Средств индивидуализации

 

§ 1. Понятие, сущность, виды и назначение средств

индивидуализации как объектов интеллектуальной собственности

 

Понятие и сущность. Развитие рыночной экономики в Российской Федерации обусловило жесткую конкуренцию между производителями товаров и услуг. Предприниматели стремятся выделить себя, свою продукцию из однородной массы товаров и услуг для привлечения к ней потребителей и, соответственно, обеспечения ее сбыта и получения прибыли. Еще дореволюционные коммерциалисты отмечали, что "в деловом обороте громадную роль играют всевозможные способы запечатления в памяти публики деятелей торговли, практикуемые ими приемы ее ведения, привлекающие особое доверие публики" <1>. Таким образом, коммерческий успех предпринимателей во многом предопределяется индивидуализацией их деятельности, а также ее результатов.

--------------------------------

<1> Каминка А.И. Очерки торгового права. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. С. 189.

 

Индивидуализация продукции, производимой (реализуемой) субъектами предпринимательской деятельности, имеет огромное значение не только для самих предпринимателей, но и для потребителей товаров и услуг в силу следующих причин:

- индивидуализация товаров и услуг облегчает потребителям выбор необходимой продукции;

- индивидуализация продукции обусловливает стремление предпринимателей к постоянному улучшению ее качественных характеристик, что также отвечает интересам потребителей: если бы покупатели, приобретая товары (услуги), не могли определить их производителя, у последнего не было бы стимула к повышению и поддержанию качества продукции;

- индивидуализация товаров и услуг гарантирует ответственность производителя продукции за ее качество и т.д.

Индивидуализация субъектов предпринимательской деятельности, в частности коммерческих организаций, имеет большее значение, нежели индивидуализация продукции. Индивидуализация коммерческих организаций необходима:

- для обеспечения ясности и устойчивости торгового оборота (контрагенты коммерческой организации должны иметь четкое представление о том, с кем они вступают в деловые отношения, к кому предъявлять требования об исполнении обязательств и претензии в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения соответствующих требований);

- для осуществления государственного надзора за деятельностью субъектов предпринимательства;

- для развития торгового оборота в целом (гражданское правоотношение устанавливается между определенными субъектами; если коммерческие организации не будут должным образом индивидуализированы, то они сольются в одну общую массу, и установление правовых отношений между отдельными членами данной массы станет невозможным).

В целях привлечения потребителей предприниматели используют многочисленные средства индивидуализации, которые, в свою очередь, имеют огромное экономическое значение. В условиях массового производства изготовитель и потребитель, как правило, "не встречаются" на рынке товаров и услуг. В силу этого средства индивидуализации, используемые предпринимателями, становятся единственным связующим звеном между производителями и потребителями продукции и информируют покупателей о конкретном производителе маркируемой ими продукции, ее качестве, основных характеристиках и месте происхождения. Поэтому, выбирая необходимую продукцию, покупатели ориентируются на известные им средства индивидуализации, которыми она обозначена (товарные знаки, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения), таким образом "привязываясь" к ним. Это свидетельствует о необходимости правовой охраны средств индивидуализации, используемых в предпринимательской деятельности, от несанкционированного использования недобросовестными участниками оборота тождественных или сходных до степени смешения обозначений. В охране индивидуализирующих обозначений заинтересованы как субъекты предпринимательства, так и потребители, поскольку использование третьими лицами "чужих средств индивидуализации может ввести покупателей в заблуждение относительно производителя продукции, ее качественных и иных характеристик, а также отвлечь потребителей от продукции действительного владельца индивидуализирующих обозначений, что нанесет ущерб его имущественным интересам.

Необходимость правовой охраны средств индивидуализации диктуется заинтересованностью предпринимателей в повышении эффективности их использования <1>, <2>. Таким образом, интересы участников гражданского оборота требуют обеспечения правовой охраны средств индивидуализации, используемых в предпринимательской деятельности: товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, коммерческих обозначений, указаний происхождения товаров, наименований мест происхождения товаров и др.

--------------------------------

<1> Под эффективностью использования средства индивидуализации, в частности товарного знака, понимается степень общественного воздействия товарного знака на производство, сбыт и эксплуатацию определенных видов продукции, маркированной данным товарным знаком, или на объем оказания услуг, сопровождаемых знаком обслуживания. Результатом такого воздействия будет привлечение наибольшего количества потребителей к товарам правообладателя средства индивидуализации, а следовательно, получение последним максимальной прибыли. См.: Адуев А.Н. Некоторые вопросы создания эффективных товарных знаков // Вопросы изобретательства. 1974. N 2; Гаврилов Э.П. О правовой охране товарных знаков в СССР // Охрана изобретений и товарных знаков. Рига, 1975. С. 103 - 119; Сергеев В.М. Правовые вопросы использования товарных знаков в народном хозяйстве СССР; Орлова В.В. Теория и практика индивидуализации в сфере интеллектуальной собственности: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2005.

<2> См.: Адуев А.Н. Некоторые вопросы создания эффективных товарных знаков // Вопросы изобретательства. 1974. N 2; Сергеев В.М. О повышении эффективности использования товарных знаков // Проблемы правовой охраны товарных знаков и промышленных образцов. Мн., 1980. С. 20 - 22; Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 247 - 248; и др.

 

Однако, несмотря на постоянное дополнение гражданского законодательства, далеко не всем средствам индивидуализации, используемым предпринимателями в процессе осуществления коммерческой деятельности, может быть обеспечена охрана с помощью предусмотренных действующим законодательством правовых механизмов. К их числу можно отнести корпоративную геральдику (геральдические символы, используемые коммерческими организациями), символику спортивных мероприятий, региональную и городскую символику.

 

Виды и назначение средств индивидуализации

 

Фирменное наименование. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием.

Фирменным наименованием индивидуализируется такой субъект гражданских правоотношений, как юридическое лицо. Субъектом исключительного права на фирменное наименование может быть только коммерческая организация.

Индивидуализация коммерческих организаций необходима:

- для обеспечения ясности и устойчивости торгового оборота;

- осуществления государственного надзора за деятельностью субъектов предпринимательства;

- развития торгового оборота в целом.

Фирменное наименование должно четко отличать одну коммерческую организацию от другой. Для этой цели оно должно отвечать законодательно установленным требованиям к его структуре и содержанию. По аналогии с терминологией в области товарных знаков можно говорить о "критериях охраноспособности" фирменных наименований.

Фирменное наименование - это обозначение, служащее для индивидуализации юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно выступает в гражданском обороте.

Товарный знак и знак обслуживания. Товарный знак предназначен для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а знак обслуживания - для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Правила ГК РФ (далее также - Кодекс) о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания. Все требования, которым должен соответствовать товарный знак, применимы в Российской Федерации без каких-либо исключений к знакам обслуживания.

В ряде зарубежных стран знаки обслуживания не охраняются. В связи с этим необходимо отметить, что положения, относящиеся к знакам обслуживания, содержатся в ст. 6-sexies Парижской конвенции. Эта статья была включена в Конвенцию в 1958 г. на Лиссабонской конференции, на которой была признана необходимость введения охраны этого средства индивидуализации, однако условия его охраны в Конвенции не были регламентированы. Не было принято и предложение о приравнивании охраны знака обслуживания к охране товарного знака. Решение этого вопроса было отнесено к компетенции национальных законодательств. Страны Союза согласились охранять знаки обслуживания, но не взяли на себя обязательства их регистрировать. Положения ст. 6-sexies Парижской конвенции не обязывают государства принимать специальные законы по охране знаков обслуживания и допускают обеспечение такой охраны на основе другого законодательства, например законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции.

В качестве товарных знаков могут охраняться самые разные виды обозначений - словесные, изобразительные, объемные и др. (например, звуковые, обонятельные, световые), а также их комбинации. Правовую охрану могут получить не все обозначения (вне зависимости от их вида). ГК РФ установлен ряд оснований, препятствующих предоставлению правовой охраны (регистрации).

Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации, т.е. выделения из массы однородных, товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых услуг.

Наименования мест происхождения товаров, как и товарные знаки, индивидуализируют товар. При этом индивидуализируются (выделяются) товары, обладающие особыми свойствами по сравнению со свойствами других однородных товаров. Особые свойства товара в рассматриваемой ситуации всегда обусловлены местом его происхождения, в котором должна существовать характерная для него географическая среда (под которой понимаются природные условия и (или) людские факторы).

Наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование географического объекта или обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, а также обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта.

Коммерческое обозначение. Понятие коммерческого обозначения в законе не определено, но указаны объекты индивидуализации - торговые, промышленные и другие предприятия.

Коммерческие обозначения могут индивидуализировать магазины розничной и оптовой торговли, интернет-магазины, рынки, фабрики, заводы, фермы, театры, кинотеатры, цирки, стадионы, ипподромы и др.

К числу признаков, которые позволяют отнести обозначение к числу коммерческих обозначений, относятся:

1) обозначение обладает достаточными различительными признаками (различительность);

2) использование обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории (локальная известность);

3) обозначение не должно являться фирменным наименованием;

4) обозначение не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Коммерческое обозначение - обозначение, служащее для индивидуализации различного вида предприятий, принадлежащих осуществляющим предпринимательскую деятельность юридическим лицам (включая некоммерческие организации в случаях, установленных законом), индивидуальным предпринимателям, при условии приобретения этими обозначениями различительной способности в отношении указанных предприятий применительно к конкретной территории.

 

§ 2. Право на средство индивидуализации в структуре права

промышленной собственности

 

В соответствии с п. 2 ст. 1 Парижской конвенции "объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции".

В соответствии с п. 3 указанной статьи "промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного и природного происхождения, как, например, вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископаемые, минеральные воды, пиво, цветы, мука".

Г. Боденхаузен, комментируя это положение, указывал, что данная норма не означает, что все перечисленные объекты промышленной собственности должны применяться в отношении всякой деятельности и ко всем видам продукции. "Государства - члены Союза не обязаны выдавать патенты на вина, скот или фрукты или охранять товарные знаки, связанные с минералами. Это положение ст. 1 имеет целью лишь избежать того, чтобы не были лишены охраны как промышленная собственность виды деятельности или продукты, которым угрожает опасность вовсе не быть причисленными к видам деятельности или продуктам чисто промышленным. Тем не менее различные права промышленной собственности будут применяться к этим видам деятельности или продуктам лишь тогда, когда для этого имеются основания" <1>.

--------------------------------

<1> Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. М.: Прогресс, 1977. С. 36.

 

Термин "промышленная собственность" используется и в более узком смысле, охватывая лишь права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (см., например, ст. 1 ранее действовавшего Патентного закона РФ).

В юридической литературе институт права на средства индивидуализации рассматривают, как правило, в качестве одного из основных институтов права интеллектуальной собственности <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М.: Проспект, 2004. С. 33.

 

Дискуссия. В защиту этой позиции высказывается мнение, что с помощью данного института осуществляется регулирование использования обозначений юридических лиц, предприятий, товаров, работ, услуг. Нормы, входящие в данный институт, определяют соответствующие средства индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана, порядок возникновения и прекращения такой охраны, использование средств индивидуализации и распоряжение исключительным правом на него, устанавливают защиту охраняемых обозначений от недобросовестного использования другими лицами <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права" (том 1) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<1> Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов (автор главы - П.В. Степанов). М.: Статут, 2014. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 702 - 703.

 

Существует и иное мнение. Так, при изучении права интеллектуальной собственности как подотрасли гражданского права, в которой выделяются три относительно самостоятельных института - институт авторского права и смежных прав, институт права промышленной собственности, институт охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, предлагается рассматривать институт права промышленной собственности в качестве комплексного института, имеющего в своем составе более мелкие, но обособленные образования. К указанным образованиям отнесены: субинститут патентного права, субинститут права на средства индивидуализации, субинститут пресечения недобросовестной конкуренции <1>. Такая классификация или такое деление объясняется сущностью подлежащих правовой охране объектов, спецификой признания их охраняемыми и выполняемыми ими функциями.

--------------------------------

<1> Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения: Учебно-практич. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 4.

 

Именно в силу основной функции средств индивидуализации в совокупности - обеспечение должной индивидуализации производителей и их товаров, работ, услуг права на средства индивидуализации относят к институту средств индивидуализации <1>. На наш взгляд, права на средства индивидуализации следует отнести к самостоятельному институту - институту правовой охраны средств индивидуализации.

--------------------------------

<1> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М.: Проспект, 2004. С. 28.

 

Институт правовой охраны средств индивидуализации (институт средств индивидуализации) как отдельный институт гражданского права - совокупность норм, регулирующих общественные отношения по поводу возникновения правовой охраны средств индивидуализации, их использования, защиты прав на них.

Несмотря на тесную взаимосвязь с другими институтами, такими как институт авторского права и смежных прав, институт патентного права, институт нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, наличие большого числа общих черт, элементов и т.д., право на средства индивидуализации (как институт права) имеет много присущих только ему функций, задач и принципов.

Нормы, регулирующие отношения, возникающие, складывающиеся в связи со средствами индивидуализации, сосредоточены в основном в гражданском законодательстве, в первую очередь в Гражданском кодексе РФ, федеральных законах, в подзаконных актах, в международных соглашениях с участием Российской Федерации. Подробнее об источниках правового регулирования см. § 5 настоящей главы.

Основная функция института права на средства индивидуализации - обеспечение необходимой и достаточной индивидуализации производителей, их товаров, работ, услуг и предприятий.

Рассматривая средства индивидуализации как разного рода искусственные символы, высказывают мнение, что целью существования указанных символов служит индивидуализация лица, производимой лицом продукции (товаров, работ, услуг), принадлежащего лицу имущественного комплекса, а не придание уже существующему продукту новых, главным образом полезных, свойств, позволяющих удовлетворить некую практическую потребность <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник О.А. Городова "Право промышленной собственности" включен в информационный банк согласно публикации - "Статут", 2011.

<1> Городов О.А. Право промышленной собственности: Учебник для вузов. Электронная версия. 2014. С. 127; http://www.studfiles.ru/preview/4366161 (дата обращения: 02.04.2016).

 

Средствам индивидуализации, в отличие от объектов патентного права, по общему правилу не присущ творческий характер, в связи с этим, например, при подаче заявки на регистрацию товарного знака вопрос об авторстве не ставится, закон указывает лишь на фигуру заявителя. В отдельных случаях регистрируемые обозначения могут рассматриваться как объекты авторского права и одновременно являются таковыми, однако эти обстоятельства не имеют отношения к правовой охране обозначения в качестве товарного знака.

Для отдельных видов средств индивидуализации можно выделить, помимо функции индивидуализации, ряд вспомогательных функций.

Репутационная функция может выполняться всеми видами средств индивидуализации. Например, при использовании фирменного наименования в рамках осуществления юридическим лицом своей деятельности потребитель, однажды получивший положительный результат от деятельности юридического лица, либо сам вновь вернется к услугам этого юридического лица, либо рекомендует его другим потребителям - своим знакомым, партнерам и т.д. Использование товарного знака также создает репутацию и товару, и его производителю.

Гарантийная функция тесно связана с репутационной функцией. Использование средства индивидуализации гарантирует для потребителя определенное качество продукции, маркируемой товарным знаком.

Функция гарантии наличия у товара особых свойств, обусловленных местом его производства, осуществляется, безусловно, только одним видом средств индивидуализации - наименованием места происхождения товара.

Информационная функция может выполняться, например, фирменным наименованием, указывающим на организационно-правовую форму юридического лица, которое в свою очередь позволяет определить возможный размер ответственности юридического лица. Коммерческое обозначение также может дать информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, которые используют коммерческие обозначения для индивидуализации своих предприятий. Товарный знак, представляющий собой этикетку, также выполняет информационную функцию. Он может информировать потребителя о свойствах товара, его составе, месте производства, производителе и т.д.

Рекламная функция в большей степени присуща товарным знакам. Успешное продвижение товаров в значительной степени зависит от товарного знака, его узнаваемости, правильной маркетинговой политики и т.д.

Средства индивидуализации выполняют и защитную функцию, в том числе от недобросовестной конкуренции, поскольку несанкционированное использование средств индивидуализации влечет ответственность правонарушителей.

 

§ 3. Принципы и особенности правовой охраны средств

индивидуализации (в сравнении с объектами авторского

и патентного права)

 

Принципы правовой охраны

 

Право на средства индивидуализации входит в качестве одного из элементов (института или субинститута) в отрасль гражданского права, одновременно являясь самостоятельным элементом права промышленной собственности.

В связи с этим можно говорить не об отдельных принципах правовой охраны средств индивидуализации, а о системе таких принципов. Эту систему принципов образуют следующие виды:

1) принципы отрасли гражданского права, применимые к отношениям, связанным со средствами индивидуализации;

2) принципы, применимые к отношениям, связанным с объектами промышленной собственности в целом;

3) принципы, применимые только к средствам индивидуализации.

К первому виду принципов относят:

- принцип юридического равенства, означающий, что к участникам отношений по поводу средств индивидуализации применяется одинаковый стандарт поведения, не предоставляющий преференций ни одному из них. Так, например, в случае совпадения дат приоритета товарных знаков обоим (нескольким) заявителям предлагается совместно определить путем заключения соглашения, по какой из двух (нескольких) заявок осуществлять регистрацию товарного знака (п. 1 ст. 1496 ГК РФ);

- принцип диспозитивности позволяет по общему правилу правообладателям самостоятельно распоряжаться принадлежащими им исключительными правами и выбирать меры их защиты. Так, например, правообладатель может самостоятельно использовать принадлежащий ему товарный знак, а может предоставить исключительную лицензию на его использование иному лицу и отказаться от использования своего товарного знака в течение определенного периода времени (п. п. 1 и 1.1 ст. 1236 ГК РФ). В случае нарушения исключительного права на наименование места происхождения товара правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации (п. 2 ст. 1537 ГК РФ);

- принцип добросовестности, который направлен на исключение недобросовестной конкуренции, связанной с использованием средств индивидуализации, или злоупотребления исключительным правом.

- принцип свободы договора означает юридическую возможность для правообладателей заключать договоры, поименованные и не поименованные законом, самостоятельно определять условия договора, имея при этом в виду установленные законом обязательные требования к договорам, заключаемым в отношении средств индивидуализации.

Ко второму виду принципов можно отнести:

- принцип национального режима, в соответствии с которым иностранные юридические и физические лица пользуются теми же правами, что и российские юридические лица, и граждане <1>;

--------------------------------

<1> Применительно к средствам индивидуализации ограничений этого принципа российское законодательство не содержит.

 

- принцип использования конвенционного и выставочного (льгота по новизне) приоритета - использование данного принципа позволяет установить более раннюю дату возникновения исключительного права;

- принцип льготы по оплате пошлин в дополнительный сверх установленного срок, что позволяет оплачивать многие виды пошлин за пределами сроков, установленных законом, например пошлины за подачу ходатайства о продлении срока действия свидетельства на товарный знак, на наименование места происхождения товара за пределами установленного, но в пределах льготного дополнительного срока.

К третьему виду принципов, т.е. к принципам, относящимся к средствам индивидуализации, можно отнести:

- принцип охраны товарных знаков "такими, какие они есть", закрепленный в Парижской конвенции. В соответствии с этим принципом "использование товарного знака его владельцем в форме, которая несущественно отличается от той, в какой он был зарегистрирован в одной из стран - членов Союза, не влечет за собой недействительности регистрации и не уменьшает уровня охраны этого знака. Данное положение применяет тот же принцип в ситуации, когда на основе предшествующей регистрации в стране происхождения регистрации знака таким, каков он есть, испрашивается в других странах - членах Союза" <1>;

--------------------------------

<1> Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. М.: Прогресс, 1977. С. 137 - 138.

 

- принцип недопущения несанкционированного использования в средствах индивидуализации государственных гербов, официальных знаков, названий международных и межправительственных организаций и др. В соответствии со ст. 1231.1 ГК РФ, реализующей этот принцип, такие официальные символы, наименования и отличительные знаки, их узнаваемые части или имитация могут быть включены в средство индивидуализации в качестве неохраняемого элемента, если на это имеется согласие соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.

 

Особенности правового режима средств индивидуализации

 

В отличие от субъектного состава отношений, связанных с объектами авторского права и патентного права, в число субъектов отношений по поводу средств индивидуализации не входят авторы.

В данных отношениях участвуют юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. При этом субъектом исключительного права, например на фирменное наименование, может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Субъектами исключительных прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, добровольные объединения (для коллективных знаков). При наследовании исключительных прав на товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров в качестве субъектов выступают и граждане (наследники). Однако следует отметить, что, унаследовав исключительное право, гражданин должен приобрести статус индивидуального предпринимателя либо отказаться от этого исключительного права, уступив его другому лицу по договору об отчуждении исключительного права.

В отличие от порядка и условий возникновения правовой охраны объектов авторского права, не требующих соблюдения каких-то формальностей, для возникновения правовой охраны товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров необходимо прохождение специальных регистрационных процедур - экспертизы в уполномоченном органе (федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности). Регистрационный порядок действует и для объектов патентного права. Регистрационные процедуры начинают осуществляться при условии подачи заявок на предоставление правовой охраны.

Определенное исключение представляет собой возникновение правовой охраны общеизвестного товарного знака. Он не регистрируется в традиционном порядке, установленном для государственной регистрации, вместе с тем существует определенная процедура признания уполномоченным органом товарного знака общеизвестным.

В отношении фирменных наименований специального регистрационного порядка не установлено, однако для возникновения правовой охраны фирменного наименования необходима регистрация юридического лица - правообладателя фирменного наименования. Регистрация фирменного наименования производится при регистрации юридического лица в налоговых органах, и дальнейшие изменения также регистрируются в порядке, установленном для внесения изменений в записи о регистрации юридических лиц.

Для возникновения правовой охраны коммерческого обозначения нет необходимости в его регистрации в уполномоченном органе, но требуется соблюдение определенных условий, в частности наличие факта использования обозначения на территории Российской Федерации для индивидуализации предприятия.

 

Охраноспособность

 

Единственным критерием охраноспособности объектов авторского права является наличие творческого характера, при этом соответствующее произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме. Охраноспособность произведения не зависит от его достоинств и назначения, а также от способа выражения.

В отношении объектов патентных прав закреплено, что они должны отвечать требованиям, установленным Кодексом к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам (ст. 1349 ГК РФ), - так называемым условиям патентоспособности (ст. ст. 1350, 1351 и 1352 ГК РФ).

В отношении фирменных наименований законом установлены определенные требования, которым они должны соответствовать (ст. ст. 1473, 1474 ГК РФ), однако специальная экспертиза на предмет соответствия фирменного наименования этим требованиям не предусмотрена. Вместе с тем при регистрации юридического лица регистрирующим органом проверяется, например, соответствие фирменного наименования требованию, содержащемуся в законе (п. 2 ст. 1473 ГК РФ), о том, что фирменное наименование должно содержать указание на его организационно-правовую форму (ПАО, ООО), а собственно наименование юридического лица не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (банк, завод, театр).

Соблюдение требования о том, что фирменное наименование не должно быть тождественным фирменному наименованию другого лица и не должно быть сходным с ним до степени смешения, если юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица, будет проверяться только в случае возникновения конфликта.

Для того чтобы обозначению была предоставлена правовая охрана в качестве товарного знака и (или) знака обслуживания, необходимо соблюдение большого числа требований, установленных ст. ст. 1477 и 1483 ГК РФ. Так, в частности, обозначение должно индивидуализировать товары, выполняемые работы и (или) оказываемые услуги. Такое обозначение обязательно должно обладать различительной способностью, оно не может представлять собой или включать в себя некоторые виды обозначений (элементов); оно не может быть тождественным или сходным до степени смешения с товарным знаком или заявленным обозначением (имеющим более ранний приоритет), зарегистрированным или заявленным в отношении однородных товаров; оно не может быть тождественным или сходным до степени смешения с фирменным наименованием, коммерческим обозначением другого лица; оно не может быть тождественным названию известного в Российской Федерации (на дату подачи заявки) произведения и т.д.

В случае испрашивания для обозначения правовой охраны в качестве товарного знака экспертизы проверяется соответствие этого обозначения лишь некоторым из установленных законом требованиям (например, в отношении тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков и заявленных обозначений). Несоответствие другим требованиям является основанием для оспаривания предоставленной товарному знаку правовой охраны.

В качестве наименования места происхождения товара может быть зарегистрировано обозначение, связанное с наименованием географического объекта или с территорией географического объекта. При этом под таким обозначением понимается: 1) обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта; 2) обозначение, производное от такого наименования; 3) обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара с особыми свойствами, о которых сказано ниже.

При этом к обозначениям всех трех видов предъявляется еще одно важное требование, необходимое для предоставления правовой охраны, - требование известности обозначения в результате использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Для правовой охраны коммерческого обозначения требуется, чтобы:

1) оно обладало достаточными различительными признаками;

2) употребление его правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории;

3) оно не должно являться фирменным наименованием;

4) оно не должно вводить потребителя в заблуждение (т.е. не должно быть смешения с принадлежащим другим лицам фирменным наименованием, товарным знаком, знаком обслуживания, коммерческим обозначением, право на которые возникло ранее).

 

Срок действия правовой охраны

 

Сроки правовой охраны средств индивидуализации отличаются от сроков правовой охраной объектов авторского права и объектов патентного права; разнятся они и между собой.

Срок охраны объектов авторского права "привязан" к фигуре автора, правовая охрана произведения действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Правовая охрана объектов патентного права имеет ограниченный срок действия. Так, по общему правилу срок действия патента на изобретение составляет 20 лет. Исключение установлено лишь для изобретений, являющихся лекарственными средствами или агрохимикатами. Срок действия патента может быть продлен на срок, не превышающий пяти лет (речь идет о периоде, необходимом для получения разрешения на применение продукта).

Срок действия патента на полезную модель составляет десять лет. Продление срока не предусмотрено.

Срок действия патента на промышленный образец - пять лет. Этот срок может неоднократно продлеваться на пять лет, но в целом общий срок не может превысить 25 лет с даты подачи первоначальной заявки.

Кроме того, в случае неоплаты годовых патентных пошлин правовая охрана объектов патентного права прекращается до истечения вышеуказанных предельных сроков правовой охраны.

Отметим, что личные неимущественные права авторов - как объектов авторского права, так и объектов патентного права - охраняются бессрочно.

Общие правила в отношении сроков правовой охраны различных видов средств индивидуализации не установлены.

Правовая охрана фирменного наименования может действовать в течение всего срока деятельности юридического лица, за исключением случаев, когда правообладатель решит его изменить либо его понудят к этому в установленном законом порядке вследствие нарушения предъявляемых к нему требований.

Правовая охрана товарного знака (знака обслуживания) по существу может действовать бессрочно, необходимо лишь раз в десять лет своевременно продлевать срок действия правовой охраны.

Правовая охрана наименования места происхождения товара также может действовать бессрочно, однако его существование зависит от сохранения природных условий и (или) людских факторов географического объекта и от возможности производить товар с соответствующими особыми свойствами. Действие же исключительного права зависит от своевременности продления срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара.

Действие исключительного права на коммерческое обозначение и, соответственно, его правовая охрана прекращаются, если правообладатель не использует коммерческое обозначение непрерывно в течение года.

 

Прекращение правовой охраны

 

Правовая охрана средств индивидуализации может быть прекращена и досрочно.

Так же как и правовая охрана объектов патентного права, правовая охрана средств индивидуализации может быть прекращена, если она была предоставлена с нарушением установленных требований. Кроме того, правовая охрана товарных знаков (знаков обслуживания) может быть прекращена досрочно, если они не использовались непрерывно в течение трех лет.

 

Содержание и ограничения исключительного права

 

По общему правилу содержание исключительного права составляют правомочия пользования, распоряжения и право на запрет третьим лицам использовать соответствующий объект без разрешения правообладателя.

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается законом лишь в строго определенных случаях. Такие случаи использования без согласия правообладателя представляют собой ограничение исключительного права. Подобное использование может сопровождаться выплатой вознаграждения правообладателю или осуществляться без выплаты соответствующего вознаграждения. Ограничения такого рода применяются в отношении объектов авторского права и объектов патентного права. В отношении средств индивидуализации такие случаи законом не предусмотрены.

Применительно к средствам индивидуализации ограничением исключительного права условно можно считать применение принципа исчерпания права для товарных знаков и знаков обслуживания. В соответствии с этим принципом не считается нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (ст. 1487 ГК РФ).

В отношении некоторых средств индивидуализации установлены ограничения распоряжения исключительным правом. Так, закон запрещает распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, наименование места происхождения товара. Правообладатель вправе лишь сам использовать эти средства индивидуализации.

Имеются ограничения на предоставление права использования товарного знака, в состав которого входит в качестве неохраняемого элемента охраняемое наименование места происхождения товара.

Не допускается отчуждение исключительного права на товарный знак (знак обслуживания), если такое отчуждение может ввести потребителя в заблуждение относительно производителя или товара. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.

 

§ 4. История правовой охраны средств индивидуализации

 

Наименование места происхождения товара. Использование в качестве индивидуализирующего средства указания на место производства (происхождения) товара началось гораздо раньше, чем использование товарного знака или фирменного наименования. Это использование началось с общественным разделением труда и появлением товарообмена. Для наиболее полной характеристики свойств товара было принято указывать, из какой местности появился товар (или другими свойствами - в какой местности находится изготовитель этого товара). Имеются свидетельства того, что в античный период использовались обозначения, представляющие собой указания происхождения товара.

Так, например, достаточно широко известны коринфские и родосские вина, сицилийский мед, паросский и каррарский мрамор, египетские финики <1>. В начале XVIII в. появились обозначения (указания), которые используются и сейчас и которые известны большому числу современных потребителей. Очевидно, что имеют всемирную известность вина Анжу, Бордо, Бургундии, Кьянти, Прованса, Риохи, Шампани, Эльзаса, шелка Персии и Китая и оливковое масло Прованса <2>. Среди популярных указаний происхождения - шотландский виски, ямайский и кубинский ром, русская водка, бельгийское, голландское, датское, баварское пиво, китайский и цейлонский чай, колумбийский и бразильский кофе, кленовый сироп из Квебека (Канада), рис из Пьемонта, Камари, Таиланда, Индии и Ирана, апельсины Испании, Марокко, Южной Африки, грейпфруты и авокадо Израиля, египетский и македонский табак, гаванские сигары, парижские духи, ковры Ирана, Кавказа, Китая, Туркестана и Пакистана <3>.

--------------------------------

<1> Горленко С.А. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров. М.: ИНИЦ Роспатента, 2001.

<2> Корчагин А.Д., Джермакян В.Ю., Полищук Е.П. и др. Перспективы развития российского законодательства о промышленной собственности / Под общ. ред. А.Д. Корчагина. М.: ИНИЦ Роспатента, 2002. С. 272.

<3> Vietian A.D. Appellations di-origine. Indications de provenance. Indications di-origine. Paris, 1988.

 

Очевидно, что индивидуализация товара с помощью географического указания, известного многим потребителям, была для производителей и продавцов весьма привлекательной. В целях предотвращения использования указаний происхождения товара лицами, не имеющими никакого отношения к такой местности, "истинные" производители стремились защитить их с помощью государства на законодательном уровне. Такие охраняемые указания (или названия) стали вносить в специальные реестры, которые велись от имени государства. Постепенно термин "указание происхождения товара" стал трансформироваться в термин "наименование места происхождения товара" при наличии у товара особых, уникальных свойств.

По мере развития рыночных отношений появлялось большое количество товаров, маркированных указаниями происхождения (наименованиями мест происхождения товаров), реально существующими, но при этом указанные товары там не производились, что вводило потребителей в заблуждение. Такая ситуация, безусловно, требовала правового регулирования, причем комплексного, а не эпизодического или частичного.

Следует отметить, что долгое время во многих странах в гражданском законодательстве отношения, связанные с наименованиями мест происхождения товаров, не регулировались. В значительном числе стран и в настоящее время наименования мест происхождения товаров не охраняются. Правда, в таких странах охраняются другие виды индивидуализирующих обозначений - географические указания, указания происхождения.

Старейший международный договор в области охраны объектов промышленной собственности - Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. Первоначально в этой Конвенции наименования мест происхождения товаров даже не упоминались. Только в 1911 г. на Вашингтонской конференции по ее пересмотру в текст Конвенции вошло упоминание такого объекта, как "указания происхождения", а в 1925 г., на следующей конференции по пересмотру Парижской конвенции, в качестве одного из объектов были названы "наименования мест происхождения".

Включение этих объектов в Конвенцию само по себе не повлекло для стран - участниц Конвенции обязательств по обеспечению их охраны. Это обязательство основано на других нормах Конвенции, относящихся к указаниям происхождения, учитывая, что наименования мест происхождения являются особым видом указаний происхождения. Основываясь на положениях Конвенции, действовавших до 1934 г., довольно сложно было наложить арест на товары, на которых (говоря современным языком) незаконно использовались указания происхождения. Необходимо было доказать, что такое обозначение является указанием происхождения, а также подтвердить его ложность или истинность. В определенной степени эта ситуация была дополнительно урегулирована в 1958 г., но вновь введенных положений было недостаточно для признания использования незаконным, если оно осуществлялось посредством рекламы, деловых бумаг и сопроводительных документов.

Для целей защиты указаний происхождения может быть использована и еще одна норма Конвенции, обязывающая государства предусматривать эффективные средства судебной защиты и разрешать заинтересованным лицам действовать соответствующим образом с целью пресечения ложных указаний. Таким образом, имеющегося в рамках Конвенции правового регулирования явно недостаточно для разрешения всех вопросов и спорных ситуаций, связанных с указаниями происхождения и наименованиями мест происхождения товаров. Работа по урегулированию этих вопросов, в том числе и в рамках Парижской конвенции, не прекращалась и не прекращается.

В 1891 г. было заключено Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах. Установленные Соглашением механизмы защиты указаний происхождения, безусловно, явились более полными и эффективными. Это, в свою очередь, сыграло положительную роль в укреплении правовой охраны наименований мест происхождения товаров. Мадридское соглашение наложило на страны-участницы обязанность запрещать при продаже, введении в хозяйственный оборот или предложении товаров к продаже употребление любых обозначений, имеющих рекламный характер и способных ввести общественность в заблуждение относительно происхождения этих товаров путем помещения данных обозначений на вывесках, в объявлениях, счетах, картах вин, торговой корреспонденции или бумагах либо в любых других торговых сообщениях или рекламе.

Параллельно с внесением изменений и дополнений в Парижскую конвенцию многими заинтересованными странами под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности велась работа по созданию специального международного соглашения, которое явилось бы, с одной стороны, базой для создания национальных законодательств, с другой - было бы направлено на гармонизацию национальных положений об охране географических указаний в целом и об охране наименований мест происхождения товаров в частности.

Принятое по итогам данной работы в 1958 г. Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации направлено на обеспечение охраны наименований мест происхождения товаров на территориях стран-участниц. Именно в этом Соглашении дано самое полное и вместе с тем наиболее четкое определение наименования места происхождения товара, чего так долго не было сделано ни в национальных законах, ни в международных соглашениях. Это определение с небольшими модификациями было воспринято некоторыми национальными законами. Кроме того, с незначительными изменениями оно было перенесено в разработанный в 1975 г. Всемирной организацией интеллектуальной собственности Типовой закон для развивающихся стран о наименованиях происхождения и указаниях происхождения. Лиссабонское соглашение является регистрационным, это означает, что предоставление правовой охраны возможно только после осуществления уполномоченным органом необходимых регистрационных действий.

Вместе с тем в отличие от существующих национальных регистрационных систем предусмотренная этим Соглашением система не устанавливает какого-либо рассмотрения (экспертизы) заявок. Содержащиеся в поданных заявках обозначения регистрируются в Международном реестре. Соглашение не устанавливает срока охраны наименований мест происхождения товаров. Основным условием и регистрации, и продолжения действия международной охраны является признание и действие права на наименование места происхождения товара в стране его происхождения. Регулирование большей части вопросов, связанных с охраной наименований мест происхождения товаров, Соглашение относит к компетенции стран-участниц.

Вслед за появлением Лиссабонского соглашения начался достаточно активный (по сравнению с предшествующим) период формирования национального законодательства о наименованиях мест происхождения товаров, а в промышленно развитых странах - изменения и дополнения национального законодательства. Так, в 1965, 1967, 1969 гг. появились соответствующие законы Израиля, Болгарии и Бразилии, в 1975 - Мексики, в 1976 - Алжира, в 1980 - Аргентины, в 1982 - Кубы.

В ходе дальнейшей эволюции правовой охраны наименований мест происхождения товаров и их защиты в большей степени уделяется внимание правовому регулированию соответствующих отношений на многостороннем (также на двустороннем) уровне.

Значительное место в соответствующей нормативной правовой базе занимают нормативные правовые акты, принимаемые в рамках европейских экономических сообществ. Регламентация осуществляется в рамках директив, регламентов и инструкций.

Механизмы, заложенные в этих документах, учитывают многолетний опыт охраны наименований мест происхождения товаров в европейских странах. Они учитывают проблемы, возникавшие перед производителями, маркировавшими этими обозначениями свою продукцию, когда они сталкивались с незаконным использованием этих наименований, а также проблемы компетентных органов, уполномоченных выдавать разрешения на использование охраняемых наименований мест происхождения товаров. С созданием единого экономического пространства Европейского союза встала проблема использования тождественных наименований, традиционно охранявшихся в двух и даже более странах.

Значительную стимулирующую роль в появлении этих документов сыграл и возросший интерес потребителей к гарантированному качеству продукции.

Одним из наиболее значительных документов ЕС явился Регламент по вопросам правовой охраны географических указаний и наименований мест происхождения сельскохозяйственных и пищевых продуктов N 2081/92, вступивший в силу в 1993 г. и действовавший до принятия Регламента Совета ЕС от 20 марта 2006 г. N 510/06 "Об охране географических указаний и наименований мест происхождения сельскохозяйственных и продовольственных продуктов".

На процесс эволюции правовой охраны наименований мест происхождения товаров значительное влияние оказало и продолжает оказывать заключенное в 1994 г. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). Это Соглашение ввело дополнительную по сравнению с Парижской конвенцией правовую охрану для географических указаний и, соответственно, для наименований мест происхождения товаров.

История развития отечественного законодательства, регулирующего отношения, связанные с наименованиями мест происхождения товаров, не столь обширна. Первое явное указание на охрану наименования места происхождения (без указания на товар) со стороны государства появилось в Положении о товарных знаках, утвержденном Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий 8 января 1974 г. В Положении было установлено, что обозначение, элементом которого является наименование места происхождения, может быть зарегистрировано в качестве товарного знака только в том случае, если заявитель представит документ вышестоящей организации, подтверждающий его право на пользование этим наименованием места происхождения. В отношении иностранных граждан и юридических лиц была предусмотрена возможность предоставления ими другого документа, подтверждающего право пользования наименованием места происхождения.

В 1992 г. при принятии пакета российских законов, относящихся к интеллектуальной собственности, отношения, связанные с наименованиями мест происхождения товаров, получили комплексное регулирование.

Значительная часть статей (с 30-й по 48-ю) Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках) полностью или частично была посвящена регулированию порядка и условий возникновения правовой охраны наименования места происхождения товара, определению понятия и признаков этого объекта, условиям использования этого средства индивидуализации, основаниям прекращения правовой охраны наименования места происхождения и прекращения права пользования им, вопросам ответственности за незаконное использование наименования места происхождения товара.

Закон определил подход к предотвращению возникновения конфликта между правами на товарный знак и наименование места происхождения товара.

В 2002 г. в Закон были внесены изменения и дополнения, относящиеся к наименованиям мест происхождения товаров. В частности, была расширена область применения отказа в регистрации товарного знака в связи с имеющейся правовой охраной наименования места происхождения товара. Значительные изменения были внесены в определение самого наименования места происхождения товара как объекта интеллектуальной собственности. Внесены изменения в признаки субъекта, которому может быть предоставлено исключительное право пользования наименованием места происхождения товара, - было снято требование о том, что юридическое или физическое лицо должно находиться в границах географического объекта.

Часть четвертая ГК РФ восприняла положения ранее действовавшего законодательства практически без изменений. Имеют место лишь некоторые юридико-технические и редакционные изменения. Вместе с тем Кодекс более четко и последовательно регулирует основания и последствия оспаривания и признания недействительной правовой охраны наименования места происхождения товара в целом или только предоставление права использования ранее зарегистрированного наименования (п. 1 ст. 1535). Аналогичные нормы в прежнем законодательстве отсутствовали <1>. Кодекс более подробно и четко регулирует гражданско-правовую ответственность за незаконное использование наименования места происхождения товара. Предусмотренные Кодексом условия применения гражданско-правовых мер ответственности соответствуют требованиям Минского соглашения (ст. ст. 11 - 22) <2> и Соглашения ТРИПС (ст. ст. 45 и 46).

--------------------------------

<1> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского; вступ. ст. В.Ф. Яковлева; Иссл. центр частн. права. М.: Статут, 2008. С. 695.

<2> Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, утвержденное Правительством РФ от 15 октября 2001 г. N 726 (СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4105). Официальный текст Соглашения на русском языке опубликован в "Бюллетене международных договоров" (2002. N 3). Данное Соглашение заключено государствами - участниками СНГ. Оно основано на Соглашении о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности от 12 марта 1993 г., Договоре о проведении согласованной антимонопольной политики от 23 декабря 1993 г., а также на Соглашении о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 г. Целью Соглашения является координация и реализация совместных мер по осуществлению защиты прав потребителей и производителей от реализации товаров с использованием ложных товарных знаков и географических указаний, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

 

В 2015 г. на Дипломатической конференции по пересмотру международной системы регистрации наименований, определяющих место происхождения товаров, был принят Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях. Вступление в силу Женевского акта призвано расширить сферу действия Лиссабонского соглашения посредством распространения правовой охраны на географические указания (наряду с наименованиями мест происхождения товаров).

Женевский акт под географическим указанием понимает любое указание, охраняемое в любом государстве - члене данного акта, являющееся названием географического района, или иное указание, которое идентифицирует товар как происходящий из этого географического района, когда определенное качество, репутация или иное свойство товара обусловлены главным образом его географическим происхождением.

Принятие Женевского акта было необходимо в связи со сложившейся и расширяющейся практикой использования производителями товаров не только наименований мест происхождения, но и географических указаний в качестве обозначений для идентификации географического места происхождения товара.

Таким образом, очевидно, что процесс совершенствования законодательства о наименованиях мест происхождения товаров (географических указаний) будет продолжаться как на национальном, так и на международном уровне.

Товарный знак. На рубеже XVIII - XIX вв. ведущие позиции на рынке в качестве индивидуализирующего обозначения товаров занял товарный знак. В литературе высказаны различные точки зрения относительно момента возникновения, а также прообраза товарных знаков. В Римской империи жители ее отдаленных провинций благодаря клеймам, нанесенным на масляные лампы, могли повторять заказы на те лампы, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны по сравнению с аналогичными изделиями других ремесленников <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мельников В.М. Товарные знаки за рубежом в канун XXI века. М., 2002. С. 3.

 

Некоторые авторы зарождение товарных знаков связывают с проведением рыцарских турниров, а в качестве прообраза товарных знаков рассматривают гербы. В Средние века проводились турниры, на которых рыцари сражались между собой в доспехах и с закрытыми забралами, в связи с чем возникла потребность идентифицировать участников ристалищ. В связи с этим на рыцарских щитах появились гербы, регистрировавшиеся герольдами, которые можно считать прообразами товарных знаков.

Другие авторы в качестве прообраза товарных знаков рассматривают такие обозначения, как тамга и клеймо. Тамга представляет собой знак принадлежности, знак личной или групповой собственности. Указанное обозначение использовалось для того, чтобы отличать свои вещи от чужих.

Тамги выдавливали на посуде, выжигали на теле коров и лошадей, вырезали на ушах мелкого рогатого скота, высекали на камнях и чурбанах, которые ставили у границ земельных владений. С развитием ремесла и торговли из тамги выделилось такое обозначение, как клеймо.

Клеймо использовалось мастерами-ремесленниками для выделения изготовленной ими продукции из массы однородной. Людям было небезразлично, чьи товары они покупают, поскольку умение и репутация отдельных мастеров были различными. Еще большее значение клеймо приобрело, когда между изготовителем и покупателем появился посредник - купец, порой увозивший товар далеко от места его производства. В этом случае только клеймо указывало на производителя реализуемой продукции. Таким образом, клеймо уже в те времена выполняло функции, присущие в настоящее время товарному знаку, в том числе самую главную - функцию индивидуализации. Клеймо отличало товары одних производителей от однородных товаров других производителей.

Появление первого законодательного акта, относящегося к товарным знакам, датируют 1266 г. Этот акт был принят английским парламентом и устанавливал обязанность каждого пекаря проставлять на своем изделии определенный идентифицирующий изготовителя знак <1>.

--------------------------------

<1> См.: Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность: Законодательство и практика его применения: Учеб. пособие. М., 1997. С. 79.

 

Использование обозначений для индивидуализации товаров и производителей резко возросло при развитии капиталистического способа производства. Со временем оно начало получать государственную поддержку в виде предоставления им правовой охраны, установления уголовной и гражданской ответственности за использование чужих товарных знаков.

В конце XIX в. во многих зарубежных странах появились законы, регламентирующие систему правовой охраны товарных знаков. Например, во Франции такой закон был принят в 1857 г., в Великобритании - в 1883 г., в Германии - в 1894 г.

В 1830 г. в России был принят первый закон, относящийся к товарным знакам, который назывался "О товарных клеймах", а в 1896 г. был принят новый, более совершенный по сравнению с предшествующим, Закон "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)".

Необходимость приобретения прав на товарный знак за рубежом повлекла принятие ряда базовых международно-правовых актов. В 1883 г. была подписана Парижская конвенция об охране промышленной собственности, а в 1891 г. было заключено Мадридское соглашение о международной регистрации фабричных и товарных знаков.

Под влиянием социально-экономических факторов и норм международных соглашений национальные законы претерпевали определенные изменения. Выше упоминался российский закон о товарных знаках 1896 г. Это был второй законодательный акт, касающийся клейм - прообраза товарных знаков. Закон "О товарных клеймах", в силу новизны предмета регулирования, носил довольно общий характер и не давал четкого определения товарного клейма, но содержал указание на обязанности владельцев товарных клейм, устанавливал ответственность за подделку чужого клейма. В отличие от него Закон 1896 г. содержал определение товарного знака, существо которого сохранилось и до настоящего времени, - это "всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев".

В качестве товарных знаков могли быть заявлены клейма, пломбы, печати, тавры, капсюли, мешки (вытканные и вышитые


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: