Занятие 2. Философские проблемы познания

1. Гносеология: основные проблемы и этапы развития.

2. Познавательная деятельность как система: структура, сущность, специфика.

3. Объект и субъект познания, их взаимосвязь.

4. Единство и особенности чувственного и рационального уровней.

5. Проблема истины в философии. Современные теории истины. Критерии истины.

6. Проблема возможностей и границ познания.

7. Письменно составьте сравнительную характеристику основных форм познания.

Темы докладов и сообщений

1. Многообразие форм познавательной деятельности.

2. Системный подход в научном познании.

3. Рассудок и разум, их роль в познании.

4. Функции практики в процессе познания.

5. Познание и понимание.

Источники

1. Бердяев Н.А. Истина и откровение. – М., 1996.

2. Витгенштейн Л. Философские работы: Пер. с нем. – М., 1994.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. – М., 1988.

4. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии: Пер. с англ. – М., 1985.

5. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы: Пер. с англ. – Киев, 1997.

 

Как Вы уже знаете, раздел философии, посвященный проблемам познания мира, называется гносеология. Отметьте, что теория познания занимается поиском ответов на такие значимые вопросы как: «Познаваем ли мир?», «Как человек познает мир?», «Что такое истина?», «Что может являться критерием истины?» и т.п. Проследите основные исторические этапы становления гносеологии с эпохи античности до наших дней. Определите вклад в теорию познания таких философов как Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Бэкон, Р.Декарт, И.Кант, Г.Гегель, К.Маркс, О.Конт, Г.Зиммель, К.Поппер и др.

Рассмотрение второго вопроса начните с общего анализа познавательной деятельности, ее целей и роли в жизни общества и человека. Покажите, что познавательная деятельность имеет исторический характер и включена в общие социокультурные условия. Дайте характеристику процессу познания как сложной формы отношения человека к внешнему миру. Выделите два элемента этого отношения субъекта и объекта познания. Проанализируйте постановку проблемы субъекта и объекта познания в истории философии: созерцательный и метафизический подход в философии 17-18 вв., выделение активности субъекта познания в немецкой классической философии, значение категории «практика» в марксистской диалектике субъекта и объекта познания.

Дайте характеристику знаний как системы, раскройте единство и многообразие видов знания, его структуру. Выделите основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Дайте определения основным формам абстрактного мышления: понятию, суждению, умозаключению. Обоснуйте диалектическое единство чувственной и рациональной сторон познания.

Проанализируйте понятие «истина»: дайте ее определение, критерии, сравните истину и заблуждение, истину и ложь.

Проанализируйте и покажите на примерах как соотносятся между собой различные виды истины: абсолютная (полное, точное, исчерпывающее знание о чем либо), относительная (верное, но не полное знание о чем-либо), объективная (истина сама по себе, независимая от сознания субъекта), субъективная (истина, зависящая от субъекта).

Рассматривая критерии истины, охарактеризуйте основные гносеологические концепции, согласно которым основу человеческого познания составляют либо чувственный опыт (сенсуализм и эмпиризм), либо разум (рационализм), либо интуиция (интуитивизм), либо их единство (синтетическая концепция). Как Вы думаете, возможен ли универсальный критерий истины?

Важнейшей проблемой гносеологии является проблема границ познания, т.е. вопрос о том, что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира, все философские течения можно условно поделить на три направления: гностицизм, скептицизм и агностицизм.

Гностики (от греч. gnosis – знание) – философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называют гносеологическим оптимизмом.

Скептики (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – философы, которые либо сомневаются в возможности познания действительности, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате («паралич истины»).

Агностики (от греч. – a – отрицательная приставка) – мыслители, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах, либо вообще не познаваем средствами разума.

Приведите примеры конкретных философов, придерживающихся той или иной концепции. Подумайте, почему спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Обоснуйте свою позицию.

Обратите внимание, что в современной философии большое распространение получила концепция конвенциального знания, пытающая примерить разные подходы к проблеме познания. В данной теории подчеркивается многозначность и неопределенность опытных знаний людей, позволяющих по-разному истолковывать один и тот же факт. В этой связи делается вывод о неправомочности вопроса о познаваемости мира как устаревшего и принципиально неразрешимого. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: