Тема 3. Языки и символы культуры. 2 страница

Значительный вклад в современную науку о культуре внесли представители структурализма и постструктурализма, например, К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Деррида. Отношения между данными направлениями философской мысли достаточно сложные: постструктурализм не оформился как самостоятельное направление, не имеет чёткой программы, и, в результате, сосуществует как со структурализмом, так и с постмодернизмом. Причём «развести» все три явления сложно: подчас одни и те же авторы признаются одновременно теоретиками всех трёх направлений.

 К выдающимся представителям структурализма относится французский этнолог Клод Леви-Стросс (1908—2009), занимавшийся изучением мифологического сознания. Учёный считал, что необходимо перейти в развитии этнографии и этнологии от регистрации фактов к структурной антропологии, которая поможет выявить структурные элементы бессознательного; выявив структуру разума, мы сможем познать и структуру человеческой реальности, и структуру Вселенной. Учёный идеализировал первобытную логику как инструмент рационального освоения окружающего мира: по мнению К. Леви-Стросса, ментальные структуры никогда не осознаются и не изменяются в ходе истории, поскольку даны самой природой и отображают биологический характер человеческого мозга.

Другой лидер структурализма, а позже – виднейший идеолог постструктурализма  - французский философ Ролан Барт (1915-1980), считавший текст орудием закрепощения личности, отчуждения слова: по мнению учёного, слово означает не столько то, что хотел бы сказать говорящий, сколько то, что требует говорить общество. Р. Барт разрабатывал теорию нового типа творчества, которое освободило бы слово от отчуждения,  обосновал понятие «Текста», принципиально отличающегося от традиционного произведения открытостью, в котором, помимо авторской воли, реализуется множество смыслов и кодов, свободная игра которых порождает у читателя «экстатическое наслаждение». 

Другим лидером постструктурализма выступил французский философ, эстетик, теоретик культуры, Жак Деррида (1930-2004), идеи которого стали также одним из основных источников эстетики постмодернизма. Ж. Деррида изучал «неструктурные» внешние элементы структуры (случайность, аффекты, желания, телесность, власть, свободу и.т.д.), явился автором теории «деконструкции» - аналитического расчленения различных текстов европейской гуманитарной культуры с целью выявления опорных понятий прошедших эпох. Человеческую деятельность философ рассматривал как чтение безграничного текста мира.  

Французский философ и культурологМишель Фуко (1926-1984) начинал научную деятельность как структуралист, позже перешёл на позиции постструктурализма и постмодернизма. М. Фуко вместо «доксологии» - представления о наличии единой и непрерывной истории и культуры, - предложил «археологию», изучающей глубинный архаический уровень культуры, обозначенный термином «эпистема». «Эпистемы» - «фундаментальные коды» культуры, которые находятся в сфере бессознательного и пронизывают реальный мир, упорядочивая и определяя конкретные формы мышления и знания. М. Фуко разрабатывал также понятие «дискурса» («дискурсивного события»), суть которого в связях и отношениях между высказываниями,  означающими правила или закономерности и   управляющими событиями. 

Создателем структурного и лингвистического психоанализа является французский философ и психоаналитик Жак Лакан (1901-1981). Ж. Лакан стремился возвратить понятию либидо смысл, связанный с воплощением творческого начала в человеческой жизни.  Стремясь рационально истолковать бессознательное, учёный исходил из того, что  оно структурировано также, как язык. В своей концепции языка Ж. Лакан предлагал образ языковой сети, опутывающей мир и превращающей его в ироничный текст. Этот образ позже стал важнейшей доминантой в эстетике постмодернистской культуры.

Постмодернизм поставил себе задачей показать мысль, находящуюся в процессе становления. Стиль и формы философствования постмодерна приближены к художественным текстам. Среди виднейших представителей  данного направления – М. Фуко, Ф. Лиотар, Ж. Деррида. К выдающимся теоретикам постмодернизма относится французский философ-эстетик Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998), рассматривавший постмодернистский этап в развитии искусства  как время воображения, экспериментов и сатиры. Искусство мыслитель связывал с истечением творческой энергии либидо, а главной характеристикой искусства считал интенсивность эстетического наслаждения, которое, по мнению философа, отличается бесполезностью: величайшее искусство должно производить бесполезные «видимости».

Одну из важнейших отраслей культурологического знания в настоящее время представляет социология культуры, различные направления  которой занимаются исследованием процессов функционирования культуры в обществе, динамики развития и процессов современной культуры, соотношении традиций и новаторства, а также тенденций развития культуры, проявляющихся в образе жизни, поведении и сознании различных социальных групп. В рамках социологии культуры проводится социологический анализ культурных институтов, изучение культурного содержания различных процессов в развитии общества (например, модернизации, демократизации, урбанизации, миграции, глобализации и т.д.). Современная социология культуры активно занимается эмпирическими исследованиями, используя такие методы, как социологический опрос, интервью, включенное наблюдение, анализ документации и социальной статистики. Кроме теоретических и эмпирических исследований, социология культуры связана и с решением чисто практических задач современности, предлагая способы решения проблем и противоречий.

Развитие социологии культуры связано с важнейшими этапами и направлениями в становлении социологического знания в целом.  Выделяют несколько основных концепций, связанных с развитием социологических представлений о культуре.  В первую очередь, следует упомянуть эволюционистский подход, в своей классической форме присутствовавший в работах социологов Г. Спенсера, О. Конта, Э. Дюркгейма. Французский философ, основатель пози­тивизма Огюст Конт (1798–1857) ввел в употребление сам термин «социология». По мнению О. Конта, социология венчает иерархию основных, «позитивных» наук, в числе которых математика, астрономия, физика, химия, биология. С точки зрения учёного, общественные явления, в том числе и явления культуры, образуют социальный организм и могут быть объяснены как звенья, включенные в его функционирование. Другим  представителем позитивизма был английский философ и социологГерберт Спенсер (1820–1903), центральное место в философии которого занимает идея эволюции общества как плавного и постепенного прогресса.

Выдающийся французский социолог и антропологЭмиль Дюркгейм (1858—1918) рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов, отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию», зафиксированному в религии, морали, праве, а социальные факты рассматривал как элементы культуры. Идеи мыслителя оказали большое влияние на развитие науки о культуре, особенно его представление о тесной связи между социальными и духовными факторами. Значительный вклад в развитие науки о культуре внёс и основоположник «понимающей социологии», немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920). Методу О. Шпенглера -«вживания» и «вчувствования» в культуру – М. Вебер противопоставил естественнонаучный способ «объяснения». М. Вебер считал, что при исследовании культуры необходимо сделать понятным культурное значение, смысл каждого факта. С точки зрения мыслителя, человек  не может не оценивать мир,  и потому понятия культуры – ценностные понятия, а, поскольку человеческий мир организован смысловым образом,  постольку культура – мир смыслов. Особое значение имеет разработанное М. Вебером понятие идеального типа религии, на основе которого выявлялось соотношение между религиозными представлениями и особенностями хозяйственной деятельности; например, учёный считал предпосылкой для развития современного индустриального общества протестантизм, в основе которого такие ценности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчётливость,  формировавшие соответствующие формы поведения и способы хозяйствования. 

 К числу крупнейших социологов ХХ в., чьи труды наиболее значимы для культурологических наук, относятся американские учёные П.А. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мёртон. Благодаря их научным достижениям теоретическое направление социологии всё более опиралось на эмпирические данные. Русский и американ­ский социолог и культуролог, Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) разработал учение о социокультур­ной динамике: теорию повторяющихся фаз в жизни большинства культурных суперсистем (подробнее о теории П.А. Сорокина см. ниже).   Американский социолог, Роберт Кинг Мёртон (р. 1910-) - один из ведущих теоретиков структурно-функционального направленияв социологии; широко известен как основатель«теорий среднего уровня», изучающих отдельные сферы и явления в жизни общества, например, семью, молодежь, труд, специфику городской и сельской жизни. Американский социолог-теоретик, Толкотт Парсонс (1902-1979) – один из создателей теоретической социологии и социальной антропологии ХХ в., представитель структурно-функционального анализа в социологии. Т. Парсонс рассматривал культуру как совокупность всех духовных и материальных достижений, выступающих результатом человеческой деятельности на уровне двух систем: социальной и культурной.

Говоря о взаимосвязях культурологических наук с различными направлениями гуманитарного знания, следует отметить тот факт, что в зарубежной науке теория культуры выступает под названием «культурной антропологии» (США), или «социальной антропологии» (Великобритания). Специфика американской и британской науки о культуре заключается не только в тесной взаимосвязи с проблематикой философской антропологии, социологии, психологии, но и в активном взаимодействии с этнографией и этнологией. Можно даже сказать о тесном переплетении этнологии и теории культуры в американской и британской науке.

Традиции американской культурантропологии были заложены Францем Боасом (1858-1942), который считал, что существуют особые законы, управляющие развитием культуры; задача культурантропологии – открыть эти законы и выяснить, посредством каких процессов культура достигает новых ступеней развития. По мнению Ф. Боаса, необходимо не столько изучать сами контакты между культурами, сколько результаты влияния этих контактов; поэтому одним из приоритетных направлений в исследованиях американских антропологов ХХ в. было изучение аккультурации - явления, возникающего при взаимодействии и взаимовлиянии культур.

В американской культурной антропологии выделяется несколько значительных направлений, в частности, этнопсихологическое, релятивистское, историческое, «универсалистское» (разрабатывавшее универсальную модель культуры). Основоположником этнопсихологического направления выступил Ф. Боас. Среди наиболее видных представителей этнопсихологии ХХ в. – Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид. По мнениювыдающегося культурантропологаРутФултон Бенедикт, (1887-1948) психология народа определяет его культуру; по словам исследовательницы, культура – это «индивидуальная психология, отражённая на большом экране». Американский психоаналитик и культурантропологАбрам Кардинер  (1891-1981) изучал проблемы взаимоотношений культуры и личности в разных обществах, рассматривая личность как результат адаптации индивида к условиям среды. Учёный развивал концепцию «базисных типов личности», представлявшую собой попытку применения психоанализа в антропологии. Ученица Ф. Боаса и Р. Бенедикт, Маргарет Мид (1901-1978), создала оригинальную типологию культур на основе специфики взросления в разных культурных традициях, ввела в науку представления о конфигуративных, постфигуративных и префигуративных культурах.

Другое направление в культурной антропологии пыталось решить вопрос о соотношении общечеловеческого, национального и этнического в культуре, разрабатывая универсальную модель культуры. В 1930-1950-х гг. ряд американских и британских антропологов (Д.П. Мёрдок (США), Б. Малиновский (Великобритания), К. Уисслер (США)) занимались построением этой универсальной модели. Американский антропологДжордж Питер Мёрдок (1897-1985) сформулировал и обосновал идеи универсальной культурной модели и культурных универсалий. Д. Мёрдоку принадлежит также концепция эволюции систем родства: с точки зрения учёного, все формы родства детерминированы экологическими условиями, определяющими также хозяйственный тип. Большое внимание генезису культуры, универсальным моделям культурного поведения, проблемам культурной диффузии и адаптации уделял американский антрополог, этнолог, этнографКларк Уисслер (1870-1947). Учёный описывал культуры в их взаимосвязи и взаимодействии с природной средой, создав схему целостного культурного комплекса, куда входят язык, письменность, материальная культура в целом, искусство, религиозная практика, мифология, семья, социальная система, собственность,  управление и т.д..

Среди наиболее известных представителей культурного релятивизм а в американской культурантропологии- американский этнограф и антрополог Мелвилл Джин Херсковиц (1895 - 1963). С позиций культурного релятивизма (или культурной относительности)  не существует никаких универсальных культурных ценностей, никакой «образцовой» модели развития, никакого единого всемирно-исторического процесса, имеющего единую направленность и единую закономерность. Историко-культурный процесс М. Херсковиц представлял в виде суммы разнонаправленно развивающихся культур, у каждой из которых должны быть  собственные критерии прогресса, понятие которого учёный считал относительным.  Кроме того, изучая процесс аккультурации, М. Херсковиц ввёл в науку и обосновал понятие инкультурации как приобщения индивида к традициям родной культуры, означавшего одновременно и сам процесс, и его результат. Американская культурная антропология, в отличие от английской социальной антропологии, ставила в центр изучения культуру, а не общество и потому термин «инкультурация» был для нее более органичным, чем «социализация». Вместе с тем,  оба термина имели близкий смысл, и четкого разделения между ними не проводилось.

Видным представителем другого направления в американской культурантропологии так называемой « исторической школы», является антрополог, культуролог, этнолог, ученик Ф. Боаса, Альфред Луис Крёбер (1876-1960). Учёный рассматривал отдельные культуры как целостности, исследуя периоды зарождения, роста, расцвета и упадка,  опровергая точку зрения О. Шпенглера, утверждавшего, что после периода расцвета культура обречена на умирание. С точки зрения А. Крёбера, в каждой конкретной культуре есть уникальное и неповторимое содержание, однако целью исследования должно быть обнаружение общих, универсальных свойств, для чего необходимсравнительный анализ. Американский антропологКлайд Клакхон (1905-1960), известный своими исследованиями индейских культур, сочетавшими этнографические описания с теоретическим анализом исследуемых проблем; внёс значительный вклад в теорию культурных паттернов и ценностей, представив концепцию «скрытых (имплицитных) культурных паттернов» - не осознаваемых членами общества «регулярностей» поведения.

К наиболеезначимым представителям британской социальной антропологии ХХ в. относится её основоположник – Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун (1881-1955), развивавший структурно-функциональный подход в антропологии. Находившийся под влиянием позитивизма,   учёный был приверженцем естественнонаучных методов исследования и придавал большое значение сбору эмпирического материала. Своей целью А. Рэдклифф-Браун считалсоздание «естественной науки об обществе», которая должна выяснить, как общества структурированы, как они функционируют, как они развиваются.Одним из наиболее известных представителей британской социальной антропологии  является этнограф и социолог польского происхожденияБронислав Каспер Малиновский (1884-1942). Культуру  учёный понимал как целостную, интегрированную, согласованную систему, и потому выступал против рассмотрения каких-либо  явлений в отрыве от культурного контекста. Считая культуру универсальным феноменом, Б. Малиновский видел возможности для сравнительного анализа культур, способного  выявить универсальные культурные закономерности. Учёный придавал большое значение полевым исследованиям, ведь чтобы понять чужую культуру, её надо увидеть изнутри, наблюдая повседневную жизнь изучаемого народа; и чтобы сравнивать культуры, также необходимо большое количество эмпирических фактов. 

Особым направлением в науке о культуре выступает историческая антропология, связанная с историей ментальностей и историей повседневности. Основоположниками исторической антропологии считаются представители «новой исторической науки» во Франции, или истории ментальностей, обратившие пристальное внимание на «образ человека» в истории и стремившиеся объяснить социальные явления факторами, обусловленными коллективной психологией. К наиболее известным представителям исторической антропологии ХХ в. относятся М. Блок, Л. Февр, Ж. Дюби, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф.  Представители «новой исторической науки»  стремились повернуть историческую науку от изучения исключительно объективных социально-экономических отношений к исследованию духовной жизни, коллективного образа чувств, представлений о мире, умонастроений, способов мыслить, к поиску глубинных и устойчивых структур сознания, формирующих менталитет.

Разумеется, предложенный обзор основных философских направлений не должен создавать иллюзию того, что концепции культуры создавались исключительно в зарубежной науке. Среди наиболее выдающихся представителей отечественной науки о культуре следует назвать М.С. Кагана, разрабатывавшего синергетический подход к культуре, Э.С. Маркарьяна, сторонника технологической концепции культуры, впервые в отечественной науке начавшего применять термин «культурология», разрабатывавшего системный подход к культуре, А.Я. Гуревича, наиболее значительного представителя истории ментальностей в отечественной науке, Б.В. Маркова, известного своими исследованиями в области философской и исторической антропологии, М.М. Бахтина и В.С. Библера, разрабатывавших концепцию «диалога культур», а также виднейших представителей семиотики ХХ в. - Ю.М. Лотмана, М.К. Петрова, В.В. Иванова, В.Н. Топорова и др.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Какова структура современного культурологического знания?

2. Назовите основные методы, которые использует наука о культуре.

3. Когда появился термин «культурология» и кто его предложил?

4. Каково происхождение термина «культура»?

5. Как понимали феномен культуры в эпоху античности»?

6. Когда начинается систематическое изучение человеческой культуры?

7. Что такое «классическая модель культуры»? Когда она сложилась,  кто её создавал?

8. Как соотносятся теория культуры, философия культуры и социология культуры?

9. Как соотносятся теория культуры и культурная антропология?

Темы для обсуждения на семинарском занятии:

 1. Понятие «культура» и его развитие в языке и общественной мысли.

2. Проблема перехода от биологических форм бытия к социокультурным. Этапы антропогенеза, социогенеза и культурогенеза.

3. Выдающиеся достижения первобытной культуры.

4. Религиозные верования первобытного общества и их трансформация в современных условиях.

5. Повседневный мир первобытного охотника.

Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения:

1. Гуревич, П. С. Культурология: учеб. для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. - 280 с.

2. Кравченко, А. И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Gaudeamus, 2008. - 496 c.

3. Культурология: учеб. для студентов технических вузов / Н. Г. Багдасарьян и др. – М.: Высшая школа, 2007. - 495 c.

3. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Альфа-М - ИНФРА-М, 2009. – 413 с.

4. Культурология: учеб. для вузов / под ред. М. С. Кагана, Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2010. – 566 с.

5.Культурология: учеб. пособие / Т. Н. Волобуева и др., сост., отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Библионика, 2007. – 303 с.

6. Культурология. История мировой культуры: учеб. / под ред. А.Н. Марковой.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.  – 638 с.

7. Культурология: энциклопедия: в 2-х т./ под ред. С. Я. Левит. – М.: РОССПЭН. – 2007. - Т. 1. – 1391 с. – Т. 2. – 1183 с.

8. Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. – СПб: Питер, 2008. – 592 с.

 

Тема 2. Сущность и функции культуры. Основные понятия культурологии.

Поскольку наука о культуре является достаточно «молодой», именно этим иногда объясняют отсутствие у неё какой-либо единой теории, общей концепции. Однако, возможно, такой концепции у науки о культуре не будет никогда, уже в силу самого её «происхождения»: нет и быть не может какой-либо единой концепции у философии - сколько философов, столько и концепций человека, бытия, пространства, времени. Очевидно, с наукой о культуре дело обстоит аналогично. Следует отметить и многозначность самого феномена культуры, который каждый исследователь рассматривает со своей точки зрения, под особым углом зрения. Понятие «культура» многозначно и многогранно: можно говорить о культуре личности, культуре поведения, культуре речи, культуре питания, сельскохозяйственных культурах, а также экономической, политической, художественной культуре, национальных культурах и т.д. В связи с этим, когда мы произносим слово «культура», мы в первую очередь вынуждены обратить внимание на контекст, в котором употреблён в данный момент этот термин. 

Многозначность феномена культуры предопределяет многообразие подходов к его пониманию и определению. Современные исследователи культуры насчитывают более 500 определений культуры. Одним из самых первых и «классических» определений культуры является определение, предложенное английским этнографом-эволюционистом Эдуардом Бернеттом Тайлором (1832-1917): культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. К числу наиболее обобщающих определений можно отнести следующее: культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества.

Говоря о множественности подходов к пониманию культуры, надо заметить, что, учитывая многогранность данного феномена, каждый подход будет по-своему правильным, отражающим какие-либо особые грани культуры. Попытаемся перечислить наиболее распространённые и известные в современной науке взгляды на культуру. Можно предположить, что на первое место следовало бы поставить некий «философский» подход, однако все обозначенные ниже подходы в большей или меньшей мере являются философскими. Среди наиболее востребованных научных взглядов на культуру в настоящее время выделяются антропологический и   семиотический.

Антропологический и близкий ему технологический или деятельностный подход к  пониманию культуры имеет прямое отношение к философской антропологии, предметом которой является внутренний мир человека. Антропологический подход рассматривает культуру через призму человеческого духа и человеческой деятельности. При этом культура выступает своего рода «технологией» человеческой деятельности. Согласно технологическому подходу, культура – это своего рода мир человеческой деятельности и её результатов в широком смысле слова: подразумевая как созидательную, так и разрушительную деятельность людей.

Один из важнейших в современной науке подход к пониманию культуры семиотический, который связан с семиотикой культуры. Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Термин «семиотика» происходит от греческого слова «semeion» – «знак». Информационно-семиотическое понимание культуры связано с представлением о том, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Семиотика исходит из принципиального отличия деятельности человека от деятельности других живых существ, которое состоит в осмысленности. При этом продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называются «артефактами» (в переводе с латинского языка – «сделанные искусственно»). К артефактам относится всё, что создано человеком: идеи, средства, использованные в ходе деятельности и способы действий. Артефактом является и сам человек как творение культуры, а также те изменения, которые он производит в своём теле и в своей душе, включая его мысли и чувства. Можно сказать, что культура – своего рода «мир артефактов».

Представление о культуре как о мире смыслов человеческой деятельности составляет важнейшую фундаментальную, сущностную характеристику культуры. Основываясь на двух вышеуказанных направлениях в теории культуры, можно вывести своего рода сущностное определение феномена культуры: культура – это, с одной стороны, мир человеческой деятельности и её результатов, а с другой – мир тех смыслов и значений, которые человек вкладывает и в свою деятельность, и её результаты.

Среди наиболее известных подходов к пониманию культуры также аксиологический, разрабатывающийся в рамках аксиологии культуры. «Аксиология» в переводе с греческого языка  означает «науку о ценностях». Данное направление рассматривает культуру с точки зрения ценностей, господствующих в том или ином обществе и, в конечном счёте, определяющих и характер культуры, и характер развития данного общества. Хотя исследователи признают, что всякая классификация ценностей по их типу или уровню обязательно будет условной, существует ряд концепций, выстраивающих ценностные иерархии. В качестве примера можно привести классификацию ценностей, предложенную немецким философом Максом Шелером (1874-1928): «чувственные» ценности («приятное - неприятное»), «жизненные» («благородное - пошлое»), «духовные» (морально-правовые и эстетические: «справедливое – несправедливое», «правое – неправое», «прекрасное – безобразное» и т.д.), гносеологические (то есть познавательные – «чистое познание»), а также «ценности святости», или высшие ценности, под которыми М. Шелер понимал, в первую очередь, ценности религиозные.

Широко известна также иерархия ценностей, предложенная русским философом Николаем Онуфриевичем Лосским (1870–1965), построившим свою концепцию на основании выделения «субъектов ценности» (от электрона до человека), проходящих последовательные ступени эволюции:  неорганический этап (субъект «должен быть»), растительный (субъект «должен быть живым»), животный (субъект «должен быть сознательным»), человеческий (субъект «должен быть разумным»), божественный (субъект «должен быть совершенным»).

Современная наука выделяет следующие группы ценностей,  охватывающих основные сферы деятельности человека: 1. морально-этические (любовь, совесть, честь, верность и т.д.); 2. религиозные (Бог, вера, спасение, священное предание, священные таинства); 3. социальные (семья, профессия, самореализация личности, социальная роль и статус); 4. политические (политическая власть, государство и его суверенитет, партия); 5. правовые (закон, права человека, правопорядок и т.д.). 6. эстетические (представления о прекрасном и безобразном, о красоте, гармонии, стиле, идеале); 7. витальные (всё, что связано с обыденной жизнью и телесностью человека, его выживанием, размножением, безопасностью, удовольствиями).

Существует также   социологический подход к пониманию культуры, развиваемый социологией культуры и социальной культурологией. В  рамках   данного подхода культура рассматривается с точки зрения её функций в человеческом обществе.  К основным   функциям культуры относят: 

созидательную, творческуюили креативную (от лат. созидать);

адаптивную, которая связана с адаптацией к природным условиям, к социальной среде, социальным ролям и т.д.);

защитную, которая способствует защите от природной среды;

коммуникативную, обеспечивающую общение между отдельными людьми, социальными группами и культурами;

функцию трансляции социально-культурного опыта - также одна из важнейших функций культуры. Она связана с передачей социокультурной информации от поколения к поколения, от учителя к ученику, от культуры к культуре;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: