Происхождение живых существ

 

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы.

1) 8 банок, марля. ИЛИ Банки и марля.

2) Мяс­ной бульон.

3) Черви — черве­об­раз­ные ли­чин­ки на­се­ко­мых об­ра­зу­ют­ся из яиц, от­ло­жен­ных ком­нат­ны­ми мухами

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ОГЭ—2018 по биологии., Демонстрационная вер­сия ГИА—2015.

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Биология как наука. Методы биологии.

Задание 29 № 2129

Пользуясь таб­ли­цей «Пищевая цен­ность не­ко­то­рых рыб», от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.

 

 

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся наи­боль­шая доля бел­ков по срав­не­нию с осталь­ны­ми рыбами?

2) У каких двух рыб наи­бо­лее сба­лан­си­ро­ван­ный со­став бел­ков и жиров?

3) Каких рыб и по­че­му Вы вклю­чи­ли бы в меню человека, ко­то­рый решил ху­деть и ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы.

1) В лососе.

2) У шпрот и лосося.

3) Карпа, карася, окуня, так как они на­и­ме­нее ка­ло­рий­ны и со­дер­жат мало жира.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок 3
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки 2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Царство Животные., 4.3 Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении., 5.1 Влияние экологических факторов на организмы.

Задание 30 № 14870

Во вторник восьмиклассник Фёдор посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясная рубленая котлета с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?

2) Какое ещё количество жиров должно быть в пищевом рационе Фёдора в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 13 лет, а масса тела — 57 кг?

3) Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: