Методические рекомендации

    Необходимо обратить внимание на то, что в начале XX века происходит переоценка ценностей и смена философской парадигмы (модели постановки философских проблем и их решения), которая состоит в следующем:

1. Происходит отказ от рационализма как единственного способа философствования.

2. Появляется сомнение в социальном и научном прогрессе, возможности достижения социальной справедливости, безграничности человеческих возможностей.

3. Отказ от демаркации философских школ и направлений по принципу идеализм или материализм.

4. Отказ от догматизма в философии (отрешение от авторитетов, господствовавших в философском мышлении ранее).

5. Становление плюралистического философского мышления, толерантности философии, выраженной в сосуществовании школ различной направленности.

6. Утверждение принципа антропоцентризма (обостряется проблема смысла жизни человека, его познавательных и творческих возможностей).

7. Лавинообразное расширение предмета философии, которое состоит в возникновении новых разделов философского знания, таких как философия культуры, философия политики, философия техники и т.д.).

Названные выше особенности данного философского периода следует проиллюстрировать примерами, глубоко пониматьи учитывать при анализе генезиса основных философских направлений.

Наиболее значимые философские направления данного периода:

Иррационализм (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше). Необходимо отметить, что согласно представителям данного направления, в основе развития мира и человека лежит иррациональное основание – «жизнь», как бесконечный поток, становление, непостижимое разумом и недоступное научному познанию. В этом потоке слиты воедино материя и дух, сознательное и бессознательное, разум и интуиция. Жизнь возможно ощутить интуитивно, проживая ее.

В окружающем нас мире все явления и процессы подчинены не разуму и законам логики, а некой иррациональной «воле», как стремлению к бесцельному сохранению жизни. На человеческом уровне она проявляется в виде страстей (аффектов). Воля безосновательна, беспричинна и бессмысленна, поэтому существование мира столь же бессмысленно и бесцельно. Поскольку мир неразумен и нелогичен, то и научное познание тщетно. Более того, наука и техника не есть благо для человечества.

Важно обратить внимание на то, что жизнь человека в подобном мире не менее бессмысленна. Она есть длительное угасание и горе. Однако, сам человек может придать своему существованию смысл в виде искоренении в себе воли к жизни и избавления от аффектов.

В целом, бытие мира и человека представляется иррационалистам в весьма пессимистичном свете. Но Ф. Ницше вносит нотку своеобразного оптимизма, полагая, что человечество движется к перерождению. Слабые, высокоморальные люди обречены на гибель, а «сверхлюди», отрицающие религиозные, нравственные и правовые принципы займут их место, преобразуют культуру общества, воздвигнув новый мир.

Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) или философия существования имеет весьма пессимистическую окраску. Основной объект исследований экзистенциалистов – человек и смысл его существования. Важным моментом данного учения является то, что изначально человек ничего собой не представляет, никакой сущности определяющей бытие человека не вообще. Следовательно, существование предшествует сущности, то есть человек обретает себя в процессе своего бытия, создает себя. Поэтому он сам несет ответственность за себя и за окружающую его действительность. Эта ответственность – его бремя.

Несмотря на то, что человек живет в обществе, определяет его, он абсолютно одинок, ему неоткуда ждать поддержки и понимания, поэтому его жизнь проходит в страхе, заботе, тревоге, заброшенности и т.д. Это – основные экзистенциалы человеческого бытия.

Важно обратить внимание на то, что по мнению экзистенциалистов абсолютной и объективной истины не существует, поскольку каждый человек индивидуально воздействует на развитие мира, и индивидуально его воспринимает.

Герменевтика (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер) – философское учение об интерпретации и понимании. При подготовке к занятию, следует раскрыть, что адекватное понимание, по мнению представителей данного направления, может быть достигнуто только путем вживания, «вчувствования» в чужой субъективный мир. Для понимания текста, человека или события необходимо вникнуть в психологию человека, понять культурную среду, языковую традицию и т.д. Где понимание – есть процесс постижения смысла. Одного лишь структурного анализа недостаточно.

Необходимо обратить внимание на то, что Г.Гадамер вводит понятие герменевтического круга: для понимания целого необходимо понять части, из которых оно состоит, для понимания частей – необходимо охватить вниманием целое. То есть, понимание рассматривается как непрерывный процесс.

Проблема интерпретации окружающей действительности состоит в том, что мир уже кем-то «предыстолкован» и у интерпретатора появляется масса предубеждений. «Чистое» понимание невозможно.

Феноменология (Э. Гуссерль, Ф. Брентано) ориентирована на онтологическую и гносеологическую проблематику. Необходимо раскрыть, что согласно феноменологам, изначально сознание направлено во вне, а следует обратить его на самого себя. Это достижимо посредством особого метода – феномелогической редукции, когда сознание освобождается от эмпирического индивидуального содержания и обращается к естественным чистым структурам. В результате этого сознание приобретает способность конструировать мир чистых смыслов.

Следует обратить особое внимание на то, что основным свойством чистого сознания феноменологии признают интенциональность – направленность на объект. Оно никогда не является «пустым», это всегда «сознание о чем-то». Объектом здесь выступает не внешний материальный мир, а внутренние идеальные образы сознания – отражение внешнего мира.

Согласно Э. Гуссерлю, предпосылкой любой культурной деятельности человека служит так называемый жизненный мир – универсальное поле дорефлексивных структур – содержание чистого сознания.

Постмодернизм (Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотар и М. Фуко) является культурой постиндустриального, информационного общества. В целом он предстает как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается и которая, видимо, станет переходной.

Важно отметить, что в методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии. Сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Они отказываются от категории бытия, которое в прежней философии означало некий «последний фундамент».

Необходимо отметить, что постмодернизм весьма скептически относится к понятию истины. Он решительно отвергает сциентизм и перекликается с агностицизмом. Не менее скептически смотрит он на человека как субъекта деятельности и познания, отрицает прежний антропоцентризм и гуманизм. Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.

Неокантианство – ряд философских учений возникших во второй половине XIX века, общий девиз которых – «Назад к Канту!». Следует знать, что основная тематика неокантианства – аксиологическая и гносеологическая. Наиболее известны Марбургская (Г. Коген, Э. кассирер) и Баденская (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) школы. Важно обратить внимание на то, что представители Марбургской школы сосредоточились на развитии трансцендентального метода Канта, освобождая его от психологизма и антропологизма; тогда как представители Баденской школы обсуждали проблему различения предмета и метода наук о природе и наук о духе и проблему ценностей. Особое внимание уделялось обоснованию метода наук о духе – соотнесению уникального исторического события, выступающего предметом этих наук с ценностями, существующими объективно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: