Глава 2. Полная самостоятельность

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Во второй главе ребёнок познакомится с понятием «потребность». Самое простое определение: потребность – это нужда в чём-либо. Потребностей у каждого человека множество. Американский психолог Абрахам Маслоу изобразил потребности в виде пирамиды. В основании пирамиды – самые примитивные, физиологические потребности, на вершине – потребность в самореализации. О Маслоу и его пирамиде дети узн а ют, когда подрастут, пока же ваша цель – помочь ребёнку понять, что человеку необходимо многое, для того чтобы жить и чувствовать себя счастливым. Начать можно с простого вопроса: зачем человек ест? Зачем ему нужна одежда? Дом? И, конечно, понять, что такое потребность, поможет выполнение задания в конце главы.

Катя открыла коробку, Серёжа вытащил банкомат. Он был точь-в-точь как настоящий, только меньше, размером с табуретку. В коробке лежала инструкция и четыре карточки. На каждой был написан номер: 1, 2, 3, 4.

– Смотри, тут инструкция! Подожди, дай прочитаю, – сказал рассудительный Серёжа.

– Вот ещё, – отмахнулась Катя, – пока всё прочитаем, мама с папой проснутся и помешают! Зачем нам инструкция? И так всё ясно: вот карточки, вот дырка в банкомате, засунем карточку с цифрой «1» в щель – и куча денег в кармане!

 

 

Серёжа не успел и рта раскрыть, как Катя уже вставила карточку в банкомат. Карточка исчезла, банкомат зажужжал, как большой шмель, но никаких денег из него не посыпалось. Только на экране появилось два окошечка. На одном были нарисованы радостные лица мальчика и девочки и написано «Полная самостоятельность», на втором посреди синего-синего моря красовался остров, а внизу написано «Чудо-остров».

Ребята читали надписи в окошечках, банкомат тихо гудел, экран мерцал, но больше ничего не происходило.

– Думаю, мы должны выбрать окошечко! Я хочу «Чудо-остров»! – сказал Серёжа.

– А я – «Полную самостоятельность»!

Ребята принялись отпихивать друг друга от банкомата, но, как это частенько бывало, Катя одержала верх. Изловчившись, она ткнула пальцем в окошечко «Полная самостоятельность». В ту же секунду вокруг всё потемнело, лишь экран банкомата слабо светился. Ещё через миг снова стало светло. Пустая комната, у стены банкомат, за окном знакомая улица, по дороге мчатся машины, спешат куда-то люди.

Катя выскочила из комнаты и обежала абсолютно пустую квартиру. В комнате родителей на полу лежала записка: «Мы уехали отдыхать. Вернёмся нескоро. Не скучайте! Мама и папа». И сердечко кто-то пририсовал, наверное, мама.

Катя вернулась в детскую и протянула записку брату:

– Мы совсем одни! Мама с папой без нас куда-то отдыхать уехали.

– Вот тебе и полная самостоятельность! – ехидно заметил Серёжа.

– Так это же зд о рово! Будем делать, что захотим! Поедем в парк, на аттракционах покатаемся! Потом на компьютере поиграем, и никто не скажет, что это вредно! И не будем есть овсянку!

При упоминании о каше страшно захотелось есть. Тем более что было время завтрака.

– Я, кстати, есть хочу! – перебил сестру Серёжа.

– И я! Знаешь, а на кухне пусто. Еды нет.

 

 

Серёжа, не поверив Кате, помчался на кухню. Поглядел в пустой холодильник и расстроился. Многие привычные предметы тоже пропали. Квартира стала чужой и неуютной. Серёже вдруг захотелось увидеть маму, услышать её голос, почувствовать запах гренок и молока… или хотя бы овсянки… За ним вошла Катя, она старалась держаться бодро:

– Ничего страшного! Сейчас пойдём в магазин, накупим еды… Нет, лучше не в магазин, лучше в кафе пойдём! Знаешь, в то, что в доме с башенкой, мы там с мамой недавно были. А лучше вот как сделаем: поедем сразу в парк, там, в летнем ресторанчике, и позавтракаем. Помнишь, там ещё подарки дают, игрушку в коробочке, помнишь? Ну, что ты смотришь на меня и молчишь?

Серёжа и вправду молча смотрел на сестру. Никакой радости или воодушевления на его лице не было.

– Кать, а как ты собираешься в кафе есть?

– В смысле? Приду, выберу, что захочу, поем.

– А потом?

– Что «потом»?

– Ну, что бывает, когда мы уже поели?

– Как что, дальше идём. Домой, или гулять, или…

Но тут Катю осенило.

– Ой! Мы же расплатиться должны.

– Вот именно! А денег у нас нет! И в пижаме в кафе не пойдёшь, а другой одежды нет. Еды нет! Постельного белья, игрушек, книжек – тоже нет! Всё это нужно купить, а денег нет!

– Да, – Катя погрустнела, – и на аттракционы бесплатно нас никто не пустит.

– А ещё каждый месяц за квартиру мама платит, за свет, за воду…

– И за наши занятия английским…

– И за твои танцы…

– И за твой кружок робототехники…

– А ещё мама за интернет платит…

– А чтобы на компьютере играть, нужно сначала этот компьютер купить, наш ведь исчез.

Ребята пожалели, что не прочитали инструкцию. Но кому нравится признаваться в собственных ошибках?

Вопросы

• А какую карточку выбрал бы ты? Почему?

• Почему Катя и Серёжа не получили удовольствия от своей самостоятельности?

• Как ты думаешь, когда человек становится полностью самостоятельным?

Задания

• Катя хочет есть, а Серёжа заболел, не может гулять и скучает. Подумай, что каждому из них сейчас необходимо. Какие из нарисованных ниже предметов помогут Кате, а какие – Серёже?

 

 

• Как ты думаешь, сколько стоят эти предметы? Какой из них самый дешёвый? А какой самый дорогой?

• Посмотри на рисунок. Рассортируй эти предметы по трём группам. В первой группе должны оказаться продукты, которые помогают нам утолить голод и жажду. Во второй – предметы, защищающие нас от холода, дождя и ветра. А в третьей группе то, что помогает весело, полезно и интересно провести время. Теперь представь, что ты хочешь есть, тебе очень холодно и к тому же скучно. А денег на все эти предметы не хватит. На что ты потратишь деньги в первую очередь? Почему?

 

 

Глава 3. Чудо-остров

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

В третьей главе ребята познакомятся с такими экономическими категориями, как разделение труда, товар и обмен. Обсуждая с детьми эти темы, вы можете опираться на свои знания истории (например, рассказать о том, как в древние времена какие-то племена специализировались на рыболовстве, а какие-то – на собирательстве и охоте). Не менее интересным для вашего сына или дочки может стать рассказ о том, как и почему вы выбрали свою профессию, свою специализацию.

Дети молча сидели на кухне. Вдруг Катя сорвалась с места. Серёжа побежал за ней. В детской девочка подскочила к банкомату и быстро начала стучать по кнопкам, одновременно пытаясь запихнуть в щель карточки с номерами «2», «3» и «4».

– Ты что делаешь? Ты испортишь банкомат! – пытался остановить сестру Серёжа.

– Это же банкомат! Значит, в нём должны быть деньги, надо только их достать! – кричала Катя, чуть не плача.

Однако денег банкомат не выдавал. Карточки никак не вставлялись, а при нажатии на кнопки экран высвечивал крупными буквами: «ОШИБКА». Разозлившись, Катя изо всех сил стукнула по банкомату. Тот заревел, на экране появилась большая рука и погрозила Кате пальцем, потом вспыхнуло слово «Грубая», замерло на экране, чуть уменьшилось и к нему присоединилось второе слово – «ошибка».

 

 

Серёжа не выдержал и рассмеялся. Катя обернулась:

– Что смешного?

– Ты смешная и глупая! Ничего нам банкомат не даст. Я как-то сказал маме: «Какой добрый этот банкомат, всё время деньги нам даёт!» А она засмеялась: «Нет, он не добрый. Это не его деньги, это наши с папой деньги. Мы их заработали, положили в банк, вот нам банкомат наши деньги и даёт». Я мамино объяснение так понял: банкомат – он как холодильник! Чтобы из холодильника взять мороженое, или колбасу, или сок, нужно их туда сначала положить. Не положишь – нечего будет взять. Поняла?

– Поняла… Ничего мы оттуда, значит, не вытащим.

– Ага! Только всё испортим.

Ребята задумались. Катя представила себе самостоятельную жизнь. Вот идёт она на занятия танцами в пижаме. А Серёжа думал о том, что так и от голода умереть можно. И тут каждому пришла в голову идея, и они повернулись друг к другу:

– Я знаю!

– И я!

– Надо просто… – начал Серёжа.

– …выбрать другое окошко! – закончила Катя.

Ребята радостно подскочили, и Серёжа нажал на окошко с надписью «Чудо-остров»…

Всё произошло так быстро, что они даже не успели удивиться или испугаться. Только что стояли в своей комнате, а теперь… Вот банкомат, под ним песок, рядом волосатый ствол какого-то дерева.

– Пальма! – закричала Катя. – Это же пальма!

– А там море! А вон там, смотри, бананы растут!

Бум! С волосатой пальмы упал огромный кокосовый орех и раскололся у ног двойняшек. Не сговариваясь, ребята схватили по половинке и с удовольствием выпили вкусный сок.

До самого вечера Катя и Серёжа купались в море, собирали разноцветные ракушки и камешки, объедались бананами, пили необыкновенно чистую и прохладную воду из родника, что журчал среди пальм. Когда зашло солнце, они уютно устроились на тёплом песке и мгновенно заснули. Единственное, что несколько беспокоило ребят, – это пропажа волшебного банкомата. Все попытки найти его на острове оказались напрасными.

 

 

Утром Катя и Серёжа, прихватив в дорогу по большой связке бананов, отправились на разведку вдоль берега. Шли они не менее двух часов, когда вдруг увидели в море лодку, а в ней мальчика лет десяти. Он ловил сетью рыбу, но, увидев ребят, свернул сеть и направил лодку к берегу.

– Халохой! Вы кто такие?

– Привет! Я Катя, а это мой брат Серёжа. А ты?

– Дождливый День.

– Да нет, солнечно! – удивился Серёжа. – Тебя-то как зовут?

– Дождливый День! Это и есть моё имя! Когда я родился, целый день лил дождь, вот меня так и назвали.

– Поня-ятно… А ты много рыбы наловил? – спросила Катя.

– Нет, сегодня плохо ловится.

– А ты бы бросил, раз не ловится! – предложила Катя.

– Как это бросить? Я из семьи рыбаков, мы все рыбу ловим: и я, и отец, и братья, и дед, и дяди. Мама и бабушка чинят сети, сестра собирает съедобные ракушки…

– Вы что же, только рыбой и ракушками питаетесь?

– Нет, конечно. Мы рыбу и ракушки у других обмениваем на мясо и фрукты, орехи и одежду.

Тут ребята подумали, что им очень хочется поесть рыбки с поджаристой корочкой.

 

 

– А ты совсем рыбы не наловил? – спросил Серёжа. – Может, хоть одна попалась? Мы тебе в обмен бананы дадим.

– Э-э, нет. У нас бананы уже есть в запасе, – сказал Дождливый День. Но, увидев, как огорчились двойняшки, предложил:

– Если хотите рыбы, идите вот по этой тропинке вдоль ручья, дойдёте до хижины, в ней живёт гончар.

– Гончар? Это тоже имя? Или просто гончар? – перебила Катя.

– Это не имя. Просто гончар. Он, наверное, согласится поменять вам бананы на горшок…

– Ты не понял! – ещё раз перебила Катя. – Нам не нужен горшок, мы хотим рыбы!

– Да подожди ты, дослушай сначала! У мамы вчера разбился горшок. Обменяйте свои бананы у гончара на горшок, а я вам в обмен на горшок дам рыбу.

Ребята попрощались с Дождливым Днём и собрались было идти, как мальчик вдруг окликнул Катю:

– Постой! Ты потеряла что-то!

Катя в недоумении оглядывалась вокруг. Тут Дождливый День указал ей на заколку с ярким цветком из цветного пластика, наполовину засыпанную песком. Зажим на заколке был старый и постоянно расстёгивался. Видимо, и в этот раз зажим расслабился, и заколка упала.

– Спасибо! Мне эта заколка уже не нужна – постоянно сваливается. Хочешь, возьми себе.

– Ты вправду оставляешь мне такую красивую вещь?

– Конечно, бери!

Счастливый Дождливый День от всей души поблагодарил Катю и подарил ей маленькую, но очень красивую ракушку.

 

 

Ах, если бы и с остальными всё прошло так просто! Но увы… Гончару не нужны были бананы, ему хотелось козьего молока. Пришлось ребятам подниматься на высокий холм, где под присмотром старого пастуха паслось козье стадо. Тут им, правда, повезло: бананы на холмах не росли, и пастух согласился обменять молоко на бананы. Вот только как определить, сколько бананов следует отдать за кувшин молока? Отдали ребята все свои бананы, а пастух за это налил им полный кувшин молока.

Много времени прошло, пока ребята бродили по острову, то поднимаясь на холмы, то спускаясь в долину. Когда уставшие близнецы дошли до хижины гончара и обменяли молоко на горшок, солнце уже садилось. И до дома Дождливого Дня они добирались уже в полной темноте, усталые и голодные:

– Вот горшок, дай нам, пожалуйста, рыбу! – сказала Катя.

Дождливый День смутился: «Ох! Вы так долго не возвращались! Сегодня очень жарко, чтобы рыба не испортилась, её пришлось скорее съесть. Мы не могли вас ждать… А горшок моя сестра ещё днём у гончара на съедобные ракушки обменяла».

Так и остались близнецы голодные и с ненужным им горшком. Еле-еле доплелись они до места, где потеряли волшебный банкомат, сорвали с ближайшего дерева бананов, перекусили и легли спать.

Вопросы

• Почему Катя и Серёжа не получили рыбу?

• А ты всегда получаешь достаточно еды, чтобы насытиться?

• Ты когда-нибудь менялся с кем-нибудь игрушками? Чем закончился твой обмен?

• Можно ли обменять плитку шоколада на велосипед? Почему?

• Как ты думаешь, что нужно сделать для того, чтобы на Чудо-острове легче было получить необходимые продукты?

Задания

• Посмотри на рисунок. Девочка хочет обменять кокосовый орех на бусы. Как это сделать быстрее всего?

 

 

• Гончар хочет обменять свои горшки на лодку. Плотнику не нужны горшки, но он согласен отдать лодку за 10 корзин яблок. Сколько горшков должен отдать гончар, если садовник согласен за каждый горшок отдать две корзины яблок?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: