Методические рекомендации

    При изучении данной темы следует понимать, что отечественная философия - это органичная часть мировой философии и культуры, но она носит глубоко национальный характер и имеет ряд специфических особенностей, таких как:

1. Интерес мыслителей к проблеме человека, его судьбе и смысле жизни.

2. Попытки разрешить извечный вопрос соотношения и борьбы добра и зла в морально-этическом срезе.

3. Критика рационализма, обоснование особого «интуитивно-мистического» метода познания действительности.

4. «Русская идея» как выявление особенностей русского менталитета, русской культуры.

5. Поиск исторического пути развития России.

6. Поиск смысла истории человечества.

7. Идея изначального единства космоса, природы, человека и Бога.

Отечественная философская мысль прошла долгий путь своего развития, поэтому важно выделить основные этапы ее генезиса:

1. XI-XVII вв. – предфилософский период, в рамках которого происходила постановка философских проблем и поиск их решения с позиций религиозного сознания (Илларион, Филофей, Максим Грек, Даниил Заточник, Нил Сорский и др.). Здесь следует отметить практическую направленность философских учений, попытки отыскать некое «благо» для человека и общества. Причем человека мыслители воспринимают как существо двойственное (бренное тело – бессмертная душа), испытывающее в силу этого внутреннюю борьбу. В XIV-XVII вв. мыслители приходят к выводу о том, что человек – есть некий микрокосм, отражающий в себе мир природы – макрокосм.

2. XVIIIв. – первая четверть XIX в. – философское осмысление науки и культуры своего времени. Так называемое русское просвещение (М. Ломоносов, А. Радищев, П. Чаадаев и др.). Именно в этот период в России зарождаются материалистические взгляды, М. Ломоносов определяет демаркационную линию между философией (наукой) и религией, оформляется критическое отношение к пути развития России. 

3. Вторая четверть XIX – начало XX в. – становление и развитие самостоятельной философии в России. Здесь можно отметить множество направлений. Западники (А. Герцен, В. Белинский, Н. Станкевич). Славянофилы (А. Хомяков, И. Киреевский, К. Аксаков). Революционные демократы (Н. Чернышевский, В. Белинский). Народники (Н. Михайловский, П. лавров, А. ткачев). Марксизм (Г. Плеханов, В. Ленин). Почвенники (А. Григорьев, Н. Данилевский, Ф. Достоевский). Космисты (Н. Федоров, В. Вернадский, А. Чижевский). Религиозные идеалисты (В. Соловьев, Н. Трубецкой, Л. Шестов).

4. Философия после 1922 г. - философия русского зарубежья (Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин, С. Франк).

5. Советская философия. Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем — "тектология"); А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); A. M. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (широкий круг исследований); Ю. Лотман (общество, философия, история).

 

Необходимо отметить, что значительное влияние на развитие отечественной философской мысли оказало религиозно-этическое течение – исихазм, отголоски которого можно наблюдать во многих идеалистических философских учениях.

Также следует выделить «сквозную» тему во всей отечественной философии: тему уникальности русского народа, человека и государства в целом. Признание уникальности духовно-нравственного, культурного пути и географического положения наделяет русский народ и Россию своеобразной миссией сохранения цивилизации, ее духовного оздоровления (Филофей, Чаадаев, славянофилы, Достоевский, Данилевский и т.д.).

Необходимо раскрыть, что в отечественной философии проблема человека решалась особым образом. Во-первых, его существование во всех концепциях воспринималось как наделенное смыслом. Во-вторых, человек наделялся свободой выбора своего жизненного пути и, соответственно, нес ответственность за свой выбор. В-третьих, он являлся органичной развивающейся частью эволюционирующего мира, то есть мыслители придерживались позиции исторического оптимизма.

При подготовке к практическому занятию следует уделить значительное внимание религиозно-идеалистической концепции В. Соловьева. Необходимо выделить и раскрыть основные его идеи: всеединства (организованного единства предметов, объектов и феноменов окружающего мира, включающее абсолютное и материальное бытие), цельного знания (представляющего собой синтез религии, философии и науки), Богочеловечества (духовного совершенствования человека, единения его с Богом, в результате – победа над смертью и вечная жизнь в любви).

Для уяснения специфики и сущности отечественной философской мысли не менее важна и концепция Н. Бердяева. Необходимо выделить и раскрыть его основные идеи, которые состоят в следующем: дух и природа противоположны (где дух – есть субъект, а природа – объект), лишь человек содержит в себе оба начала, в силу чего занимает особое место в системе мироздания, выполняя творческую и одухотворяющуу функцию по отношению к природе. Свобода первична по отношению к бытию (иррациональная свобода существовала до Бога). Антроподицея (человек – есть точка пересечения двух миров, он двойственен, в этом его проблема). Личность более ценна, чем общество в целом.

Важно охарактеризовать основные идеи философии космизма, то, в чем представители данного направления видели предназначение человека и всего человечества, отметить особенности взаимодействия человека и природы. Необходимо раскрыть сущность философии «общего дела» Н. Федорова.

 

Задания для самоконтроля

Базовый уровень

1. Первый древнекитайский «социальный реформатор», стремившийся предотвратить разложение общества при помощи правильного воспитания людей – в духе прошлого, уважения к окружающим, человечности:

а) Мо-Цзы                 б) Конфуций     в) Будда            г) Аристотель

2. Философская категория, обозначающая реальность, ведущее ка­чество которой — существовать.

А) бытие                Б) существование    В) сущность            Г) жизнь

3. Представителем средневековой патристики является…

А) Аристотель                         Б) Фома Аквинский    

В) Августин Блаженный                   Г) Николай Кузанский

4. Античный философ, создатель теории идеального государства.

А) Анаксимен                            Б) Сократ                    

В) Платон                                  Г) Фома Аквинский

5. Основные философские направления Нового времени:

а) пантеизм и гуманизм                        б) рационализм и эмпиризм  

в) материализм и идеализм                   г) патристика и схоластика

6. Теория «непротивления злу насилием» принадлежит:

    а) Ф.М. Достоевскому б) Н.Г. Чернышевскому в) Л.Н. Толстому г) Н.А. Бердяеву

7. В основе экзистенциализма находится учение о…

    а) социальном прогрессе              б) человеческом существовании

в) законах природа                        г) методах познания

8. У России свой путь развития, собственные ценности (православие, крестьянская община, соборность), утверждали:

    а) почвенники                       б) славянофилы             

в) западники                                   г) консерваторы

9. Учение К.Маркса определяют как…

    а) диалектический материализм             б) объективный идеализм

    в) метафизический материализм            г) вульгарный материализм

10. Направление в философии XX в. объясняющее природу человека с точки зрения наличия в структуре личности бессознательного как главного мотиватора его поведения, называется…

    а) позитивизм                       б) психоанализ             

в) персонализм                     г) реализм

 

Повышенный уровень

1. Можно ли сказать, что философия – это познание, философия – это нравственность, философия - это логика?

 

2. О ком из древнегреческих философов античный автор сообщает: «Он полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения и, наоборот, разрежения воздуха»?

 

3. Назовите английского философа Нового времени, автора высказывания «Знание – сила». Что Вы о нем можете рассказать?

 

4. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» указывает: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Ответьте на вопросы:

А) Какой недостаток философии указывается Марксом?

Б) Означает ли это, что с точки зрения Маркса философия больше не нужна?

В) Какую роль должна играть философия?

 

5. Перечислите известных Вам мыслителей, представителей русского просвещения:

А)

Б)

В)

 



Модуль 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: