Дискуссия. До введения в действие части четвертой ГК РФ дискуссионным являлся вопрос о возможности распоряжения исключительным правом на фирменное наименование

Так, в п. 12 Положения о фирме говорилось о том, что право на фирму не может быть отчуждено отдельно от предприятия. В случае перехода предприятия к новому владельцу таковой может пользоваться прежней фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников и лишь при условии добавления к ней указания на преемственную связь.

Пункт 1 ст. 1027 ГК РФ предусматривал, что по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Вместе с тем с момента введения в действие части четвертой ГК РФ был введен запрет на распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (изменения были внесены и в п. 1 ст. 1027 ГК РФ с исключением права на фирменное наименование из предмета договора коммерческой концессии).

В настоящее время юридические лица не вправе ни отчуждать право на фирменное наименование, ни предоставлять иным лицам право использовать фирменное наименование.

Запрет на отчуждение фирменного наименования вызван, как представляется, тем, что фирменное наименование является не только средством индивидуализации юридического лица, непосредственно связанным с этим лицом, но и тем названием, при наличии которого юридическое лицо только и может существовать.

Вместе с тем нельзя не отметить, что законом установлен запрет на любые способы распоряжения исключительным правом, а соответственно, не только на отчуждение исключительного права (которое и фактически невозможно, поскольку фирменное наименование неразрывно связано с юридическим лицом), но и на предоставление права использовать фирменное наименование какими-либо способами.

Между тем необходимость и обоснованность этого запрета не столь очевидна.

Он распространяется на предоставление права использовать фирменное наименование любыми способами и любым лицам, в том числе связанным с правообладателем, например его дочерним обществам (предприятиям).

При этом вряд ли можно признать вводящим в заблуждение контрагентов использование дочерними обществами фирменного наименования материнской компании с какими-либо уточняющими дополнениями (например, с указанием населенного пункта, в котором дочернее общество осуществляет деятельность).

Следует отметить, что с практической точки зрения запрет на предоставление права использовать фирменное наименование не означает безусловной невозможности создания юридических лиц со сходными названиями, поскольку при регистрации юридических лиц совпадение (полное или частичное) фирменного наименования регистрируемого юридического лица с охраняемыми фирменными наименованиями не проверяется, а в силу п. 4 ст. 1474 ГК РФ с требованием прекратить использование фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения с фирменным наименованием правообладателя, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемых правообладателем, и возместить причиненные убытки вправе обратиться в суд только сам правообладатель (а вряд ли можно представить себе ситуацию, когда правообладатель - материнская компания - обратится в суд с подобным иском к дочерней организации).

 

Вопросы по теме

 

1. С какого момента возникает исключительное право на фирменное наименование?

2. Кто может быть субъектом исключительного права на фирменное наименование?

3. Каким образом защищается право на наименование некоммерческой организации?

4. Какие существуют требования к фирменным наименованиям?

5. Какие действия признаются нарушением исключительного права на фирменное наименование и какие за это установлены последствия?

 

Рекомендуемая литература

 

Еременко В.И. О проблемах соотношения фирменных наименований и коммерческих обозначений в части четвертой Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2009. N 12.

Еременко В.И. Фирменные наименования и коммерческие обозначения: мифы и реальность // Законодательство и экономика. 2015. N 11.

Рожкова М., Ворожевич А. Фирменное наименование - "чужой" среди объектов интеллектуальных прав // Хозяйство и право. 2014. N 10.

Тимонин Д.А. Возникновение права на фирменное наименование: исторический аспект // История государства и права. 2006. N 6.

Филиппова С.Ю. Фирменное право России. М.: Статут, 2016.

 

Глава 8. ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОММЕРЧЕСКИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

§ 1. Понятие и признаки коммерческого обозначения

 

Коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (в том числе и коммерческих организаций, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальных предпринимателей, которые могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий.

Коммерческое обозначение - это известное на определенной территории средство индивидуализации одного или нескольких предприятий, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которое не является фирменным наименованием и не подлежит обязательной государственной регистрации.

В отличие от фирменного наименования юридического лица, использование которого является для него обязательным, коммерческое обозначение представляет собой факультативное средство индивидуализации и призвано индивидуализировать предприятие как объект права <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Статья В.И. Еременко "Правовое регулирование коммерческих обозначений в соответствии с частью четвертой ГК РФ" включена в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 2008, N 4.

<1> Еременко В.И. Правовое регулирование коммерческих обозначений в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Законодательство и экономика. 2015. N 11. С. 7 - 15.

 

Коммерческое обозначение в качестве охраняемого объекта и самостоятельного средства индивидуализации стало рассматриваться сравнительно недавно. До этого оно во многом отождествлялось с фирменным наименованием. Так, Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. не разделяет эти средства индивидуализации.

Отождествление фирменного наименования и коммерческого обозначения в качестве одного и того же средства индивидуализации до сих пор имеет место в отдельных источниках <1>. В комментарии Г. Боденхаузена к Парижской конвенции по охране промышленной собственности содержится определение данного понятия. Под коммерческим обозначением понимается наименование, принятое коммерческим предприятием (юридическим или физическим лицом) для обозначения себя на рынке и для отличия от других предприятий, т.е. оно должно обладать отличительной способностью <2>.

--------------------------------

<1> Так, С.А. Судариков предлагает признавать "термины "фирменные наименования" и "коммерческие обозначения" в качестве синонимов и для соответствия Парижской конвенции к ним должны применяться только статьи 1538 - 1541, но не статьи 1473 - 1475 Гражданского кодекса Российской Федерации". См.: Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Проспект, 2010. С. 226.

<2> Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий. М., 1997.

 

По мнению А.Л. Маковского, само понятие "коммерческое обозначение" гораздо больше соответствует Парижской конвенции, установившей, что "le nom commercial (от англ. "trade name") sera protege..." (ст. 8), а не наименование юридического лица <1>, т.е. не фирменное наименование. По мнению Л.П. Зуйковой, коммерческое обозначение в большей степени отвечает признакам фирменного наименования, приведенным в ст. ст. 8, 9 Парижской конвенции, чем само фирменное наименование <2>.

--------------------------------

<1> Маковский А.Л. Американская история // Вестник гражданского права. 2007. N 1 // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Зуйкова Л.П. Промышленная собственность предприятий на перекрестке законов. Комментарий к части четвертой ГК РФ // Экономико-правовой бюллетень. 2007. N 4 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Противоположной позиции придерживается В.И. Еременко, который считает, что закрепление в том виде положений о фирменных наименованиях и коммерческих обозначениях "противоречит международной практике. В государствах с развитым правопорядком фирменным наименованием считается название, под которым физическое или юридическое лицо обозначает предприятие, которое оно использует для идентификации своих отношений с клиентами в каком-либо конкретном секторе экономики. Поэтому фирменное наименование, являясь объектом интеллектуальной собственности, может передаваться, т.е. быть предметом оборота, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает. Именно в этом смысле используется понятие "фирменное наименование" (nom commercial, trade name) в тексте ст. 8 Парижской конвенции, а также в законодательствах большинства стран мира. От фирменного наименования отличается коммерческое обозначение (denomination commercial, commercial name), указанное в ст. 2 (VIII) Конвенции 1967 г., учреждающей ВОИС, известное во многих странах под различными названиями, например вывеска (Испания, Италия, Португалия, Франция), вымышленное или неофициальное наименование (США), вторичный символ (Финляндия, Швеция), территориальная сфера действия которого ограничена местом нахождения предприятия, т.е. коммерческое обозначение имеет дополнительное к фирменному наименованию значение" <1>.

--------------------------------

<1> Еременко В.И. О правовой охране фирменных наименований в России // Законодательство и экономика. 2006. N 5. С. 25 - 31; Переходные положения к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Адвокат. 2007. N 4 (СПС "КонсультантПлюс").

 

Е.А. Суханов предлагает содержание термина "коммерческое обозначение" вывести из ст. 6bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности <1>. Его поддерживает А.А. Иванов <2>, в определенной части В.В. Витрянский <3> и опровергает С.А. Бобков <4>, утверждая, что положения ст. 6bis Парижской конвенции об охране промышленной собственности не подходят в качестве нормативной базы для коммерческого обозначения <5>.

--------------------------------

<1> Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996. С. 247.

<2> Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1997. С. 630.

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг" (книга 3) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание исправленное и дополненное).

<3> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2003.

<4> Бобков С.А. Коммерческое обозначение как объект исключительных прав // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 136 - 143.

<5> См. подробный анализ позиций относительно определения коммерческого обозначения в международных договорах: Клочун К.Г. Исключительное право на коммерческое обозначение в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2007.

 

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. определила коммерческое обозначение как средство индивидуализации предприятия, а фирменное наименование - как средство идентификации самого лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Вместе с тем при отсутствии национального регулирования однозначный подход к правовой сущности коммерческого обозначения как средства индивидуализации долгое время отсутствовал.

Анализ отечественной юридической литературы позволяет выделить три основных сложившихся подхода к пониманию сущности коммерческого обозначения <1>.

--------------------------------

<1> Городов О.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Статут, 2011. С. 469 - 479.

 

1) коммерческое обозначение является общеизвестным незарегистрированным наименованием <1>;

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (5-е издание, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики).

<1> Л.А. Трахтенгерц рассматривала коммерческое обозначение как "применяемое предпринимателем общеизвестное незарегистрированное наименование". По мнению И.А. Зенина, "коммерческое обозначение представляет собой незарегистрированное, но общеизвестное наименование предпринимателя или результатов его деятельности, охраняемое без специальной регистрации именно в силу его общеизвестности". См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996. С. 616; Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 2. Полутом 1. М., 1999. С. 625.

 

2) коммерческое обозначение представляет собой средство индивидуализации предприятия как имущественного комплекса;

3) коммерческое обозначение - собирательное понятие, охватывающее группу средств индивидуализации продукции.

В российском праве коммерческое обозначение впервые было упомянуто в части второй ГК РФ (гл. 54) в качестве предмета договора концессии, однако законодатель не раскрывал это понятие, не указывал на отличие коммерческого обозначения от других объектов исключительных прав - фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания <1>.

--------------------------------

<1> См.: Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности: Учебник / Г.Ф. Ручкина и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2016 (сер. 61. Бакалавр и магистр. Академический курс).

 

Положения о правовой охране коммерческих обозначений впервые были предусмотрены в части четвертой Гражданского кодекса, что позволило определить место коммерческого обозначения среди средств индивидуализации.

Коммерческое обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).

Коммерческое обозначение обладает следующей совокупностью признаков, которая отличает его от других средств индивидуализации:

1) различимость - возможность идентифицировать предприятие, отождествлять его с конкретными видами деятельности или услугами, которые оно осуществляет, соотносить его в конечном счете с определенным хозяйствующим субъектом;

2) отсутствие требования об обязательной регистрации;

3) известность коммерческого обозначения на определенной территории;

4) использование правообладателем для индивидуализации предприятия путем размещения на вывесках, упаковке, бланках, товарах и т.д.;

5) коммерческое обозначение не совпадает с фирменным наименованием правообладателя <1>.

--------------------------------

<1> См. комментарий к ст. 1538 ГК РФ // Гражданский кодекс Российской Федерации: Фирменное наименование. Товарный знак. Место происхождения товара. Коммерческое обозначение. Постатейный комментарий к главе 76 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2015.

 

Также коммерческое обозначение не должно при его использовании вводить в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу (не допускается использование коммерческого обозначения, сходного до степени смешения со средствами индивидуализации, принадлежащими другим лицам, и исключительные права на которые возникли ранее).

Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения (п. 2 ст. 1538 ГК РФ).

Коммерческое обозначение индивидуализирует предприятие как имущественный комплекс.

Дискуссия. В юридической литературе встречаются подходы, согласно которым коммерческое обозначение понимается более широко. Так, некоторые исследователи приходят к выводу, что коммерческим может быть признано любое обозначение, индивидуализирующее предпринимательскую деятельность лица и не подпадающее под правовой режим других средств индивидуализации <1>.

--------------------------------

<1> Так, Д.А. Шишкин пишет, что согласно наиболее распространенной в мировой практике точке зрения коммерческое обозначение представляет собой не совпадающее с товарным знаком средство индивидуализации собирательного внешнего проявления предпринимательской деятельности. См.: Шишкин Д.А. Фирменные наименования и коммерческие обозначения в законодательстве зарубежных стран // Российская юстиция. 2009. N 3. С. 131 - 133.

 

Менее радикальный подход заключается в том, что коммерческое обозначение служит целям индивидуализации модели организации предпринимательской деятельности. Под моделью при этом будет пониматься организация предпринимательской деятельности, характерная для предоставления определенного вида услуг. Такая модель формируется при использовании конкретного имущественного комплекса или нескольких таких комплексов. Имущественный комплекс включает в себя минимально необходимое имущество (включая имущественные права, права на результаты интеллектуальной деятельности) для осуществления предпринимательской деятельности. Например, интернет-магазин представляет модель организации предпринимательской деятельности и включает в себя имущественный комплекс, состоящий из серверов, программного обеспечения и других объектов, а также порядок осуществления логистики товаров между складом, интернет-магазином и покупателем. В этом случае коммерческое обозначение индивидуализирует модель организации деятельности интернет-магазина, основанную на определенном имущественном комплексе <1>.

--------------------------------

<1> А.А. Тюлькин предлагает в качестве коммерческого обозначения понимать ставшее известным на определенной территории обозначение, которое индивидуализирует модель организации предпринимательской деятельности, основанную на определенном имущественном комплексе, а также сам имущественный комплекс, если он является готовым результатом предпринимательской деятельности и объектом, подлежащим предоставлению в пользование или отчуждению. См.: Тюлькин А.А. Содержание объекта, индивидуализируемого коммерческим обозначением // Вестник Пермского университета. 2014. N 1. С. 226 - 233.

 

Судебная практика исходит из того, что обозначение может быть признано коммерческим обозначением в том случае, если оно используется лицом в целях индивидуализации предприятия. При этом, принимая во внимание положение ст. 132 ГК РФ, под предприятием понимается имущественный комплекс, относящийся к недвижимому имуществу. Таким образом, если у лица отсутствует объект, подходящий под законодательное определение "предприятие", то и используемое им обозначение не может быть признано в качестве коммерческого <1>.

--------------------------------

<1> Постановление 9 ААС от 5 мая 2016 г. по делу N А40-138017/13.

 

Закон прямо не указывает, в какой форме может существовать коммерческое обозначение, что не исключает его выражение как в словесной форме, так и в изобразительной, комбинированной и иных (звуковых, световых) формах. Вместе с тем в российской цивилистике существует мнение, согласно которому коммерческое обозначение должно быть выражено исключительно в словесной форме <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Гражданское право: Учебник. В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2010. Т. 3. С. 313; Городов О.А. Указ. соч. С. 471.

 

Зарубежному законодательству также знакомо коммерческое обозначение как средство индивидуализации предприятия, однако в большинстве стран право на коммерческое обозначение не признается исключительным, а защита осуществляется не в соответствии с нормами об интеллектуальной собственности, а исходя из норм о пресечении недобросовестной конкуренции (Франция, Германия) либо в соответствии с нормами корпоративного права (США, Великобритания).

Во Франции еще в XVIII в. для индивидуализации торгового предприятия использовались особенные наименования предприятия. Обычно для этого служило какое-нибудь громкое, бросающееся в глаза и легко запоминающееся обозначение - "Au Bon Marche, Maison Luxe" <1>. Данное наименование переходило с предприятием в качестве принадлежности последнего.

--------------------------------

<1> Данилова Е.И. Фирма и название предприятия. Пг., 1915. С. 16.

 

Хотя в настоящее время во Франции Кодекс об интеллектуальной собственности не определяет коммерческое обозначение как объекты исключительных прав, однако коммерческое обозначение используется исходя из обычаев делового оборота зачастую в качестве вывески предприятия и может состоять из названия фирмы или патронимического имени (в случае, если это индивидуальный предприниматель), названия улицы, иных обозначений, логотипов, эмблем <1>.

--------------------------------

<1> Nom commercial, raison ou  sociale, enseigne: quelles ? // Le site official de l'administration  // http://vosdroits.service-public.fr/professionnels-entre-prises/F23283.xhtml (30.07.2016).

 

Как отмечает Д.А. Шишкин <1>, "...во французском праве имеется самостоятельное понятие вывески, которое фактически схоже с понятием коммерческого обозначения. Так как разграничение между этими средствами индивидуализации является нечетким, положение рассматриваемых объектов на практике создает немалую путаницу".

--------------------------------

<1> Шишкин Д.А. Фирменные наименования и коммерческие обозначения в законодательстве зарубежных стран // Российская юстиция. 2009. N 3. С. 13 - 19.

 

Коммерческие обозначения во Франции характеризуются территориальной ограниченностью и степенью известности в определенной сфере деятельности. При возникновении спора Торговые суды Франции рекомендуют при сомнении искать степень различия в осуществляемой деятельности, клиентской области и различности территории <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Свищева Е.И. Проблемы использования коммерческих обозначений для индивидуализации предприятий: на примере Франции и России: Материалы III Международного научного конгресса "Предпринимательство и бизнес в условиях экономической нестабильности" (24 - 25 июня 2015 г.) / Финансовый университет при Правительстве РФ, кафедра "Экономика организации". М.: Научный консультант, 2015. С. 20.

 

Самостоятельное существование названия предприятия наряду с иными средствами индивидуализации признает немецкое законодательство и литература, в частности К. Маркс в работе "Etablisset-nentsname" указывал, что "название предприятия имеет значение только для лиц, посещающих данное заведение, но не для ведущих с его владельцем письменные сношения" <1>. Признание наименования предприятия в качестве одного из средств индивидуализации (наряду с фирмой и др.) вытекает из положений германского законодательства, в частности Закона о недобросовестной конкуренции от 7 июня 1909 г. <2>. Согласно положениям § 16 указанного Закона в качестве самостоятельных средств индивидуализации рассматривалось не только название предприятия, но и особые обозначения коммерческого или промыслового предприятия. В свою очередь, к особым обозначениям коммерческого или промыслового предприятия относились такие знаки торгового предприятия, которые служат для отличия предприятия от других в деловых кругах (п. 3 § 16).

--------------------------------

<1> Данилова Е.Н. Фирма и название предприятия. С. 20.

<2> Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормативных актов: законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции: Учеб. пособие / Под ред. В.К. Пучинского, М.И. Кулагина. М.: Изд-во УДН, 1987. С. 211 - 223.

 

Закон ФРГ "О товарных знаках" относит к коммерческим обозначения, которые используются в коммерческом обороте как имя, фирма или особое обозначение торгового заведения либо предприятия. Исключительное право на коммерческое обозначение возникает при наличии у обозначения различительной способности, которая может быть присуща ему изначально либо приобретается в процессе использования обозначения в коммерческом обороте. Исключительное право на использование коммерческого обозначения по законодательству Германии ограничено по территории и деловой сфере предпринимательской деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Городов О.А. Субъекты прав на средства индивидуализации // Предпринимательское право. 2005. N 4 (СПС "Кодекс").

 

В США коммерческое обозначение индивидуализирует бизнес в целом, без привязки к имущественному комплексу и для индивидуальных предпринимателей, и для юридических лиц. На практике в США термин "trade name" аналогичен русскоязычному фирменному наименованию. Получается, что "trade name" объединяет в себе функции и коммерческого обозначения, и фирменного наименования, оставаясь в США одним универсальным средством индивидуализации <1>.

--------------------------------

<1> 6.20 Trade Names, Trademarks, and Other Marks Used in Commerce / Manual of Patent Examining Procedure (MPEP) Foreword // BitLaw: A free legal resource focusing on intellectual property (http://www.bitlaw.com/source/mpep/608_01_v.html).

 

В Великобритании, Канаде коммерческое обозначение индивидуализирует не только предприятие, но и индивидуальных предпринимателей, бизнес в целом. Согласно ст. 2 канадского Закона о товарных знаках 1985 г. коммерческое обозначение (trade name) есть имя, под которым ведется бизнес, независимо от того, совпадает оно или нет с наименованием корпорации, товарищества или именем индивидуального предпринимателя <1>.

--------------------------------

<1> Шишкин Д.А. Фирменные наименования и коммерческие обозначения в законодательстве зарубежных стран // Российская юстиция. 2009. N 3.

 

Обладателями исключительного права на коммерческое обозначение могут являться (п. 1 ст. 1538 ГК РФ):

1) юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность;

2) некоммерческие организации, которым право осуществления коммерческой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами;

3) индивидуальные предприниматели.

 

§ 2. Исключительное право на коммерческое обозначение:

основания возникновения, содержание, особенности

 

Момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение в законе точно не определен.

Коммерческие обозначения не подлежат государственной регистрации, сведения о них не подлежат включению в учредительные документы или реестры.

Обозначение признается коммерческим и охраняется в том случае, если оно обладает достаточными различительными признаками и его использование правообладателем для индивидуализации предприятия является известным в пределах определенной территории.

Использование коммерческого обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия должно быть достаточно известным в пределах определенной территории. В этом проявляется связь правообладателя с потребителями: только известное обозначение может претендовать на признание его коммерческим обозначением и, соответственно, только на такое обозначение возникает исключительное право.

Категория известности является неопределенной и оценочной. Закон не содержит четких указаний, по прошествии какого времени с начала использования и с какой интенсивностью обозначение должно использоваться, чтобы его можно было бы признать достаточно известным для предоставления ему правовой охраны. В науке высказывалась позиция определения момента возникновения исключительного права на коммерческое обозначение как момента признания обозначения известным по аналогии с общеизвестными товарными знаками уполномоченным государственным органом <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Рузакова О.А. Система договоров о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 10.

 

Судебная практика. В судебной практике сформулированы выводы, определяющие, раньше какого момента исключительное право на коммерческое обозначение не может возникнуть: право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 64 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

 

В ст. 1539 ГК РФ законодатель приводит открытый перечень способов использования коммерческого обозначения правообладателем. Так, правообладатель вправе использовать коммерческое обозначение любым не запрещенным законом способом, включая право:

- указывать коммерческое обозначение на вывесках;

- располагать коммерческое обозначение на бланках и внутренних документах предприятия;

- размещать на товарах или упаковке товаров, производимых предприятием;

- использовать в рекламе;

- размещать в объявлениях, в сети Интернет и др.

В отношении коммерческого обозначения его фактическое использование имеет огромное значение, поскольку такое использование обусловливает возникновение исключительного права на данное средство индивидуализации.

Для установления факта возникновения исключительного права на коммерческое обозначение у конкретного лица не все виды использования могут быть признаны в качестве достаточных для приобретения коммерческим обозначением известности на определенной территории.

Судебная практика. Например, размещение вывески с указанием соответствующего обозначения, внутренние документы организации об утверждении обозначения в качестве коммерческого, договоры, которые не свидетельствуют о непосредственном широком использовании обозначения на определенной территории, нельзя признать достаточными для возникновения права на коммерческое обозначение <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление СИП от 6 октября 2016 г. по делу N А41-102054/2015.

 

Для подтверждения известности обозначения, используемого для индивидуализации предприятия, в качестве обстоятельств, подтверждающих длительное и интенсивное использование, могут приниматься во внимание произведенные затраты на рекламу (копии публикаций из печатных изданий, имеющих большой тираж на территории Российской Федерации и содержащих соответствующие рекламные материалы), значительные объемы реализации товаров и оказания услуг под таким обозначением, результаты опроса потребителей продукции по вопросу известности обозначения на определенной территории, благодарственные письма, сертификаты, награды, дипломы, сведения о посещении интернет-сайта, где также используется спорное коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации предприятия <1>.

--------------------------------

<1> См.: решения СИП от 21 декабря 2015 г. по делу N СИП-527/2015; от 23 мая 2017 г. по делу N СИП-81/2017.

 

Исключительное право на коммерческое обозначение имеет ряд особенностей, связанных с природой самого коммерческого обозначения как средства индивидуализации. Коммерческое обозначение индивидуализирует именно предприятие правообладателя, следовательно, юридическая судьба исключительного права на коммерческое обозначение напрямую связана с индивидуализируемым предприятием.

Как следствие, правообладатель вправе распоряжаться своим исключительным правом на коммерческое обозначение, но это распоряжение сопряжено с передачей прав на предприятие.

Правообладатель вправе предоставить третьему лицу право временного использования коммерческого обозначения. Это возможно в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (например, правообладатель может предоставить арендатору за плату во временное пользование право на коммерческое обозначение, индивидуализирующее арендуемое предприятие).

Передача коммерческого обозначения для использования также возможна на основании договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ). В рамках этого соглашения правообладатель обязуется предоставить пользователю за плату на срок или без указания такового комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, который в том числе может включать право на коммерческое обозначение. В науке высказывалась позиция, что распоряжение правом на коммерческое обозначение является квалифицирующим признаком договора коммерческой концессии <1>.

--------------------------------

<1> Рузакова О.А. Система договоров о создании идеальных объектов и использовании исключительных прав на них. М., 2006.

 

Правообладатель также вправе распоряжаться исключительным правом на коммерческое обозначение путем отчуждения его в составе предприятия, для индивидуализации которого оно используется <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Рузакова О.А. Договоры о создании результатов интеллектуальной деятельности и распоряжении исключительными правами: Учебно-практич. пособие для магистров. М., 2017.

 

Исключительное право на коммерческое обозначение может переходить в порядке универсального правопреемства (п. 4 ст. 1539 ГК РФ):

- при реорганизации юридического лица исключительное право на коммерческое обозначение переходит к тому лицу, к которому переходит индивидуализируемый таким обозначением имущественный комплекс в результате реорганизации;

- в случае смерти индивидуального предпринимателя исключительное право на коммерческое обозначение также переходит в составе предприятия. Исходя из разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 85 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в этом случае наследник - физическое лицо - должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Специфика юридической связи коммерческого обозначения и индивидуализируемого предприятия также обусловливает территориальную привязку действия исключительного права на коммерческое обозначение.

В отличие от фирменного наименования в отношении коммерческого обозначения действует принцип территориальной определенности. На территории Российской Федерации действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1540 ГК РФ). В случае если имущественный комплекс располагается на территории другой страны, коммерческому обозначению данного предприятия правовая охрана на территории Российской Федерации не предоставляется.

Судебная практика. Лицо приобретает исключительное право на коммерческое обозначение только при выполнении следующих условий в совокупности:

- принадлежность такому лицу предприятия;

- нахождение такого предприятия на территории Российской Федерации;

- наличие достаточных различительных признаков коммерческого обозначения;

- известность употребления правообладателем данного коммерческого обозначения на определенной территории <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановления СИП от 28 февраля 2017 г. по делу N А40-199403/2015; от 3 октября 2016 г. по делу N А40-138017/2013.

 

При этом иностранное лицо должно также доказать наличие указанных выше обстоятельств (тем самым доказать территориальную привязку коммерческого обозначения). Ссылка иностранного лица на наличие исключительного права на коммерческое обозначение на территории иностранного государства сама по себе не является обоснованной в силу того, что установление нарушения права, имевшего место на территории иностранного государства, находится вне компетенции российского суда <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление СИП от 3 октября 2016 г. по делу N А40-138017/2013.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: