Тема 3. Языки и символы культуры. 6 страница

В отличие от истории культуры, изучающей конкретные и уникальные события и явления, философия и теория культуры имеют дело с типическими, универсальными для разных культур процессами, исследуют наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры. Теория культуры строит инвариантные модели культуры и её устойчивых и повторяемых процессов, которые поддаются типологиям и классификациям на основании общих признаков. 

Первая, и одна из наиболее известных теорий социокультурной динамики принадлежит П.А. Сорокину, предположившего, что на протяжении своей истории культурные суперсистемы (государства) переживают последовательную смену циклов развития, или  «флюктуации». При этом характерные черты «флюктуаций» охватывают все  сферы данной культуры. По мнению П.А. Сорокина, в истории последовательно, циклически, сменяются три основных типа культурных суперсистем:

1. Идеациональной, отличающейся господством религиозного мировоззрения. К числу идеациональных учёный относил культуры Древнего Востока, Древней Греции Гомеровского и архаического периодов, европейского Средневековья.

2. Сенситивной, выступающей антиподом идеационной культуры. Культуры сенситивного типа направлены на достижение, в первую очередь, материального благополучия в земном мире. К преимущественно сенситивным П.А. Сорокин относил культуры палеолита, скифскую, эллинистическую, римскую и западноевропейскую культуру Нового и Новейшего времени.

3. Идеалистической культуры «смешанного» типа, то есть обладающей чертами идеациональной и сенситивной, являющейся своего рода промежуточной между обоими основными типами. Учёный рассматривал идеалистический тип культуры  как период равновесия между уходящей в прошлое идеационной культурой и развивающейся сенситивной. К числу таких идеалистических культур относят,, например культуру Древней Греции классического периода и эпоху европейского Ренессанса.

По мнению П.А. Сорокина, смена культурных суперсистем объясняется действием скорее внутренних причин, чем внешних воздействий. Система постепенно  расходует свой запас сил, деградирует, утрачивая способность к порождению новаций и оказывается в состоянии кризиса. Изжившая себя, истратившая свой потенциал суперсистема, должна со временем закономерно уступить место новой.

Современная наука исходит из того, что при наличии некоторых инвариантов, социодинамика различных культур, как и социодинамика их отдельных исторических периодов будет различной, так как в каждом случае будут действовать особые механизмы культуры. Поэтому на разных стадиях исторического развития конкретной национальной   культуры будут преобладать различные типы социодинамики. Например, социодинамика культуры Киевской Руси и социодинамика русской культуры эпохи Петра I будут кардинально отличаться друг от друга. В качестве общего «фундамента» социокультурных процессов современная наука рассматривает менталитет данной культуры, объединяющий на уровне коллективного бессознательного различные эпохи в истории определённой культуры.

По мнению Ю.М. Лотмана, не бывает «чистых» исторических процессов, которые соответствовали бы схемам исследователей, «реальная картина» исторического процесса гораздо сложнее,  она полна случайностей, «беспорядочна» и непредсказуема. Но именно эта «беспорядочность» истории с переплетением исторических событий и непредсказуемыми случайностями составляет, по словам учёного, ценность истории. Ю.М.Лотман отмечал, что процессам культуры присущи ритмы - постепенные и взрывные, – чередование эволюционного и скачкообразного развития. При этом, постепенные, и взрывные процессы в культуре одинаково необходимы, они взаимно дополняют друг друга. Кроме того, процессы культуры имеют разные темпы, например, в развитии различных элементов культуры. Известно, что быстрее всех изменяется наука, религия же обычно наиболее устойчива к изменениям. При рассмотрении процессов культуры важно также соотношение факторов закономерности и случайности.

Несмотря на специфику конкретных культур и особенности различных исторических периодов, теория культуры выделяет ряд универсальных  культурных процессов, присущих любому обществу и любой эпохе.  В связи с этим существует ряд типологий культурных процессов. Процессы культуры могут быть разделены, во-первых, на социальную микродинамику и макродинамику. Микродинамическими называются процессы культуры, прослеживаемые на протяжении небольших периодов времени (например, жизни одного – двух поколений людей). Наиболее ярким примером микродинамики могут быть экономические спады и подъёмы. Макродинамические процессы культуры прослеживаются на протяжении длительных отрезков времени и связываются  с историей цивилизаций, формаций, культурно-исторических типов, династий, эпох, вплоть до всеобщей истории. Во-вторых, процессы культуры делят на динамику внутренних процессов (например, внутри данной культуры), и динамику внешних процессов культуры (взаимодействие данной культуры с окружением).

В современной теории культуры выделяются концепция А.Я. Флиера,[25] который предложил  свою типологию универсальных культурных процессов:

1. Порождение культурных явлений, или культурогенез - важнейший вид социальной и исторической динамики культуры. Культурогенез заключается в порождении новых культурных явлений и форм, формировании новых культурных систем. Под культурными формами подразумеваются не только материальные продукты человеческой деятельности (вещи, сооружения), но и результаты духовной деятельности людей - идеи, знания, любые тексты, языки, художественные произведения, а также сами коллективные организации людей в виде обществ, государств, религиозных конфессий, общин, этносов, семей и т.п.  Под культурной системой понимается конкретно-историческая культура какого-либо народа, социального слоя, сословия, религиозной конфессии и т.п., -  целостная система культурных черт и норм, исторически сложившаяся в процессе практической деятельности данной общности людей (государства, этноса,  социального слоя).

 Сущность культурогенеза как универсального процесса культуры - в постоянном самообновлении культуры, которое происходит, с одной стороны, в процессе трансформации существующих культурных форм и систем, а с другой стороны, путём возникновения новых культурных феноменов (явлений), не существовавших ранее. Таким образом, в широком понимании, культурогенез – это постоянный процесс порождения новых культурных явлений, форм и систем. Одним из основных источников и факторов культурогенеза являются инновации. Надо заметить, что существует и узкое понимание термина «культурогенез» - процесс возникновения и становления человеческой культуры в период первобытности.

2) Распространение культурных явлений: их внедрение, диффузия, культурные заимствования.   Культурная диффузия – одна из форм распространения культуры, взаимное проникновение культур при их соприкосновении. Диффузия культуры происходит посредством миграций населения, туризма, миссионерской деятельности, войн, торговли, обмена специалистами и т.д.  Культурное соприкосновение называется культурным контактом, при  котором возможен вариант как равносильного влияния обеих культур друг на друга, так и вариант одностороннего влияния. Культурные заимствования – перенесение достижений одной культуры на почву другой.

3) Функционирование культурных явлений в процессе человеческой деятельности; иначе говоря, применение появившихся в результате культурогенеза идей, технологий и т.п.

 4) Коммуникация между людьми, обмен информацией в ходе деятельности, процесс взаимодействия между людьми и социальными группами, а также процесс передачи информации и обмен ею с помощью присущих данной культуре знаков и знаковых средств.

5) Накопление и обобщение информации, происходящее в ходе функционирования культурных явлений и социокультурной коммуникации.

 6) Восприятие и интерпретация людьми культурных явлений.

 7) Выработка норм интерпретации своей и чужой культур.

 8) Трансляция (передача) социокультурного опыта от поколения к поколению.

 9) Воспроизводство социальных институтов и норм в обществе – в процессе преемственности между поколениями.

10) Эволюция культурных систем в ходе исторического развития

 11) Изменчивость культурных явлений - постепенная трансформация культурных явлений в процессе функционирования и распространения. Изменения в культуре имеют разные масштабы и уровни. Культурные изменения не охватывают одинаково и одновременно всей социокультурной системы общества. Современная наука выделяет следующие типы культурных изменений:[26]

1) Фазовые, линейные, поступательные изменения, по сути связанные с  эволюционным  развитием культуры.

2) Смена духовных стилей эпохи: перемещение культурных центров, изменение жанров, мод, направлений  – те изменения в культуре, которыми  чаще всего занимаются история культуры и история искусства. Стиль – фундаментальная и универсальная категория искусства. Содержание этой категории близко таким понятиям, как творческий метод, художественное направление, течение в искусстве, школа, манера, хотя и отлично от них, представляя наиболее общую категорию художественного мышления. Особо выделяют так называемые «великие стили», которые характерны для определённых этапов исторического развития. Великие стили выражают уникальную суть художественного творчества определённой эпохи, буквально пронизывая культуру соответствующего периода, проявляясь не только во всех видах искусства, но и с повседневной жизни общества. Смена духовных стилей – один из типов культурных изменений, наиболее отчётливо заметный в истории западноевропейской культуры, для которой характерна последовательная смена великих стилей: романского, готического, ренессансного, барокко, классицизма, рококо, сентиментализма, ампира, романтизма, неоклассицизма, реализма, модерна.  Содержание стилей определяется способом видения и понимания свойств пространства и времени, в которых живёт и действует конкретный человек, принадлежащий к конкретной исторической эпохе и социальной среде. 

3) Обогащение и дифференциация культуры: обычно позитивный процесс, сопровождающийся поступательным развитием. Например, появление новых жанров в искусстве, новых направлений в науке и т.д.

4) Культурный застой – состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний в обществе. Приверженность общества к неизменным традициям и резкое ограничение или запрет на новшества и культурные заимствования извне. Застой может быть связан с консервацией общей системы ценностей, догматизацией религии или идеологии, господством канонов в искусстве. Застой может привести к длительной стагнации общества в целом, однако он не исключает циклических изменений в культуре, которые выражаются повторении пройденных этапов развития. При этом нельзя путать с застоем устойчивость в культуре обычаев, норм, стилей: она может подразумевать лишь сохранение самобытности данной культуры.

5) Упадок и упрощения культуры – ослабление дифференциации культуры, либо устранение каких-либо её элементов, норм, идеалов, что ведёт к упрощению культурной жизни общества и может определяться как упадок культуры, её деградация. Варианты упадка культуры: а) ситуации, когда какой-либо этнос попадает под влияние более сильной культуры, и  стремится выжить ценой изоляции и упрощения культуры (известный пример – североамериканские индейцы); б) упадок высокой культуры, когда ослабевает значимость стилей, жанров, направлений в искусстве. В качестве примера можно вспомнить маньеризм в ренессансном искусстве, подражавший великим образцам; в) примитивизация и архаизация культуры социальных, этнических и др. групп или даже целых обществ. Примитивизация культуры может иметь место, например, при тоталитарных режимах в виде стандартизации жизни общества. Архаизация культуры может наблюдаться при распаде крупных социокультурных общностей (государств), а также в некоторых сегментах общества (например, элементы родоплеменного строя в устройстве банд).

6) Кризис культуры – ситуация, складывающаяся в условиях, когда культура общества переживает период изменений: старые культурные институты и духовные  структуры ушли в прошлое, а новые находятся в процессе формирования

7) Циклические изменения культуры, которым, в отличие от фазовых, эволюционных, присуща повторяемость, когда общество движется по сходным циклам развития, повторяя себя на протяжении поколений. В соответствии с циклическим пониманием развития, после упадка и кризиса должен снова наступить расцвет. Вариантом циклического развития является инверсия (или откат) - «маятниковые качания» культуры от крайности к крайности: например, перепады в обществе от полной покорности к бессмысленному бунту, или от крайнего аскетизма – к крайней распущенности нравов.  Считается, что инверсия – признак нестабильности в обществе и отсутствия у культуры устойчивого ценностного  ядра. Ценностное ядро культуры - устойчивая и непротиворечивая система ценностных ориентаций в данном обществе, которая обусловливает его единство и целостность. Чем менее устойчиво ценностное ядро культуры, тем меньше стабильность общества, сильнее перепады в духовной и политической жизни, и тем больше опасность возникновения инверсии, которая может быть различной длительности - от нескольких лет до столетий. Одним из вариантов инверсии может быть социальная революция.

На основе ценностного ядра формируется срединная культура общества, в рамках которой складывается устойчивый нравственный идеал и устойчивый образ жизни данного общества, приемлемый для широких масс населения в течение длительного периода времени. Срединная культура пронизывает собой обыденную (или повседневную) культуру данного конкретного общества.

8) Возрождение как обращение к более богатой культуре прошлого, к более раннему и богатому культурному периоду. Наиболее ярко этот тип культурных изменений проявился в эпоху Европейского Ренессанса. Возрождение как вариант культурной изменчивости имело место также и в Восточных странах (например, в Китае VIII – XII вв., на Среднем Востоке – в X – XII вв.). Различают Ренессанс «самостоятельный» и Ренессанс «отражённый». Например, Ренессанс, начавшись в Италии, распространился затем на другие страны Европы. Поэтому Итальянский Ренессанс считается «самостоятельным», а Ренессанс в других европейских странах (Северное Возрождение) – «отражённым».

9) Преобразование (трансформация) культуры – новое состояние культуры, которое возникает при особенно интенсивно происходящих процессах обновления в конкретном обществе. Трансформация происходит либо в результате переосмысления  традиций и придания им нового смысла, либо благодаря заимствованиям извне. При этом и заимствования,  и элементы собственного наследия подвергаются качественному изменению, образуя в результате  целостный и органичный культурный синтез.

10) К универсальным процессам культурной изменчивости можно отнести также модернизацию культуры. Модернизация в широком смысле слова связана с обновлениями в культуре, которые могут иметь место в любой период и в любом обществе. Однако в настоящее время модернизация чаще всего рассматривается в узком смысле - как переход от доиндустриального общества к индустриальному. Этот «узкий» подход основывается на теории модернизации, рассматривающей движение доиндустриальных обществ к экономическим, социальным, политическим системам и массовой культуре, характерным для развитых капиталистических стран. 

 В современной науке различают два вида модернизации: а) органическая модернизация, которая подготовлена всем ходом предшествующего развития данного общества. Она обычно идёт «снизу», «изнутри» культуры, и начинается с изменения общественного сознания, а не с экономики. Например, капитализм в европейских странах возник как естественное следствие развития культуры; а) неорганическая модернизация, которая представляет собой вариант «догоняющего» развития. Она обычно идёт «сверху», предпринимается с целью преодоления экономической отсталости и начинается не с культурных изменений, а с экономики: модернизация производства приводит к изменениям в социальной, политической и духовной сферах. Совершается неорганическая модернизация путём заимствования чужих технологий, закупки оборудования и патентов, приглашения зарубежных специалистов, инвестиций, обучения своих специалистов за границей.

В качестве основных источников и факторов культурной динамики выступают инновации и обращение к традициям. Инновации - важнейшие факторы культурной динамики, связанные с выработкой или изобретением новых идей, образов, моделей, принципов действия, программ изменения общества, новых типов мышления и чувствования. Носителями инноваций могут быть как творческие личности (учёные, мыслители, мудрецы, пророки, правители и т.д.), так и новаторские группы, выдвигающие новые идеи, отличные от принятых в данном обществе.

Другим важнейшим фактором культурной изменчивости является обращение к традициям. Традицииунаследованные от предшествующих поколений ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы и взгляды. Традиции служат объединению общества и окружены ореолом почёта и уважения. Разновидностью традиции является обряд. Обряды – массовые  действия, которые сопровождают важные моменты человеческой жизни, отражают традиции данной культуры и религиозные представления в обществе. Обряды устанавливаются обычаями и относятся ко всем слоям данного общества. Обычай - это традиционно установленный порядок поведения, одобренный обществом образец действия, основанный на укоренившейся привычке. Нарушение обычая порицается обществом. Привычки и обычаи, переходящие от поколения к поколению, превращаются в традиции. Ритуал - тщательно разработанный набор действий (жестов, слов), исполняемых в особых случаях (например, во время обрядов) и обладающий символическим значением. Культура во многом основана на ритуале; примером важнейших ритуалов является соблюдение правил поведения, правил хорошего тона. Обществу  необходимо некоторое количество традиционных ритуалов, соблюдение которых способствует  сохранению нравственности и самоконтроля.

Традиции относятся к культурному наследию как сумме всех достижений конкретной культуры и историческому опыту данного общества. Культурное наследие - это та часть духовной и материальной культуры, которая создана предшествующими поколениями и передаётся последующим в качестве ценного и почитаемого. Понятие культурного наследия является более широким, чем понятие традиции, поскольку   включает всё, что создано данным обществом, и даже то, что изначально было отвергнуто. Культурное наследие обладает вневременной ценностью, так как включает в себя достижения различной давности, сохраняющие свою актуальность на протяжении длительного времени, переходя от поколения к поколению.

Инновация и традиция представляют собой две необходимые стороны организма культуры, а их динамическое соотношение поддерживает стабильность культуры, определяет её самобытность и способствует постепенному изменению общества. Понятие самобытности связано со своеобразием конкретной культуры и её исторического опыта. Самобытность отражает специфику общественного развития, а также историческую преемственность культуры, которая обеспечивает связь прошлого и настоящего, ориентирует на будущее. Благодаря самобытности, общество самостоятельно развивается: с одной стороны, опираясь на своё прошлое и внутренние резервы, а с другой стороны, усваивая достижения, заимствованные извне.

К числу важнейших источников культурной динамики, относится также культурный синтез - взаимодействие и соединение разнородных элементов, в результате которого возникает отличное от исходных компонентов культурное явление, течение, социокультурная система, стиль и т.д. Это новое культурное явление имеет собственное содержание и форму. Синтез имеет место тогда, когда общество, с одной стороны, усваивает чужие культурные достижения в тех сферах, которые у неё самой развиты недостаточно, а с другой стороны, сохраняет свою исходную основу, целостность, самобытность, устойчивость. Синтез становится важным источником преобразования обществ развивающихся стран в современных условиях. В качестве примера удачного осуществления синтеза собственных национальных и модернизирующих компонентов можно привести современную Японию.

Синтез принципиально отличается от симбиоза. Симбиоз возникает в процессе минимального взаимодействия культур и имеет место тогда, когда элементы собственной культуры и заимствованные элементы чужой культуры остаются обособленными друг от друга. При симбиозе поддерживается относительно независимое сосуществование традиций и новаций, национальных и заимствованных элементов культуры. Например, подвергшийся модернизации центр с современным укладом жизни, и остающаяся в рамках традиционной культуры периферия.

Другим источником культурной изменчивости выступает культурная диффузия. Культурная диффузия предполагает культурные заимствования,  тесно связана с а ккультурацией - усвоением чужих норм и традиций, и одновременно является важнейшей формой распространения культуры. В ходе культурных заимствований   культура передаётся в пространстве (тогда как культурное наследие – передача культуры во времени), при этом достижения одной культуры переносятся на почву другой в результате культурных контактов и взаимодействий.

Различают несколько основных видов культурных взаимодействий: диалог культур, аккультурация и негативная конвергенция. Диалог культур предполагает равенство его участников и осознание ими целостности и индивидуальности своей культуры, её отличий от «других».  Другой вид культурных взаимодействий связан с аккультурацией – восприятием, заимствованием элементов чужих культур. При аккультурации теряется диалогический характер общения между культурами, поскольку предполагается, во-первых, наличие культуры-«донора» и культуры-«реципиента» (воспринимающей стороны). Во-вторых, в ходе аккультурации воспринимающая сторона производит своего рода отбор необходимых ей заимствований. Обычно заимствуются те достижения чужой культуры, которые не противоречат собственной культуре, являются понятными ей, либо отвечают её внутренним потребностям.

Аккультурация обычно имеет место в ходе так называемой неорганической, или «догоняющей» модернизации, предполагающей восприятие технических и интеллектуальных достижений другой культуры. Усвоенные чужие нормы и ценности «наслаиваются» в результате аккультурации на обычаи и традиции своей родной культуры. Зачастую аккультурация – это процесс повторной социализации, или ресоциализация. В ХХ–XXI вв. аккультурация выразилась для многих стран Европы и других регионов мира в «вестернизации» - активном восприятии американской культуры, связанном с культурной экспансией США. Как разновидность культурной диффузии «вестернизация» имеет место  и в виде отдельных культурных заимствований (моды, танцы, рок-музыка и т.д.), и в виде широкомасштабного проникновения ценностей американской культуры в другие страны. Подобная экспансия чужой культуры может пагубно сказаться на национальных культурах, подвергающихся ей.

Третий вид культурных взаимодействий называют «негативной конвергенцией» (от лат. convergo – приближаюсь, схожусь). В кризисные для культуры периоды под влиянием заимствований извне происходит размывание базовых символов и ценностей воспринимающей культуры, разрушение представлений о собственной самобытности, обеспечивающих культурную идентичность и солидарность в обществе. В результате у воспринимающей стороны может проявиться два противоположных типа реакции на «других», способствующих размыванию культурной самобытности: либо полное отрицание чужих ценностей, либо резкое повышение референтности других культур, когда всё «не наше» лучше, чем «своё». Преобладание второго типа реакций открывает возможности инокультурной экспансии и способствует некритичному заимствованию воспринимающей стороной чужих ценностей, противоречащих её основаниям. Второй тип реакции на заимствованияведет к развитию у культуры-реципиента своего рода «комплекса неполноценности». [27]

Один из возможных результатов культурных заимствований - ассимиляция - процесс усвоения группой меньшинства, попавшей в группу большинства, культурных черт последнего. Часто это ситуация усвоения чужой культуры эмигрантами. Ассимиляция бывает частичной, но может продолжаться и до полной потери собственной самобытности, растворения в новой культуре. Результатом ассимиляции может быть появление целых государств. Наиболее яркими примерами таких государств являются Бразилия, США, Канада, где иммигранты из разных стран со временем ассимилировались в общую культуру.

Вопросы  и задания для самоконтроля:

 1. В чём суть понятия «культурогенез»?

 2. Что такое «микродинамика» и «макродинамика» культуры?

 3. Перечислите известные Вам универсальные процессы культуры.

4. В чём отличие между органической и неорганической модернизацией?

5. Что такое культурный застой?

6. Как Вы понимаете кризис культуры?

7. Что такое «великий стиль эпохи» и какие великие стили в истории европейской культуры Вы знаете?

8. В чём разница между понятиями «традиция» и «культурное наследие»?

9. Что такое ритуал и какова его роль в культуре?

10. Назовите и охарактеризуйте основные виды культурных взаимодействий.

11. Какие Вы знаете источники культурной динамики?

Темы для обсуждения на семинарских занятиях:

1. Сущность средневекового типа культуры и его особенности.

2.  Духовный мир человека европейского Средневековья.

3.  Светская культура европейского Средневековья: на примере культуры европейского рыцарства и простонародной карнавальной культуры.

4. Религиозная культура европейского Средневековья.

5. Понятие культурной модернизации в современной науке.

 

Примерный план выполнения проекта по теме:

«Великие стили в истории европейской культуры».

Цель проекта: создание условий для самостоятельного приобретения студентами недостающих навыков и знаний, включающих умение пользоваться источниками информации, решение познавательных, творческих и практических задач, выработку коммуникативных и исследовательских навыков, развитие способности обобщения и системного мышления.

Условия осуществления проектного метода обучения: главным условием осуществления данного метода является согласие студентов и их стремление получить в ходе подготовки и выполнения проекта дополнительные навыки и умения.

Этапы выполнения проекта.

1. Организационно-подготовительный этап. Проводится на предшествующем занятии и в период между семинарскими занятиями. Включает в себя следующие этапы:

Этап мотивации и целеполагания:

- Определение темы, в котором принимают участие и педагог, и сами студенты. Педагог предлагает, в рамках рассмотрения универсальных процессов культурной изменчивости, подготовить проект «Великие стили в истории европейской культуры». Студенты могут откорректировать тему, например, ограничив её одним или несколькими отдельными стилями по своему выбору, либо разбив один большой проект на два или три.

- Выявление проблем, над которыми будут работать студенты в ходе выполнения проекта: проблемы, опять же, определяются в ходе совместного обсуждения. Например, преподаватель может предложить студентам обсудить такие проблемы в рамках проекта (проектов) по указанной тематике, как понятие стиля в истории искусства; понятие «великого стиля»; отличие его от «стилистического направления»; периоды европейской культуры, связанные с последовательной сменой великих стилей (достилевой, или раннехристианский; романский; готический; ренессансный; барокко; классицизм; рококо; сентиментализм; ампир; романтизм; реализм; символизм; модерн; постмодерн). Студенты могут предложить свои идеи.

- Уточнение целей конечного результата, в том числе определение формы, в которой будут представлены проекты. Например, отдельные доклады по конкретным проблемам; с привлечением иллюстративного материала (в электронном виде или в распечатанном); с использованием доски; исключительно электронные презентации, - в соответствии с выбором студентов.

- Выбор рабочей группы, или нескольких групп, готовящих отдельные проекты в рамках темы (по 3-5 человек в каждой).

Этап планирования, на котором студенты проводят под руководством преподавателя, или самостоятельно, но предварительно проконсультировавшись с педагогом:

- анализ проблемы, выдвижение гипотез, их обоснование;

- определение источников информации, способов её сбора и анализа; 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: