Парламент Германии. Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух палат: нижней — Бундестаг; верхней — Бундесрат (формально в Германии некоторыми юристами Бундесрат не рассматривается как палата Парламента). В соответствии с Конституцией ФРГ члены Бундестага избираются всеобщим, непосредственным, свободным, равным и тайным голосованием на четырехлетний срок. Бундестаг состоит не менее чем из 656 членов, из которых половина избирается в избирательных округах, половина – по партийным спискам в федеральных землях. Германия – страна с поистине богатыми традициями федерализма, идеи которого находят свое непосредственное выражение в уникальной по своей правовой природе конституционной конструкции - Бундесрате. Бундесрат является федеральным органом, посредством которого земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией и в делах Европейского союза. Бундесрат несет в себе две основные черты парламентаризма, что проявляется: во- первых, в осуществлении им важнейшей функции - участии в процессе законотворчества; во-вторых, в его представительном характере. Однако с другой стороны, как отмечает профессор Х. Маурэр, Бундесрат не является равноправным участником законодательного процесса, а также обладает компетенцией не только в сфере законодательства, но и в исполнительной сфере. К полномочиям Бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию, контрольная функция. Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, однако есть законы, которые не требуют одобрения со стороны Бундесрата. Верхняя палата прежде всего рассматривает законы, которые затрагивают интересы и потребности земель. Право законодательной инициативы имеет Бундесрат и Федеральное правительство. Члены Бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе процедуры трех чтений. Бундесрат может не согласиться с законопроектом, тогда создается Посредническая Комиссия, после работы которой проводится процедура повторного голосования. Окончательные этапы законотворческой деятельности: оформление, провозглашение, вступление в силу закона. Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно.
|
|
В нем создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссии по петициям, по иностранным делам, по делам обороны. Помимо законотворческой функции Бундестаг: избирает Федерального канцлера, принимает участие в выборах Федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны. В качестве органа законодательной власти Бундесрат может: одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии. Кроме того, объявление состояния оборонительной войны требует обязательного одобрения Бундесрата.
|
|
Судебная система Германии. Справедливо считается, что чувство подчинения закону в Германии сильнее, чем в США. Уважение к закону в XIX в. культивировали как представители авторитарной традиции, так и либералы, пропагандировавшие идеалы правового государства. Эти настроения сохранились и в наши дни. Так что неудивительно, что именно здесь сложилась наиболее дифференцированная система правосудия. В Германии существует пять ветвей правосудия: общегражданская, административная, трудовая, социальная, финансовая; и конституционная юстиция на двух уровнях – федеральном и земельном. Наиболее популярными по числу обращений являются общегражданские судебные учреждения. Их организация основывается на Законе о судоустройстве от 27 февраля 1877 г. Нижний уровень судопроизводства в пределах земель образуют участковые суды, имеющие как предметную специализацию, так и категории дел с определенной суммой иска или предельными сроками наказания. В частности, в их компетенцию входят споры: по вопросам найма, выплаты алиментов, установления родства, брачно-семейных отношений. Большинство дел рассматривается судьей единолично. В уголовном судопроизводстве возможно слушание дел единолично судьей (например, дела о штрафах и деликтах, жалобах частного обвинения) или судом шеффенов в обычном составе (один судья и два заседателя) и судом шеффенов в расширенном составе (два судьи и два заседателя). Средний судебный уровень представляют земельные суды. В гражданском судопроизводстве он действует обычно в составе трех профессиональных судей. «По заявлению одной из сторон Торговая палата может взять на себя рассмотрение хозяйственного спора. Палата состоит из профессионального судьи и двух профессиональных членов суда, хорошо разбирающихся в коммерческих делах. Имущественные иски в первой инстанции в случае согласия сторон могут рассматриваться единоличным судьей. Земельным судам подсудны также тяжкие преступления. Обычно приговоры по ним выносят один судья и двое шеффенов. В компетенцию судов присяжных, состоящих из трех судей и двух шеффенов, входят прежде всего умышленные убийства. Высшие суды земель выступают как апелляционные и кассационные суды, а также как суды первой инстанции. «В качестве суда первой инстанции уголовный сенат в составе пяти профессиональных судей – членов высшего суда земли рассматривает дела: о государственной измене, шпионаже, террористических актах и т.п., либо дела о преступлениях, подсудных нижестоящему суду земли, но признанных особенно значимыми или сложными». Доминирование федеральных судов в германской системе судопроизводства подкрепляется тем, что в 95 % судебных дел затрагиваются вопросы федерального законодательства. Административная юстиция в Германии представлена: 52 административными судами, 16 высшими административными судами, федеральным административным судом. Ветвь финансовой юстиции несколько короче, поскольку она состоит из судов двух инстанций: 19 финансовых судов, федерального финансового суда. Зато суды по трудовым делам и суды по социальным вопросам представлены тремя инстанциями: первая и вторая из них были сконцентрированы на уровне той или иной земли, одна – на федеральном уровне.