Тема 10. Местное управление и самоуправление в зарубежных странах

       Конституционно-правовой статус органов местного управления зарубежных стран. Функции и полномочия органов местного управления зарубежных стран. Местное управление представляет собой управленческую деятельность, осуществляемую центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления в местной территориальной единице. Систему органов местного управления составляет совокупность государственных органов, осуществляющих государственно-управленческую деятельность на местном уровне. К ним относятся органы: юстиции, внутренних дел и безопасности, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, по торговле, по транспорту и связи, налоговой инспекции, миграционной службы и др. На практике местное управление осуществляется чиновниками, назначаемыми центральным правительством или властями вышестоящей территориальной единицы. Орган управления может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и просто структурным подразделением вышестоящего органа. При отсутствии местного сообщества и органов местного самоуправления на определенной территории там осуществляется государственное управление, которое обеспечивает реализацию всех необходимых полномочий для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения, формирования инфраструктуры социальных и коммунальных служб. Основной задачей органов местного управления является обеспечение реализации и исполнения законодательства, нормативных документов органов центральной и местной власти, вышестоящих органов управления, в рамках, определенных им при создании полномочий. Органы местного управления составляют элемент государственной организации. Однако среди органов государства на местах они не занимают верховного положения, поскольку многие функции управления территориями изъяты из их ведения, поручены агентам правительства, министерствам и др. Местное управление является особым звеном в государственном механизме, примыкающим в функциональном отношении к аппарату государственной администрации. Основные функции органов местного управления: планирование, материально-техническое обеспечение, прогнозирование, регулирование, контроль. Компетенция органов местного управления охватывает: жилищно-коммунальное хозяйство; социальное обслуживание; образование; здравоохранение; торговлю; общественное питание; службу быта; общественный порядок и пожарную безопасность; санитарный контроль; землеустройство и строительство; охрана природы и др.

Виды и полномочия органов местного самоуправления в зарубежных странах. Концепция местного самоуправления возникла во второй половине XIX века в Европе, когда города отстояли право решать свои местные дела самостоятельно. В мировой практике принято различать три модели местного управления: англосаксонскую, континентальную (французскую), смешанную.  Построение данной типологии базируется на принципах, которые лежат в основе отношений различных местных органов как между собой, так и с вышестоящими властями. В рамках англосаксонской модели, получившей распространение в Великобритании, Австралии, Канаде, США и во многих других странах, ориентирующихся на англосаксонские правовые принципы, местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий, в связи с чем прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Важнейшей характеристикой англосаксонской модели является то, что в административно-территориальных единицах любого уровня отсутствуют назначенные представители центра, а существуют лишь выборные органы общей компетенции – Советы, а в мелких общинах с населением менее 150 человек для решения общих дел созываются приходские собрания. Несомненной положительной чертой англосаксонской модели является, на первый взгляд, отсутствие назначаемых чиновников общей компетенции. Действительно, местными делами главным образом управляют избранные населением советы или периодически созываемые приходские собрания (сходы). Вместе с тем англосаксонская модель самоуправления ведет к определенной обособленности местных органов власти. Стоит отметить, что в рамках англосаксонской модели местного самоуправления получили развитие своего рода партнерские отношения между федеральным центром, субъектами федерации и местным самоуправлением; устанавливаются прямые контакты федеральных и местных властей. Континентальная модель системы организации местного самоуправления имеет свои преимущества и недостатки. В числе несомненных достоинств – обеспечение единства действий государственной власти, управления на местах, необходимой степени централизации. Также к положительным факторам следует отнести то, что в государствах с французской системой местного самоуправления муниципалитеты, в отличие от стран англосаксонского типа, могут принимать участие и в осуществлении власти на национальном уровне. Вместе с тем она дает возможность населению, его представителям в избранных органах самостоятельно решать местные вопросы. Важно отметить, что в некоторых странах и регионах (Австрия, Германия, Япония, Латинская Америка) функционирует смешанная модель управления на местах, которая имеет сходство как с англосаксонской, так и с континентальной моделями, обладая при этом своими специфическими чертами: В испаноязычной Латинской Америке избранный населением префект, как правило, утверждается парламентом как представитель государственной власти и одновременно руководит местным советом. В Германии главы местных администраций (ландраты) являются одновременно и государственными чиновниками. Губернатор японской префектуры, избираемый местным населением и считающийся главой местной администрации, выполняет целый ряд общегосударственных функций. Общей чертой организации деятельности муниципалитетов, вне зависимости от преобладающих «национальных» моделей, выступает принцип непосредственного участия населения в процессе формирования органов местного самоуправления, а также доминирующая роль выбранного представительного органа. Европейская хартия МСУ, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, под местным самоуправлением подразумевает право и действенную способность местных органов самоуправления регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью общественных дел. В конституциях современных государств закреплено и гарантировано местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Оно наиболее полно позволяет реализовать конституционное положение о том, что единственным источником власти является народ. Местное самоуправление может осуществляться в самых разных организационных формах, однако обязательным условием является наличие представительного органа (общинный совет, земство, ландрат и др.), или выборного должностного лица (бургомистр, мэр). Основной смысл формирования и деятельности местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления должны гораздо лучше решать задачи повышения уровня жизни жителей, нежели государственные органы и чиновники при централизованном управлении. Полномочия органов местного самоуправления обычно закрепляются специальными законами. В самом общем виде они могут устанавливаться в конституциях. В федеративных государствах полномочия местных органов чаще всего регулируются актами субъектов Федерации. В англосаксонских странах - судебными прецедентами. Порядок предоставления полномочий: по принципу "позитивного регулирования" деятельности местных органов (США, Великобритания) - объем полномочий устанавливается путем подробного перечисления их прав и обязанностей, по принципу "негативного регулирования" (в странах континентального права) - местные органы вправе осуществлять все действия прямо не запрещенные законом. Классификация полномочий органов местного самоуправления: В сфере финансово-экономических отношений: принятие местного бюджета, местное планирование, установление местных налогов и сборов, регулирование деятельности в сфере муниципального хозяйства. В сфере коммунального обслуживания населения: развитие транспорта, регулирование дорожного движения, санитария, канализация, очистка улиц и т.д. В социальной сфере: строительство дешевого жилья для бедных, школ, больниц, организация торговли, общественного питания, охрана общественного порядка. В самом общем виде в законодательстве стран современного мира полномочия местных представительных органов обычно подразделяют на обязательные и факультативные. Обязательные (те, которым придается общегосударственное значение и которые должны исполняться в обязательном порядке): водоснабжение, транспорт, общественная безопасность, здравоохранение, содержание и уборка улиц. Факультативные (по своему усмотрению, в зависимости от конкретных финансовых полномочий. Как правило связаны с социальной и культурной сферой): содержание общественных парков, библиотек, посадка деревьев, строительство домов для бедных и инвалидов. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: