Использование оксюморона как основы для построения фразы

Лаконизм и лукавая простота фразы С.Довлатова.


Самой яркой отличительной особенностью прозы С.Довлатова является предельно лаконичная, лишенная «украшений» фраза. Причем фраза, нередко оформленная как простое предложение. Строится она, как правило, «на основе "прямого", единственно возможного в данной ситуации и даже – сознательно однозначного — слова».(1, 3). Только на первый взгляд эти фразы просты, в них на самом деле большой объём информации. Той самой информации, которая даёт простор воображению читателя и не мешает восприятию, не отвлекает. Писатель не навязывает себя читателю.


Вот несколько примеров типичных для произведений С.Довлатова фраз:
Лето выдалось тёплое и солнечное. Даже комары вели себя не очень агрессивно.(4,521)
Привычный страх охватил его.(4,513)
С белым я здороваюсь как равный, а с чёрным немного заискиваю. Видно, я демократ.(4, 387)
Хорошо семейному человеку оказаться в гостинице.(4,403)
У него была семья. А тётку он любил помимо брака.(4, 237)
Затем родился я. Отец и мама ссорились. Потом разошлись. А я остался.
(4,323)
В университете я тоже занимался плохо. Зато постоянно угрожал матери женитьбой. Потом меня забрали в армию. Служил я тоже плохо.(4,124)
Шли годы. Сын подрос. Вождя разоблачили. Дед был реабилитирован. Отец воспрял духом. (4,333)
Час в нью-йоркском сабвее. Ежедневная психологическая гимнастика. Школа выдержки, юмора, демократии и гуманизма.(4,442)
«Голые какие-то," – можно сказать о многих предложениях Довлатова, имея в виду их краткость и простоту. «Слово, прямо направленное на предмет изображения, как бы "растворяется" в этом предмете. Слово целиком исчерпывает себя в изображенном предмете и исчезает» (1, 2). И всё
- 2 -
внимание читателя направлено на предмет изображения, который захватывает читателя и не даёт ему возможности отвлечься.

 

Поэтому мы можем говорить о том, что эта простота фраз и предложений С. Довлатова намеренно создана автором, и это позволяет нам говорить о том, что этот писатель продолжает традиции классической русской литературы, в частности, А.П. Чехова. Автор статьи «Честная игра» (о творчестве С.Довлатова) Андрей Арьев вспоминает, что сам Довлатов говорил: «…похожим быть хочется только на Чехова» (5, 4). Нам кажется, что известное высказывание А.П. Чехова: «Краткость – сестра таланта» могло быть литературным кредо писателя С.Довлатова.

Говоря об уникальности фразы С.Довлатова, нельзя не отметить, что его предложения не просто отличаются краткостью, они ещё и выстроены особым способом, а именно, среди них очень много неполных предложений, созданных по типу парцелляции. Как нам кажется, автор использует их для создания эмоциональной насыщенности и выражения своей авторской иронии:

Мой брат по-прежнему делал карьеру. Произносил на собраниях речи.
Ездил в командировки. Но параллельно стал выпивать. И ухаживать за женщинами. Причём с неожиданным энтузиазмом. (4, 345).

Мой отец растерялся. Он понял, что смерть бродит где-то неподалёку. Что центральный герой находится в опасности. Как в трагедиях Шекспира.
(4,331)

Когда-то я был школьником, двоечником, авиамоделистом. Списывал диктанты у Регины Мухолович. Коллекционировал мелкие деньги. Смущался. Не пил…(3,11)
В Грузии – лучше. Там все по-другому. Больше денег, вина и геройства. Шире жесты и ближе ладонь к рукоятке ножа…(3,20)

Солнце вставало неохотно. Оно задевало фабричные трубы. Бросалось под колеса машин, на холодный асфальт. Блуждало в зарослях телевизионных антенн. (3,25)


Многие критики и люди, лично знавшие С. Довлатова, утверждают, что он кропотливо оттачивал свои предложения и фразы. Краткая, но ёмкая по смыслу фраза казалась ему совершенной.
- 3 -

 





















Яркие сравнения.

Читая произведения С.Довлатова, мы встречаемся с яркими, запоминающимися сравнениями. Причём, эти сравнения нельзя назвать классическими, устоявшимися. Они поражают именно своей необычностью, свежим взглядом на предмет, а порой даже несуразностью. Но автор имеет право на эти сравнения, так как его взгляд на предметы и явления мира отличается от взглядов большинства, и это понятно абсолютному большинству тех, кто читает С. Довлатова и ценит его творчество. Как нам кажется, его диссидентское мировоззрение проявилось и в использовании этого выразительного средства.

Приведём примеры таких сравнений:
Друзья направились в микрорайон, жизнелюбивые, отталкивающие и воинственные, как сорняки...(4,194)
Грязные овцы с декадентскими физиономиями вяло щипали траву (4,194)).
"Его походка была решительной, как у избалованного слепого" ("Иностранка" – 3,332).
"Хищный зверь казался маленьким и безобидным, словно огурец в рассоле. Его хотелось показать дерматологу" – о крокодиле в зоопарке (4,418).
"... гости уселись за стол. В центре мерцало хоккейное поле студня. Алою розой цвела ветчина. Замысловатый узор винегрета опровергал геометрическую простоту сыров и масел..." (3,235).
Все они были, как новобранцы, - совершенно одинаковые.(4,487)
Чьи-то лица проплывали мимо, строгие и безучастные, как утренние газеты.(4,483)
Медленно, как леопарды в джунглях, бродят рыхлые юноши.(4,427)
Молчание – огромная сила. Его надо запретить как бактериологическое оружие.(4,372)
А лицо спокойное, как дамба.(4,368)
Взгляд холодный и твёрдый, как угол чемодана.(4,369)

- 4 -
Наша память избирательна, как урна.(4, 311)
Братец поднялся и крейсером выдвинул левую руку. Я чуть не застонал, когда железные тиски сжали мою ладонь. Затем ощутил на себе взгляд, холодный и твёрдый, как дуло.(4, 232)
Жизнь расстилалась вокруг необозримым минным полем.(4,185)
Винные пятна уподобляли скатерть географической карте. Оползни тарелок грозили катастрофой. В дрожащих руинах студня белели окурки. (3,41)
Тусклые лезвия селедок на клочке газетной бумаги…(3,149)
Юмор – вот, что объединяет все эти сравнения и, безусловно, привлекает читателя, развивая его вкус, его умение воспринимать жизнь во всех её проявлениях. А ещё такие фразы воспитывают в читателе чувство собственного достоинства, ведь автор использует эти обороты именно тогда, когда его герои находятся в затруднительных, а порой и критических жизненных ситуациях. Чувство юмора, холодный взгляд на всё происходящее – вот что помогает им оставаться достойными людьми и вызывает уважение и симпатии читателей, несмотря на маргинальность многих из этих героев.

 


















Фразы – афоризмы.

Часто автор или его герои употребляют фразы с очень ёмким смыслом, фразы, которые можно раскручивать, по которым можно писать сочинения, организовывать дискуссии. Эти фразы являются убеждениями либо самого автора, либо героев его произведений. Звучат они довольно бескомпромиссно, хотя по сути являются довольно спорными.

 

Вот примеры таких фраз:
"Кошмар и безнадежность – еще не самое плохое. Самое ужасное – хаос",
"Это уже не любовь, а судьба"(4,222)
"Есть в ощущении нормы какой-то подвох"(4,230)
- 5 -
Кризис – это лучшее время для перестройки.(4,485)
Ирония – единственное оружие беззащитных.(4,453)
Женщины не любят тех, кто просит. Унижают тех, кто спрашивает. Следовательно, не проси. И по возможности – не спрашивай. Бери, что можешь, сам.
В любой ситуации необходима какая- то доля абсурда(4,404).
Единственное оружие в борьбе против советского государства – абсурд.(4,378)
Коммунистом быть стыдно, но выгодно.(4,321)
Хорошего человека любить неинтересно.(4, 230)
Деньги – это свобода, пространство, капризы… Имея деньги, так легко переносить нищету.(4,186)
В моральном отношении неудавшаяся попытка ещё благороднее.(4,186)
Долги - это единственное, что по-настоящему связывает тебя с людьми.(4,186)
Кто живёт в мире слов, тот не ладит с вещами. (4,186)
Многие из этих суждений являются довольно спорными по сути. Довлатов по своим взглядам был в те 60-70-ые годы диссидентом. Его инакомыслие близко тем, кто несмотря ни на что, осмеливается иметь своё мнение. Наверняка, найдутся те, кто согласится с этими высказываниями, найдутся те, кто будет спорить, но нельзя отрицать одного: в этих фразах содержится глубокая мысль, за которой огромный жизненный опыт самого автора или его героев и даже читателей из числа согласных. Поэтому мы вполне можем назвать эти фразы афоризмами. Сам автор позволяет себе употреблять их в разных своих произведениях. Это лишний раз подчёркивает его убеждённость в том, что он утверждает, и указывает на распространённость явления или мысли в нашем обществе. Нельзя не заметить, что многие из этих высказываний звучат довольно иронично. Ирония – очень выразительное художественное средство. Её улавливает любой читатель, даже тот, кто имеет незначительный жизненный опыт. Именно за этот иронический тон он и любит произведения этого автора, ведь каждый нормальный человек предпочтёт посмеяться над собой, нежели выслушать назидательные выводы.
- 6 -


















Использование оксюморона как основы для построения фразы.


Иногда С.Довлатов использует оксюморонные фразы, соединяя контрастные высказывания. Иногда они контрастны по содержанию, иногда – по стилю. Как нам кажется, он делает это для того, чтобы вот так не прямо, не грубо, но очень ярко выразить своё отношение к тому, что он описывает или о чём рассказывает. Зачастую в основе этого отношения опять же лежит ирония:
О Тасе мы не заговаривали. Выразительно молчали о ней.(4,489)
Мне сорок пять лет. Все нормальные люди давно застрелились или хотя бы спились.(4,403)
Брак на грани развода – самый прочный.(4,381)
Жизнь превратила моего двоюродного брата в уголовника. Мне кажется, ему повезло. Иначе он неминуемо стал бы крупным партийным функционером.(4,337)
Её исключительная порядочность не допускала компромиссов.(4,333)
Сценарий хороший. Значит, его не примут.(4,312)
Встретить бы тебе хорошего человека! Какого-нибудь военнослужащего…(4,230)
Биография моего дяди отражает историю нашего государства…Нашей любимой и ужасной страны…(4,320)
Он стал профессиональным репризёром и целыми днями выдумывал шутки. А это занятие, как известно, начисто лишает человека оптимизма.(4,331)
Подобные фразы запоминаются читателями, потому что они правдивы. Вот так просто Довлатов может сказать о том, что все знают, но не говорят, потому что боятся быть смелыми, боятся быть непонятыми, а если говорят, то не так ярко, не так смело и просто, как это получается у Довлатова. Нам кажется, что это эти яркие фразы – не экспромт, а результат кропотливой работы автора над оформлением своих мыслей. Подтверждением тому служит тот факт, что большинство из этих фраз представляют собой вывод, сделанный автором или его героями в результате проживания какой-то конкретной жизненной ситуации.

- 7 -













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: