Занятие 1. Философское понимание мира

1. Мир как система. Целостность и многообразие мира. Основные картины мира.

2. Проблема субстанции в философии. Понятие материального и идеального. Философский монизм, дуализм, плюрализм.

3. Бытие и его основные формы. Материалистический, идеалистический и теистический подходы в определении онтологической природы бытия.

4. Естественно-научное и философское понимание материи. Современные представления о формах, строении и свойствах материи.

5. Движение: понятие, виды и формы. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепция пространства времени.

6. Проблема сознания в философии.

7. Составьте таблицу «Диалектика как общая теория развития».

Темы докладов и сообщений

1. Современная наука о происхождении и эволюции Вселенной.

2. Антропный принцип в философии.

3. Проблема сознания в истории философии.

4. Учение о бессознательном: З.Фрейд и К.Г.Юнг.

5. Диалектика как философское учение о развитии.

Источники

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

3. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. – М., 1993.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

5. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления: Пер. с нем. – М., 1993.

 

Важнейшей особенностью человеческого самосознания является стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Эта задача решается при помощи понятия «картина мира»: оно означает как бы зримый портрет мирозданья, образно-понятийную копию Вселенной. Это понятие тесно сопряжено с категорией «мировоззрение». «Картина мира» рисует мир сам по себе, «мировоззрение» - наше отношение к нему.

Мир – вся связная совокупность множественного бытия, система материальных и духовных явлений и процессов, которые окружают нас в пространстве и времени. Синонимами понятия «мир» в широком смысле являются категории Универсум, Космос, Вселенная.

В общественном сознании параллельно сосуществуют несколько картин мира, которые строятся на разных основаниях, при помощи различных языковых средств: обыденная, научная, религиозная и философская.

Раскрывая понятие "обыденная картина мира", подчеркнем, что оно отвечает на вопрос: что представляет собой мир для человека, погружен­ного в повседневность. В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия, социального поведения. Повседневность - это мир, где он - главная фигура. Никакие другие миры, будь то космический, природ­ный, божественный или иной, человека, занятого обыденными делами, просто не интересуют. Это единый, главный, реально чувственно данный, непосредственно переживаемый мир. Он всегда многообразен, индивидуа­лен, т.к. не бывает единообразной повседневной картины мира у всех людей.

 Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, понятых как независящие от человеческой субъективности, свободные от влияний наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир "таким, каков он есть", поэтому ее ядро – обесчеловеченная, объективная реальность.

Не следует забывать, что наука - развивающаяся и подвижная систе­ма знаний, что способы видения, присущие ей, изменчивы, поэтому науч­ная картина мира меняется с изменением знаний о мире. Подтверждая это положение, далее можно сопоставить рационально-механистический образ мира (систему мышления, основанную на идеях И. Ньютона и Р. Декарта) с современной научной картиной, в основе которой лежат открытия А. Энштейна, Резерфорда, Н. Бора, И. Пригожина и других выдающихся ученых 20 столетия.

Покажите динамичность и противоречивость современной научной кар­тины мира.

Специфика философских картин мира заключается в том, что все они строятся вокруг отношения мир-человек. Главная тема философии - соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, целостном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира мно­жественны и непохожи одна на другую. Их объединяет между собой интел­лектуальность рассмотрения и критичность, вечное сомнение в собствен­ных утверждениях. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Далее следует охарактеризовать основные подходы, которые условно можно назвать объективистским и субъективистским, в зависимости от того, какая инверсия лежит в основе философской концепции: мир-человек или человек-мир. В качестве примера первого подхода можно рассмотреть диалектико-материалистическую картину мира К. Маркса или религиоз­но-идеалистическую интерпретацию мироздания П. Тейяра де Шардена. Яр­ким примером второго подхода служат философии Ж..-П. Сартра и Дж. Берк­ли.

Покажите центральное место категории "бытие" в философии. Она образует смысловую ось и, организуя философс­кую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно назывался словом "философствование". Это исходное понятие, на базе ко­торого строится философская картина мира. Это самая общая категория философии, носящая предельно абстрактный характер.

    Это понятие не просто фиксирует существование вещей, человека, идеи, мира в целом, не просто обобщает их свойства, бытие - это реаль­ность, данная в мышлении, единство объективной и субъективной реаль­ности. Сам термин ввел в научный оборот античный философ Парменид /VI - V вв. до н.э./. Он понимал под бытием мысль, но не субъективную мысль человека, а Логос - космический разум, через который раскрывает­ся содержание мира для человека непосредственно. В дальнейшем фило­софское решение проблемы бытия стало своеобразным зеркалом мировоззре­ния эпохи. Проследите, как изменялись подходы к трактовке проблемы бы­тия в античности, в европейской философии средних веков, в философии Нового Времени, в русской религиозной философии, в философии 20 в.

В итоге можно прийти к убеждению, что изменение отношения к бытию связано с глубинными мировоззренческими сдвигами, которые осмысливают­ся философами соответствующих исторических эпох.

Раскройте содержание основных форм и уров­ней бытия: бытие вещей /тел/ и состояний природы, бытие человека /бы­тие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие/, бытие духовного /индивидуализированное и объективированное/, бытие социаль­ного /бытие общества и бытие отдельного человека в обществе/. Охарак­теризуйте различные виды бытия, такие как бытие природное и бытие че­ловеческое, бытие материальное и бытие идеальное, бытие как жизнь и небытие как смерть, бытие целого и его частей, бытие как единое и многообразное и т.п.

Покажите, что бытие не замкнутая в себе философская категория, а системообразующее понятие, смысловой центр, вокруг которого строятся философские системы. Не случайно онтология /учение о бытии/ во все времена считалась основным разделом философии, и изучение любой фило­софской концепции мы начинаем с онтологических корней.

Дайте обоснование значения категории "ма­терии" в философии. Опишите процесс формирования этой категории в ис­тории философских учений: восхождение от чувственно-конкретных предс­тавлений к обобщениям и абстрактным представлениям о материи в антич­ной философии; становление механистической "вещественной" концепции материи в философии и естествознании Нового Времени; возникновение марксистской диалектико-материалистической системы взглядов на мир; современные научные и философские трактовки понятия "материя". Охарак­теризуйте современные научные представления о строении и свойствах ма­терии. Выделите основные структурные уровни организации материи, пока­жите их взаимосвязь. Раскройте понятие "материальное единство мира", дайте современную классификацию форм движения материи, покажите их ка­чественную специфику и органическую взаимосвязь. Охарактеризуйте все­общие свойства пространства и времени, их связь друг с другом и с дви­жением материи. Представьте современные научные концепции пространс­тва-времени.                    

Выявите содержание понятия "соз­нание". Покажите, в чем трудность и загадочность решения этой проблемы на основе историко-философских представлений. Раскройте специфику двух основных подходов к решению проблемы сознания. Первый заключается в описании феномена сознания /т.е. описания способов, какими вещи даны в сознании/; второй - имеет целью объяснить, как возможно само сознание, т.е. объяснить сам феномен.

Раскройте различные версии происхождения сознания: Божественную, космическую, эволюционную /диалектико-материалистическую/. Проведите сравнительный анализ античного, средневекового, новоевропейского пони­мания природы и сущности сознания. Покажите, какие тенденции в понима­нии сознания появились в XX в. Охарактеризуйте структуру сознания. Проследите диалектическую взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. Расскажите о способах и технологиях перестройки общественно­го сознания. Раскройте соотношение сознательного и бессознательного начала в личности человека. Сопоставьте взгляды К. Маркса и 3. Фрейда по вопросу о роли бессознательного в жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: