Основы философского понимания мира

Содержание модуля

Тема 1. Онтология. Философское учение о бытии.

Мир как совокупная реальность, единство природы и человека, материального мира и человеческого духа. Единство мира. Универсальное теоретическое знание (метафизика). Разные способы видеть мир: научная, религиозная, обыденная и философская картины мира. Категории бытия и небытия, их смысл и специфика. Основные формы бытия. Существование и сущность. Субстанция и ее атрибуты. Полярность понятий материя и дух. Объективная и субъективная реальность. Природа идеального. Материализм и идеализм – альтернативные способы миропонимания. Объективный, субъективный, религиозно-философский идеализм. Исторические формы материализма. Современное философское и естественно-научное понимание категории материи. Движение и развитие. Основные формы движения. Проблема размерности и бесконечности пространства – времени. Диалектика как общая теория развития. Категории, принципы и основные законы диалектики.

Тема 2. Гносеология. Философское учение о познании.

Общие задачи теории познания. Познание как социально-опосредованное и исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Методы и средства познания. Единство и особенности чувственного и рационального познания. Многообразие видов и форм знания. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное. Знание и вера. Наука как специализированная форма познания. Творчество и интуиция.

 Возможности и границы познания. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины. Семиотика. Логика.

Тема 3. Философия науки и техники.

Философия науки: понятие и предмет. Понятие науки в философии. Соотношение философии и науки. Предметная сфера философии науки. Возникновение философии науки как направления современной философии. Основные философские концепции науки: аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, постмодернисткая и др. Сциентизм и антисциентизм. Динамика научного знания.

Методология научного творчества. Метод и методология. Классификация методов. Общенаучные методы и приемы исследования. Функции философии в научном познании. Понимание и объяснение. Связь эксперимента с теорией. Принцип соответствия теорий. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма. Научное творчество: сущность и структура. Этапы научного творчества: проблема, гипотеза, теория.

Техника как предмет философского познания. Понятие «техника» в философии. Философия техники как результат критической оценки техногенного развития. «Естественное» и «искусственное», природа и техника. Техника в историко-философской ретроспективе. Проблема взаимосвязи науки и техники в философии. Основные направления современной философии техники: методологическое, онтологическое, культурологическое и антропологическое.

Общество и научно-технический прогресс. Социальные последствия НТР. Влияние научно-технического развития на тип социальной организации. Техника как социальное явление и компонент социальной системы. Глобализация. Общий кризис современной техногенной цивилизации: проявления, причины, пути преодоления. Техника и культура. Технокультура как выражение противоположности современной технологии и культуры.

Цели модуля:

· ознакомить студентов с современной философской картиной мира;

· раскрыть содержание исходных понятий онтологии, гносеологии, философии науки и техники;

· дать представление о роли научно-технического прогресса в жизни общества;

· определить основные философские подходы к осмыслению картины мироздания и места человека в нем;

· сформировать навыки познавательной деятельности, умения применять методы и средства научного исследования.

В результате изучения модуля обучающие должны:

знать: основные картины мира и способы его познания, многовариантность философского и научного осмысления действительности;

уметь: ориентироваться в современных научных представлениях о структуре мироздания, разбираться в философских подходах к анализу мировоззренческих и познавательных проблем;

владеть: концептуальным, методологическим и категориальным аппаратом философии, навыками научно-исследовательской деятельности.

Основные дидактические единицы модуля

Агностицизм, Бытие, Время, Гносеология, Движение, Дух, Знание, Идеальное, Истина, Картина мира, Критерии истины, Материя, Материальное, Методы науки, Наука, Научно-технический прогресс, Научно-техническая революция, Онтология, Ощущение, Познание, Понятие, Представление, Пространство, Рационализм, Реализм, Реальность, Сенсуализм, Субстанция, Суждение, Субъект, Сциентизм, Техника, Техносфера, Умозаключение.

Темы и планы семинаров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: