерпретации, раскрывающей второй смысл текста. В философию герменевтика пришла благодаря трудам немецкого теолога и философа Фридриха Шлейермахера (1768-1834), который разрабатывал универсальное учение о понимании и интерпретации художественных текстов с целью воспроизведения первоначального замысла автора, на основе совмещения духовных миров интерпретатора и интерпретируемого. Герменевтика Дильтея – метод понимания письменно зафиксированных проявлений жизни, исходящий из предположения, что кроме текста и интерпретатора всегда присутствует связующее их звено – «культурно-историческая реальность ». Среди наиболее известных последователей В. Дильтея – М. Вебер и создатели философской герменевтики, М. Хайдеггер и Г. Гадамер. Основатель философской герменевтикиХанс Георг Гадамер (1900-2002) считал фундаментальным способом человеческого существования понимание, которое осуществляется в рамках культурно-исторической традиции. Философ рассматривал отношение между текстом и интерпретатором как диалог, важнейшими условиями  которого выступают осознание интерпретатором своих предрассудков, принадлежности к определённой исторической традиции и  его открытость к истине текста.

Ещё одно философское направление, связанное с культурологической проблематикой, - феноменология Эдмунда Гуссерля (1859-1938). До Гуссерля под феноменологией понимали описательное исследование, предшествовавшее всякому объяснению явлений. Э. Гуссерль рассматривал феноменологию как «универсальную науку о духе»,  одной из главных целей которой  считал раскрытие мира повседневной жизни как основы всяческого познания. При этом начинать изучение мира повседневности философ предлагал с исследования сознания, поскольку важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком: «жизненный мир» наполнен смыслами сознания. По мнению философа, в истории духа любой культуры  можно обнаружить внутренне присущую ей «врождённую» разумную цель – «телос»; например, телос европейской культуры связан с рационализмом, с развитием науки и философии.

Методы феноменологии оказали влияние на развитие ряда философских направлений ХХ в., в частности,   экзистенциализм, который возник в начале 1920-х гг. в Германии, Франции и России. Экзистенциальная философия, в целом, – свободное размышление, исходящее из общего принципа концепции и окрашенное личными интонациями, переживаниями философа. Существует большое количество течений, философских и литературных мотивов данного направления, однако общим исходным понятием экзистенциализма является «экзистенция», или существование, в соотношении с понятием «сущность» означающее внешнее бытие вещи. Для всех экзистенциалистов характерно убеждение в том, что единственно подлинной действительностью можно признать лишь бытие человеческой личности. Человек существует, следовательно, мыслит, чувствует, живёт, а уж затем – определяет себя в мире; человек сам творит себя и выбирает свою жизнь, однако в своих чувствах он одинок, его бытие – драма, а мир абсурден и чужд. При этом объективной истины нет, так как в экзистенциальном контексте истина – понятие субъективное.

Экзистенциалистов традиционно делят по национальному принципу, выделяя немецкий, французский, русский экзистенциализм. Кроме того, в экзистенциальной философии можно выделить религиозный экзистенциализм (к наиболее известным представителям относятся К. Ясперс, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, М. Бубер) и атеистический экзистенциализм (среди наиболее известных представителей Ж.П. Сартр, А. Камю, К. Мерло-Понти, М. Хайдеггер).  К экзистенциальному направлению относят и философию Х. Ортеги-и-Гассета, который разрабатывал также игровую концепцию культуры. При рассмотрении культурологической проблематики особенно важно обратиться к концепциям таких экзистенциалистов, как К. Ясперс, Н.А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет.

Николаю Александровичу Бердяеву (1874–1948), русскому философу, литератору, публицисту, принадлежит мысль о превращении человеческого рода в «человечество». В осознании человечеством своей общности философ огромную роль отводит христианству. Культуру Н.А.Бердяев понимал как «начало вечности»: падение каждой великой культуры – катастрофа в истории, но не смерть культуры, которая едина и вечна, просто переживает разные моменты своей жизни. В своём понимании различий между культурой и цивилизацией Н.А.Бердяев был близок концепции О. Шпенглера.

По мнению немецкого философаКарла Ясперса (1883-1969), истинное бытие не познаётся наукой, а осознаётся душой человека при помощи философии, главная цель которой – помочь человеку понять своё место в мире и научиться быть самим собой. Мыслитель предложил вариант экзистенциального постижения истории на основе эмпирических фактов. Центральным понятием философско-исторической концепции К. Ясперса является «осевое время», связанное с «прорывом» мифологического мировосприятия, зарождением мировых религий, философского и научного знания, началом становления единого культурно-исторического процесса, в который к ХХ в. оказалось вовлечённым почти всё человечество.

Испанский философ, писатель и публицист Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) утверждал, что человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его людей и обстоятельств; в качестве «философии жизни» мыслитель предложил идею соединения «Я» и вещей. В ряде работ Х. Ортега-и-Гассет рассматривал кризис культуры ХХ в., в особенности феномен массовой культуры, связанный с появлением большого количества «людей массы», пользующихся плодами цивилизации и не задумывающихся об ограниченности своего существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: